Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Одесское 14 марта 2014 года
Одесский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Тарновского А.В.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-146/2014 года по заявлению прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по непринятию мер к содержанию автомобильной дороги общего пользования и обязывании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по непринятию мер к содержанию автомобильной дороги общего пользования и обязывании устранить допущенные нарушения обратился прокурор Одесского района Омской области, в заявлении указал, что прокуратурой района совместно с ОГИБДД МО МВД России «Одесский» проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности Администрации Буняковского сельского поселения.
В ходе проверки установлено следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. На основании ч.2 ст.12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам и стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
П. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселения дорожную деятельность в отношении дорог местного значения в границах населённых пунктов.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 13. Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 3 ст. 15. Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
По п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 3.1.6. ГОСТа 50597-93 сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик приведены в таблице 4.
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, ч | |
А |
4 |
Б |
5 |
В |
6 |
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее
обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания
снегопада или метели до момента завершения работ.
Вместе с тем, в Буняковском сельском поселении в нарушение требований п. 3.1.6 ГОСТа 50597-93 дорожное покрытие на <адрес> в <адрес> имеет снежный накат и зимнюю скользкость. Пешеходный переход вблизи МКОУ «Буняковская СОШ» расположен на <адрес>. Наличие зимней скользкости на указанном участке дороги не обеспечивает безопасности участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних- учащихся МКОУ «Буняковская СОШ».
При этом указанная дорога расположена в границах Буняковского сельского поселения, в связи, с чем её содержание, исходя из требований ст. 14 Федерального закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к компетенции сельского поселения.
Выявленные нарушения законодательства нарушают права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних, в сфере безопасности дорожного движения, поскольку администрацией поселения не обеспечено надлежащее содержание дорог <адрес>.
Просит признать бездействие Администрации Буняковского сельского поселения по непринятию мер к содержанию автомобильной дороги общего пользования, расположенной в <адрес>, незаконным.
Обязать администрацию Буняковского сельского поселения устранить снежный накат и зимнюю скользкость дорожного покрытия на <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Одесского района Омской области Кузнецов Г.С. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Просит суд признать бездействие Администрации Буняковского сельского поселения
по непринятию мер к содержанию автомобильной дороги общего пользования,
расположенной в <адрес>, незаконным.
Обязать администрацию Буняковского сельского поселения устранить снежный накат и зимнюю скользкость дорожного покрытия на <адрес> в <адрес>.
Представитель заинтересованного лица Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещён надлежащим образом, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «Одесский» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещён надлежащим образом, о чём свидетельствует расписка о получении судебной повестки о дне слушания дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд считает неявку представителя заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «Одесский» неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Одесского района Омской области Кузнецова Г.С. и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. На основании ч.2 ст.12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам и стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
П. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселения дорожную деятельность в отношении дорог местного значения в границах населённых пунктов.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 13. Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 3 ст. 15. Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
По п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Судом установлено, что согласно п.5 статьи 3 Устава Буняковского сельского поседения Одесского муниципального района Омской области принятого Советом депутатов Буняковского сельского поселения (решение № 1 от 15 ноября 2005 года) к вопросам местного значения сельского поселения относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов, и иных транспортных инженерных сооружений в границах сельского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и областного значения (л.д.4).
В судебном заседании установлено, что в реестр имущества Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области включены внутрипоселковые автомобильные дороги, в том числе дорога по <адрес> в <адрес> (л.д.5-7).
В силу п. 3.1.6. ГОСТа 50597-93 сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик приведены в таблице 4.
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам |
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, ч |
А |
4 |
Б |
5 |
В |
6 |
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее
обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания
снегопада или метели до момента завершения работ.
В судебном заседании установлено, что в Буняковском сельском поселении в нарушение требований п. 3.1.6 ГОСТа 50597-93 дорожное покрытие на <адрес> в <адрес> имеет снежный накат и зимнюю скользкость. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки текущего эксплуатационного состояния улично-дорожной сети вблизи МКОУ «Буняковская СОШ» проведенной ОГИБДД МО МВД России «Одесский» и информацией ОГИБДД МО МВД России «Одесский» от 14.03.2014 года № 602 (л.д.8-13, л.д. 19-21).
Суд считает, что выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения нарушают права участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения, поскольку Администрацией поселения не обеспечено надлежащее содержание дороги на <адрес> в <адрес>.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным Законом.
Помощник прокурор <адрес> Кузнецов Г.С. в судебном заседании предоставил доказательства того, что Администрацией Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области нарушаются требования законодательства о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания дороги на <адрес> в <адрес>.
Представитель заинтересованного лица Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не предоставил суду доказательств того, что выявленные нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Буняковского сельского поселения устранены в полном объёме.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц.
Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно обратился с заявлением в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц о признании бездействия Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, поскольку выявленные нарушения законодательства нарушают права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, в сфере безопасности дорожного движения, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью, порчи имущества участников дорожного движения. Администрацией поселения не обеспечено надлежащее содержание дороги на <адрес> в <адрес>.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым признать бездействие Администрации Буняковского сельского поселения по непринятию мер к содержанию автомобильной дороги общего пользования, расположенной в <адрес>, незаконным.
Обязать Администрацию Буняковского сельского поселения устранить снежный накат и зимнюю скользкость дорожного покрытия на <адрес> в <адрес>.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, заинтересованное лицо Администрация Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по непринятию мер к содержанию автомобильной дороги общего пользования и обязывании устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Буняковского сельского поселения по непринятию мер к содержанию автомобильной дороги общего пользования, расположенной в <адрес>, незаконным.
Обязать Администрацию Буняковского сельского поселения устранить снежный накат и зимнюю скользкость дорожного покрытия на <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам
Омского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 16.04.2014.
Председательствующий: судья А.В. Тарновский