Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2020 года г. Воскресенск Московская область
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Демченко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скляренко Валентины Васильевны к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда РФ №3 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, о признании права на назначение страховой пенсии по старости и об обязании назначить страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Скляренко В.В. обратилась в суд с иском, с учетом уточнения, к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного Фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области, в котором просит признать незаконным решение Государственного учреждения – Главное Управление Пенсионного Фонда РФ №3 по г. Москве и Московской области Управление по городскому округу Воскресенск Московской области № 10/167 от 16 октября 2019 года об отказе в установлении /выплате/ Скляренко Валентине Васильевне страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 ч.1 п. 20 Федерального закона № 400 ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" в части не включения в специальный стаж в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 07.09.1999 года по 06.10.1999 года, с 09.02.2004 года по 06.03.2004 года, с 02.12.2009 года по 22.12.2009 года, с 30.12.2009 года по 30.12.2009 года, с 27.10.2014 года по 21.11.2014 года, с 18.03.2019 года по 17.04.2019 года и в части отказа в назначении страховой пенсии. Обязать Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного Фонда РФ №3 по г. Москве и Московской области Управление по городскому округу Воскресенск Московской области назначить Скляренко Валентине Васильевне страховую пенсию по старости в соответствии со ст.30 ч.1 п. 20 Федерального закона № 400 ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" с 01 ноября 2019 года, включив в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды: с 07.09.1999 года по 06.10.1999 года, с 09.02.2004 года по 06.03.2004 года, с 02.12.2009 года по 22.12.2009 года, с 30.12.2009 года по 30.12.2009 года, с 27.10.2014 года по 21.11.2014 года, с 18.03.2019 года по 17.04.2019 года, исчислив их в календарном порядке.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 08 октября 2019 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии, так как специальный стаж истца составлял более 30 лет. В назначении страховой пенсии по старости по ст. 30 ч.1 п.20 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" от 28 декабря 2013 года истцу отказали по мотиву отсутствия необходимого специального стажа -30 лет. По данным пенсионного органа специальный стаж истца составляет 29 лет 07 месяцев 13 дней.
Согласно решения ГУ – Главное Управление Пенсионного Фонда РФ №3 по г. Москве и Московской области Управление по городскому округу Воскресенск Московской области об отказе в установлении /выплате/ пенсии от 16 октября 2019 года № в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение истца не включены следующие периоды: периоды нахождения на курсах повышения квалификации: 07.09.1999 года по 06.10.1999 года, с 09.02.2004 года по 06.03.2004 года, с 02.12.2009 года по 22.12.2009 года, с 30.12.2009 года по 30.12.2009 года, с 27.10.2014 года по 21.11.2014 года, с 18.03.2019 года по 17.04.2019 года.
Истец считает решение пенсионного органа в данной части незаконным, поскольку для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы. В указанные периоды истец работала в должности и учреждении, предусмотренных Списком профессий и должностей, что дает право истцу на включение данного периода в специальный стаж в календарном исчислении. С включением в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении, специальный стаж истца на дату обращения с заявлением в пенсионный фонд, то есть на 08 октября 2019 года составит 30 лет, что дает право на назначении пенсии. Считает решение комиссии об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, нарушающим пенсионные права истца.
В судебное заседание истец Скляренко В.В. явилась, просила удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в иске, назначить страховую пенсию с 01 ноября 2019 года.
В судебное заседание представитель ответчика Ветхова Т.Н. явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в возражениях /л.д.46-49/.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, дав оценку представленным сторонами доказательствам в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 20 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.
В соответствии с п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях», Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2015 года вступил в законную силу Федеральный закон от 28.12.2013 года №400 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
Согласно ст. 54 "Основ законодательства об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. - прохождение курсов повышения квалификации является прямой обязанностью медицинского работника.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Служебные командировки и повышений работниками квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Поскольку в эти периоды за работником в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ (ст. ст. 167, 187 ТК РФ ) сохраняется заработная плата, а следовательно уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, то это должно являться основанием для включения этих периодов в страховой стаж в соответствии со ст. ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 - в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Стаж работы для назначения пенсии по старости лица, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет. б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций работниками здравоохранения.
В судебном заседании установлено, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствие с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» Скляренко В.В. обратилась 08 октября 2019 г..
Решением ГУ-Главное управление Пенсионного Фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области Управление по городскому округу Воскресенск Московской области № от 16 октября 2019 года Скляренко В.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствие с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» по мотиву отсутствия необходимого специального стажа - не менее 30 лет, её специальный стаж составил 29 лет 7 месяцев 13 дней.
В специальный стаж Скляренко В.В. на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не были включены спорные периоды работы курсы повышения квалификации: 07.09.1999 года по 06.10.1999 года, с 09.02.2004 года по 06.03.2004 года, с 02.12.2009 года по 22.12.2009 года, с 30.12.2009 года по 30.12.2009 года, с 27.10.2014 года по 21.11.2014 года, с 18.03.2019 года по 17.04.2019 года /л.д.16-17/.
Работа Скляренко В.В. в организациях, указанных в обжалуемом решении, подтверждается записями в трудовой книжке, которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003г. № 225 «О трудовых книжках» является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника /л.д.19-21/. Прохождение курсов повышения квалификации истца подтверждается удостоверениями, свидетельствами о прохождении повышения квалификации, сертификатами /л.д.22-36/.
Периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации подтверждается справкой ГБУЗ Московской области "Воскресенская первая районная больница" от 08 октября 2019 года № 79, в которой указаны периоды учебы, и из которой следует, что произведена уплата начисленных страховых взносов за период с 01.01.2019 года по 07.10.2019 года /л.д.65/.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о незаконности решения в части отказа в установлении пенсии и не включения в специальный стаж Скляренко В.В. по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» № 400-ФЗ в календарном исчислении спорных периодов, поскольку во время нахождения на специализации за работником сохраняется место работы, выплачивается заработная плата, с которой производятся все причитающиеся отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации, в указанные периоды истица работала в должности и учреждении, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, что дает право на включение данного периода в специальный стаж истицы.
В связи с чем, вышеуказанные периоды работы подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поэтому исковые требования Скляренко В.В. о включении в её специальный стаж по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» № 400-ФЗ спорных периодов подлежат удовлетворению.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» № 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
В своих возражениях ответчик указывает, что стаж истца 30 лет с учетом курсов повышения квалификации образуется на 01 мая 2019 года /л.д.48/.
Согласно Федерального закона РФ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии " № 350 -ФЗ от 03 октября 2018 года гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Сотрудникам учреждений здравоохранения, которые выработали необходимый стаж, выйти на льготную пенсию получится только по истечении определенного срока, / в 2019 году - шесть месяцев/, стаж отсчитывается с момента приобретения необходимого стажа.
Поскольку при включении спорных периодов, которые были выработаны Скляренко В.В. до обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, специальный стаж Скляренко В.В. составит более 30 лет, суд приходит к выводу об установлении даты выработки истца необходимого специального стажа в соответствие с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» № 400-ФЗ на 01 ноября 2019 года.
Поскольку в 2019 году при наличии стажа 30 лет - дата ее назначения возможна по истечении 6 месяцев, соответственно при включении спорных периодов в стаж и образования стажа - 30 лет, суд приходит к выводу об указании в решении на право истца на пенсию и определение даты возникновения этого права – 01.11.2019 г..
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Скляренко В.В. к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда РФ №3 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, о признании права на назначение страховой пенсии по старости и об обязании назначить страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Скляренко Валентины Васильевны к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда РФ №3 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, о признании права на назначение страховой пенсии по старости и об обязании назначить страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Главное Управление Пенсионного Фонда РФ №3 по г. Москве и Московской области Управление по городскому округу Воскресенск Московской области № 10/167 от 16 октября 2019 года об отказе в установлении /выплате/ Скляренко Валентине Васильевне страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 ч.1 п. 20 Федерального закона № 400 ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" в части не включения в специальный стаж в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 07.09.1999 года по 06.10.1999 года, с 09.02.2004 года по 06.03.2004 года, с 02.12.2009 года по 22.12.2009 года, с 30.12.2009 года по 30.12.2009 года, с 27.10.2014 года по 21.11.2014 года, с 18.03.2019 года по 17.04.2019 года и в части отказа в назначении страховой пенсии.
Обязать Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного Фонда РФ №3 по г. Москве и Московской области Управление по городскому округу Воскресенск Московской области назначить Скляренко Валентине Васильевне страховую пенсию по старости в соответствии со ст.30 ч.1 п. 20 Федерального закона № 400 ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" с 01 ноября 2019 года, включив в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды: с 07.09.1999 года по 06.10.1999 года, с 09.02.2004 года по 06.03.2004 года, с 02.12.2009 года по 22.12.2009 года, с 30.12.2009 года по 30.12.2009 года, с 27.10.2014 года по 21.11.2014 года, с 18.03.2019 года по 17.04.2019 года, исчислив их в календарном порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Воскресенский городской суд в течение месяца, а лицами, участвующими в деле, но не присутствовавшими в судебном заседании, - в тот же срок со дня получения копии решения.
Решение изготовлено <дата>.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>