Решение по делу № 33-14726/2014 от 14.10.2014

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу №...

20 ноября 2014 года г.Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Крыгиной Т.Ф.

Хайрутдинова Д.С.

судей Нурисламовой Э.Р.

при секретаре Сосновцевой С.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Отдела МВД России по г.Октябрьскому Республики Башкортостан на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 15 августа 2014 года, которым постановлено:

исковые требования Федорова С.М. к отделу МВД по г.... об обязании включить в список очередников на улучшение жилищных условий удовлетворить.

Обязать отдел МВД по г.... включить Федорова С.М. в список сотрудников отдела МВД России по городу ... Республики Башкортостан на улучшение жилищных условий по состоянию на дата

Заслушав доклад судьи Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия

установила:

Федоров С.М. обратился с иском к отделу МВД по г.... РБ об обязании включить в список очередников на улучшение жилищных условий, указывая, что дата им в отдел МВД по РБ в г.... было подано заявление о включении в список очередников на улучшение жилищных условий. По состоянию на дата истец состоял в очереди за номером №.... По состоянию на дата истец не был включен в список очередников, о чем ему стало известно после получения ответа от ответчика. Истец считает, что действия ответчика нарушают его жилищные права, в связи с чем, просил обязать ответчика включить его в список очередников на улучшение жилищных условий.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Отдел МВД России по г.... Республики Башкортостан просит решение суда отменить, ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку суд при рассмотрении дела не принял во внимание, что Федоров С.М. не предоставил ответчику документов, подтверждающих нуждаемость его и членов его семьи в жилом помещении в результате чего не попал в обновленный список очередников. Более того, оспариваемые Федоровым С.М. действия жилищно-бытовой комиссии Отдела МВД России по городу ... имели место в дата, при этом последний ответ в виде подтверждения факта отсутствия Федорова С.М. в списках очередников направлен Федорову С.М. в виде извещения дата, соответственно, трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ на обращение в суд заявителем с данными требованиями истек. Так же не принято во внимание, что Федоров С.М. был уволен из ОВД по собственному желанию и с момента увольнения утратил основание состоять в очереди в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Более того, через год после увольнения, Федоров С.М. обратился с рапортом о восстановлении на работе. дата Федоров С.М. вновь был принят на службу в ОВД и назначен на должность участкового уполномоченного милиции ОВД по г.... дата уволен из ОВД по выслуге срока службы, дающей право на пенсию. За данный период Федоров С.М. в Отдел МВД России по г.... о восстановлении его в списках очередников не обращался. Так же не принято во внимание, что суд, восстанавливая Федорова С.М. в списке очередников по состоянию на дата, вышел за рамки заявленного в иске требования. Также судом не указано, под каким номером его необходимо восстановить в списке по состоянию на дата. Не принято во внимание, что Федоров С.М. не может быть включен в списки очередников с дата, так как утратил основания состоять в очереди на улучшение жилищных условий в связи с увольнением из органов внутренних дел по собственному желанию. Данное право у него могло возникнуть, когда он восстановился на службе в органах внутренних дел, то есть с дата, однако он данным правом не воспользовался.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Отдела МВД РФ по г.... – Сергееву А.И., поддержавшую жалобу, Федорова С.М., полагавшего, что решение суда законно, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (п. 1).

Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (п. 2).

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (п. 3).

Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Что касается граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., то основания прекращения их права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены статьей 6 (часть 2) Вводного закона.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Ч.1 ст. 6 Федерального закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

Данное регулирование основано на норме ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. (т.е. до вступления в силу ЖК РФ) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Там же установлено, что указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие данного Кодекса (т.е. до 1 марта 2005 г.) давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма; указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений данной части.

Согласно п.п. 1,3-6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 г., гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность снятия их с учета (помимо оснований, указанных в пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что Федоров С.М. состоял на учете в отделе МВД России по г.... в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В дата Федоров С.М. значился под №... в списке. Указанное обстоятельство подтверждается единым списком сотрудников, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по ... ГОВД на дата (л.д....

В едином списке на дата Федоров С.М. отсутствует (л.д....).

Из справки отдела МВД России по г.... Республики Башкортостан от дата следует, что капитан милиции в отставке Федоров С.М. - бывший старший участковый уполномоченный милиции отдела участковых уполномоченных милиции отдела внутренних дел по городу ... служил в органах внутренних дел Российской Федерации с дата, уволен из ОВД по ст. 19 п. «А» (по собственному желанию) Закона РФ «О милиции» с дата.

дата принят вновь на службу в ОВД и назначен на должность участкового уполномоченного милиции отдела УУМ ОВД по городу .... дата уволен из ОВД по ст. 19 п. «В» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Закона РФ «О милиции».

Выслуга лет Федорова С.М. на дата составляет ... лет ... месяцев ... дней в календарном исчислении (л.д....).

Федоров С.М. обратился в адрес ответчика с заявлением по поводу очередности дата. Истцу дата направлен ответ следующего содержания: «согласно имеющихся материалов контрольно-наблюдательного дела жилищно-бытовой комиссии Отдела МВД России по городу ... Вы не были включены в список очередников на улучшение жилищных условий при формировании и утверждении данного списка по состоянию на дата. Жилищно-бытовая комиссии Отдела МВД России по городу ... не имеет возможности направить Вам сведения о причинах не включения Вас в список очередников на дата, в связи с отсутствием подтверждающих документов» (л.д...).

Согласно п. 12 Постановления Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года №335, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий должно было подаваться заявление, к которому прилагались: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление должно было быть зарегистрировано в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась по установленной форме. Заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривалось в течение одного месяца со дня его поступления (п.14). Такой учет граждан велся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включались граждане, имеющие право на внеочередное и первоочередное получение жилых помещений (п. 15). Принятые на учет граждане включались в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая в том числе, велась по месту постановки лица на учет (п. 16). На каждого гражданина, принятого на такой учет заводилось учетное дело, в котором должны были содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (п. 17). Ежегодно с 01 января по 01 апреля должна была производиться перерегистрация граждан, в ходе которой дополнительно проверялись жилищные условия очередников (п. 19). При этом п. 20 указанного Постановления были предусмотрены случаи снятия с учета граждан с такого учета.

Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел РФ регламентируется Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом МВД РФ №169 от 18 марта 2003 года и Положением о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, «нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД №345 от 24 мая 2003 года.

Согласно п.2 Положения № 345 от 24 мая 2003 года постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.

В силу пп. 3,4,7 данного Положения учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов РФ (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, на территориях которых расположены данные подразделения.

Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

В соответствии с пунктами 7 и 12 Инструкции №169 от 18 марта 2003 года принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и улучшение жилищных условий сотрудников (работников) и членов их семей производится с учетом всех имеющихся в пользовании у сотрудников (работников) и членов их семей жилых помещений, в том числе, принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями.

Учет сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются сотрудники (работники), имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилья.

Согласно п. 16 Инструкции №169 от 18 марта 2003 года право состоять на учете сохраняется за сотрудниками (работниками) до получения жилого помещения, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего пункта. Сотрудники (работники) снимаются с учета в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с Министерством, если они состоят на учете по месту службы (работы) и никто из членов их семей не проходит службу (работает) в центральном аппарате и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Жилищный кодекс РФ, введенный в действие с 01 марта 2005 года, сохранил правило о предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, за исключением случаев - внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма (ч.ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ).

При этом Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что впредь до приведения в соответствие с этим Кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и данному Федеральному закону (ч. 1 ст. 4); граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6).

При указанных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что до настоящего времени какого-либо решения об исключении Федорова С.М. из списка сотрудников ... ГОВД, состоявших на учете на получение жилья и улучшения жилищных условий администрацией отдела МВД России по г.... РБ не принималось. О том, что Федоров С.М. не включен в список по состоянию на дата администрация отдела МВД России по г.Октябрьский РБ Федорова С.М. каким-либо образом не извещала, в связи с чем, он подлежит восстановлению в списке очередников, состоящих на учете на получение жилья и улучшения жилищных условий в отделе МВД России по г.Октябрьский РБ с даты подачи заявления о постановке на учет дата

Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемые Федоровым С.М. действия жилищно-бытовой комиссии Отдела МВД России по городу ... имели место в дата годах, при этом последний ответ в виде подтверждения факта отсутствия Федорова С.М. в списках очередников направлен Федорову С.М. в виде извещения дата, соответственно, трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ на обращение в суд с данными требованиями, истек, не может быть принят судебной коллегией, поскольку согласно справке №... от дата супруга истца Федорова Р.С. является инвалидом второй группы с дата и со слов Федорова С.М. данное обстоятельство не позволило ему своевременно обратиться в суд, что, по мнению судебной коллегии, является уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд.

Довод апелляционной жалобы о том, что Федоров С.М. был уволен из ОВД по собственному желанию дата и с момента увольнения утратил основание состоять в очереди в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не может служить основанием для отмены принятого решения, поскольку согласно ч.2 ст. 56 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Между тем, каких – либо решений о снятии с учета Федорова С.М. в дата не принималось, в связи с чем, он подлежит восстановлению в списке очередников отдела МВД по г. ... РБ с даты первоначальной постановки на учет.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 15 августа 2014 года изменить, изложив в следующей редакции: восстановить Федорова С.М. в списке сотрудников отдела МВД России по г.... на улучшение жилищных условий с дата.

Председательствующий:                                    Т.Ф. Крыгина

Судьи:                                                                  Д.С. Хайрутдинов

                                                                             

                                                    

Э.Р. Нурисламова

Справка: судья ФИО13

33-14726/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
другие апелляционные определения С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ЖАЛОБ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Истцы
Федоров С.М.
Ответчики
МВД по г.Октябрьский РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Нурисламова Эльвера Равильевна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
21.10.2014Судебное заседание
11.11.2014Судебное заседание
20.11.2014Судебное заседание
08.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2014Передано в экспедицию
20.11.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее