В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-323/2021
(33-7626/2020)
Строка № 072 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 января 2021 года г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Глазовой Н.В., Квасовой О.А.,
при секретаре Котельньковой М.С.,
с участием адвоката Морозовой Г.А., -
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Глазовой Н.В.,
гражданское дело № 2-135/2020 по иску Дмитриевой ФИО9 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Аннинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании решения ГУ-УПФР в Аннинском районе Воронежской области незаконным, включении в специальный стаж необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы, признании права на выплату страховой пенсии по старости досрочно, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Дмитриевой ФИО10 на решение Аннинского районного суда Воронежской области от 10 марта 2020 года
(судья Кругова С.А.)
У С Т А Н О В И Л А:
Дмитриева Т.Н. обратилась с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Аннинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании решения ответчика незаконным, включении в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы с 1 апреля 1992 г. по 18 мая 1996 г., с 15 сентября 1997 г. по 10 сентября 2001 г. в должности учителя географии СШ им. Герцена (им. К.Усенбекова) Кыргызской республики, признании права на выплату страховой пенсии по старости
2
досрочно, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 31 октября 2019 г. (л.д. 3-9).
Решением Аннинского районного суда Воронежской области от 10 марта 2020 года в удовлетворении исковых требований Дмитриевой Т.Н. отказано (л.д. 54-58).
Не согласившись с решением суда, Дмитриева Т.Н. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить требования в полном объеме.
В качестве доводов жалобы указывала, что районным судом не были приняты во внимание положения ст. 1,5, 6, 12 Соглашения от13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». (л.д. 60-68).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 25 июня 2020 года решение районного суда от 10 марта 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Дмитриевой Т.Н., - без удовлетворения (л.д. 24, 25-90).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2020 года апелляционное определение от 25 июня 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (л.д. 114-124).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Дмитриевой Т.Н. по ордеру № 12898 адвокат Морозова Г.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение и принять новое об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Представитель Управления по доверенности от 11 января 2021 года Шамшина Т.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
3
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено, что 31 октября 2019 года Дмитриева Т.Н. обратилась в УПФР в Аннинском районе Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Решением УПФР в Аннинском районе Воронежской области от 14 ноября 2019 года Дмитриевой Т.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ в связи с отсутствием у нее специального стажа 25 лет.
Специальный стаж Дмитриевой Т.Н. на 31 октября 2019 года составил 17 лет 11 месяцев 19 дней.
В специальный стаж Дмитриевой Т.Н. не включены, в том числе, периоды работы с 1 апреля 1992 года по 18 мая 1996 года, с 15 сентября 1997 года по 10 сентября 2001 года в должности учителя географии средней школы имени Герцена (имени К.Усенбекова Кыргызской Республики), так как компетентным органом Кыргызской Республики не подтверждено наличие института досрочных пенсий работникам образования после распада СССР.
Разрешая спор по существу, и отказывая в удовлетворении исковых требований Дмитриевой Т.Н. о признании решения Пенсионного фонда незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, признании права на выплату страховой пенсии по старости досрочно, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции, исходил из того, что условия назначения досрочных пенсий по старости в Кыргызской Республике, как в государстве-участнике Соглашения от 13 марта 1992 года, отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации, наличие в Кыргызской Республике в спорные периоды института досрочной пенсии педагогическим работникам компетентными органами не подтверждено, в связи с чем, пришел к выводу, что спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку данные выводы суда основаны на неправильном токовании и применении норм материального права.
4
Суд не учел, что основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе, пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном
5
законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в
6
учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Кыргызстан), и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами
7
Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе, периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Материалами дела подтверждается, что в спорные периоды Дмитриева Т.Н. выполняла педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно архивным справкам от 24 сентября 2018 г. № 04 - 4/783, № 04 - 4/797, выданных Тюпским районным государственным архивом Кыргызской республики по документам архивного фонда «Тюпский районный отдел народного образования» в приказах по личному составу за 1992 г., 1996г., 2001 г. имеются сведения о работе Дмитриевой Т.Н.;
8
- приказ от 02.04.1992 г. № 48 о приеме на работу учителем географии СШ им Герцена с 01.04.1992 г.;
- приказ № 56 от 28.06.1996 г. № 4 о предоставлении частично оплачиваемого отпуска по уходу за грудным ребенком до 1,5 года с 19 мая 1996 г.;
- приказ от 03. 09. 2001 г. № 9 об увольнении в связи с переездом в Россию с 10.09.2001 г.;
- лицевые счета о начислении заработной платы с апреля 1992 г. по декабрь 1998 г, и с января 1999 г. по август 2001г.
Давая оценку представленным истицей доказательствам, исходя из вышеприведенных нормативных положений, следует, что они соответствуют требованиям законодательства государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года, в связи с чем стаж работы истицы, дающий право на досрочную страховую пенсию, может быть учтен при назначении такого вида пенсии в Российской Федерации.
Между тем, пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 года N 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, исходя из того, что из имеющихся в материалах дела документов невозможно установить, выполнялась ли истцом норма педагогической нагрузки (18 часов в неделю) в период с 01 сентября 2000 г. по 10 сентября 2001 г., судебная коллегия приходит к выводу о том, что в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, как лицу, осуществляющего педагогическую деятельность, необходимо включить период работы истца в должности учителя географии в СШ им.Герцена в период с 1 апреля 1992 г. по 18 мая 1996 г., с 15 сентября 1997 г. по 31 августа 2000 г., т.е. до момента, когда не требуется соблюдения условия выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
9
С учетом включения в специальный трудовой стаж вышеуказанного спорного периода, стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" на момент обращения к ответчику, т.е. 31 октября 2019 г. составляет у истицы более 25 лет (17 лет 11 месяцев 19 дней – согласно решению ответчика, 4 года 1 месяц 17 дней – период с 1 апреля 1992 г. по 18 мая 1996 г., 2 года 11 месяцев 16 дней – период с 15 сентября 1997 г. по 31 августа 2000 г., итого на момент обращения - 25 лет 22 дня).
Между тем, в пункте 1.1. Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 указанного нормативного акта, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному закону. В данном приложении указано, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 г., пенсия назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на нее.
При этом согласно части 3 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 03.10.2018г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, обратившись к ответчику 31 октября 2019 г. с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», истец обоснованно исходила из того, что она выработала требуемую продолжительность педагогического стажа 25 лет по состоянию на 31 октября 2019 г., однако не учла истечения требуемых 6 месяцев, согласно приложению 7 к указанному нормативному акту.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на ответчика обязанности
10
назначить и выплачивать Дмитриевой Т.Н. досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента возникновения права, т.е. с 08 апреля 2020 года.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Аннинского районного суда Воронежской области от 10 марта 2020 года отменить. Принять по делу новое решение.
Признать решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Аннинскому району Воронежской области (межрайонное) от 14 ноября 2019 года № 777040/19 неправомерным в части не включения в специальный стаж отдельных периодов работы и отказе в назначении Дмитриевой ФИО12 досрочной пенсии.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Аннинскому району Воронежской области (межрайоное) включить Дмитриевой Татьяне Николаевне в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы:
с 01 апреля 1992 г. по 18 мая 1996 г.;
с 15 сентября 197 горда по 31 августа 2000 г., - в должности учителя географии СШ им. Герцена (им. К. Усенбекова) Кыргызской Республики.
Признать за Дмитриевой ФИО11 право на назначение и выплату страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ как за лицом, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с момента возникновения права – с 08 апреля 2020 года.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Аннинскому району Воронежской области (межрайонное) назначить и выплачивать Дмитриевой ФИО14 досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ с момента возникновения права – 08 апреля 2020 года.
Взыскать с ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ по Аннинскому району Воронежской области (межрайоное) в пользу Дмитриевой ФИО13 государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Председательствующий
Судьи коллегии