Решение по делу № 33-4850/2022 от 01.12.2022

Дело № 2-1841/2022 (33-4850/2022) судья Михайлова Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 декабря 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,

судей Голубевой О.Ю., Коровиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Салахутдиновой К.А.,

по докладу судьи Голубевой О.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе управления образования администрации города Твери на решение Московского районного суда города Твери от 29 сентября 2022 года, которым постановлено:

«исковые требования прокурора Московского района г. Твери, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 105, Управлению образования администрации города Твери Тверской области о возложении обязанности по оборудованию замками безопасности оконных блоков здания детского сада удовлетворить.

Обязать Управление образования администрации г. Твери в пределах компетенции в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование расходов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 105 для оборудования оконных блоков 16 замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОCT 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 105 в срок не позднее 3 месяцев с момента выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, установить на оконные блоки 16 замками в следующих помещениях учреждения:

- в группе № 3 - 2 замка;

- в музыкально-спортивном зале - 4 замка;

- в группе № 4-2 замка;

- в 5 логопедических кабинетах - 5 замков;

- в медицинском кабинете - 1 замок;

- в процедурном кабинете - 1 замок;

- в методическом кабинете - 1 замок».

Судебная коллегия

установила:

прокурор Московского района города Твери обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 105 и управлению образования администрации города Твери о возложении обязанности оборудовать оконные блоки здания детского сада замками безопасности.

В основании иска указал, что в результате проверки в МБДОУ детский сад № 105 установлено нарушение требований статей 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», пункта 5.1.8 ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» - оконные блоки здания образовательного учреждения не укомплектованы замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.

Указанное является недопустимым, поскольку создает угрозу безопасности большого количества детей, может привести к причинению вреда их здоровью.

Прокурор Красавцева И.С. в судебном заседании иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - управления образования администрации г. Твери - Сорокина А.В. иск не признала, указав, что требование прокурора не содержит нормативное обоснование обязанности образовательных учреждений самостоятельно устанавливать замки безопасности в уже установленные либо планируемые к установке оконные блоки. В детском саду обеспечены безопасные условия образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми в строгом соответствии с действующим законодательством.

Требования ГОСТ обязаны соблюдать предприятия-изготовители оконных блоков. Соблюдение ГОСТ детским учреждением действующим законодательством не предусмотрено. ГОСТ, в соответствии с которым необходимо установить замки безопасности, отменен с 1 января 2024 года. Введен в действие ГОСТ 23166-2021, требования которого применяются в отношении оконных балконных блоков различного функционального назначения, балконного остекления. Он устанавливает общие требования к их изготовлению.

Представитель ответчика - МБДОУ детский сад № 105 – Морозова Л.Н. иск не признала.

Третье лицо - департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери – при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела своего представителя в суд не направило.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе управление образования администрации города Твери просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

По мнению апеллянта, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.

Так, в обжалуемом решении суд сослался на пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99, однако ни санитарным законодательством, ни Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не предусмотрена обязательность его применения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности. В силу этих Правил в помещениях, где нахождение детей не осуществляется или не является постоянным/преимущественным без присмотра взрослых, замки безопасности могут не устанавливаться.

В рамках возложенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанностей и ответственности работники образовательного учреждения не оставляют детей без присмотра в группах и иных помещениях в целях обеспечения их безопасности, надзор за ними осуществляется на постоянной основе.

Таким образом, санитарно-эпидемиологическое законодательство не содержит требований к образовательным организациям об установке замков безопасности в помещениях, в которых дети находятся под присмотром взрослых.

Кроме того, по результатам ежегодных приемов учреждений образования к новому учебному году замечаний относительно отсутствия на окнах замков безопасности у контрольно-надзорных органов не имелось.

Апеллянт отмечает также, что самостоятельная врезка замков безопасности в оконные блоки либо с привлечением сил сторонней организации повлечет за собой нарушение конструкторской и технологической документации на оконные блоки, установленные до введения в действие пункта 5.1.8 ГОСТ, а впоследствии может повлечь нарушение надлежащего функционирования.

Суд не учел, что в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 1 устава города Твери, принятого решением Тверской городской Думы от 23 января 2019 года № 9, утверждение местного бюджета, а, значит, и определение расходных обязательств, осуществляется Тверской городской Думой, в то время как прокурор не только заявил требования обязывающего характера, но и самостоятельно определил источник их финансирования, что само по себе не относится к полномочиям надзорного органа.

При этом контролируемым при проверке лицом являлся детский сад № 105, а не управление образования администрации г. Твери, на которое суд возложил определенные обязанности.

В письменных возражениях прокурор критикует доводы апелляционной жалобы и полагает, что решение суда следует оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились.

С учетом положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 названного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

На основании пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 статьи 28 Закона об образовании предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Исходя из положений пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 2 декабря 1999 года принят действующий на территории Российской Федерации ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).

Как следует из материалов дела, прокурором проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в МБДОУ детский сад № 105.

В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных выше требований действующего законодательства в занимаемом учреждением здании оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.

Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции, проанализировав положения статей 4, 6 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статей 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 5.1.8 ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» во взаимосвязи с установленными по делу обстоятельствами, исходил из того, что отсутствие на оконных блоках детского дошкольного учреждения замков безопасности не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, что свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей, неисполнении учреждением обязанности по обеспечению их безопасного пребывания.

Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает, ибо они соответствуют установленным обстоятельствам дела при правильном применении норм материального права.

В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в пункте 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 17 августа 2016 года № 572/пр, согласно которым оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися.

Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 29 января 2021 года № 136-П принят ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия». Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2021 года N 398-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2021 года.

Согласно ГОСТ 23166-2021 настоящий стандарт распространяется на оконные и балконные блоки различного функционального назначения, балконное остекление и устанавливает общие требования к их изготовлению и применению. Настоящий стандарт является основополагающим для комплекса стандартов на конкретные виды и конструкции изделий независимо от материала их изготовления и используемых комплектующих деталей (пункт 1).

Оконные и балконные блоки, балконное остекление должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральному закону от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункт 6.1.1).

Для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать следующие требования:

применять откидно-поворотный способ открывания, предусматривающий вначале откидывание створки при повороте ручки и последующий перевод створки в распашное положение с помощью ручки через возврат створки в начальное (закрытое) положение, что затруднительно сделать ребенку младшего школьного возраста;

применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении;

детские замки безопасности следует выбирать с учетом рекомендаций производителей замков в зависимости от конструкции оконного блока и самого замка с обязательным выполнением функции блокировки распашного открывания;

детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (т.е. иметь механизм запирания), так и с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма (пункт 6.3.1).

ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Положениями ранее действовавшего ГОСТ 23166-99 также предусматривалось, что для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8).

Вопреки доводам жалобы, национальный стандарт является обязательным для применения и не может применяться образовательной организацией по своему усмотрению.

Ссылка в жалобе на то, что работники образовательного учреждения не оставляют детей без присмотра, не освобождает ответчика от соблюдения соответствующих требований.

Равным образом, судебная коллегия отклоняет доводы апеллянта о том, что требования ГОСТ 23166-99 распространяются только на производителей оконных блоков, ибо и ГОСТ 23166-99, и ГОСТ 23166-2021 устанавливают требования не только к изготовлению, но и к применению оконных блоков.

В связи с этим не имеется оснований считать, что приведенные требования обеспечения безопасности детей в части оборудования оконных блоков замками безопасности подлежат выполнению исключительно на стадии возведения здания образовательного учреждения или установки (замены) в нем оконных блоков.

Аргументы подателя жалобы об отсутствии оснований для привлечения к гражданско-правовой ответственности управления образования администрации г. Твери признаются судебной коллегией несостоятельными.

Как следует из положений пункта 3 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с уставом МДОУ детский сад № 105 функции и полномочия учредителя детского учреждения осуществляет администрация города Твери в лице управления образования администрации города Твери (пункт 1.7 устава).

Согласно пункту 3.10.6 Положения об управлении образования администрации города Твери, утвержденного постановлением администрации города Твери от 21 декабря 2017 года № 1710, в соответствии с возложенными на него полномочиями Управление распределяет бюджетные средства по подведомственности получателям бюджетных средств согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, являясь распорядителем бюджетных средств.

С учетом изложенного суд правомерно возложил на управление образования администрации города Твери как учредителя МБОУ детский сад № 105 обязанность обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности в указанном детском учреждении.

В целом апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, и, по сути, позиция апеллянта направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств.

Между тем по смыслу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несогласие с решением суда первой инстанции либо другая точка зрения стороны на то, как могло быть рассмотрено дело, сами по себе не являются основанием для отмены или изменения судебного решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда города Твери от 29 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управления образования администрации города Твери – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 12 декабря 2022 года.

Председательствующий В.В. Цветков

Судьи О.Ю. Голубева

Е.В. Коровина

Дело № 2-1841/2022 (33-4850/2022) судья Михайлова Т.Н. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 декабря 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,

судей Голубевой О.Ю., Коровиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Салахутдиновой К.А.,

по докладу судьи Голубевой О.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе управления образования администрации города Твери на решение Московского районного суда города Твери от 29 сентября 2022 года, которым постановлено:

«исковые требования прокурора Московского района г. Твери, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 105, Управлению образования администрации города Твери Тверской области о возложении обязанности по оборудованию замками безопасности оконных блоков здания детского сада удовлетворить.

Обязать Управление образования администрации г. Твери в пределах компетенции в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование расходов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 105 для оборудования оконных блоков 16 замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОCT 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 105 в срок не позднее 3 месяцев с момента выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, установить на оконные блоки 16 замками в следующих помещениях учреждения:

- в группе № 3 - 2 замка;

- в музыкально-спортивном зале - 4 замка;

- в группе № 4-2 замка;

- в 5 логопедических кабинетах - 5 замков;

- в медицинском кабинете - 1 замок;

- в процедурном кабинете - 1 замок;

- в методическом кабинете - 1 замок».

Судебная коллегия

установила:

прокурор Московского района города Твери обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 105 и управлению образования администрации города Твери о возложении обязанности оборудовать оконные блоки здания детского сада замками безопасности.

В основании иска указал, что в результате проверки в МБДОУ детский сад № 105 установлено нарушение требований статей 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», пункта 5.1.8 ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» - оконные блоки здания образовательного учреждения не укомплектованы замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.

Указанное является недопустимым, поскольку создает угрозу безопасности большого количества детей, может привести к причинению вреда их здоровью.

Прокурор Красавцева И.С. в судебном заседании иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - управления образования администрации г. Твери - Сорокина А.В. иск не признала, указав, что требование прокурора не содержит нормативное обоснование обязанности образовательных учреждений самостоятельно устанавливать замки безопасности в уже установленные либо планируемые к установке оконные блоки. В детском саду обеспечены безопасные условия образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми в строгом соответствии с действующим законодательством.

Требования ГОСТ обязаны соблюдать предприятия-изготовители оконных блоков. Соблюдение ГОСТ детским учреждением действующим законодательством не предусмотрено. ГОСТ, в соответствии с которым необходимо установить замки безопасности, отменен с 1 января 2024 года. Введен в действие ГОСТ 23166-2021, требования которого применяются в отношении оконных балконных блоков различного функционального назначения, балконного остекления. Он устанавливает общие требования к их изготовлению.

Представитель ответчика - МБДОУ детский сад № 105 – Морозова Л.Н. иск не признала.

Третье лицо - департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери – при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела своего представителя в суд не направило.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе управление образования администрации города Твери просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

По мнению апеллянта, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.

Так, в обжалуемом решении суд сослался на пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99, однако ни санитарным законодательством, ни Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не предусмотрена обязательность его применения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности. В силу этих Правил в помещениях, где нахождение детей не осуществляется или не является постоянным/преимущественным без присмотра взрослых, замки безопасности могут не устанавливаться.

В рамках возложенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанностей и ответственности работники образовательного учреждения не оставляют детей без присмотра в группах и иных помещениях в целях обеспечения их безопасности, надзор за ними осуществляется на постоянной основе.

Таким образом, санитарно-эпидемиологическое законодательство не содержит требований к образовательным организациям об установке замков безопасности в помещениях, в которых дети находятся под присмотром взрослых.

Кроме того, по результатам ежегодных приемов учреждений образования к новому учебному году замечаний относительно отсутствия на окнах замков безопасности у контрольно-надзорных органов не имелось.

Апеллянт отмечает также, что самостоятельная врезка замков безопасности в оконные блоки либо с привлечением сил сторонней организации повлечет за собой нарушение конструкторской и технологической документации на оконные блоки, установленные до введения в действие пункта 5.1.8 ГОСТ, а впоследствии может повлечь нарушение надлежащего функционирования.

Суд не учел, что в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 1 устава города Твери, принятого решением Тверской городской Думы от 23 января 2019 года № 9, утверждение местного бюджета, а, значит, и определение расходных обязательств, осуществляется Тверской городской Думой, в то время как прокурор не только заявил требования обязывающего характера, но и самостоятельно определил источник их финансирования, что само по себе не относится к полномочиям надзорного органа.

При этом контролируемым при проверке лицом являлся детский сад № 105, а не управление образования администрации г. Твери, на которое суд возложил определенные обязанности.

В письменных возражениях прокурор критикует доводы апелляционной жалобы и полагает, что решение суда следует оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились.

С учетом положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 названного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

На основании пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 статьи 28 Закона об образовании предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Исходя из положений пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 2 декабря 1999 года принят действующий на территории Российской Федерации ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).

Как следует из материалов дела, прокурором проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в МБДОУ детский сад № 105.

В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных выше требований действующего законодательства в занимаемом учреждением здании оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.

Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции, проанализировав положения статей 4, 6 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статей 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 5.1.8 ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» во взаимосвязи с установленными по делу обстоятельствами, исходил из того, что отсутствие на оконных блоках детского дошкольного учреждения замков безопасности не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, что свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей, неисполнении учреждением обязанности по обеспечению их безопасного пребывания.

Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает, ибо они соответствуют установленным обстоятельствам дела при правильном применении норм материального права.

В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в пункте 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 17 августа 2016 года № 572/пр, согласно которым оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися.

Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 29 января 2021 года № 136-П принят ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия». Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2021 года N 398-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2021 года.

Согласно ГОСТ 23166-2021 настоящий стандарт распространяется на оконные и балконные блоки различного функционального назначения, балконное остекление и устанавливает общие требования к их изготовлению и применению. Настоящий стандарт является основополагающим для комплекса стандартов на конкретные виды и конструкции изделий независимо от материала их изготовления и используемых комплектующих деталей (пункт 1).

Оконные и балконные блоки, балконное остекление должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральному закону от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункт 6.1.1).

Для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать следующие требования:

применять откидно-поворотный способ открывания, предусматривающий вначале откидывание створки при повороте ручки и последующий перевод створки в распашное положение с помощью ручки через возврат створки в начальное (закрытое) положение, что затруднительно сделать ребенку младшего школьного возраста;

применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении;

детские замки безопасности следует выбирать с учетом рекомендаций производителей замков в зависимости от конструкции оконного блока и самого замка с обязательным выполнением функции блокировки распашного открывания;

детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (т.е. иметь механизм запирания), так и с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма (пункт 6.3.1).

ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Положениями ранее действовавшего ГОСТ 23166-99 также предусматривалось, что для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8).

Вопреки доводам жалобы, национальный стандарт является обязательным для применения и не может применяться образовательной организацией по своему усмотрению.

Ссылка в жалобе на то, что работники образовательного учреждения не оставляют детей без присмотра, не освобождает ответчика от соблюдения соответствующих требований.

Равным образом, судебная коллегия отклоняет доводы апеллянта о том, что требования ГОСТ 23166-99 распространяются только на производителей оконных блоков, ибо и ГОСТ 23166-99, и ГОСТ 23166-2021 устанавливают требования не только к изготовлению, но и к применению оконных блоков.

В связи с этим не имеется оснований считать, что приведенные требования обеспечения безопасности детей в части оборудования оконных блоков замками безопасности подлежат выполнению исключительно на стадии возведения здания образовательного учреждения или установки (замены) в нем оконных блоков.

Аргументы подателя жалобы об отсутствии оснований для привлечения к гражданско-правовой ответственности управления образования администрации г. Твери признаются судебной коллегией несостоятельными.

Как следует из положений пункта 3 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с уставом МДОУ детский сад № 105 функции и полномочия учредителя детского учреждения осуществляет администрация города Твери в лице управления образования администрации города Твери (пункт 1.7 устава).

Согласно пункту 3.10.6 Положения об управлении образования администрации города Твери, утвержденного постановлением администрации города Твери от 21 декабря 2017 года № 1710, в соответствии с возложенными на него полномочиями Управление распределяет бюджетные средства по подведомственности получателям бюджетных средств согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, являясь распорядителем бюджетных средств.

С учетом изложенного суд правомерно возложил на управление образования администрации города Твери как учредителя МБОУ детский сад № 105 обязанность обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности в указанном детском учреждении.

В целом апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, и, по сути, позиция апеллянта направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств.

Между тем по смыслу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несогласие с решением суда первой инстанции либо другая точка зрения стороны на то, как могло быть рассмотрено дело, сами по себе не являются основанием для отмены или изменения судебного решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда города Твери от 29 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управления образования администрации города Твери – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 12 декабря 2022 года.

Председательствующий В.В. Цветков

Судьи О.Ю. Голубева

Е.В. Коровина

33-4850/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Московского района г. Твери
Ответчики
Управление образования администрации г. Твери
МБДОУ детский сад № 105
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Твери
Суд
Тверской областной суд
Судья
Голубева Ольга Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
06.12.2022Судебное заседание
21.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2022Передано в экспедицию
06.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее