Дело № 2-116/2023
УИД 24RS0036-01-2023-000004-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«03» августа 2023 года п.Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре: Беляускас В.О.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации <адрес> к Карнауховой ФИО15 о расторжении договора аренды земельного участка, приведении земельного участка в первоначальное положение путем демонтажа гаража, снятии с регистрационного учета нежилого здания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация п. Мотыгино обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что между администрацией п. Мотыгино и Писаревым Н.И. был заключен договор аренды № от 20.10.2017, по которому истец передал во временное пользование земельный участок с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования - обслуживание автотранспорта. На спорном земельном участке был построен и введен в эксплуатацию гараж. 12.02.2022г. арендатор умер. На основании свидетельства о праве на наследство от 11.11.2022г. №, право аренды на земельный участок перешло супруге арендатора - Карнауховой Л.Н. В адрес администрации п. Мотыгино от Карнауховой Л.Н. поступило заявление от 22.11.2022г. вх. №, в котором заявитель просит переоформить договор аренды не нее. Однако, администрация вынуждена расторгнуть договор аренды земельного участка в судебном порядке по следующим основаниям. По адресу: <адрес>, лит В 6, расположено сооружение (нежилое здание) с водозаборной скважиной (кадастровый №). Указанная скважина, согласно договору аренды №-ТИ/2019, передана во временное владение и пользование ООО «Импульс», как источник питьевого водоснабжения (санитарно-эпидемиологическое заключение №.49.31.000.Т.0007ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнений источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. 1-2 пояс ЗСО источника водоснабжения составляет 50 метров во все стороны. В соответствии п.п. 3.2.1.2., 3.2.2.4, 3.2.3.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе, прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений, размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; запрещается размещение складов горючесмазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером №, переданный Писареву Н.И., находится в границах зоны ЗСО источника водоснабжения, что нарушает обязательные требования п.п. 1, 3 ст. 19 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ с изменениями и дополнениями, п.п. 3.2.1.2., 3.2.2.4, 3.2.3.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 84 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В адрес администрации п. Мотыгино от Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Мотыгинском районе поступило предостережение от 06.12.2022г. об устранении нарушений действующего законодательства, так как земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого запрета закона не предоставляются в частную собственность, а также в аренду. Однако, арендатор земельного участка с инициативой о расторжении договора аренды спорного земельного участка не обращался. Поскольку, правоотношения, возникшие на основании договора аренды земельного участка № от 20.10.2017г. нарушают нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», администрация должна инициировать расторжение договора аренды спорного земельного участка в судебном порядке. Помимо этого, на земельном участке с кадастровым номером № находится объект некапитального строительства - нежилое здание, зарегистрированное как гараж, но по факту не относящееся к объектам капитального строительства, так как строение не имеет прочной связи с землей и может быть перемещено без ущерба его назначению и изменению его основных характеристик. Данное строение расположено в поясе ЗСО и не обеспечивает защиту места водозабора. Просит расторгнуть договор аренды № от 20.10.2017г. земельного участка с кадастровый номер №. Привести земельный участок в первоначальное положение путем демонтажа ( перемещения) гаража находящегося на земельном участке с кадастровым номер №. Снять с регистрационного учета нежилое здание с кадастровым номером №
На основании определения Мотыгинского районного суда от 13.01.2023г. к рассмотрению данного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю.
На основании определения Мотыгинского районного суда от 02.02.2023г. к рассмотрению данного дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены администрация Мотыгинского района Красноярского края, Территориальный отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Мотыгинском районе, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Красноярскому краю, ООО «Импульс», Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
На основании определения Мотыгинского районного суда от 21.03.2023г. к рассмотрению данного дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае, Енисейское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
На основании определения Мотыгинского районного суда от 11.04.2023г. к рассмотрению данного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено МУТП «Ангара».
На основании определения Мотыгинского районного суда от 06.06.2023г. к рассмотрению данного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора был привлечен Красноярский филиал БФУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому Федеральному округу».
В судебном заседании представитель истца - администрации п. Мотыгино Лукашова О.А., действующая на основании доверенности № от 12.07.2023г., настаивала на удовлетворении искового заявления по основаниям, изложенным в нем, суду показала, что между администрацией п. Мотыгино и Писаревым Н.И. был заключен договор аренды № от 20.10.2017г., в соответствии с которым, Писареву Н.И. во временное пользование был передан земельный участок с кадастровый номер №, с видом разрешенного использования - обслуживание автотранспорта. 12.02.2022г. арендатор умер. На основании свидетельства о праве на наследство от 11.11.2022г. №-н/24-2022-3-5 право аренды на земельный участок перешло супруге - ФИО2 По адресу: <адрес>, лит В 6, расположено сооружение (нежилое здание) с водозаборной скважиной. Указанная скважина, согласно договору аренды №-ТИ/2019, передана во временное владение и пользование ООО «Импульс», как источник питьевого водоснабжения. В соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Таким образом, земельный участок с кадастровый номер №, переданный ФИО5, находится в границах зоны ЗСО источника водоснабжения. На земельном участке с кадастровым номером № находится объект некапитального строительства - нежилое здание, зарегистрированное как гараж, но по факту не относящееся к объектам капитального строительства, так как строение не имеет прочной связи с землей и может быть перемещено без ущерба его назначению и изменению его основных характеристик. Считает, что гараж ответчика незаконно возведен на особо охраняемой территории. Гараж находится в 1 и 2 поясах зоны санитарной охраны, расстояние от скважины 50-55 метров, что запрещено законом. Гараж не может быть размещен во втором поясе, так как строение не относится к хозяйственно-бытовым постройкам. Кроме того, гараж привязан к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> там стоит нежилое здание - хлебозавод. Решение администрации п. Мотыгино от 11.05.2017г. №-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» вынесено с нарушением норм действующего земельного законодательства. Администрация <адрес> обязана была принять решение об отказе в утверждении схемы земельного участка, так как на спорном земельном участке с кадастровым номером № стоит кирпичное здание - холодильник с кадастровым номером №, которое принадлежит администрации Мотыгинского района. При разработке проектной документации, а также образовании земельного участка, кадастровый инженер грубо нарушил нормы действующего законодательства. При образовании земельного участка был осуществлен захват ранее учтенного объекта недвижимости – холодильника, который в последующем вместе с земельным участком был неосновательно передан в аренду ответчику. Просит расторгнуть договор аренды № от 20.10.2017г. земельного участка с кадастровый номер №. Привести земельный участок в первоначальное положение путем демонтажа гаража находящегося на земельном участке с кадастровым номер №. Снять с регистрационного учета нежилое здание с кадастровым номером №
В судебном заседании ответчик ФИО2 исковые требования не признала, возражала против удовлетворения искового заявления, суду показала, что 20.10.2017г. между администрацией <адрес> и ФИО5 был заключен договор аренды земельного участка № от 20.10.2017г., в соответствии с которым ФИО5 во временное пользование был передан земельный участок с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования - обслуживание автотранспорта. 12.02.2022г. ФИО5 умер. На основании свидетельства о праве на наследство от 11.11.2022г. право аренды на земельный участок перешло к ней. Считает, что договор аренды земельного участка был заключен законно, нет никаких оснований для его расторжения. На арендованном земельном участке возведен гараж, на который в настоящее время за ней зарегистрировано право собственности. Гараж не является самовольной постройкой, он построен в соответствии с проектной документацией, все зарегистрировано надлежащим образом. На сегодняшний день границы и режим поясов зон санитарной охраны источника водоснабжения для ООО «Импульс» не установлены и не утверждены, в ЕГРН соответствующие сведения не внесены.
В судебных заседаниях 02.02.2023г., 02.03.2023г., 21.03.2023г., 11.04.2023г. представитель Карнауховой Л.Н. – Калугина Н.В., действующая на основании устного ходатайства, исковые требования не признала, суду показала, что договор аренды земельного участка был заключен законно, в ЕГРН сведения о СЗО внесены не были, на сегодняшний день границы и режим поясов зон санитарной охраны источника водоснабжения не установлены и не утверждены. МУТП «Ангара» уже более 7 лет не осуществляет свою деятельность. Тогда, как в соответствии с требованиями действующего законодательства, санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица. Обязанность по разработке, согласованию, утверждению проектной документации (в том числе, проектов зон санитарной охраны водных объектов), а также по выполнению других условий пользования недрами возлагается на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, на которого оформлена лицензия на пользование недрами. На сегодняшний день лицензия выдана ООО «Импульс». Считает, что санитарно- эпидемиологическое заключение, которое выдано МУТП «Ангара» в 2014 году, не может быть принято во внимание, так как источник водоснабжения эксплуатируется ООО «Импульс», соответственно обязанность по согласованию и утверждению проектной документации возлагается на ООО «Импульс». На арендованном земельном участке возведен гараж, на который в настоящее время за истицей зарегистрировано право собственности. Гараж не является самовольной постройкой, он построен в соответствии с проектной документацией. Истцом не представлены доказательства о внесении сведений зон с особыми условиями санитарной охраны в ЕГРН. При возведении гаража арендатор не мог знать об охранных зонах, в связи с тем, что санитарно-защитные зоны не установлены, на публично - кадастровой карте отсутствуют сведения. Считает, что нет никаких оснований для его расторжения договора аренды земельного участка, в удовлетворении искового заявления просит отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Мотыгинского района Куюкова О.Б., действующая на основании доверенности от 17.02.2023г., не возражала против удовлетворения искового заявления, считает заявленные исковые требования законными и обоснованными, суду показала, что
при формировании земельного участка, предоставленного в арену Карнауховой Л.Н., кадастровый инженер не учел объект капитального строительства, расположенный на спорном земельном участке с кадастровым номером № - кирпичное здание - холодильник с кадастровым номером № которое принадлежит администрации Мотыгинского района. Данный объект находился там давно, а именно с 1976г. и числится в реестре муниципальной собственности.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Мотыгинского района Рукосуева О.Ю., действующая на основании доверенности от 11.01.2023г. №, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, суду показала, что по данным Росреестра гараж, расположенный по адресу: <адрес>, состоит на учете как объект капитального строительства, однако, при визуальном осмотре было установлено, что объект не имеет связи с землей. Для того, чтобы исключить сведения об объекте его необходимо снять с кадастрового учета и именно как объект капитального строительства, поскольку он таковым зарегистрирован документально.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО « Импульс» - Кузьмин А.В., действующий на основании доверенности от 08.02.2023г., не возражал против удовлетворения искового заявления, суду показал, что объект, условно названный гаражом, находится в зоне санитарной охраны источника водоснабжения, которая была утверждена 18.06.2014г. экспертным заключением от 22.05.2014г. Фактически, данный объект находится в зоне в зоне П3, а кадастровый инженер, который занимался данным участком, указал зону Ж1. Кадастровый инженер должен был изучить правила землепользования, и посмотреть какой объект находится рядом. Постройка гаража и выдача разрешения на постройку гаража уже является нарушением, так как в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территорий для строительства объектов запрещается. Кроме того, в эту же зону попадает объект капитального строительства – холодильник, который расположен на земельном участке с кадастровым номером №, сведения о котором кадастровым инженером не отражены в межевом плане. Регистрируя право на земельный участок, арендатор участка получил право собственности на гараж и на земельный участок, в дальнейшем у гражданина появляется возможность установить право собственности и на холодильник. Стоит учесть, что земля была взята в аренду для индивидуального гаража, для личного использования, участок был получен без торгов, арендная плата очень маленькая, считает, что были созданы все условия для того, чтобы холодильник вошел в арендуемый земельный участок. На данном участке идет лицензированная добыча питьевой воды, данные недра не могут загрязняться и использоваться не по назначению.
В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста Егоров В.А. суду показал, что кадастровый инженер допустил нарушения при оформлении межевого плана и отразил не полные сведения о формируемом земельном участке. Он не установил связь нежилого здания – холодильника с формируемым земельным участком, считает, что это было сделано ФИО14 сознательно. В постановлении администрации п. Мотыгино от 17.05.2017г. « Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» территориальная зона земельного участка указана как Ж-1, однако это не верно, так как согласно сведений ЕГРН участок расположен в зоне П3. Им, как специалистом был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, по результатом которого было составлено заключение. Считает, что первоначально источником проблемы является постановление администрации п. Мотыгино от 17.05.2017г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля ФИО14 суду показал, что по им проводились кадастровые работы по оформлению межевого плана земельного участка с кадастровым номером №. При выезде на место он видел остатки разрушенного здания. Схема земельного участка им была утверждена поскольку, в ЕГРН отсутствовали сведения об установлении границ санитарно-защитной зоны на данном земельном участке.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Территориальный отдел в Мотыгинском районе не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении дела не ходатайствовали. В судебных заседаниях 02.03.2023г., 21.03.2023г., 11.04.2023г. представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> Территориальный отдел в Мотыгинском районе Перевощикова Т.Г., действующая на основании доверенности № от 21.10.2022г., считает исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме. Согласно Федеральному закону «О водоснобжении и водоотведении» № ФЗ объект водоснабжения подлежит особому контролю, вместе с тем, есть правила о зоне санитарной охраны в объектах водоисточника. Цель водоохраны - это защита водоисточника, от каких либо воздействий, в нашем случае данный водоисточник используется в целях общественного питания. При анализе информации, полученной от директора ООО « Импульс» ФИО11 было установлено, что по адресу: <адрес> расположено нежилое здание с водозаборной скважиной, которая по договору аренды, используется ООО «Импульс» как источник питьевого водоснабжения. 22.05.2014г. на указанную скважину выдано экспертное заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения, установлено три пояса санитарной охраны. Однако, в границах зоны ЗСО источника водоснабжения, расположен земельный участок с кадастровым номером № переданный администрацией п. Мотыгино по договору аренды частному лицу, с видом разрешенного использования – обслуживание автотранспорта. Администрация п. Мотыгино при заключении договора аренды земельного участка не могла не знать, что на данном участке имеется водоохрана зона, кроме этого, тот факт, что сведения о водоохранной зоне не внесены в ЕГРН, не является основанием для освобождения владельцев водопроводов, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан от выполнения требований СанПиН. Ответчиком при использовании данного объекта будет нарушено действующее законодательство, так как эксплуатация данного объекта предусматривает использование автотранспортных средств, соответственно в процессе эксплуатации отходы могут навредить источнику водоснабжения.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали, что в силу ч.2 ст. 43 Водного кодекса для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с п. 1.4 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственных принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Частью 5 ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» которым предусмотрено что, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существования по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. При этом, решение об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством РФ. Порядок утверждения проектов ЗСО водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения, утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 г № 525-п. ООО «Импульс» министерством выдана лицензия на пользование недрами с целевым назначением и видами работ «разведка и добыча подземных вод для питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения. Согласно лицензионному договору недропользователю предоставляется лицензия на право пользования недрами с целью добычи разведки и добычи подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на участке недр, расположенном в п. Мотыгино, Мотыгинского района Красноярского края. В период с 2020 г. по настоящее время материалы проекта ЗСО в связи с использованием подземных вод водозаборной скважиной по адресу: <адрес> министерство не поступали. Сведения об установленных зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не внесены в ЕГРН. В силу п. 1.17 санитарных правил и нормативов «Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1 ДД.ММ.ГГГГ -02» отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, ИП, а так же граждан от выполнения требований, предъявляемых названных СанПиН. В соответствии с подпунктом 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ в обороте ограничиваются находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в 1 поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. Изменениями, внесенными ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 9-ФЗ «О внесении изменений в ст. 27 Земельного кодекса РФ» с ДД.ММ.ГГГГ снято законодательное ограничение на приватизацию земель во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Правовой режим 2 и 3 поясов зоны санитарной охраны источников допускает проживание людей, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, такие земельные участки в работоспособности не ограничены.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ФГБУ «ФКП Росреестра», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае, Енисейское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, БФУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому Федеральному округу» не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении дела не ходатайствовали.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МУТП « Ангара» не явился, о времени и месте рассмотрения дела в суде извещались заблаговременно, надлежащим образом посредством направления судебного извещения по известному суду адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ однако, направленная корреспонденция возвращена в суд по истечению срока хранения. Кроме этого, сведения о движении дела и информация о времени и месте судебного заседания размещены в свободном доступе на сайте суда в сети Интернет. При таких обстоятельствах судом приняты достаточные меры для извещения третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии возможности получить судебное извещение, МУТП «Ангара» суду не представлено.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав. Суд признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, специалиста, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г.
Согласно п. 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 указанные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Пунктом 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1.4 указанных СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Частью 5 ст. 18 ФЗ от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» которым предусмотрено что, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существования по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. При этом, решение об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством РФ.
Согласно положений подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 42-ФЗ) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки расположенные в первом и во втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В тоже время Федеральным законом от 16 февраля 2022 года N 9-ФЗ "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 27 февраля 2022 года, внесены изменения в подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым отменяются ограничения оборотоспособности земельных участков во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
В силу частей 8 - 10 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
Согласно пункту 2.2.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находится на расстоянии не менее 50 метров от крайних скважин.
В силу пункта 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 в первом поясе ЗСО не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Как было установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации хлебозавода, расположенном по адресу: <адрес> расположено сооружение ( нежилое здание) с водозаборной скважиной, имеющей кадастровый №.Данная скважина расположена на месторождении подземных вод «Западное».
Собственником вышеуказанного нежилого здания с водозаборной скважиной является муниципальное образование Мотыгинский район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.02.2012г.
22.05.2014г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» МУТП «Ангара» на указанную скважину выдано экспертное заключение о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны подземного источника хозяйственно – питьевого водоснабжения, установлено три пояса санитарной охраны.
Данная водозаборная скважина, на основании договора аренды от 11.10.2019г. №-ТИ/2019г., в соответствии с лицензией на право пользования недрами, МТГ № ВЭ используется ООО «Импульс», как источник питьевого водоснабжения. Срок аренды по 10.10.2024г.
Земельный участок с кадастровым номером № граничит с земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> <адрес>.
Постановлением администрации п. Мотыгино от 11.05.2017г. №-п утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>. на кадастровом плане территории. Территориальная зона земельного участка указана как Ж-1.
20.10.2017г. между администрацией п. Мотыгино и Писаревым Н.И. был заключен договор аренды № от 20.10.2017г. в соответствии с которым, администрацией п. Мотыгино Писареву Н.И. был предоставлен в аренду земельный участок, из земель поселений, с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес> <адрес>, с видом разрешенного использования: обслуживание автотранспорта. Срок аренды установлен с 20.10.2017г. до 20.10.2027г.
На основании заявления Писарева Н.И. от 14.03.2019г. был подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № из которого следует, что информация о границах зон с особыми условиями использования территорий отсутствует, объекты капитального строительства отсутствуют.
09.04.2019г. администрацией п. Мотыгино Писареву Н.И. было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства - гаража на земельном участке, с кадастровым номером №
На основании вышеуказанного разрешения на строительство, в соответствии с проектной документацией ФИО5 на земельном участке с кадастровым номером № был построен и введен в эксплуатацию гараж.
В проектной документации на строительство гаража, составленной ООО «Гарант Плюс» указано: фундамент ленточный, деревянный лафет.
Гараж был зарегистрирован ФИО5 в органах Росреестра, как объект капитального строительства с присвоением кадастрового номера №.
№. ФИО5 умер.
На основании свидетельства о праве на наследство от 11.11.2022г. №-н/24-2022-3-5 право аренды на земельный участок перешло супруге ФИО5 - Карнауховой Л.Н., кроме этого, на основании свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу от 11.11.2022г. №-н/24-2022-3-3 Карнаухова Л.Н. является собственником нежилого помещения (гараж), кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что администрацией п. Мотыгино в процессе формирования и предоставления в аренду земельного участка с местоположением: <адрес>, <адрес> <адрес>, кадастровый №, нарушены требования действующего законодательства, так как на данном земельном участке находится нежилое здание – холодильник, кадастровый №, собственником которого является муниципальное образование Мотыгинский район на основании свидетельства о государственной регистрации права от 10.02.2021г.
Данный факт подтверждается заключением, составленным специалистом ФИО13 10.04.2023г. согласно которого, установлено наложение нежилого здания с кадастровым номером № на земельный участок с кадастровым номером №. Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером №, расположен объект капитального строительства- нежилое здание с кадастровым номером № ( холодильник).
Согласно требованиям Земельного Кодекса РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
Следовательно, вышеуказанный земельный участок не мог быть участником аукциона, так как на нем расположено нежилое здание - холодильник, собственником которого является муниципальное образование Мотыгинский район.
Кроме этого, в судебном заседании было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> расположено сооружение ( нежилое здание) с водозаборной скважиной, имеющей кадастровый №.
22.05.2014г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» МУТП «Ангара» на указанную скважину выдано экспертное заключение о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны подземного источника хозяйственно – питьевого водоснабжения, установлено три пояса санитарной охраны.
Кроме этого, факт установления границы ЗСО подтверждается лицензионным договором от 05.11.2020г., заключенным между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО « Импульс» и являющегося приложением к лицензии на пользование недрами МТГ № ВЭ, выданной ООО «Импульс», из которого следует, что участок недр предоставляется недропользователю в виде горного отвода, по площади совпадающего с зоной строгого режима санитарной охраны водозаборного сооружения и с ограничением по глубине 34 м. Расстояние от скважины до границы ЗСО I пояса 50 м.
Сведения об установленных зонах санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается материалами дела.
В границах зоны ЗСО источника водоснабжения расположен земельный участок с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, переданный администрацией <адрес> по договору аренды № от 20.10.2017г. ФИО5, на котором расположен гараж, имеющий кадастровый №.
В силу п. 1.17 санитарных правил и нормативов « Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02» отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения названных СанПиН.
В соответствии с под. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ в обороте ограничиваются находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в 1 поясе ЗСО источников питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения.
Учитывая изложенное, несмотря на то, что сведения о водоохранной зоне в ЕГРН отсутствуют, водоохранная зона утверждена заместителем главного врача Федеральной службы по надзору за защитой прав потребителей и благополучия человека с установлением границ зон санитарной охраны, что подтверждается экспертным заключением о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны подземного источника хозяйственно – питьевого водоснабжения от 22.05.2014г. Данное экспертное заключение никем не отменено и является действующим.
Земельный участок с кадастровым номером 24:26:0401076:172 входит в границу первого пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения – водозаборной скважины месторождения подземных вод «Западное», в связи с чем, в нарушение п. 15 ст. 65 ВК РФ, согласно выписке из ЕГРН, на земельном участке с кадастровым номером 24:26:0401076:172 расположен гараж с разрешенным использованием: обслуживание автотранспорта.
Из приведенных выше норм права следует, что в целях предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения действующим законодательством не допускается размещение в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения объектов, не имеющих непосредственного отношения к эксплуатации водопроводных сооружений.
Расположение в границе первого пояса ЗСО нежилого здания гаража для обслуживания автотранспорта не обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения, что может повлечь за собой причинений вреда жизни и здоровью граждан.
Доказательств того, вышеуказанный земельный участок расположен вне пределов границ поясов зон санитарной охраны, определяемых в соответствии Санитарными правилами и нормами 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", в материалах дела не имеется.
Доводы ответчика Карнауховой Л.Н. и ее представителя Калугиной Н.В. в части того, что сведения об установленных зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения не внесены в ЕГРН, а также то, что санитарно- эпидемиологическое заключение, которое выдано МУТП «Ангара» в 2014 году не может быть принято во внимание, так как источник водоснабжения эксплуатируется ООО «Импульс» не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, заключенный между администрацией п. Мотыгино и ФИО5 договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключен в нарушение норм действующего законодательства, нарушает права муниципального образования Мотыгинский район, как собственника нежилого здания (холодильника) с кадастровым номером № а также п.п. 1, 3 ст. 19 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, поскольку создает угрозу загрязнения и повреждения места водозабора и водозаборных сооружений.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления администрации п. Мотыгино к Карнауховой Л.Н. о расторжении договора аренды земельного участка, приведении земельного участка в первоначальное положение путем демонтажа гаража, снятии с регистрационного учета нежилого здания в полном объёме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края к Карнауховой ФИО16 о расторжении договора аренды земельного участка, приведении земельного участка в первоначальное положение путем демонтажа гаража, снятии с регистрационного учета нежилого здания – удовлетворить.
Расторгнуть договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № от 20.10.2017г., расположенного по адресу: <адрес> <адрес> кадастровый номер №.
Обязать Карнаухову ФИО17 ( ИНН2 № ) привести земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> <адрес> первоначальное положение путем демонтажа нежилого здания - гаража с кадастровым номером № площадью 10,7 кв.м., находящегося на земельном участке с кадастровым номер №.
Решение является основанием для снятия с регистрационного учета нежилого здания – гаража с кадастровым номером №, площадью 10,7 кв.м., местоположение: <адрес> <адрес>, д. находящегося на земельном участке с кадастровым номер №.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Петушкова О.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2023 года.