Судья Эрзиханова С.Ф. Дело № 2-1056/2023
(первая инстанция)
№ 33-2680/2023
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.
Судей Балацкого Е.В., Горбова Б.В.,
При секретаре Уласень Я.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. апелляционную жалобу Гериловича И. М. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 5 июня 2023 года по гражданскому делу по иску Гериловича И. М. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту образования города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о восстановлении срока для обращения с заявлением о реализации права на дополнительную гарантию по обеспечению жильем, установлении факта принадлежности к лицам из числа детей-сирот, признании права на включение на обеспечение жилым помещением, обязании заключить во внеочередном порядке договор найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Герилович И.М. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту образования города Севастополя, в котором просил:
- восстановить срок на заявление прав на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу, относившемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшему 23 лет, не обратившемуся до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- признать за ним право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу, относившемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшему 23 лет, не обратившемуся до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Гериловичу И.М. вне очереди специализированное жилое помещение на территории города Севастополя не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения, площадью не менее установленных норм;
- обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Гериловичем И.М. договор найма специализированного жилого помещения на 5 лет не позднее 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Требования иска мотивированы тем, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2005 году Герилович И.М. был поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения, как лицо, оставшееся без попечения родителей из числа детей-сирот. В 2022 году истец обратился в Департамент образования и науки г. Севастополя с заявлением о включении его в список детей-сирот и лиц из числа, состоящих на квартирном учете.
Распоряжением Департамента образования и науки г. Севастополя от 6 октября 2022 года № 1197-РО Герилович И.М. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Истец считал, что имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Законом города Севастополя от 9 февраля 2015 года №112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе».
Также истец указал, что о возможности постановки на учет как лицо из числа детей-сирот сотрудниками компетентных органов он уведомлен не был, ранее не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по вине законного представителя, о своем праве на постановку на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением он узнал после достижения 23-летнего возраста, на иждивении имеет двух несовершеннолетних детей, проживает в служебном жилье, недвижимого имущества в собственности не имеет.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 5 июня 2023 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Герилович И.М. просит об отмене решения суда первой инстанции, вынесении по делу нового решения об удовлетворении иска.
Апеллянт считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора необоснованно не учел, что на момент постановки его на жилищный учет в 2005 году отдельной очереди на получение жилья для детей-сирот не было.
Впервые такое право у детей-сирот, в том числе у Герилович И.М, возникло в связи с принятием постановления Правительства РФ от 4 апреля 2019 года № 357. Однако, о возникновении этого права Герилович И.М. компетентными органами государственной власти уведомлен не был. Информация об издании названного выше постановления Правительства РФ, размещенная в общедоступных источниках, не подтверждает того, что он узнал о наличии у него такого права значительно раньше.
При разрешении спора, суд первой инстанции не учел, что Герилович И.М. был поставлен на учет как нуждающийся в жилье до достижения 23-х летнего возраста, после чего он подал заявление о включении в соответствующий список лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Считает, что им соблюдены все необходимые условия для получения меры государственной поддержки.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Герилович И.М., его представитель адвокат Махновец Е.Г., действующая по ордеру, апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель Департамента образования и науки г. Севастополя Шемятина М.А., действующий по доверенности, в судебном заседании просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно. В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено с учетом требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Герилович И.М. 8 мая 1983 года рождения относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Исполнительного комитета Джанкойского городского Совета народных депутатов от 24 апреля1992 № № «Об учреждении опеки» Гериловичу И.М. был назначен опекун в связи со смертью его родителей.
Из материалов дела также следует, что с 7 ноября 2005 года Герилович И.М. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Департаменте капитального строительства города Севастополя без категории, в целях получения жилого помещения по договору социального найма. Данное обстоятельство подтверждается письмом Департамента капитального строительства города Севастополя от 14 апреля 2023 года (л.д. 29).
При обращении в Департамент образования и науки г. Севастополя распоряжением от 6 октября 2022 года № 1197-Ро Гериловичу И.М. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Свой отказ Департамент мотивировал тем, что Герилович И.М. на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе не состоял, на момент достижения совершеннолетия не имел регистрации по месту жительства в городе Севастополе.
Учел Департамент и то, что на момент обращения Герилович И.М. достиг возраста старше двадцати трех лет, в связи с чем, им пропущен установленный срок подачи заявления о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Разрешая спор, руководствуясь ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, положениями Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», положениями Закона г. Севастополя от 9 февраля 2015 года № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Севастополе», положениями Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Севастополя от 30 апреля 2015 года № 349-ПП, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц в заявительном порядке, реализация которой должна осуществляться в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по заявлениям, поданным до достижения ими 23 лет, тогда как Герилович И.М. в ходе разрешения спора не представил суду доказательства уважительности причин, объективно препятствующих ему обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возврата 23 лет. В связи с чем, исковые требования были оставлены судом без удовлетворения в полном объеме.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
Доводы апеллянта о том, что о наличии у него права на обеспечение жильем в льготном порядке он узнал только в 2022 году, срок на обращение в орган местного самоуправления за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении пропущен им по уважительной причине, а именно, в связи с тем, что он не знал о возникновении у него права на получение жилья, судебная коллегия отклоняет.
К уважительным причинам пропуска срока могут быть отнесены обстоятельства, связанные с личностью заявителя (например, тяжелая болезнь, беспомощное состояние и т.п.) семейные обстоятельства (смерть или тяжелое заболевая членов семьи и близких родственников, иные ситуации, требующие личного участия заявителя), а также иные обстоятельства, если они исключали либо существенно затрудняли совершение юридически значимого действия (в данном случае соответствующее обращение в компетентный жилищный орган за реализацией своего права на льготное обеспечение жильем).
Доказательств того, что истец до 2022 года предпринимал меры, направленные на реализацию своих прав, материалы дела не содержат.
Доводы о том, что истец с 2005 года состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения судебная коллегия не учитывает, поскольку само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о заявлении о своих правах на льготное обеспечение жильем.
Так, из ответа Департамента капитального строительства города Севастополя от 14 марта 2023 года следует, что Герилович И.М. с 2005 года состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 2 человека без категории, в целях получения жилого помещения по договору социального найма; номер общей очереди 2155.
Кроме того, как следует из ответа администрации города Джанкоя Республики Крым от 25 мая 2023 года опекун истца не обращался в отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Джанкоя Республики Крым.
Разрешая вопрос о восстановлении срока и признавая причину пропуска этого срока не уважительной суд апелляционной инстанции учитывает и длительность не обращение истца за реализацией положений Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ и Закона города Севастополя от 9 февраля 2015 года №112-ЗС.
Доводы апеллянта о том, что компетентный орган государственной власти г. Севастополя не разъяснил ему его права, в связи с принятием соответствующих законов, судебная коллегия отклоняет, поскольку анализ содержания положений действующего законодательства, регулирующего спор, не возлагает на жилищный орган такой обязанности.
При таком положении судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В целом доводы апелляционной жалобы истца полностью повторяют его позицию, изложенную в иске, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, с которой суд апелляционной инстанции соглашается, по существу изложенные заявителем жалобы обстоятельства направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 5 июня 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гериловича И. М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23 августа 2023 года.
Председательствующий О.И. Жиляева
Судьи Е.В. Балацкий
Б.В. Горбов