Беловолова И.И. Дело №33-16/2021 (33 – 7250/ 2020)
(№ 2-6048/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 января 2021 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего Данилова А.В.,
судей: Беспаловой В.В., Решетниковой О.В.
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1, (ФИО)2 к АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из Единого списка участников на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, восстановлении в списках подпрограммы, взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе (ФИО)1, (ФИО)2 на решение Сургутского городского суда 27 июля 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований (ФИО)1, (ФИО)2 к АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения от 22 мая 2020 года № СУ-3580 об исключении из Единого списка участников на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, обязании восстановить в Едином списке участников на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки (ФИО)9 в количестве 2 человек: (ФИО)1, (ФИО)2, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей, - отказать».
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., объяснения (ФИО)1, (ФИО)2, поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения от 22 мая 2020 года № (номер) об исключении из Единого списка участников на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, обязании восстановить в Едином списке участников на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки (ФИО)9 в количестве 2 человек: (ФИО)1, (ФИО)2, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
Требования мотивированы тем, что на основании заявления от (дата) истцы признаны участникам подпрограммы 5 «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» по предоставлению субсидий на погашение основного долга по кредиту на цели приобретения (строительства) жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 года № 108-п «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».
28.06.2013 г. на основании договор купли-продажи истцы приобрели квартиру (номер) в доме (номер) по (адрес) площадью 47,6 кв.м. с частичным использованием кредитных денежных средств, предоставленных ПАО «Сбербанк России» с целью получения субсидий.
В 2020 году у истцов возникло право на субсидию, в предоставлении которой истцам отказано на основании решения АО «Ипотечное агентство Югры» от 22 мая 2020 года (номер) в связи с тем, что у истцов имеется в собственности жилое помещение по адресу: (адрес) общей площадью 78 кв.м. и они утратили основания нуждаемости в улучшении жилищных условий.
С данным решением истцы не согласны, так как дом стоит на садовом земельном участке, является садовым домом, а не жилым, не имеет удобств, не пригоден для постоянного проживания граждан. Просили иск удовлетворить.
В судебном заседании (ФИО)1 подержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, суду пояснила, что дом они приобрели в собственность по программе «дачная амнистия», о последствиях оформления дома в собственность не предполагали. Фактически, дом не является жилым, так как удобств в доме не имеется, стоимость земельного участка и дома мала, не покроет размер субсидии. Они всю жизнь прожили в общежитиях, считают, что имеют право на получение субсидии.
Истец (ФИО)2 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Яхимович К.М. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, просила в удовлетворении иска отказать, поддержала возражения на исковое заявление, суду пояснила, что ответчиков исключили из списка очередности на получение субсидии, но они будут продолжать получать поддержку в виде компенсации части процентной ставки по ипотечному кредиту.
В возражениях на исковое заявление указывается, что требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку за время нахождения на учете в качестве участников подпрограммы изменились условия, а именно с 30.08.2016 г. по настоящее время (ФИО)1 владеет жилым зданием, расположенным по адресу: (адрес), в связи с чем, отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, расчет нуждаемости истцов после приобретения дома (78/2=39 кв.м. на каждого члена семьи, что более 12 кв.м.).
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе (ФИО)1, (ФИО)2 просят решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывают, что суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства, не установил и не исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права. Ссылаясь на разъяснения, содержащиеся в пунктах 3, 4, 5, 7, 11 и 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 года N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», считают формальной проведение подготовки дела к судебному разбирательству, судья не определил обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, что привело к ошибочному выводу суда о том, что истцами не предоставлено доказательств того, что приобретенный ими дом не является непригодным для постоянного круглогодичного проживания граждан. Определение от 10.06.2020 года о принятии искового заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству не содержит указание, какими доказательствами истцы могут подтвердить свои утверждения, истцам не предлагается представить дополнительные доказательства. В судебном заседании судья не просил истцов предоставить дополнительные доказательства. Суд не учел, что согласно части 10 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если расположенные на садовых земельных участках здания, строения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", принадлежат гражданам, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признание данных зданий жилыми домами в соответствии с частью 9 настоящей статьи не является основанием для включения их общей площади при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в суммарную общую площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности. Полагают, суд не применил подлежащие применению п. 3 ч. 1 ст. 4 Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", п. 4 ст. 2, ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 51, п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Из данных норм следует, что Градостроительный кодекс РФ не предусматривает строительство индивидуальных жилых домов на землях, предназначенных дли садоводства и огородничества. Считают, что жилое строение в виде дачного дома, построенного на дачном земельном участке, не может быть отнесено к категории объектов индивидуального жилищного строительства; дача не относится к понятию "жилое помещение", определенное ст. 16 Жилищного кодекса РФ, является жилым строением. Судом не исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: 1) принадлежащий на праве собственности (ФИО)1 дом расположен на земельном участке, предназначенном для садоводства и огородничества; 2) вид разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования в установленном законом порядке не изменен; 3) названный дом не признан жилым строением, пригодным для постоянного проживания в судебном порядке в виде установления юридического факта. Считают, что истцы не утратили основания для возникновения права на получение субсидии и по-прежнему нуждаются в улучшении жилищных условий, так как индивидуальный дачный жилой дом, возведенный на садовом земельном участке, не может быть отнесен к категории объектов индивидуального жилищного строительства.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Представитель АО «Ипотечное агентство Югры», извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения истцов (ФИО)1, (ФИО)2, проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.03.2013 г. на основании заявления истцов последние поставлены АО «Ипотечное агентство Югры» на учет по подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование», подпрограмме 5 «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» по предоставлению субсидий на погашение основного долга по кредиту на цели приобретения (строительства) жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 № 108-п «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» составом семьи: (ФИО)1, (ФИО)2
28.06.2013 г. по договору купли-продажи (ФИО)9 приобретена квартира по адресу: (адрес), общей площадью 47,6 кв.м. с частичным использованием кредитных денежных средств, предоставленных ПАО «Сбербанк России» с целью получения субсидий.
28.06.2013 г. между (ФИО)1, ответчиком и Банком заключено Трехстороннее соглашение, в соответствии с которым Агентство взяло на себя обязательство по предоставлению государственной поддержки истцам в форме компенсации части процентной ставки за пользование суммой кредита по ипотечному кредитному договору от 28.06.2013 г., предоставленному за счет средств банка на приобретение жилого помещения.
По состоянию на 10.07.2020 г. (ФИО)1 выплачена компенсация части процентной ставки по кредиту на приобретение жилого помещения в размере 900 791,51 руб.
09.04.2020 г. (ФИО)1 включена в список участников мероприятий по предоставлению субсидии.
В связи с возникновением у истца в 2020 году права на получение субсидии в текущем финансовом году, АО «Ипотечное агентство Югры» по результатам межведомственного контроля приняло решение № (номер) от 22.05.2020 г. об исключении из Единого списка участников мероприятия на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, по основаниям пп.2 п.6 Приложения 17 к Постановлению – утрата оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий).
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение об исключении истца из единого списка участников является законным, поскольку за время нахождения на учете граждан в качестве участников подпрограммы, условия изменились, в результате чего истцы утратили основания для участия в целевой программе в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий после регистрации права собственности на жилое помещение, общей площадью 78 кв.м., суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
С указанными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Государственная поддержка граждан - участников подпрограммы 5 «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» целевой программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», осуществляется на территории ХМАО-Югры в соответствии с постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2010 года № 368-п и Порядком реализации целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утв. Постановлением Правительства автономного округа от 05.04.2011 года № 108-п (далее - Порядок).
Абзацем первым пункта 3 статьи 4 Порядка предусмотрено, что государственная поддержка участника целевой программы (подпрограммы) оказывается один раз. Государственная поддержка гражданам по подпрограммам 2, 2.1, 3 или 5 может осуществляться путем предоставления права одновременного участия в подпрограмме 4 "Ипотечное жилищное кредитование".
Таким образом, в случае получения гражданином мер государственной поддержки по подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование» программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», не исключается предоставление мер государственной поддержки по подпрограмме 5 «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан».
В соответствии с действовавшим в момент постановки истцов на учет Порядком (пункты 2.1-2.7 ст.3 Порядка), нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки признаются, среди прочего, граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности; состоявшие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 3 ст. 3 Порядка при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Порядка для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке.
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 г. № 408-п, Постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 № 108-п признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
С 01.01.2019 г. вступило в силу постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 г. № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», которым постановление Правительства ХМАО-Югры № 408-п признано утратившим силу с 1 января 2019 г. и утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение 17).
В соответствии с п. 5 Приложения 17 заявитель обязан уведомить уполномоченную организацию об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение государственной поддержки не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств.
Документы, свидетельствующие об изменениях, связанных с жилищными условиями, получением гражданами государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, если они не представлены заявителем по собственной инициативе, запрашиваются организацией в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 п. 6 Приложения 17 граждане снимаются с учета на получение субсидии и исключаются из списка в случае утраты оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с Порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий).
Как следует из материалов дела, в связи с возникновением у истца (ФИО)1 в 2020 году права на получение субсидии, АО «Ипотечное агентство Югры» в порядке межведомственного контроля были запрошены сведения о наличии у участников на праве собственности жилых помещений.
Согласно сведений ЕГРН от 16.04.2020 г., предоставленных в порядке межведомственного контроля, в собственности (ФИО)1 с 30.08.2016 г. имеется жилое здание общей площадью 78,00 кв.м., находящееся по адресу: (адрес) наименование объекта – здание, назначение объекта – жилое (л.д. 37-38).
Учитывая произошедшие с 30.08.2016 г. изменения условий, связанные с приобретением жилого здания площадью 78 кв.м., суд первой инстанции принял позицию стороны ответчика, который исходил из того, что обеспеченность семьи истцов общей площадью жилого помещения в период с 30.08.2016 г. составляла 39 кв.м. на человека (78 кв.м. : 2 = 39 кв.м.), следовательно, в указанный период у истцов произошла утрата нуждаемости в улучшении жилищных условий, что явилось основанием для его исключения из единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки».
Между тем, судебная коллегия обращает внимание, что в данном случае значение для разрешения спора имели сведения о фактическом состоянии здания, наличие у истца на праве собственности, ином вещном праве именно жилого помещения, дома с возможностью круглогодичного проживания в нём, которая обуславливается не только указанием в правоустанавливающих документах на его жилое назначение, но и реальной возможностью проживания в нём вне зависимости от времени года и природных условий.
Виды жилых помещений перечислены в ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Из материалов дела следует, что (ФИО)1 на основании договора купли-продажи земельного участка от 19.03.2002 г. принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: (адрес), назначение которого: земли сельскохозяйственного назначения, для садоводства или огородничества, на котором расположено здание площадью 78 кв.м., право собственности на которое зарегистрировано 30.08.2016 г.
Истцами представлены данные о том, что спорное здание стоит на садовом земельном участке, является садовым домом, а не жилым, не имеет удобств и не пригодно для постоянного проживания граждан, не может быть отнесено к категории объектов индивидуального жилищного строительства, не имеет никаких коммуникаций и непригодно для постоянного в нём проживания, в связи с чем, указывали, что регистрация права собственности на указанное здание об улучшении жилищных условий семьи не свидетельствует. Однако, доводы истцов остались без проверки.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Статья 1 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определяет садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения).
В соответствии со ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство.
В соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительной характеристики здания вносятся сведения о его назначении (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом).
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Определение понятия «жилой дом» также установлено пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса РФ, понятия "садовый дом" - частью 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч.2 ст. 16 ЖК РФ).
В силу п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Градостроительному кодексу под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Таким образом, согласно Градостроительному и Жилищному кодексам РФ жилой дом должен включать в себя не только комнаты для проживания, но и иные помещения, обеспечивающие проживание в таком доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, садовым домом признается здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
В соответствии с п.1 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ для строительства (реконструкции) объекта недвижимости на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, не требуется разрешения на строительство (реконструкцию). Право собственности на такие объекты регистрируется на основании декларации об объекте недвижимости (п.3 ст.25.3 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 03 ноября 2009 года № 447).
Таким образом, жилое строение в виде дома, построенного на дачном земельном участке, не относится к объектам индивидуального жилищного строительства, отсюда имеющими значение для дела являются обстоятельства, позволяющие отнести спорный дом к жилищному фонду (жилому помещению в понятии, определенном Жилищным кодексом РФ).
Как следует из материалов дела, на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 25.08.2016 г. зарегистрировано право собственности (ФИО)1 на здание (дом), которое расположено на земельном участке, предназначенном для садоводства и огородничества. Вид разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования в установленном законом порядке не изменен. Названный дом не признан жилым домом, пригодным для постоянного проживания в судебном порядке в виде установления юридического факта.
Между тем, в нарушение ст. 67 ГПК РФ суд первой инстанции не дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не учёл, что жилое строение в виде дачного дома, построенного на дачном земельном участке, не может быть отнесено к категории объектов индивидуального жилищного строительства; дача не относится к понятию "жилое помещение", определенное ст. 16 Жилищного кодекса РФ.
Судебная коллегия обращает внимание, что для разрешения спора о законности исключения из очередности и наличии оснований для восстановления в ней, значение имела оценка совокупности сведений, что не было учтено судом.
Кроме того, как следует из представленного стороной истца по запросу судебной коллегии экспертного заключения ООО «Сургутский Независимый Экспертно-Оценочный Центр» (номер) от 16.12.2020 г., здание, расположенное по адресу: (адрес), представляет собой садовый дом, фундамент которого выполнен из деревянных столбов диаметром 25-30 см из комлевой части сосновых бревен (деревянные стулья), закопанных в землю на глубину 1,5-2 м., имеет значительное коробление, поражение гнилью, разрушение столбов (физический износ 50-60%). Наружные ограждающие конструкции дома помещений садового дома выполнены из бруса, отделка наружных стен дощатая с окрашиванием, обшитая поверх металлическим профилированным листом (физический износ стен 31-40%). Крыша, совмещенная с кровлей из металлочерепицы, не утепленная, помещения второго этажа холодные, не отапливаемые, перекрытия между первым и вторым этажом дощатое по деревянным балкам без утеплителя и пароизоляционной пленки. Холодный воздух не утепленного второго этажа проникает через проем в перекрытии на первый этаж, перекрытие не утеплено и не предусмотрено для постоянного поддержания температуры +18 градусов по Цельсию. Помещение садового дома о░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 15, 22 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 28.01.2006 ░. № 47 «░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░ 9.5 ░░ 55.13330.2016 «░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░)9 ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ 22 ░░░ 2020 ░░░░ № ░░-3580 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1.12.1997 ░. №18-░, ░░░░░░░░░░░ ░░ 3.12.2003 ░. №415-░, ░░ 15.02.2005 ░. №17-░ ░ ░░.), ░ ░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░.
░ ░░░░ ░░. 98 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░░░ 600 ░░░., ░░ 300 ░░░. ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ 27 ░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░)1, (░░░)2 ░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ 22 ░░░ 2020 ░░░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░)1 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░ (░░░)1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░: (░░░)1, ░░░: (░░░)2.
░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ (░░░)1, (░░░)2 ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 600 ░░░░░░, ░░ 300 ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░ ░.░.