61RS0023-01-2023-003070-91
№ 2-3356/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2023 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой Ю.А., при секретаре Сафиулиной В.С., с участием помощника прокурора Исабекова Р.Ш., представителя ГУП РО «УРСВ» филиал Шахтинский Жукова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Шахты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, ГУП РО «УРСВ», ГУП РО «УРСВ» филиал Шахтинский, МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес> об обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. Прокурором <адрес> в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения законодательства в в сфере жилищно-коммунального хозяйства Администрацией <адрес>, государственным унитарным предприятием <адрес> «Управление развития систем водоснабжения» филиала Шахтинский при обеспечении населения <адрес> услугой водоотведения надлежащего качества.
В ходе проверки установлено, что в период с 2019 года по настоящее время на постоянной основе происходит скопление сточных вод в районе <адрес>, затопление жилых строений, в связи с отсутствием дренажной системы и открытой ливневой канавы на пересечение <адрес> и пер. Тюменский г, Шахты. При этом администрацией города действенных мер к организации водоотведения по указанным улицам не принято, чем грубым образом нарушаются права граждан на безопасные и благоприятные условия проживания.
Прокуратурой города ранее в связи с имеющимися нарушениями 19.04.2023 главе Администрации <адрес> вносилось представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако каких-либо мер к устранению нарушений не принято, в прокуратуру города сообщено, что для устранения подтопления сточными водами домовладений необходимо выполнить строительство дренажной системы м открытой ливневой канавы на пересечении <адрес> и пер. Тюменский, ориентировочная стоимость работ 1 635 тыс. рублей. При этом подтопления домовладений, прилегающей к ним территории продолжаются.
Уточнив свои исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ просит суд обязать Администрацию <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее водоотведение жителей, путем устройства дренажной системы и открытой ливневой канавы на пересечении <адрес> и пер. Тюменский в <адрес>.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 01.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес> (л.д.57)
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 12.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГУ РО «УРСВ» <адрес> (л.д.131)
Помощник прокурора Исабеков Р.Ш. в судебном заседании исковые требования подержал, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации <адрес>, действующий на основании доверенности в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения в которых просит в удовлетворении иска отказать, поскольку не является надлежащим ответчиком, не имеет собственных средств и собственного бюджета (л.д.25-26).
Представитель третьего ГУП РО «УРСВ» филиал Шахтинский, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, просил заявленные прокурором исковые требований удовлетворить.
Представители третьих лиц МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес>, ГУП РО «УРСВ» <адрес>, Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> действующие на основании доверенности, в судебное заседание не явилась о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Выслушав истца, представителя ГУП РО «УРСВ» филиал Шахтинский», изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а так же услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием т сохранностью жилищного фонда.
Согласно ст.14 ЖК РФ, п.6 ч.1 ст.16 ФЗ от 6.10.2023 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, помимо прочего, осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Закона № 131-ФЗ к полномочиям органа местного самоуправления городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Согласно пункту 4.3 ч.1 ст.17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктами 1,4 и 5 ст.3 ФЗ от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения, улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведении; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышенной эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение: обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с пунктом 1 ч.1 ст. 6 ФЗ от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнении организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Исходя из ч.1 ст.34 и. 1 ст.237 Закона № 131-ФЗ, Администрация <адрес> (исполнительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как сказано выше, к одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого администрация города обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в том числе полномочия на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязанностей либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, Вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ осуществляется населением и (или) органом местного самоуправления самостоятельно.
Из материалов дела следует, что 30.03.2023 депутат Законодательного собрания <адрес> Е.А.Федяев обратился к прокурору <адрес> с информацией о следующем: в его адрес поступило обращение Лыгиной Е.А. о том, что домовладение заявителя, расположенное по <адрес> систематически подвергается подтоплению в связи с неисправным состояние ливневой канализации, меры принимаемые органом местного самоуправления, являются неэффективными. При этом, как следует из представленной фотографии подтоплении подвергается не только территория домовладения, но и муниципальная территория. Таким образом, органами местного самоуправленияв нарушение требований ст.16 ФЗ от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не обеспечено надлежащее водоотведение с муниципальной территории (л.д.9-11).
Прокурором <адрес> в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Администрацией <адрес>, государственным унитарным предприятием <адрес> «Управление развития систем водоснабжения» филиала Шахтинский при обеспечении населения <адрес> услугой водоотведения надлежащего качества.
Прокуратурой города 19.04.2023 главе администрации <адрес> внесено представление с требованием устранить вышеуказанные нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (л.д.12-15).
Согласно письму Администрации <адрес> от 19.05.2023 за №.04/2060 поступившее в адрес Администрации <адрес> представление прокуратуры <адрес> об устранении нарушений федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства рассмотрено. В ходе комиссионного обследования МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес> установлено, что подтопление домовладения № по <адрес> образуется в результате отсутствия дренажной системы и открытой ливневой канализации. Для устранения подтопления сточными водами вышеуказанного домовладения необходимо выполнить строительство дренажной системы и открытой ливневой канавы на пересечении <адрес> и пер. Тюменский. Ориентировочная стоимость работ составляет 1 635 тыс. руб. В 2023 году денежные средства на выполнение вышеуказанных работ бюджетом <адрес> не предусмотрены. Данные работы планируются выполнить в 2024 году (л.д.16).
В соответствии с актом обследования от 26.11.2023, произведенным помощником прокурора города Р.Ш. Исабековым, установлено, что на пересечении <адрес> происходит скопление сточных вод в связи с отсутствием надлежащей системы водоотведения, данное обстоятельство подтверждено приложенной к акту обследования фототаблицей (л.д. 147-151).
На основании изложенного, учитывая, что организация надлежащего водоотведения является обязанностью органа местного самоуправления, а непринятие мер по организации водоотведения, путем устройства дренажной системы и открытой ливневой канализации нарушает права граждан на безопасные и благоприятные условия проживания.
Согласно требованиям ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Учитывая конкретные действия, которые обязан совершить ответчик, суд считает необходимым установить срок для совершения Администрацией <адрес> вышеуказанных действий в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, так как в письме по результатам рассмотрения представления прокурора заместитель главы Администрации г. шахты Л.В. Лебединский указал, что работы по строительству дренажной системы и ливневой канавы на пересечении <адрес> и пер. Тюменский планируется выполнить в 2024 году (л.д.8).
При этом доводы Администрации <адрес> о том, что Администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком, не является распорядителем бюджетных средств, в ее полномочия не входит обязанность по выделению денежных средств подлежат отклонению.
К вопросам местного значения поселения также отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, организацию благоустройства территории поселения, включая водоотведение (пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из содержания пунктов 4, 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1,4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 13.06.2023 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении», подп.4 п.1 ст.6 Устава муниципального образования «<адрес>» следует, что надлежащее водоотведение относятся к полномочиям Администрации <адрес> и являются расходным обязательством муниципального образования.
Таким образом, организация водоотведения является обязанностью органа местного самоуправления. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и необходимыми работами, отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан, на безопасность их жизни и здоровья.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 37 Устава «<адрес>» Администрация обладает правами юридического лица, действует на основании общих положений об исполнительно-распорядительном органе, установленных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления» в соответствии с Гражданским кодексом РФ применительно к казенным учреждениям, является главным распорядителем средств местного бюджета, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет собственные печати, штампы, бланки, расчетные, валютные и иные счета в банковских учреждениях и печати с изображением Герба Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.11.2023.