номер дела в суде первой инстанции № 2-423/2023
УИД 02RS0005-01-2023-000324-88
номер строки в статистическом отчете 2.211
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 сентября 2023 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.,
судей – Плотниковой М.В., Ялбаковой Э.В.,
при секретаре – Оспомбаевой А.Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Тундиновой Натальи Михайловны на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 20 апреля 2023 года, которым
удовлетворены исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в публичных интересах муниципального образования «Турочакский район» к администрации МО «Турочакский район», Министерству регионального развития Республики Алтай о возложении обязанности организовать надлежащее функционирование полигона твердых бытовых отходов.
Возложена на администрацию МО «Турочакский район» обязанность исполнить требования Приказа Минприроды России от 19.10.2021 N 765 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов" необходимые для включения полигона твердых бытовых отходов с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Республики Алтай.
Возложена обязанность на Министерство регионального развития Республики Алтай, администрацию МО «Турочакский район» организовать обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, размещенных на указанном полигоне твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями, установленными санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Турочакского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересах МО «Турочакский район» обратился в суд с иском к администрации МО «Турочакский район», Министерству регионального развития Республики Алтай о возложении обязанности организовать надлежащее функционирование полигона твердых бытовых отходов, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Турочакского района проведена проверка законности эксплуатации полигона твердых с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Собственником полигона и земельного участка является администрация Турочакского района, год завершения строительства полигона – 2007. В ходе проверки полигона твердых бытовых отходов с кадастровым номером №, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером № установлено, что он эксплуатируется с 2007 года по настоящее время с нарушением требований санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации МО «Турочакский район» органами прокуратуры неоднократно вносились представления, между тем нарушения, указанные в представлениях не устранены. Прокурор просит суд возложить на администрацию МО «Турочакский район» Республики Алтай обязанность исполнить требования Приказа Минприроды России от 19.10.2021 N 765 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов" необходимые для включения полигона твердых бытовых отходов с кадастровым № по адресу: <адрес> с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Республики Алтай. Также возложить обязанность на Министерство регионального развития Республики Алтай, администрацию МО «Турочакский район» организовать обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, размещенных на указанном полигоне твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями, установленными санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Министерства регионального развития Республики Алтай Тундинова Н.М. Жалоба мотивирована тем, что принятое решение суда обязывает ответчиков осуществить строительство мусороперерабатывающего завода на полигоне для размещения твердых бытовых отходов. Указывает, что Министерством приняты меры в рамках реализации возложенных полномочий по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, приняты меры, направленные на строительство и эксплуатацию комплекса, включающего все элементы переработки отходов на территории Республики Алтай. В настоящее время на территории Майминского района в рамках концессионного соглашения осуществляется строительство мусороперерабатывающего завода. Согласно концессионному соглашению Турочакский район входит в зону обслуживания, то есть предусматривается обработка и утилизация отходов, которые будут доставляться с территории МО «Турочакский район». Полагает, что возложение на Министерство и администрацию района обязанности организовать обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, размещенных на указанном полигоне твердых бытовых отходов, является нецелесообразным.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства регионального развития Республики Алтай Тундинова Н.М. апелляционную жалобу поддержала в полном объеме, по доводам изложенным в ней.
В суде апелляционной инстанции представитель истца прокурор Кавунова А.Е. просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения.
Представитель администрации МО «Турочакский район» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ, статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и др.
В силу требований статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15).
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
Реализацию полномочий Республики Алтай по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов осуществляет Министерство регионального развития Республики Алтай (пп. 36.1 Постановления Правительства Республики Алтай от 18.05.2006 N 99 (ред. от 20.04.2023) "Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай").
Как следует из материалов дела прокуратурой Турочакского района проведена проверка законности эксплуатации полигона твердых с кадастровым номером № по адресу: Республика <адрес> Собственником полигона и земельного участка является администрация Турочакского района, год завершения строительства полигона – 2007.
В ходе проверки полигона твердых бытовых отходов с кадастровым номером №, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером № установлено, что он эксплуатируется с 2007 года по настоящее время с нарушением требований санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3. Так, полигон ТБО не соответствует следующим нормам СанПиН 2.1.3684-21:
- накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил (пункт 216);
- хранение сыпучих и летучих отходов в открытом виде не допускается. Допускается хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде на промплощадках при условии применения средств пылеподавления (пункт 217);
- размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры) допускается только после проведения специальной подготовки ложа при отсутствии влияния на подземные водные объекты (пункт 222);
- отходы IV класса опасности должны складироваться в виде специально спланированных отвалов и насыпей (пункт 223);
- для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт и грунты хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты захоронения отходов, предусматривается гидроизоляция дна и стен ложа (пункт 239);
- хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию полигона ТКО, должен разработать регламент работы полигона, инструкции по приему ТКО, вести круглосуточный учет поступающих ТКО, осуществлять контроль за составом и количеством поступающих отходов и их распределением, обеспечивать технологический цикл по изоляции отходов (пункт 243);
- на полигоны ТКО допускается принимать ТКО, твердые промышленные отходы III - IV классов опасности и медицинские отходы класса А, а также классов Б и В после соответствующего обеззараживания, обезвреживания (пункт 244);
- сортировка и раздельный сбор отходов на полигоне хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, должны проводиться только в оборудованных пунктах (помещениях) сортировки ТКО (пункт 246);.
- основание и стенки ложа полигона, а также дренажной системы должны состоять из минерального слоя и гидроизолирующего материала, обеспечивающими коэффициент фильтрации (проницаемость) с объединенным эффектом не более 10-11 сантиметров в секунду, стойкость к механическим повреждением не менее 1,8 килоньютонов (пункт 248);
- полигон должен состоять из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под хранение ТКО (не более 95% площади полигона), и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов (пункт 249);
- заполнение полигона должно осуществляться хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, послойным чередованием ТКО и грунта, дренажных труб, а также изолирующих материалов (пункт 250);
- с учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, обеспечивается сбор образующейся в их толще жидкой фазы – фильтра. Сбор фильтрата должен осуществляться в отдельные устройства с его последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов. (пункт 251);
- по периметру всей территории полигона ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, устраивается ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной не менее 2 метров или вал высотой не менее 2 метров (пункт 253);
- с целью подтверждения эффективности осуществляемых мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и отсутствия негативного влияния полигона на водные объекты хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, устраиваются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, выше полигона по потоку грунтовых вод и не менее 2-х скважин ниже полигона. (пункт 254);
- отвод дождевых и талых вод хозяйственной зоны территорий полигонов ТКО хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему полигон, должен осуществляться в пруды из двух секций (пункт 255);
- размещение ТКО должно осуществляться только на рабочей карте и в соответствии с регламентом и режимом работы полигона. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТКО осуществляется ежесуточно при температуре выше плюс 5 °C, при температуре плюс 5 °C и ниже - не позднее трех суток со времени размещения ТКО. (пункт 244);
- переносные сетчатые ограждения должны устанавливаться хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, непосредственно у места разгрузки и размещения ТКО, перпендикулярно направлению ветра, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТКО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте (пункт 257);
- регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными сетчатыми ограждениями, должны собираться и размещаться по поверхности рабочей карты, а также уплотняться сверху изолирующим слоем грунта. (пункт 258);
- перехватывающие обводные каналы, отводящие поверхностные (ливневые) стоки, должны очищаться от отходов (пункт 259);
- на территории полигона хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должны обеспечиваться недопущение сжигания ТКО вне специализированных установок, а также меры по недопустимости самовозгорания ТКО (пункт 260);
- на выезде с территории полигона ТКО должна предусматриваться дезинфицирующая установка с устройством сооружения для мойки колес автотранспорта с использованием дезинфицирующих средств. (пункт 264);
- хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должна разрабатываться и утверждаться программа производственного контроля полигона ТКО, предусматривающая контроль за: фракционным, морфологическим, радиологическим и химическим составом отходов, классами опасности поступающих на полигон отходов; состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней физических факторов в зоне возможного влияния полигона. (пункт 265);
В нарушение вышеназванных требований законодательства на земельном участке администрации МО «Турочакский район» с кадастровым номером 04№ с разрешенным использованием «Для строительства ТБО», размещаются твердые коммунальные отходы, вышеуказанный полигон юридически не оформлен и фактически представляет несанкционированную свалку, что влечен за собой его эксплуатацию с грубыми нарушениями требований СанПиН.
Согласно п. 2.1. Санитарных правил – СП 1.1.1058-01 производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактически) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Производственный контроль включает своевременное информирование населения, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ об аварийных ситуациях, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения (п. 2.4 СП 1.1.1058-01).
При этом при эксплуатации данного полигона (являющимся источником загрязнения окружающей среды атмосферного воздуха и воды) информация о его наличии в адрес ТО Роспотребнадзора по Турочакскому, Чойскому районам не поступала.
30.11.2021 года в адрес главы администрации МО «Турочакский район» прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений требований Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды».
30.12.2021 администрация МО «Турочакский район» на вышеуказанное представление направила ответ, из которого следует, что нарушения, указанные в представление нашли своё подтверждение. Администрация района направила повторную заявку в Министерство природных ресурсов Республики Алтай, для получения заключения Министерства природы России о возможности использования объекта размещения ТКО, введенного в эксплуатацию до 01 января 2019 года. В ответе от 19.08.2021 получен отказ. При этом администрацией района совместно с Министерством природы Республики Алтай проводятся комплекс мероприятий по подготовке очередной заявки в Министерство природы России, срок подачи которой - март 2022 год.
Аналогичные нарушения выявлены в ходе проверки, проведенной 25.02.2022 Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой, по результатам которой в адрес главы администрации МО «Турочакский район» внесено представление об устранении нарушений п.п. 6, 7 ст. 12, ст. 13 ФЗ, п. 8 ст. 29.1 «Об отходах производства и потребления» от 11.03.2022.
08.04.2022 администрация МО «Турочакский район» на вышеуказанное представление направила ответ, из которого следует, что ликвидация несанкционированной свалки на указанном земельном участке производится ежегодно, в связи с его систематическим захламлением. Ликвидация данного очага антисанитарии запланирована администрацией района в течении 3-4 кварталов 2022 года. При подаче администрацией района дважды заявления в Министерство природных ресурсов Республики Алтай о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов, введенного в эксплуатацию до 01 января 2019 г. и не имеющего документации, предусмотренной законодательством РФ в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ, получены отказы. Подача повторного заявления представляется нецелесообразным, в виду положений ч. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым такие объекты подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 01 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации.
При повторном направлении представления прокуратурой Турочакского района от 15.11.2022, содержащего сведения, в том числе по аналогичным нарушениям, администрацией района 16.12.2022 направлен ответ о том, что администрация направила в Региональный отдел Управления Росприроднадзора по Республике Алтай заявку для включения объекта ТБО ур. Колбачак в Государственный реестр объектов размещения отходов. После включения в реестр администрацией будет производиться разработка технологической карты по использованию полигона ТБО.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня года 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня года 1998 N 89-ФЗ) предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч. 8 ст. 29.1 указанного Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ до 1 января 2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2026 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 14.05.2019 N 303 утверждены Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - Порядок формирования и изменения перечня) и Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов (далее - Порядок подготовки заключения).
Порядок формирования и изменения перечня устанавливает порядок включения объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (далее - Объекты), в Перечень, внесения изменений в Перечень (п. 1). Перечень ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде (п. 2).
Согласно абзаца 3 п. 7 указанного Порядка формирования и изменения перечня, к заявлению о включении Объекта в Перечень Заявитель прилагает в том числе информацию, в том числе фотоматериалы, подтверждающие обустройство легкого ограждения по периметру всей территории Объекта, производственно-бытового здания на территории Объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, а также обустройство Объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 04:03:050205:410 используется для размещения твердых коммунальных отходов, при этом его эксплуатация не отвечает требованиям СанПин, создает условия для нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как органом местного самоуправления района не устранены условия, способствующие бесконтрольному размещению ТКО любого класса опасности (в том числе: высокоопасных отходов) в количестве, не предусмотренном программой мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Не оснащение мест размещения отходов в соответствии с минимальными санитарными требованиями (п. 7 Порядка подготовки заключения), является обстоятельством, препятствующим получению администрацией района разрешения Минприроды о возможности использования указанного объекта для временного размещения ТКО в условиях, фактического использования указанных объектов для хранения отходов без необходимой разрешительной документации.
На основании изложенных обстоятельств, судом первой инстанции, вынесено верное решение об удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай, поскольку наличие данной несанкционированной свалки нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Доводы жалобы о строительстве в настоящее время на территории Майминского района в рамках концессионного соглашения мусороперерабатывающего завода, куда Турочакский район входит в зону обслуживания, то есть предусматривается обработка и утилизация отходов, которые будут доставляться с территории МО «Турочакский район», поэтому возложение на Министерство и администрацию района обязанности организовать обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, размещенных на указанном полигоне твердых бытовых отходов, является нецелесообразным, не состоятельны, так как наличие несанкционированной свалки на территории муниципального образования подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного руга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни. Из пояснений апеллянта установлено, что строительство мусороперерабатывающего завода еще не начато, находится на стадии согласования земельного участка. В соответствии с п. п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статья 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ), пп. 36.1 Постановления Правительства Республики Алтай от 18.05.2006 N 99 (ред. от 20.04.2023) "Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай", организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного и регионального значения и относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований совместно с Министерством регионального развития Республики Алтай в области обращения с отходами.
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения и относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований в области обращения с отходами.
Юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и гражданского процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 20 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Тундиновой Натальи Михайловны – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи М.В.Плотникова
Э.В. Ялбакова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 сентября 2023 года.