Дело № 2-349/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Крапивинский районный суд Кемеровской области
в составе: председательствующего Иванова С.В.,
при секретаре М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Крапивинский 28 сентября 2018 года гражданское дело по иску прокурора Крапивинского района в интересах Кирилловой Е.В. к администрации Крапивинского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор района обратился в суд с иском к администрации Крапивинского муниципального района о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Кириллова Е.В.,.. г.р., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи, с чем включена в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа имеющих право на обеспечение жилым помещением.
В связи с тем, что Кириллова Е.В. официально на настоящий момент не работает, имеет на иждивении двоих малолетних детей - М.,.. г.р., К.,.. г.р., в связи с трудным материальным положением, не имеет возможности приобрести жилое помещение.
Просит обязать ответчика предоставить благоустроенное, в пределах территории Крапивинского муниципального района жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с учётом нормы жилой площади установленной в Кемеровской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Крапивинского района Т. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, с учетом указанных стороной ответчика обстоятельств не возражала в предоставлении отсрочки исполнения решения суда до.. года.
Кириллова Е.В., в чьих интересах прокурор обратился в суд с данным иском, в судебном заседании поддержала заявление и просила его удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Крапивинского муниципального района Ш. действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, однако в связи с недостаточным финансированием на цели обеспечения детей сирот жильем просила отсрочить исполнение решения до.. года.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На территории Кемеровской области вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями регулируются Законом Кемеровской области от 27.12.2012г. №134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п.4 ст.3 Закона Кемеровской области от 27.12.2012г. №134-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, включаются в список по тому муниципальному образованию, где они зарегистрированы по месту жительства.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Крапивинского района по обращению Кирилловой Е.В. о нарушении ее жилищных прав (л.д. 6-7) проведена проверка соблюдения администрацией Крапивинского муниципального района требований жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что Кириллова Е.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с распоряжением главы Крапивинского городского поселения от.. г. очередь Кирилловой Е.В. под номером..
Кириллова Е.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла восемнадцатилетнего возраста, значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, жилья в собственности не имеет, что следует из уведомления Росреестра от.. г.
Указанные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика и свидетельствуют о том, что Кириллова Е.В. как ребенок-сирота, нуждается в предоставлении жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании на момент рассмотрения дела по существу Кирилловой Е.В. жилое помещение как ребенку-сироте не предоставлено.
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наступление предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального Закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа приёмных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах РФ; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" право на предоставление жилого помещения
специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от
даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Наличие указанного списка не может являться препятствием для защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, обратившихся в суд с иском.
На основании п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта РФ и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.
Пунктом 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Законом Кемеровской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. №134-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно п. 1 ст. 5 приведенного закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов, указанных в пункте 5 статьи 3 настоящего Закона, для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.
Согласно п. 3 ст. 5 приведённого закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребёнку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Согласно п. 4 ст. 5 названного закона, предоставление жилого помещения ребёнку-сироте осуществляется из специализированного жилого фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно п. 5 ст. 5 приведённого закона, договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребёнком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом.
Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действительно предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Однако, в указанном пункте, как и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очерёдности по названному списку. Законодательством субъекта РФ - Кемеровской области также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.
При этом согласно указанной норме целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учёт детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учёта детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учёт граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Учитывая, что в настоящее время Кирилловой Е.В. жилое помещение как ребенку-сироте, не предоставлено, она состоит на учете как нуждающийся в получении жилого помещения по договору социального найма по категории детей - сирот, следовательно, жилое помещение ей должно быть предоставлено на основании решения органа местного самоуправления - администрации Крапивинского муниципального района по договору найма специализированного жилого помещения. До настоящего времени Кирилловой Е.В. жильем не обеспечена, ее право нарушено и подлежит судебной защите вне зависимости от ее очереди в списках на получение жилья.
Согласно ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
П. 1 ст.7 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. № 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом п. 7 ст. 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.
В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района Кемеровской области четвертого созыва от 26 марта 2012 г. № 35 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилом помещении и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в пгт. Крапивинский в размере 13 кв. м общей площади на одного человека.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений закона, Кирилловой Е.В. на основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должно быть, предоставлено благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 13 кв.м. в специализированном жилищном фонде Кемеровской области по договору найма специализированного жилого помещения.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования к администрации Крапивинского муниципального района о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - до.. года.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Крапивинского района в интересах Кирилловой Е.В. к администрации Крапивинского муниципального района о предоставлении жилого помещения - удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Крапивинского муниципального района Кемеровской области предоставить Кирилловой Е.В.,.. года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, в пределах территории Крапивинского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы жилой площади, установленной в Кемеровской области, - в срок до.. года.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Крапивинский районный суд в порядке апелляционного обжалования в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято.. года.
Председательствующий: С.В. Иванов