Решение по делу № 2-708/2022 (2-4079/2021;) от 23.11.2021

Дело № 2-708/2022 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 ноября 2022 года город Пермь                                 

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Степановой М.В.,

при секретаре Конышевой Е.А.,

с участием прокурора Раева Ю.А., представителя истца Андросовой М.Н. – адвоката Зотова С.В., действующего на основании ордера, представителя ответчика администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» Байдиной И.Е., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андросовой Марины Николаевны к администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» о взыскании суммы возмещения за жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Андросова М.Н. обратилась в суд с иском с учетом его уточнения к администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» о взыскании суммы возмещения за жилое помещение. Заявленные требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит квартира, площадью 66,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме по приведенному адресу произошел пожар по причине возникновения горения под воздействием источников зажигания, образование которых связано с тепловыделениями при аварийных процессах в электрооборудовании. В результате пожара дом уничтожен. По результатам обследования межведомственной комиссией дом признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ООО «Экспертиза», рыночная стоимость квартиры с учетом стоимости земельного участка, величины убытков, причиненных собственнику жилого помещения изъятием квартиры, право требования за непроизведенный капитальный ремонт составляет 3 101 900 рублей. Учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, просит взыскать с администрации Двуреченского сельского поселения приведенную сумму, а также судебные расходы, понесенные на оплату услуг представителя, в размере 65 300 рублей, расходы, понесенные на оплату государственной пошлины, в размере 300 рублей, расходы на проведение оценки стоимости объекта недвижимого имущества в размере 15 000 рублей, расходы, понесенные на оплату судебной экспертизы, в размере 15 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ определением Пермского районного суда Пермского края к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Елисеева Вера Павловна (л.д. 16-19 т.2).

ДД.ММ.ГГГГ определением Пермского районного суда Пермского края к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, публичное акционерное общество «Российские железные дороги».

ДД.ММ.ГГГГ определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Пермского муниципального района, Министерство строительства Пермского края.

Истец Андросова М.Н. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без её участия.

Представитель истца адвокат Зотов С.В., действующий на основании ордера, в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований в полном объеме, считает, что убытки подлежат возмещению, как и компенсация за непроизведенный капитальный ремонт. Рыночная стоимость жилого помещения должна быть определена с учетом рыночной стоимости земельного участка под многоквартирным жилым домом, поскольку истец имеет право общей долевой собственности на земельный участок в силу закона.

Представитель ответчика администрации Двуреченского сельского поселения Байдина И.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с доводами истца не согласилась, просила в удовлетворении заявленных истцом требований отказать. Из письменного отзыва следует, что указанное жилое помещение являлось собственностью администрации Двуреченского сельского поселения на основании Закона Пермского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пермского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи имущества в муниципальную собственность администрации Двуреченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. На данный момент все жилые помещения приватизированы и в доме муниципальной собственности не имеется. Как следует из ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ, возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на муниципальное образование, уполномоченное на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать в качестве собственника жилого помещения муниципального жилищного фонда, являющегося наймодателем (т.е. на бывшего наймодателя), возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Из ответа МУП МО Пермский район «ДЕЗ» следует, что по адресу: <адрес> в 2005 году произведен ремонт стен и перекрытий. С сайта некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» следует, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>. Нестюково в Региональной программе капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на плановый период с 2014 по 2044 год не значится. Администрация приходит к выводу, что отчисления на капитальный ремонт истцом не производились. Согласно данным технического паспорта на ДД.ММ.ГГГГ часть жилого дома можно квалифицировать как блок жилого дома блокированной застройки, так как данное жилое помещение находится в пределах границ земельного участка, относящегося к части жилого дома, имеет отдельный вход/выход; имеется общая стена без проемов с соседним блоком. В многоквартирном доме по адресу: <адрес> произошел пожар. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан непригодным для проживания. Основанием является ухудшение в связи с пожаром. Администрацией подана заявка на включение данного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Материалы дела не содержат данных о том, что помещение, принадлежащее истцу представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, что также не усматривается в заключении межведомственной комиссии. Региональная программа по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным приостановлена. Органом местного самоуправления не принято решение об изъятии жилого дома для муниципальных нужд, и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения. При таких обстоятельствах, у истца не может возникнуть право требовать у администрации возмещения стоимости понесенных убытков и возмещения за изымаемое аварийное жилое помещение. Так как ущерб взыскивают с виновника пожара (установлено, что возгорание наблюдалось в <адрес> собственник ФИО1) к ней и должен быть предъявлен судебный иск.

Третьи лица - администрация Пермского муниципального района, ТУ Росимущества по Пермскому краю, ПАО «Российские железные дороги», в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Третьи лица Жукова О.С., Андросов Ю.С., Елисеева В.П. в судебном заседании участия не принимала, извещена судом надлежащим образом.

Третье лицо Министерство строительства Пермского края в судебное заседание представителя не направило, из письменных возражений следует, что оснований для удовлетворения исковых требований в настоящее время не имеется, поскольку Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Мероприятия в виде принятия решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд администрацией не приняты. В связи с этим обращение истца в суд с заявленными требованиями преждевременно и удовлетворению не подлежит. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. До настоящего времени решения об изъятии жилых помещений в многоквартирном доме так же, как и решение об изъятии соответствующего земельного участка органом местного самоуправления не принималось, соглашение о выкупной цене, как и о предоставлении жилого помещения, не достигнуто. Обстоятельств, указывающих на то, что пользование жилым помещением, находящимся в доме, признанном аварийным, создает реальную угрозу для жизни и здоровья истца как собственника жилого помещения, в материалы дела не представлено. Сроки расселения определяются исходя из сформированной очередности домов, признанных аварийными и подлежащими сносу с учетом даты признания их таковыми. Для включения многоквартирного дома в региональную адресную программу на реализацию мероприятий по расселению жилищного фонда муниципальное образование направляет в Министерство строительства Пермского края заявку по форме и в сроки в соответствии с установленными требованиями.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, заключение прокурора, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Положениями ч. 6 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Согласно ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32, указывает также Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В положениях п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст.32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Также обращается внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в подп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Из материалов дела следует, что Андросовой М.Н. на праве собственности принадлежит 3-комнатная квартира с кадастровым номером , инвентарным номером 18840, инвентарным номером 18840_3, условным номером , общей площадью 66,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22 том 1, л.д. 57-58, 153, 160 (оборот) том 2).

Из технического паспорта жилого помещения в виде <адрес> по адресу: <адрес>, составленного ГУП «ЦТИ Пермского края» в лице Пермского районного филиала по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что здание, в котором находится квартира, построено в 1959 году, физический износ здания составляет 50% (л.д. 155 (оборот)-157 том 2).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, зданию, расположенному по адресу: <адрес>, где находится принадлежащая истцу квартира, присвоен кадастровый , здание представляет собой многоквартирный жилой дом (л.д. 47-51 том 2).

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером 59:32:0000000:38 (Единое землепользование), правообладателем которого является Российская Федерация (л.д. 1-8 том 2).

ДД.ММ.ГГГГ между ТУ Росимущества по Пермской области и ОАО «РЖД» заключен договор аренды земельного участка , согласно которому, с учетом соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор от ДД.ММ.ГГГГ , арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, под полосу отвода железной дороги в границах, указанных на плане участка, прилагаемом к настоящему договору, для земельных участков полос отвода железной дороги, сроком на 49 лет (л.д. 125-129 том 3).

ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> произошел пожар.

28 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Пермскому муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена проверка, по результатам которой, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела о совершении преступлений, предусмотренных ст. 168 Уголовного кодекса Российской Федерации, по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24 УИК РФ, за отсутствием события преступления (л.д.15 т. 1).

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, ч. 1 ст. 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно ч. 1 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

На основании п. 7 указанного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения не пригодным для проживания граждан является межведомственная комиссия.

По результатам работы комиссия принимает решение об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 47 Положения).

На основании полученного заключения, оформленного в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения, соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными, подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Следовательно, принятие только Межведомственной комиссией решения об оценке соответствия многоквартирного дома установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, не является полностью пройденной процедурой принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку для этого также необходимо вынесение органом местного самоуправления соответствующего решения.

Письмом от 03.07.2019 № ОР-07/1098 Государственная корпорация-Фонд Содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства разъяснила, что абз. 7 п. 7 Положения установлено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Данная норма введена постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 269, которое вступило в силу с 04.04.2015. Следовательно, с момента вступления в силу данного постановления датой признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является дата принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно заключению Межведомственной комиссии о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания от ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам обследования Межведомственной комиссией принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (л.д.18-19, 146-147 том 1).

Данное заключение основано на техническом заключении о техническом состоянии конструкций многоквартирного дома, подготовленном специалистами ООО «ПК Каллистрат» ДД.ММ.ГГГГ в результате комплексного исследования многоквартирного дома для определения возможности (невозможности) дальнейшей безопасной эксплуатации многоквартирного дома по назначению, и акта Межведомственной комиссии Пермского района, составленного по результатам обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19, 146-147, 148-149, 150-181 том 1).

Техническое заключение, подготовленное специалистами ООО «ПК Каллистрат» ДД.ММ.ГГГГ, содержит выводы о том, что общее техническое состояние многоквартирного дома относится к категории аварийного. Техническое состояние строительных конструкций характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и угрозы обрушения основных конструкций: просадка фундамента, частичное разрушение цоколя, прогибы чердачного перекрытия с частичным обрушением и угрозой дальнейшего обрушения; обгоревшие и частично разрушенные наружные стены, полностью сгоревшая и обрушенная крыша. Исследуемый многоквартирный дом не соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам. Конструктивные и другие характеристики частей здания не соответствуют требованиям надежности и безопасности частей здания в целом, создают угрозу жизни и здоровья граждан. В помещениях данного жилого дома проживание опасно, жилой дом не пригоден для постоянного проживания и не может эксплуатироваться. Капитальный ремонт ввиду аварийности основных несущих конструкций: фундамента, наружных стен, чердачного перекрытия, а также крыши, не целесообразен (л.д. 150-181 том 1).

В акте обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что жилые помещения по адресу: <адрес> (квартиры с 1 по 5), находятся в неудовлетворительном состоянии, в разрушенном состоянии, а именно, в результате пожара повреждены огнем стены, крыша, перекрытия, полы, оконные и дверные заполнения. Данные помещения утратили признаки объекта капитального строительства и свое функциональное назначение (л.д. 148-149 том 1).

Постановлением администрации Двуреченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений в многоквартирном доме, необходимо освободить занимаемые жилые помещения и осуществить снос аварийного дома в течение 180 дней с момента получения уведомления. Установлен срок отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу – до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Андросова М.Н. обратилась в администрацию Двуреченского сельского поселения с заявлением об оказании материальной помощи в связи с пожаром.

Администрацией муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление об отказе в оказании ей материально помощи, поскольку членам её семьи - ФИО8 и ФИО9 принадлежит на праве общей долевой собственности жилое помещение общей площадью 74,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Таким образом, по мнению ответчика, на момент обращения Андросовой М.Н. с заявлением, жилое помещение по адресу: <адрес> было не единственным жилым помещением, утраченным (поврежденным) в результате чрезвычайных ситуаций (пожара).

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, не включен в Региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2023 г.г., утверждённую постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -п.

Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее также – ЖК РФ).

Согласно п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с п. 11 ст. 32 ЖК РФ, в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

В п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

На основании ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).

В соответствии со ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 №416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплены следующие вопросы местного значения: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п. 3).

В рассматриваемом случае между муниципальным образованием «Пермский муниципальный район» и Муниципальным образованием «Двуреченское сельское поселение» не заключено соглашение о передаче указанных в п. 3 ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» полномочий в части переселения граждан из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома по адресу: <адрес>, следовательно, полномочия по вопросу переселения граждан из указанного многоквартирного дома в силу закона возложены на Муниципальное образование «Двуреченское сельское поселение».

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что соблюдение предусмотренной ч. ч. 2 - 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным.

Из содержания ст. 32 ЖК РФ и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Изъятие помещения является производным требованием, возникающим только при условии принятия уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В отсутствие решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд у него отсутствует право на изъятие путем выкупа жилых помещений, расположенных на данном участке.

16.11.2021 между муниципальным образованием «Пермский муниципальный район» (Район) и муниципальным образованием «Двуреченское сельское поселение» (Поселение) заключено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения , согласно которому Району на основании решения Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче части полномочий» передаются полномочия по решению вопроса местного значения: по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством - в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (далее - Мероприятие) (пункт 1..). В Районе исполнителем настоящего Соглашения являются администрация Пермского муниципального района, администрация Пермского муниципального район, в лице муниципального казенного учреждения «Управление благоустройством Пермского муниципального района» (пункт 1.2).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование «Пермский муниципальный район» (Район) и муниципальное образование «Двуреченское сельское поселение» (Поселение) внесли следующие изменения: в Районе исполнителями настоящего Соглашения являются администрация Пермского муниципального района в лице управления по развитию инфраструктуры и осуществлению муниципального контроля администрации Пермского муниципального района, администрация Пермского муниципального района в лице муниципального казенного учреждения «Управление благоустройством Пермского муниципального района» (пункт 1.2).

Исходя из предмета Соглашения, Району переданы полномочия переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым только до ДД.ММ.ГГГГ и по конкретным адресам. В рассматриваемом случае спорный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, полномочия по вопросам переселения граждан из аварийного жилья возложены на муниципальное образование «Двуреченское сельское поселение».

Оценивая полученные доказательства, суд полагает, что на дату рассмотрения дела обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в аварийном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе по выплате собственникам выкупной цены за изымаемые в муниципальную собственность жилые помещения, возникла у администрации Двуреченского сельского поселения.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

На основании ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В силу ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Таким образом, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для начала производства соответствующим органом процедуры изъятия и последующего выкупа объектов недвижимого имущества у собственников. Конечная фаза процесса изъятия (выкупа) жилого помещения будет зависеть от собственника такого жилья. Если собственник жилого помещения даст свое согласие на выкуп у него жилого помещения (либо предоставление иного жилого помещения) и с ним будет достигнута соответствующая договоренность, то с собственником будет заключено соответствующее соглашение об этом, на основании которого он получит причитающиеся ему денежные средства (либо иное жилое помещение). При недостижении такого соглашения заинтересованными сторонами у них возникают основания для обращения в суд за защитой нарушенного права.

Соглашение между собственником жилого помещения (истцом) и органом местного самоуправления о выплате возмещения за жилое помещение не заключалось, что не отрицалось участниками процесса.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ).

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Согласно положениям Федерального закона № 185-ФЗ создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после ДД.ММ.ГГГГ, она утверждается на период до ДД.ММ.ГГГГ (ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ).

В силу положений п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте настоящей части.

Согласно ответу МКУ «Управления благоустройством Пермского муниципального района» с целью реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждена региональная адресная программа по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2023 годы. Согласно Приложению 1 к указанной программе <адрес> по адресу: <адрес> не включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и запланированных к расселению в рамках Региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2023 годы.

В обоснование предъявленного требования о взыскании возмещения за жилое помещение истец представил заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр независимой оценки» от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому рыночная выкупная цена жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учётом убытков собственника, возникающих при изъятии жилого помещения, составляет 2 057 450 рублей, в том числе рыночная стоимость жилого помещения в размере 2 000 000 рублей, рыночная стоимость убытков собственника, возникающих при изъятии жилого помещения в размере 57 450 рублей, рыночная стоимость права требования компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 196 000 рублей.

В связи с возражениями администрации Двуреченского сельского поселения относительно размера рыночной стоимости имущества, отраженного истцом в первоначальном иске, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная товароведческая экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Промпроект-оценка» (далее - ООО «Промпроект-оценка») ФИО2 (л.д. 186-188 т. 1).

Из заключения эксперта , выполненного экспертом ООО «Промпроект-оценка» ФИО2, следует, что рыночная стоимость жилого помещения - трехкомнатной квартиры с кадастровым номером 59:32:0390001:1013, инвентарным номером 18840, инвентарным номером 18840_3, условным номером 59-59-14/045/2008-368, площадью 66,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 425 512 рублей, в том числе: рыночная стоимость права аренды земельного участка, принадлежащего Андросовой М.Н., по указанному адресу, рассчитанная сравнительным подходом, составляет на ДД.ММ.ГГГГ 108 070 рублей; общее имущество в многоквартирном жилом доме отсутствует, за исключением земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом. В техническом паспорте на домовладение отсутствуют иные постройки помимо многоквартирного жилого дома, а навесы и холодные пристрои являлись входными группами в квартиры; общее имущество в многоквартирном жилом доме отсутствует, за исключением земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом. В техническом паспорте на домовладение отсутствуют иные постройки помимо многоквартирного жилого дома, а навесы и холодные пристрои являлись входными группами в квартиры; размер убытков, причиненных собственнику жилого помещения с кадастровым номером в связи с его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды составляет на дату оценки 88 880 рублей; размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом положений ст. 166 ЖК РФ составит для всего многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> - 2 239 725 рублей; для <адрес> общей площадью 66,7 кв.м. в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> - 748 820 рублей.

В связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности заключения эксперта ФИО2 по приведенным выводам, при наличии технической документации, сведений, содержащихся об объекте недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, отражающих сведения о наличии в многоквартирном доме общего имущества, в том числе крыши, ограждающих несущих конструкций, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена повторная судебная товароведческая экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «ЭКСПЕРТИЗА» ФИО3 (л.д. 135-138 т. 3).

Согласно заключению эксперта ООО «ЭКСПЕРТИЗА» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ стоимость объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом доли земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, пропорционально размеру общей площади указанной квартиры, рассчитанная сравнительным подходом, на дату оценки составляет 2 637 400 рублей. Рыночная стоимость жилого помещения с учетом стоимости общего имущества в многоквартирном доме и доли Андросовой М.Н. в праве общей собственности на такое имущество, без земельного участка составит 2 531 900 рублей. Стоимость убытков, причиненных собственнику жилого помещения в связи с его изъятием (поиск другого жилого помещения для приобретения права собственности на него (услуги риэлтора), переезд) составляет 93 300 рублей. Рыночная стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома с учетом положений ст. 166 ЖК РФ и доли истца на оцениваемое имущество составляет 669 500 рублей.

Как следует из заключения эксперта , объект оценки относится к типу жилья – дома деревянные, одноэтажные, расположение Пермский район. Для расчета стоимости объекта оценки взяты объекты – дома деревянные расположенные в Пермском районе и приближенных по экономическим показателям. В качестве единицы сравнения по результатам анализа рынка выбрана цена 1 кв.м. общей площади (л. 27 заключения специалиста ). Экспертом использовались объекты-аналоги. В расчет стоимости возмещения убытков вошли расходы на оплату риэлторских услуг, связанных с поиском другого жилого помещения, с оформлением сопутствующих документов; стоимость возмещения убытков в связи с временным пользованием иным жилым помещением; стоимость государственной регистрации права, общий размер убытков составил 93 300 рублей. Состав, включенных в размер компенсации элементов капитального ремонта, определен на основании ст. 166 ЖК РФ.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).

Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, согласно которой в размер возмещения за жилое помещение включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учётом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Определяя размер возмещения, подлежащего выплате в пользу истца, суд принимает за основу заключение эксперта , подготовленное экспертом ФИО3 Оснований не доверять выводам приведенного эксперта у суда не имеется, поскольку экспертиза проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса РФ, имеет необходимую квалификацию и обладает необходимыми познаниями для проведения такого рода экспертиз, значительный стаж работы в экспертной деятельности (с 2002 года). Доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертом ФИО3 экспертизы либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено. Выводы экспертам мотивированны, однозначны, не содержат неясностей, требующих дополнительных исследований.

При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истца Андросовой М.Н. подлежит взысканию в счет возмещения за жилое помещение денежная сумма в размере 3 400 200 рублей, в том числе: рыночная стоимость жилого помещения в размере 2 637 400 рублей; убытки, причиненные собственнику жилого помещения в связи с его изъятием, в размере 93 300 рублей; стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в размере 669 500 рублей, в счёт возмещения за принадлежащее истцу жилое помещение.

По доводам ответчика о необоснованном включении истцом суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в выкупную стоимость суд приходит к следующему.

Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, следует, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется согласно установленным Законом правилам. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.

Как видно из материалов дела, изымаемое жилое помещение расположено в доме 1959 года постройки.

Администрацией Двуреченского сельского поселения представлена справка Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Пермский район «Дирекция единого заказчика» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой по адресу: <адрес> 2005 году произведен капитальный ремонт стен и перекрытий на сумму 53 060,69 рублей (л.д. 11 том 2). При этом доказательств выполнения работ не представлено.

Из сообщения общества с ограниченной ответственностью «ДЕЗ» от ДД.ММ.ГГГГ по запросу суда следует, что общество с ограниченной ответственностью «ДЕЗ» капитальный ремонт по адресу: <адрес> не производило (л.д. 93 том 3).

Администрацией Пермского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ также сообщено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденную постановлением правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п. В связи с этим в период с 2014 года по настоящее время взносы на капитальный ремонт не начислялись и мероприятия по капитальному ремонту не проводились (л.д. 22 том 2).

Принимая во внимание отсутствие доказательств выполнения работ по капитальному ремонту в отношении многоквартирного жилого дома, суду не представляется возможным определить виды выполненных работ, относятся ли они к перечню работ, входящих в капитальный ремонт, их стоимость. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома.

Согласно техническому заключению специализированной организации, проводившей обследование <адрес>, шифр: 56-2021-ТЗ от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом аварийного состояния фундамента, наружных стен, чердачного перекрытия, а также крыши полный физический износ, согласно Методики определения физического износа гражданских зданий, составляет более 75%. Исследуемый многоквартирный дом не соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам. Конструктивные и другие характеристики частей здания не соответствуют требованиям надежности и безопасности частей здания в целом, создают угрозу жизни и здоровью граждан. Жилые помещения, расположенные в исследуемом жилом доме по адресу: <адрес>, Двуреченское сельское поселение, д. Нестюково, <адрес> (квартиры с 1 по 5), подлежит признать непригодными для проживания, жилой дом признать аварийным и подлежащим сносу.

На основании постановления главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены в составе муниципальной собственности объекты, согласно прилагаемому Перечню жилых домов, передаваемых в муниципальную собственность <адрес> от Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Комитету имущественных отношений муниципального образования Пермский район предписано внести жилые дома в реестр муниципальной собственности и закрепить за муниципальным унитарным предприятием муниципального образования Пермский район «Дирекция единого заказчика» на праве оперативного управления. В Перечень жилых домов, передаваемых в муниципальную собственность Пермского района от Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» входит <адрес> по адресу: <адрес>.

Как установлено судом жилое помещение 1959 года постройки. Сведений о том, что с этого времени проводился капитальный ремонт дома, в материалы дела не представлено. Отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома привело к разрушению его конструкций и элементов, что подтверждается актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, где зафиксировано, что в отношении фундамента обнаружены дефекты, свидетельствующие о недостаточной несущей способности и неравномерной осадке конструкций. Согласно техническому паспорту жилого помещения <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ износ составлял 50% (л.д.208-209 т.1).

Тот факт, что дом признан аварийным в результате пожара, не исключает возможность признания его таковым в результате ненадлежащего инженерно-технического состояния. Иного стороной ответчика не доказано.

Довод о том, что жилой дом является по своим техническим характеристикам домом блокированной застройки, в связи с чем не может быть включен в программу по капитальному ремонту, не может быть принят во внимание, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости на момент рассмотрения дела жилой дом значится как многоквартирный.

По информации, предоставленной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» целями Фонда являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края в сроки, установленные Региональной программой. Программа формируется на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления, и в соответствии с ч. 5 ст. 168 Жилищного кодекса РФ подлежит актуализации не реже чем один раз в год (внесение изменений в региональную программу). Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, не включен в действующую редакцию Региональной программы (л.д. 249-250 т. 1).

Таким образом, органом местного самоуправления не исполнены возложенные на него обязанности по своевременному предоставлению сведений, необходимых для включения в Региональную программу капитального ремонта.

Довод о том, что жильцы дома не обращались в администрацию с соответствующими заявлениями, является несостоятельным.

Данные обстоятельства дают собственнику право на получение дополнительной компенсации в виде стоимости непроизведенного капитального ремонта, соответственно, суд включает сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену изымаемого жилого помещения.

Довод представителя администрации Двуреченского сельского поселения о том, что у Андросовой М.Н. не оформлено право собственности на земельный участок, поэтому нет оснований для включения его рыночной цены в выкупную стоимость, суд считает несостоятельным.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером (единое землепользование), местоположение: <адрес>, в пределах которого расположен многоквартирный жилой <адрес>, находится в собственности Российской Федерации, передан в аренду ОАО «РЖД» на 49 лет, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ при определении возмещения за жилое помещение в него включается не только рыночная стоимость самого жилого помещения, но и рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Вводный закон) и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 16 Вводного закона, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом).

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16 Вводного закона, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом).

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 16 Вводного закона, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом).

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм права, образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, несмотря на отсутствие факта формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом, суд приходит к выводу, что истцу, как собственнику <адрес> многоквартирном доме, принадлежит на праве общей долевой собственности наряду с иными собственниками помещений земельный участок под многоквартирным домом по <адрес>.

Определяя размер возмещения за жилое помещение, эксперт ФИО3 принял во внимание технические документы на многоквартирный дом, содержащие сведения о земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, выкупная цена квартиры обоснованно определена с учетом рыночной стоимости доли истца в праве на общее имущество, в том числе на земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом. Иных доказательств размера возмещения за жилое помещение ответчиком суду представлено не было.

Доводы администрации Двуреченского сельского поселения о том, что убытки подлежат взысканию с причинителя вреда, а именно, ФИО1, в квартире которой находился очаг возгорания, судом не принимаются во внимание, поскольку в рассматриваемом случае убытки подлежат взысканию в связи с изъятием жилого помещения признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Перечень убытков определен ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.

Ссылка ответчика на те обстоятельства, что у Андросовой М.Н. имеется иное жилое помещение, в котором она имеет возможность проживать, какими-либо допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждается. Как следует из пояснений представителя истца, и не оспаривается ответчиком, Андросова М.Н. до настоящего времени проживает в принадлежащей ей квартире, находящейся в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, конструктивные и другие характеристики частей которого не соответствуют требованиям надёжности и безопасности частей здания в целом, создают угрозу жизни и здоровью Андросовой М.Н., поскольку согласно техническому заключению специалистов ООО «ПК Каллистрат» в помещениях данного жилого дома проживание опасно, жилой дом не пригоден для постоянного проживания и не может эксплуатироваться.

Учитывая, что фактически Андросова М.Н., являясь собственником квартиры в многоквартирном доме и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, имеет право пользования своим имуществом после взыскания в ее пользу соответствующего возмещения, право собственности истца подлежит прекращению, что также влечет прекращение права пользования данным имуществом и возникновения права муниципальной собственности на жилое помещение.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Андросовой Марины Николаевны к администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» о взыскании суммы возмещения за жилое помещение удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» в пользу Андросовой Марины Николаевны денежную сумму в размере 3 400 200 (три миллиона четыреста тысяч двести) рублей, в том числе: рыночную стоимость жилого помещения – 2 637 400 рублей; убытки, причиненные собственнику жилого помещения в связи с его изъятием, - 93 300 рублей; стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт – 669 500 рублей, в счёт возмещения за жилое помещение - трехкомнатной квартиры с кадастровым номером , инвентарным номером , инвентарным номером , условным номером , площадью 66,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Решение является основанием для прекращения права собственности Андросовой Марины Николаевны на жилое помещение – трехкомнатную квартиру с кадастровым номером , инвентарным номером , инвентарным номером , условным номером , площадью 66,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, и для возникновения права муниципальной собственности на данное жилое помещение после выплаты администрацией муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» в пользу Андросовой Марины Николаевны суммы возмещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Судья /подпись/             М.В. Степанова

Копия верна: Судья                  М.В. Степанова

Справка.

Мотивированное решение составлено 16 ноября 2022 года.

Судья                              М.В. Степанова

подлинник подшит

в гражданском деле № 2-708/2022

Пермского районного суда Пермского края

УИД 59RS0008-01-2021-004936-59

2-708/2022 (2-4079/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Андросова Марина Николаевна
Прокуратура Пермского района
Ответчики
Администрация Пермского муниципального района (ЗАМЕНА)
Администрация муниципального образовани "Двуреченское сельское поселение"
Другие
Министерство строительства Пермского края
Андросов Юрий Сергеевич
ЗОТОВ СЕРГЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
Администрация Пермского муниципального района
Жукова Ольга Сергеевна
ПАО «Российские железные дороги»
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
Елисеева Вера Павловна
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Степанова Мария Владимировна
Дело на сайте суда
permsk.perm.sudrf.ru
23.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2021Передача материалов судье
30.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.02.2022Предварительное судебное заседание
06.04.2022Предварительное судебное заседание
11.04.2022Предварительное судебное заседание
02.08.2022Производство по делу возобновлено
02.08.2022Предварительное судебное заседание
31.08.2022Судебное заседание
08.09.2022Судебное заседание
02.11.2022Производство по делу возобновлено
02.11.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
16.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее