Дело № 2-3575/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2019 года г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Кочетковой Т.Ю.,
при секретаре Радченко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Корчагина В. И. к Кредитному Потребительскому Кооперативу «Содружество» о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Корчагин В.И. обратился в суд с иском к Кредитному Потребительскому Кооперативу «Содружество» о взыскании денежных средств.
В обоснование исковых требований указал, что он является членом КПК «Содружество», в связи с чем, между ним и кооперативом заключен договор на передачу личных денежных сбережений в сумме 90 000 рублей. При этом ответчик обязательства по возврату денежных средств и компенсационных выплат по договору не исполнил, что и явилось основанием для обращения в суд. На основании изложенного, истец просит суд взыскать с КПК «Содружество» в его пользу денежные средства, переданные им по договору передачи личных сбережений в размере 90 000 рублей, компенсационные выплаты в размере 12 471,57 рубль, компенсацию морального вреда в размере 40 000 рублей.
В судебном заседании истец Корчагин В.И. настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.
Ответчик – представитель КПК «Содружество» Федина О.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще и своевременно, о чем свидетельствует расписка о получении судебной повестки, в связи с чем, суд считает возможным, на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Корчагин В.И. является членом КПК «Содружество», что подтверждается членской книжкой от 23.05.2017 г.
Так, 05.02.2018 г. между КПК «Содружество» и Корчагиным В.И. заключен договор передачи личных сбережений №.
Согласно указанному договору, пайщик передает кооперативу личные денежные сбережения путем внесения их в кассу в сумме 3 000 рублей, а кооператив обязуется возвратить внесенные сбережения и выплатить компенсацию за их использование в порядке и на условиях указанных в договоре.
07.02.2018 г. между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору, согласно которому пайщик вносит в кооператив денежные средства для пополнения сбережений по договору передачи личных сбережений № в сумме 87 000 рублей.
Итого общая сумма переданных Корчагиным В.И. денежных средств по договору № составляет 90 000 рублей.
Факт внесения истцом личных сбережений в указанных размерах подтверждается представленными в материалы дела копиями квитанций к приходным кассовым ордерам № от 07.02.2018 г.
Согласно п. 3.3 договора, кооператив производит выплату компенсации ежемесячно, в первые пять рабочих дней месяца, следующего за месяцем, в котором производилось начисление компенсации за пользование сбережениями пайщика. Выплата кооперативом компенсации производится в офисах кооператива через кассу на основании письменного заявления пайщика при предъявлении паспорта, либо перечислением на принадлежащий пайщику лицевой или карточный счет в любом банке РФ, согласно письменного заявления пайщика с указанием банковских реквизитов.
Как следует из содержания искового заявления и пояснений истца в судебном заседании, КПК «Содружество» не выплатил проценты по договору в сумме 12 471,57 рубль. По истечении срока договора денежные средства ответчиком возвращены не были, компенсации не выплачены.
Истец считает, что действиями КПК «Содружество» ему причинен материальный и моральный вред, в связи с чем, он обратился в суд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива.
Кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (подп. 2 п. 1 ст. 4подп. 2 п. 1 ст. 4 Закона).
Согласно ст. 30 указанного Федерального закона для осуществления предусмотренной частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона деятельности кредитные кооперативы, членами которых являются физические лица, вправе привлекать денежные средства указанных лиц на основании договоров передачи личных сбережений.
Условия договора передачи личных сбережений определяются положением о порядке и об условиях привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), принятым общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке. Положение о порядке и об условиях привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) должно содержать единые для всех членов кредитного кооператива (пайщиков) условия о размере и порядке платы за использование денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), привлеченных на основании договоров передачи личных сбережений.
Договор передачи личных сбережений независимо от его суммы заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор является ничтожным. Договор передачи личных сбережений должен содержать условия о сумме передаваемых денежных средств, о размере и порядке платы за их использование, о сроке и порядке их возврата.
В силу ч. 2 ст. 30 указанного Федерального закона, по договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.
Согласно положениям ст.ст. 420, 421, 423, 425, 432 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Оценив в совокупности все доказательства и учитывая, что в материалы дела не представлены доказательства возврата ответчиком истцу личных сбережений, суд пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца суммы внесенных личных сбережений в размере 90 000 рублей.
Согласно расчету истца, общая сумма компенсации за пользование денежными средствами по договору передачи личных сбережений № от 05.02.2018 г. составляет 12 471,57 рубль.
Суд соглашается с представленным истцом расчетом компенсации по заключенному договору, поскольку признает его правильным и обоснованным, доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о компенсации морального вреда суд, руководствуясь положениями ст. 151 ГК РФ, исходит из того, что истцом не предоставлено доказательств наличия страданий и их связь с действиями ответчика, нарушившего имущественные права истца.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, в силу указанных выше положений закона моральный вред подлежит компенсации, если он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему личные нематериальные блага. Моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе (Закон «О защите прав потребителей»).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей не распространяется.
Согласно разъяснениям п. 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017 г., положения Закона о защите прав потребителей не применяются к отношениям, возникшим из договора займа, заключенного между кредитным потребительским кооперативом и гражданином-пайщиком этого кооператива.
Таким образом, на отношения сложившиеся между истцом и ответчиком Закон «О защите прав потребителей» не распространяется.
Поскольку каких-либо доказательств, бесспорно подтверждающих причинение истцу действиями ответчика морального вреда, представлено не было, а законом по данной категории дел компенсация морального вреда не предусмотрена, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований Корчагина В.И. о взыскании компенсации морального вреда.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Корчагина В. И. к Кредитному Потребительскому Кооперативу «Содружество» о взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Взыскать с Кредитного Потребительского Кооператива «Содружество» в пользу Корчагина В. И. денежные средства по договору передачи личных сбережений № от 05.02.2018 г. в размере 90 000 рублей и компенсационные выплаты по договору в размере 12 471 рубль 57 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение месяца.
Судья