Решение по делу № 2-609/2019 от 05.12.2018

Дело №...                                 

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Олейникова А.В.,

при секретаре Агаповой Д.А.,

с участием истца Захарова Г.А., представителя истца Захарова Г.А.Моисеевой С.Ф., представителя ответчиков МЧС России и ГУ МЧС России по Волгоградской области, а также третьего лица ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» - Агаевой М.Э.

рассмотрев 06 марта 2019 года в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Захарова Г. А. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области о признании бездействия незаконным, установлении факта принятия на учет нуждающихся в получении жилого помещения, возложении обязанности включить в Сводный список получателей единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья с даты принятия на жилищный учет, а также в Список сотрудников ФПС ГПС и граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и произвести в первоочередном порядке единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилья

установил:

Захаров Г.А. обратился в суд с названным иском, указав, что он проходил службу в органах федеральной противопожарной службы МЧС России, уволен со службы приказом ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию здоровья. Считает, что ответчиками допущено незаконное бездействие в части реализации его жилищных прав. Так, решением комиссии ГУ МЧС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ он принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, в настоящее время данное право за ним сохранено, порядковый номер в очереди – 52. Однако, главным распорядителем бюджетных средств МЧС России денежные средства на эти цели ГУ МЧС России по Волгоградской области в 2014 – 2017 годах не выделялись. В этой связи полагает, что МЧС России допущено незаконное бездействие в части отказа на протяжении многих лет в выделении денежных средств для реализации жилищных прав уволенных сотрудников. Отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в реализации прав граждан. Он согласился на прохождение службы, будучи уверенным в получении жилья. На протяжении всей службы он добросовестно исполнял должностные обязанности. Ввиду бездействия МЧС России на протяжении двух лет после увольнения он вынужден арендовать жилье за счет своей пенсии. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения службы в 15 пожарной части, являющейся структурным подразделением МВД России, жилищной комиссией УВД по Волгоградской области он принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения в собственность под номером 8. В связи с преобразованием государственной противопожарной службы МВД России в государственную противопожарную службу МЧС России, считает ГУ МЧС России по Волгоградской области правопреемником 15 пожарной части по вопросам жилищного обеспечения. В 2003 году сведения о его нуждаемости в жилом помещении подавались начальником 15 пожарной части Тимошкиным К.В. начальнику УГПС МЧС России по Волгоградской области. В связи с утратой ГУ МЧС России по Волгоградской области соответствующего списка сотрудников, нуждающихся в жилье, до настоящего времени не реализовано его первоочередное право на получение иного вида жилищного обеспечения (жилищного сертификата или жилого помещения). В ответах на его рапорты ГУ МЧС России по Волгоградской области указано, что сведений о его принятии на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ не имеется. Направленные ему в 2017-2018 годах ответы свидетельствуют о незаконном бездействии ГУ МЧС России по Волгоградской области, выразившемся в не принятии мер по сохранению Списка сотрудников, нуждающихся в реализации жилищных прав, утвержденного в 1996 году жилищной комиссией предшественника – МВД России, отказе в запросе из архива суда гражданского дела 2008 года по иску Спасибкина М.Г. и содержащегося в нем списка 1996 года, нуждающихся в жилье сотрудников, в котором имеются сведения о нем (Захарове Г.А.), а также в отказе в принятии иных мер, направленных на подтверждение постановки его на жилищный учет до 2005 года. Конкретный способ реализации жилищного права для него не имеет значения. При наличии списка лиц 1996 года, а также решения жилищной комиссии 1996 года, он находился бы в списке получателей единовременной социальной выплаты не под номером 52, а под номером 1. Факт признания его ответчиком нуждающимся в получении служебного жилья ежегодно, по его мнению, свидетельствует о доказанности принятия его на жилищный учет до 2005 года. Протоколами жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие у него в собственности по договору социального найма жилых помещений.

    Просит суд признать незаконным бездействие МЧС России в части отказа в выделении ГУ МЧС России по Волгоградской области в период 2014 – 2018 годов денежных средств для осуществления единовременной социальной выплаты Захарову Г.А. на приобретение (строительство) жилья. Установить факт принятия ПЧ-15 УГПС МЧС России Волгоградской области в 1996 году Захарова Г.А. на учет нуждающихся в получении жилого помещения. Обязать ГУ МЧС России по Волгоградской области включить Захарова Г.А. в Сводный список получателей единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья с учетом постановки Захарова Г.А. на жилищный учет в 1996 году. Обязать МЧС России произвести Захарову Г.А. в 2019 году в первоочередном порядке единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилья.

    В ходе рассмотрения дела истцом заявленные требования дополнены, также просит обязать ГУ МЧС России по Волгоградской области включить Захарова Г.А. в Список сотрудников ФПС ГПС и граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в ГУ МЧС России по Волгоградской области по состоянию на 2019 год.

    В судебном заседании истец Захаров Г.А. и его представитель Моисеева С.Ф. на заявленных требованиях настаивали по доводам, приведенном в исковом заявлении и дополнении к нему. Возражали против заявления представителя ответчика о пропуске срока исковой давности, поскольку жилищные правоотношения носят длящийся характер, МЧС России и ГУ МЧС России по Волгоградской области до настоящего времени социальные гарантии Захарову Г.А. по обеспечению его жильем не реализованы. Представленные ими доказательства прямо подтверждают факт принятия истца на учет нуждающихся в жилом помещении в 1996 году. Установление соответствующего факта необходимо для того, чтобы Захаров Г.А. состоял в списке получателей единовременной социальной выплаты под первым номером, с учетом фактической даты признания его нуждающимся в жилом помещении. Считали, что ответчиками не доказана законность бездействия в части не выделения денежных средств в счет единовременной социальной выплаты Захарову Г.А. на приобретение (строительство) жилья. Принятые в 2011 – 2015 жилищной комиссией решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, а также в части определения его очередности в сводном списке на получение единовременной социальной выплаты, им не оспаривались, так как в его распоряжении не имелось доказательств принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 1996 году. Исходя из п. 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153, федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, ответственному исполнителю основного мероприятия сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год. В этой связи, после включения Захарова Г.А. в список на получение единовременной социальной выплаты в ноябре 2015 года, до ДД.ММ.ГГГГ сведения о нем должным быть направлены в МЧС России, и соответственно в 2017 году ему должна была быть осуществлена выплата, иное означает бездействие ответчиков в реализации его прав.

Представитель ответчиков МЧС России и ГУ МЧС России по Волгоградской области, а также третьего лица ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» - Агаева М.Э. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала. Заявила о пропуске Захаровым Г.А. срока исковой давности, поскольку об отсутствии его в списках сотрудников государственной противопожарной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, ему стало известно не позднее 2011 года, когда решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Данное решение в установленном порядке истцом не оспаривалось. Сведений о принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ в ГУ МЧС России по Волгоградской области не имелось и не имеется. Предъявленные суду рапорты начальника 15 пожарной части не содержат даты регистрации и входящих номеров управления. Захаров Г.А. не имеет первоочередного права на получение социальной выплаты, признание такого права в судебном порядке приведет к нарушению прав иных сотрудников, принятых на учет на получения выплаты ранее него. Подтвердила, что в 2014 – 2018 году бюджетные ассигнования на осуществление такой выплаты ГУ МЧС России по Волгоградской области не предоставлялись. Полагала об отсутствии нарушения ответчиками жилищных прав истца, которые будут реализованы в установленном порядке путем предоставления единовременной социальной выплаты в порядке очередности.

Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании ст. 4 названного Федерального закона, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата) (часть 1).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7).

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено, что Захаров Г.А. проходил службу в органах федеральной противопожарной службы, приказом начальника ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» от ДД.ММ.ГГГГ №...-НС (с учетом изменений, внесенных приказом от ДД.ММ.ГГГГ №...-НС), уволен с должности помощника начальника караула 15 пожарно-спасательной части 1 отряда ФПС по Волгоградской области (должность связана с обеспечением деятельности государственной противопожарной службы) с ДД.ММ.ГГГГ по основанию, предусмотренному п.8 ч.2 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в федеральной противопожарной службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе). Выслуга лет в федеральной противопожарной службе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 26 лет 02 месяца 22 дня.

Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №...) Захарову Г.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, что мотивировано внесением изменений в законодательство Российской Федерации в части реализации жилищных прав сотрудников федеральной противопожарной службы, отсутствием оснований для признания сотрудника федеральной противопожарной службы с ДД.ММ.ГГГГ нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий), а также не предоставлением Захаровым Г.А. документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (сведений о принятии его на учет до ДД.ММ.ГГГГ).

Комиссией по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» ДД.ММ.ГГГГ принято решение (протокол №...) о принятии в соответствии со ст. 93 и п. 2 ст. 99 ЖК РФ Захарова Г.А. на учет подлежащих обеспечению служебным жилым помещением в г. Волгограда составом семьи 3 человека, с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку Захаров Г.А. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, на основании п.3 ч.1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ комиссией ГУ МЧС России по Волгоградской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ принято решение (протокол №...) о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета составом семьи 3 человека.

В списке сотрудников ФПС ГПС (граждан), состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, размещенном в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ГУ МЧС России по Волгоградской области, порядковый номер истца 51.

В Едином государственном реестре недвижимости, а также Нижне-Волжском филиале АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», отсутствуют сведения о недвижимом имуществе, принадлежащем истцу и его супруге.

Приведенные фактические обстоятельства подтверждаются представленными суду письменными доказательствами и сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

По смыслу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Исходя из ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются малоимущим, а также иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской; Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Как устанавливалось ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции до введения в действие Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы.

Статьей 17 вступившего в силу с 01.01.2005 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 8 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» внесены изменения исключающие сотрудников федеральной противопожарной службы из категории граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями по договору социального найма, как предусмотренную федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категорию граждан.

При этом, ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004     №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, из системного толкования законодательных норм, приведенных выше, следует, что граждане Российской Федерации, уволенные из органов федеральной противопожарной службы, и члены их семей, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до ДД.ММ.ГГГГ, сохраняют право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Заявляя требования об установлении факта принятия его на учет нуждающихся в получении жилого помещения в 1996 году, а также неразрывно связанные с ними исковые требования включении его в Список сотрудников ФПС ГПС и граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в ГУ МЧС России по Волгоградской области по состоянию на 2019 год и о включении в Сводный список получателей единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья с учетом постановки на жилищный учет в 1996 году, Захаров Г.А. настаивает, что ранее - ДД.ММ.ГГГГ он был принят на соответствующий учет жилищной комиссией УВД Волгоградской области под номером 8.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении» учитывая, что в силу статьи 157 ГПК РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, что предусмотрено ст. ст. 59 – 60 ГПК РФ.

Исходя из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, необходимо в ходе судебного разбирательства исследовать каждое доказательство, представленное сторонами в подтверждение своих требований и возражений, отвечающее требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ). При возникновении сомнений в достоверности исследуемых доказательств их следует разрешать путем сопоставления с другими установленными судом доказательствами, проверки правильности содержания и оформления документа, назначения в необходимых случаях экспертизы и т.д., на что указано в п.п. 13, 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции».

Частью 3 ст. 67 ГПК РФ определено, что суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В обоснование своей позиции сторона истца ссылается на материалы гражданского дела по иску Спасибкина М.Г. к ГУВД Волгоградской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности включить в состав участников подпрограммы на получение жилья, где представлена заверенная заведующим делопроизводства ГУВД Волгоградской области копия листа, содержащего сведения о Захарове Г.А. и членах его семьи (графа 2), ПЧ-15 УГПС УВД БИ-00902 (графа 3), на квартире Шекснинская 91 (графа 4), рапорт ДД.ММ.ГГГГ (графа 5), №... ДД.ММ.ГГГГ (графа 6).

С исковым заявлением суду представлены копии: рапорта начальника ПЧ-15 УГПС МЧС России Волгоградской области Тимошкина К.В. от ДД.ММ.ГГГГ исх. №... на имя и.о. начальника УГПС МЧС России Волгоградской области Текушина В.Г. о направлении списков сотрудников ПЧ-15 не имеющих жилой площади и нуждающихся в улучшении жилищных условий по прилагаемой таблице; списка сотрудников не имеющих жилой площади ПЧ-15 УГПС МЧС России Волгоградской области по состоянию на 01 июля (01 января) 2003 года, под номером 1 в котором поименован Захаров Г.А. составом семьи 3 человека, состоящий на учете с ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола №... от ДД.ММ.ГГГГ; списка сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий 15 ПЧ ГПС МЧС России по Волгоградской области по состоянию на 01 июля (1 января) 2008 года, содержащим аналогичные сведения в отношении истца.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ допрошен свидетель Тимошкин К.В., который пояснил, что с 1989 года он работал в 15 пожарной части на различных должностях, в том числе руководил кадровым подразделением и пожарной частью. Подтвердил, что представленные в деле копии списков содержат его подписи. Сотрудник 15 пожарной части Захаров Г.А. примерно в 1998 году был принят на учет нуждающихся в жилом помещении. Последний числился как в списке сотрудников, не имеющих жилого помещения, так и в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. Тимошкин К.В. ежегодно подавал соответствующие сведения руководству ГПС ГУ МЧС России по Волгоградской области. Сведения о нуждающихся велись не в учетных делах, а в папке, к которой приобщались документы сотрудников, протоколы заседания комиссии. В 2009 году папка совместно с иными кадровыми документами передана им в отдел кадров УГПС ГУ МЧС России по Волгоградской области. Затруднился пояснить, в связи с чем номер очередности Захарова Г.А. в списке за 2003 год - №..., а в списке за 2008 год - №..., по каким причинам в списке 2008 года указаны сотрудники пожарной части, принятые на учет до 1994 года, а в списке 2003 года сведений о данных сотрудниках не имеется. Также не мог пояснить, снимался ли истец с учета нуждающихся и исключался из списков, или нет.

У суда не имеется оснований не доверять приведенным показаниям свидетеля, поскольку какой-либо заинтересованности Тимошкина К.В. в исходе дела не установлено, указанные сведения сообщены им после предупреждения об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Вместе с тем, приведенные доказательства не могут быть положены в основу решения суда об установлении обстоятельств принятия Захарова Г.А. на учет нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ.

Так, в гражданском деле по иску Спасибкина М.Г. представлена копия не поименованного документа, которая не позволяет установить, является ли это копией списка сотрудников, не имеющих жилых помещений или нуждающихся в улучшении жилищных условий, копией журнала протоколов или иного документа, графы в листе также не имеют наименований. Вопреки позиции стороны истца, никаких данных о том, что Захаров Г.А. принят на учет нуждающихся в жилом помещении, в этом документе не содержится, суду не предоставлено сведений когда и о чем составлен данный документ.

Копии иных документов, а именно рапорта начальника ПЧ-15 УГПС МЧС России Волгоградской области Тимошкина К.В. от ДД.ММ.ГГГГ исх. №... и двух списков, в установленном порядке не удостоверены, оригиналов этих документов суду не предъявлено. Несмотря на то, что Тимошкин К.В. в ходе допроса подтвердил факт наличия его подписи в этих документах, и направление им списков в УГПС ГУ МЧС России по Волгоградской области, сведений о поступлении и регистрации этих списков ответчиком (даты и входящие номера), на представленных копиях отсутствуют.

Приведенные письменные доказательства также не согласуются между собой в части предполагаемой даты рассмотрения рапорта Захарова Г.А. о принятии его на учет (ДД.ММ.ГГГГ или ДД.ММ.ГГГГ). Истцом в иске указано, что он был принят на учет под порядковым №..., тогда как в списках указано о протоколе №... от ДД.ММ.ГГГГ. Списки за подписью Тимошкина К.В. за 2003 год и 2008 год не согласуются между собой в части количества и дат принятия сотрудников ПЧ-15 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В представленной в деле обширной переписке Захарова Г.А. с ГУ МЧС России по Волгоградской области за 2017 – 2018 годы, названный ответчик последовательно отрицал наличие сведений о принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ.

По сути, единственным предъявленным суду объективным доказательством принятия Захарова Г.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях в заявленный период являются показания Тимошкина К.А. Вместе с тем, свидетель не указывал точную дату принятия истца на учет, не мог достоверно утверждать, что впоследствии истец не был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку факт принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не может быть установлен исключительно на свидетельских показаниях, никаких доказательств, которые бы указывали на дату рассмотрения спорного вопроса, номер принятого решения (протокол заседания жилищной комиссии, выписка из решения и иные) Захаровым Г.А. и его представителем не предъявлено, а приведенные выше доказательства не отвечают требованиям о допустимости и не являются достаточными, судом не установлено оснований для вывода о принятии истца на жилищный учет в 1996 году.

Суд учитывает, что в 2011 году Захаров Г.А. обращался в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Волгоградской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. При этом, решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №...) ему отказано в принятии на учет, то есть не позднее указанной даты истцу стало известно о том, что он отсутствует в списках нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.

В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ).

Однако Захаров Г.А. обратился в суд с настоящим иском лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть более чем через 7 лет с даты принятия решения, то есть со значительным пропуском трехлетнего срока. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Позиция представителя истца о длительности жилищных правоотношений не препятствует применению последствий пропуска срока исковой давности в части требований о признании Захарова Г.А. принятым на жилищный учет в 1996 году. Обстоятельства, связанные с отсутствием его в списках сотрудников федеральной противопожарной службы, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, последнему стали известны не позднее марта 2011 года, и длящегося характера не носят.

Доводы иска о том, что в случае признания в судебном порядке Захарова Г.А. принятым на жилищный учет в 1996 году, его очередность в Сводном списке получателей единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья изменится с номера 51 на №..., не основаны на действующих нормативных актах.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.

Как установлено п. 23 названных Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.

Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.

Исходя из п. 27 Правил, сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.

Согласно правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 N 2384-О, принятые положения статей 4 и 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают для сотрудников, имеющих общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, новый вид жилищной гарантии - предоставление единовременной социальной выплаты и одновременно предусматривают, что данным видом жилищной гарантии могут воспользоваться при наличии желания сотрудники и граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, тем самым предоставляя им возможность выбора одной из двух форм обеспечения жильем: предоставление жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Право этой категории граждан на получение единовременной социальной выплаты предусмотрено также пунктом 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации в развитие положений данного Федерального закона.

При этом установление единой очереди для получения нового вида жилищной гарантии - единовременной социальной выплаты как для сотрудников, имеющих соответствующую продолжительность службы, так и для сотрудников и граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, само по себе не противоречит Конституции Российской Федерации, а формирование этой очереди с учетом времени подачи соответствующего заявления соответствует общеправовому принципу справедливости и природе жилищных гарантий, которые реализуются на основании волеизъявления граждан.

Таким образом, в силу приведенных нормативных положений и основанном на них разъяснении Конституционного Суда РФ, предоставление сотрудникам и бывшим сотрудникам единовременной социальной выплаты носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такую выплату, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на получение единовременной социальной выплаты. При этом предоставление сотруднику и бывшему сотруднику единовременной социальной выплаты по общему правилу осуществляется в порядке очередности принятия их на учет. Порядковый номер сотрудника государственной противопожарной службы (бывшего сотрудника) в списке зависит исключительно от даты подачи им заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, то есть с момента выражения им намерения воспользоваться такой гарантией, а не от даты принятия на жилищный учет по иным основаниям.

В этой связи учет Захарова Г.А. в списке на получение единовременной социальной выплаты под номером, соответствующим дате его обращения – ДД.ММ.ГГГГ, не зависит от дат его обращения о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, либо нуждающегося в служебном жилом помещении.

С учетом изложенного требования истца об установлении факта принятия его на учет нуждающихся в получении жилого помещения в 1996 году, и о включении его в список сотрудников, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Сводный список получателей единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья с учетом постановки на жилищный учет в 1996 году удовлетворению не подлежат.

В оставшейся части исковые требования Захарова Г.А. к МЧС России о признании незаконным бездействия, выраженного в не выделении денежных средств на осуществление единовременной социальной выплаты и о возложении обязанности в 2019 году в первоочередном порядке предоставить выплату, также не основаны на законе.

По смыслу п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 установлено финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний и Федеральной таможенной службе на осуществление деятельности в установленной сфере.

Суд учитывает, что в качестве главного распорядителя средств федерального бюджета МЧС России выделяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств, в том числе, ГУ МЧС России по Волгоградской области, в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В качестве получателя средств федерального бюджета, ГУ МЧС России по Волгоградской области принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства (абз. 3 ст. 162 БК РФ).

Из системного анализа приведенных выше положений следует, что порядок распределения лимитов бюджетных обязательств распорядителем получателю бюджетных средств урегулирован нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, и не подпадает под действие Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, регламентирующих условия, порядок предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с чем МЧС России, в качестве главного распорядителя средств федерального бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств вправе самостоятельно определять перечень непосредственно подчиненных ему органов (главных управлений, управлений), которым возможно выделение бюджетных ассигнований для выплаты единовременной социальной выплаты.

В 2014 - 2018 годах МЧС России до ГУ МЧС России по Волгоградской области лимиты бюджетных обязательств для осуществления единовременных социальных выплат не доводились, что само по себе не может свидетельствовать о неправомерности бездействия указанного федерального органа, которым в оспариваемый период в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств производилось выделение бюджетных ассигнований для выплаты единовременной социальной выплаты иным подведомственным органам, о чем поясняла представитель ответчика в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, непосредственно ведутся в каждом территориальном органе и общей базы очередности принятия на учет между территориальными органами МЧС России в субъектах Российской Федерации, не имеется.

В ответах на обращение истца, письмами ГУ МЧС России по Волгоградской области Захарову Г.А. было разъяснено, что финансовые средства на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения не поступали. При поступлении целевых денежных средств из федерального бюджета, выплата будет произведена в установленном законом порядке, согласно очередности.

Объективно указанное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела справкой ГУ МЧС России по Волгоградской области.

Суд учитывает, что истец, как сотрудник, уволенный по состоянию здоровья и принятый на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета, вправе получить соответствующую выплату исключительно в порядке очередности, после поступления денежных средств из федерального бюджета.

Реализация права на получение социальной выплаты обусловлена волеизъявлением сотрудника, временем подачи заявления, а также соблюдением порядка очередности.

Получение сотрудником, уволенным со службы единовременной социальной выплаты во внеочередном порядке, законом не предусмотрено и приведет к нарушению прав и законных интересов других сотрудников, поставленных на соответствующий учет ранее истца.

К категории сотрудников, указанных в п. 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 369 и имеющих право на предоставление единовременной социальной выплаты в первоочередном порядке (многодетные семьи), истец не относится.

Так как в период прохождения службы истец был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты, право на получение которой сохранено за ним после увольнения со службы и может быть реализовано исключительно в порядке очередности, в рамках объема выделенного бюджетного финансирования, оснований полагать о нарушении прав Захарова Г.А. не имеется.

Что касается доводов представителя истца в судебном заседании со ссылкой на п. 27 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153, то возложение на федеральные органы исполнительной власти обязанности представлять до 1 сентября года, предшествующего планируемому, ответственному исполнителю основного мероприятия сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год, носит организационный характер, направлено на обеспечение информирования ответственного исполнителя программы о требуемом количестве сертификатов, но само по себе не означает их выделения в необходимом объеме.

Таким образом по делу не установлено оснований для признания незаконным бездействия МЧС России и возложении обязанности предоставить Захарову Г.А. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья в первоочередном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Захарова Г. А. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области о признании бездействия незаконным, установлении факта принятия на учет нуждающихся в получении жилого помещения, возложении обязанности включить в Сводный список получателей единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья с даты принятия на жилищный учет, а также в Список сотрудников ФПС ГПС и граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и произвести в первоочередном порядке единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилья - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                        А.В. Олейников

Дело № 2-609/2019                                 резолютивная часть

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Олейникова А.В.,

при секретаре Агаповой Д.А.,

с участием истца Захарова Г.А., представителя истца Захарова Г.А.Моисеевой С.Ф., представителя ответчиков МЧС России и ГУ МЧС России по Волгоградской области, а также третьего лица ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» - Агаевой М.Э.

рассмотрев 06 марта 2019 года в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Захарова Г. А. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области о признании бездействия незаконным, установлении факта принятия на учет нуждающихся в получении жилого помещения, возложении обязанности включить в Сводный список получателей единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья с даты принятия на жилищный учет, а также в Список сотрудников ФПС ГПС и граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и произвести в первоочередном порядке единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилья

руководствуясь ст. 199 ГПК РФ

решил:

в удовлетворении исковых требований Захарова Г. А. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области о признании бездействия незаконным, установлении факта принятия на учет нуждающихся в получении жилого помещения, возложении обязанности включить в Сводный список получателей единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья с даты принятия на жилищный учет, а также в Список сотрудников ФПС ГПС и граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и произвести в первоочередном порядке единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилья - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                         А.В. Олейников

Составление мотивированного решения отложить на 11 марта 2019 года.

Судья                                        А.В. Олейников

2-609/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Захаров Геннадий Александрович
Ответчики
Министерство обороны РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и илквидации последствий стихийных бедствий
Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области
Суд
Центральный районный суд г. Волгоград
Судья
Олейников Андрей Владимирович
Дело на странице суда
zent.vol.sudrf.ru
05.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2018Передача материалов судье
06.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2019Судебное заседание
06.02.2019Судебное заседание
06.03.2019Судебное заседание
11.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2020Передача материалов судье
30.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2020Дело оформлено
30.03.2020Дело передано в архив
06.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее