К делу №2-60/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Геленджик 22 июля 2020 года
Геленджикский городской суд Краснодарского края
в составе
председательствующего Дрепа М.В.
при секретаре Козмовой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Топоркова А.А. к Гаддар Л.В. об установлении границ земельного участка, по иску Гаддар Л.В. к Топоркову А.А. об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Топорков А.А. обратился в суд с иском к Гаддар Л.В. об установлении границ земельного участка, указав в обоснование требований, что является собственником земельного участка площадью 1135 кв.м, кадастровый № по адресу: г.Геленджик, с.Архипо-Осиповка, ул.<адрес> с расположенным на нем жилым домом общей площадью 69,4 кв.м. Согласно сведений ЕГРН, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Ответчику на праве собственности принадлежит смежный земельный участок площадью 635 кв.м. с кадастровым номером № по ул.<адрес> в с.Архипо-Осиповка, границы которого также не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В ходе проведения кадастровых работ по уточнению границ и площади принадлежащего истцу земельного участка, ответчик отказался подписать акт согласования границ земельного участка, в связи с чем, просит установить границы принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером № в соответствии со сведениями межевого плана от 17.09.2018г, подготовленного кадастровым инженером ООО «ЮжГео» К.
Гаддар Л.В. обратилась в суд с иском к Топоркову А.А. об установлении границ земельного участка, указав в обоснование требований, что ответчик отказывается подписывать акт согласования границ принадлежащего ей земельного участка площадью 635 кв.м. с кадастровым номером № по ул.<адрес> в с.Архипо-Осиповка г.Геленджика, в связи с чем просит признать согласованным местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № и установить границы земельного участка в координатах, описанных в межевом плане от 06.02.2020г, подготовленном кадастровым инженером С.
Определением Геленджикского городского суда от 21 июля 2020 года, гражданское дело по иску Гаддар Л.В. объединено в одно производство с делом по иску Топоркова А.А.
В судебном заседании Топорков А.А. и его представитель Нерадов Ю.А. поддержали требования по указанным в иске основаниям, просят установить границы земельного участка с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, с.Архипо-Осиповка, ул.<адрес> по варианту, предложенному экспертами в заключении судебно-землеустроительной экспертизы. С иском Гаддар Л.В. не согласны.
Ответчик Гаддар Л.В. и ее представитель Гримберг Н.В. иск не признали, просят удовлетворить иск Гаддар Л.В. по указанным в иске основаниям.
Представитель 3-го лица - Управления Росреестра по Краснодарскому краю просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель 3-го лица - Администрации МО город-курорт Геленджик, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился без уважительных причин, и суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ вне зависимости от оснований проведения кадастровых работ, разрешаются в судебном порядке с участием правообладателей всех вовлеченных в спор земельных участков (часть 5 статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", пункт 2 части 6 статьи 43, часть 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статья 64 Земельного кодекса).
Требование об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ при их уточнении или в рамках исправления реестровой ошибки.
Как установлено судом, Топорков А.А. является собственником земельного участка площадью 1135 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, с.Архипо-Осиповка, ул.<адрес>. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок является ранее учтенным, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.9-14).
Гаддар Л.В. является собственником земельного участка площадью 635 кв.м. с кадастровым номером № по ул.<адрес> в с.Архипо-Осиповка г.Геленджика. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок является ранее учтенным, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.64-65, 95-96).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером № являются смежными.
Согласно межевого плана от 17.09.2018г, подготовленного кадастровым инженером ООО «ЮжГео» К. в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, с.Архипо-Осиповка, ул.<адрес> (л.д.27-40) смежный землепользователь Гаддар Л.В. возражала при согласовании границ при их уточнении (л.д.35-оборот).
По ходатайству Топоркова А.А. судом была назначена и ООО «НовоТех» проведена судебно-землеустроительная экспертиза (л.д.99-100). Согласно выводов экспертов в заключении №121/2019 от 15.11.2019г. (л.д.104-155):
фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с.Архипо-Осиповка, ул.<адрес> составляет 1242 кв.м. и не соответствует сведениям о площади участка, содержащимся в правоустанавливающих, правоудостоверяющих документах и в Едином государственном реестре недвижимости;
фактические границы и площадь земельного участка с кадастровым номером № не соответствуют сведениям о границах и площади участка, содержащимся в правоустанавливающих, правоудостоверяющих документах;
фактические границы и площадь земельного участка с кадастровым номером №, равная 1242 кв.м. - не соответствуют сведениям о границах и площади земельного участка, содержащимся в Межевом плане от 17.09.2018г, подготовленном кадастровым инженером К.;
установить, соответствуют ли границы земельного участка с кадастровым номером № сведениям Единого государственного реестра недвижимости, не представляется возможным, т.к. границы указанного участка не установлены в соответствии требованиями земельного законодательства.
Фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с.Архипо-Осиповка, ул.<адрес> составляет 787 кв.м. и не соответствует сведениям о площади участка, содержащимся в правоустанавливающих, правоудостоверяющих документах и в Едином государственном реестре недвижимости;
установить, соответствуют ли границы земельного участка с кадастровым номером № правоустанавливающим, правоудостоверяющим документам не представляется возможным, т.к. такие сведения не содержатся в указанных документах;
установить, соответствуют ли границы земельного участка с кадастровым номером № сведениям Единого государственного реестра недвижимости не представляется возможным, т.к. границы указанного участка не установлены в соответствии требованиями земельного законодательства.
Фактическая межевая граница, разделяющая земельные участки с кадастровыми № и № не соответствует правоустанавливающим, правоудостоверяющим документам на земельный участок №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ул. <адрес>;
определить, соответствует ли межевая граница, разделяющая земельные участки с кадастровыми номерами № и № правоустанавливающим и правоудостоверяющим документам на земельный участок №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с.Архипо-Осиповка, ул.<адрес> не представляется возможным, т.к. в указанных документах отсутствуют сведения о местоположении исследуемой межевой границы;
определить, соответствует ли межевая граница, разделяющая земельные участки с кадастровыми номерами № и № сведениям Единого государственного реестра недвижимости не представляется возможным, т.к. границы указанных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Наложение границ земельного участка с кадастровым номером №, соответствующих правоустанавливающим, правоудостоверяющим документам на фактические границы земельного участка с кадастровым номером № составляет - 15 кв.м. При таком наложении границы земельного участка с кадастровым номером №, соответствующие правоустанавливающим, правоудостоверяющим документам, пересекают двухэтажное капитальное строение, возведенное Гаддар Л.В;
наложение границ земельного участка с кадастровым номером №, соответствующих Межевому плану от 17.09.2018г, на фактические границы земельного участка с кадастровым номером № составляет 12 кв.м. При таком наложении границы земельного участка с кадастровым номером №, соответствующих Межевому плану от 17.09.2018г, пересекают двухэтажное капитальное строение, возведенное Гаддар Л.В.
Возможно установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с.Архипо-Осиповка, ул.<адрес> по варианту, при котором будет исключено пересечение (наложение) с границами земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с.Архипо-Осиповка, ул.<адрес>, с учетом фактических и кадастровых границ смежных земельных участков.
В результате установления границ земельного участка с кадастровым номером №, участок будет иметь следующие сведения о площади местоположении границ и координатах поворотных точек: площадь земельного участка составляет – 1135 кв.м, с границами и координатами, указанными на «Схеме уточнения границ земельного участка» (приложение №5).
Суд, исходя из требований ст.ст.60, 67 ГПК РФ принимает заключение судебно-землеустроительной экспертизы в качестве допустимого доказательства, поскольку выводы экспертов вытекают из установленных по делу обстоятельств, имеющихся в материалах дела письменных доказательств, и соответствуют действующему законодательству.
Исходя из вышеизложенного, суд находит исковые требования Топоркова А.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению, учитывая согласие Топоркова А.А. установить границы земельного участка с кадастровым номером № по варианту, предложенному экспертами (приложение №5 к заключению).
При этом суд отмечает, что решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости, в случае, если предметом спора и рассмотрения в судебном процессе являлось именно местоположение границ земельного участка (пункт 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010г. N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" )
Разрешая требования, заявленные Гаддар Л.В, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1) и к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2).
Согласно части 8 статьи 22 того же Федерального закона, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются заявление и межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании того же Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен определенный порядок определения границ земельного участка на местности, который заключается, в частности, в подготовке межевого плана кадастровым инженером и его передаче вместе с заявлением в орган кадастрового учета для получения решения об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости (в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка).
Вместе с тем, судом установлено и Гаддар Л.В. не оспаривается, что она не обращалась в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением и не представляла межевой план от 06.02.2020г, подготовленный кадастровым инженером С.
Более того, в акте согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.56 межевого плана от 06.02.2020г), отсутствуют возражения заинтересованных лиц (включая Топоркова А.А), выдвинутых в рамках процедуры согласования границ при их уточнении, что свидетельствует об отсутствии спора о принадлежности той или иной части земельного участка с кадастровым номером № с правообладателями смежных земельных участков.
В рассматриваемом случае Гаддар Л.В. не лишена права уточнить границы принадлежащего ей земельного участка в порядке, предусмотренном положениями ст.43 Закона N218-ФЗ.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истица избрала ненадлежащий способ защиты своего права, что является самостоятельным и достаточным основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Топоркова А.А. удовлетворить.
Установить границы земельного участка площадью 1135 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ул.<адрес> в координатах, установленных в «Схеме уточнения границ земельного участка» (приложение №5) заключения судебно-землеустроительной экспертизы ООО «НовоТех» №121/2019 от 15.11.2019г.
Настоящее решение является основанием для осуществления учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с.Архипо-Осиповка, ул.<адрес>.
В удовлетворении исковых требований Гаддар Л.В., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья