УИД 11RS0001-01-2021-014341-90 2а-710/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2022 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Исмаилова Арсена Магомедовича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, об оспаривании условий содержания в части медицинской помощи, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
у с т а н о в и л :
Исмаилов А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, оспаривая бездействие указанного административного ответчика, выразившееся в неоказании ему надлежащей медицинской помощи при отбытии наказания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период с 18.11.2015 по 07.07.2021, настаивал на взыскании компенсации за нарушение указанных условий содержания в размере 850 000 рублей.
В обоснование требований указал, что в период отбывания уголовного наказания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми необходимая медицинская помощь ему не оказывалась в течении пяти лет, т.к. он не был своевременно проконсультирован узкими специалистами ( окулистом, неврологом и хирургом) по поводу имеющихся жалоб. В результате, состояние его здоровья в период отбытия наказания только усугубилось.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.
В ходе рассмотрения дела административный истец требования дополнил, оспаривая также бездействие того же административного ответчика, выразившееся в неоказании ему надлежащей медицинской помощи при отбытии наказания в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в период с 07.07.2021 по дату обращения.
Посредством видеоконференц- связи административный истец на удовлетворении своих требований с учетом дополнений настаивал по заявленным основаниям, в дальнейшем ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, по отбытии наказания выехал по месту жительства в г.....
Представитель административных ответчиков в ходе рассмотрения дела иск не признал, указывая о том, что заявитель каких- либо тяжелых заболеваний не имеет, в период отбытия наказания медицинскую помощь получал в необходимом объеме.
Привлеченное к участию в деле должностное лицо - зам. начальника ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Чупров А.В. в судебном заседании пояснил, что согласно медицинской карты на имя административного истца, весь период отбывания уголовного наказания пациент получал необходимую медицинскую помощь, в том числе, был проконсультирован ... по поводу .... По результатам приема пациенту выписан рецепт на .... Дальнейшее приобретение ... производится самим осужденным за личные средства. Какого – либо бездействия в проведении консультаций не имелось. Консультация специалистов организованы тогда, когда их необходимость определена врачом- терапевтом. Само желание осужденного быть проконсультированным тем или иным профильным врачом не является основанием для приглашения данного специалиста для приема без соответствующих рекомендаций лечащего врача.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях, в зависимости от медицинского заключения, закреплено в части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ), который определяет, в том числе, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, а также права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 3 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ определено, что при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 указанной статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 (далее - Порядок).
В пункте 2 указанного Порядка определено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1466 утверждены Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - Правила).
Так, согласно пунктам "а", "б" пункта 3 указанных Правил под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы понимаются: отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи; ситуация, при которой отсрочка на определенное время в оказании медицинской помощи, в том числе связанная с ожиданием транспортировки больного в другое учреждение уголовно-исполнительной системы, может повлечь за собой ухудшение его состояния, угрозу жизни и здоровью.
В силу пункта 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России.
С 01 апреля 2014 года Приказом ФСИН России N 638 образовано новое юридическое лицо ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, в состав которого входит 23 филиала, дислоцирующихся на территории Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Приказом начальника ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России N29 от 13 февраля 2014 года утверждены положения о 12 медицинских частях, больнице, центре медицинской и социальной реабилитации и 2 военно-врачебных комиссиях ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России. Медицинские части осуществляют обслуживание колоний, следственных изоляторов и других учреждений по месту их дислокации по Республике Коми и Ямало-Ненецкому автономному округу.
Как свидетельствуют материалы дела, административный истец в оспариваемый период времени с 18.11.2015 по 07.07.2021 наблюдался в филиале « Медицинская часть №3» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, с 07.07.2021 и до даты освобождения (03.11.2021) - в филиале « Медицинская часть №4» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Согласно положениям пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статьи 41 Конституции Российской Федерации, статьи 4, частей 2, 4 и 7 статьи 26, части 1 статьи 37, части 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Рассматривая требования административного истца, суд исходит из следующего.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Конституционный принцип равенства, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления объективно обусловленных различий в правовом регулировании (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 1000-О-О, от 16 декабря 2010 г. N 1638-О-О, от 21 ноября 2013 г. N 1772-О и от 26 мая 2016 г. N 975-О).
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Таким образом, по всем обращениям административного истца, ему оказана необходимая медицинская помощь, никаких обстоятельств, свидетельствующих об игнорировании его обращений за медицинской помощью при рассмотрении дела не установлено.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае административному истцу надлежащим образом была оказана медицинская помощь, лечение имеющихся у него заболеваний являлось своевременным и надлежаще организованным. Отсутствие активной динамики в вопросах диагностики заболеваний обусловлено уклонением самого пациента от явки на прием, своевременной сдачи анализов и проведения исследований.
Действующие стандарты оказания медицинской помощи применимы лишь при обострении заболеваний, на амбулаторном этапе при отсутствии обострений не разработаны.
Осмотры, консультации лиц, содержащихся в местах лишения свободы, узкими профильными врачами-специалистами не носят произвольный характер, а осуществляются при наличии к тому показаний. С учетом состояния здоровья осужденного, результатов общего медицинского обследования, в том числе полученных анализов, оснований для таких рекомендаций не имелось. Данные, свидетельствующие о наличии таких оснований, в медицинской документации на имя истца отсутствуют.
Необходимости проведения консультации врачей- специалистов в те сроки, которые определены самим заявителем ( с момента предъявления первичных жалоб, до получения объективных лабораторных данных о состоянии его здоровья), не имелось, соответствующих рекомендаций Исмаилову А.М. терапевтом при первичном обращении выдано не было.
При рассмотрении дела суд принимает во внимание также отсутствие у заявителя препятствий к осуществлению своих прав на получение медицинской помощи, в том числе, и на платной основе.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрен больший объем прав осужденных по сравнению с остальными гражданами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Руководствуясь приведенными разъяснениями, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя из отсутствия фактов ограничения или ущемления прав истца в части медицинского обслуживания, а также фактов, которые подвергали бы риску его здоровье и свидетельствовали об оказании ему ненадлежащей медицинской помощи.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии каких-либо условий, которые бы привели к нарушению положений ст.3 Конвенции по правам человека в отношении административного истца.
Проведение этапов диагностических исследований в иные сроки, нежели желаемые заявителем, в отсутствие медицинских рекомендаций в срочной консультации, само по себе не свидетельствует о нарушении условий содержания, повлекших превышение уровня страданий, неизбежного при лишении свободы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявленных административных исковых требований Исмаилова Арсена Магомедовича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми об оспаривании бездействия, взыскании компенсации за нарушение условий содержания - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья - Ю.А.Дульцева
В окончательной форме решение суда принято 04 февраля 2022 года.