ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Федорова Д.М.
дело №33а-2946, пост. 09.09.2020 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 30 сентября 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Ихисеевой М.В.,
судей коллегии Дампиловой Ц.В., Назимовой П.С.,
при секретаре Цыденжаповой Е.А.
с участием прокурора Цыбиковой Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия к Доржиеву С.Б. об установлении административного надзора по апелляционному представлению прокурора, участвовавшего в деле Ламаевой А.Ю. и апелляционным жалобам административного ответчика Доржиева С.Б. решение Гусиноозерскогогородского суда Республики Бурятия от 05 июня 2020 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №1 УФСИН России по Республике Бурятия к Доржиеву С.Б. установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Доржиева С.Б., освобождаемого из мест лишения свободы, на срок погашения судимости -3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении поднадзорного административные ограничения в виде:
1. обязательной явки являться 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2. запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов.
3.запрещения выезда за пределы субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства или пребывания, фактического проживания без уведомления органов внутренних дел.
Заслушав доклад судьи Ихисеевой М.В., ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционного представления прокурора, апелляционных жалоб Доржиева С.Б., выслушав заключение прокурора, участвующего в деле, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Доржиева С.Б., административных ограничений в виде запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 ч. до 06.00 ч., запрет выезда за пределы территории, обязательной явка 4 раза в месяц ворган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование иска указано, что Доржиев С.Б. осужден 05.08.2008 Тункинским районным судом Республики Бурятия по ч.3 ст. 111, п «а» ч.3 ст.111 УК РФ, по приговору Верховного суда Республики Бурятия от 13.07.2011 года за совершение преступлений, предусмотренных по ст.105 ч.2 п. «а,ж,и,к», ч.4 ст. 166, ч.3 ст.69, 70 УК РФ к 9 годам лишения свободы в ИК общего режима. Постановлением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 11.02.2016 года приговор от 05.08.2008г. приведен в соответствие с Федеральным законом №26-ФЗ от 07.03.2011г., снижено наказание до 2 лет 11 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. По приговору от 13.07.2011 года снижено наказание до 8 лет 11 месяцев лишения свободы. 03.10.2016г. Гусиноозерским городским судом Республики Бурятия по ст. 321 ч.2, 70 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы. Начало срока наказания – 03.10.2016 г. Конец срока наказания – 24.12.2020 г. В соответствии со ст.15 УК РФ преступление, за которое осужден Доржиев, отнесено к категории тяжкого преступления, в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характеризуется отрицательно, является лицом, в отношении которого устанавливается административный надзор.
В судебном заседании первой инстанции, представитель административного истца Баев С.Б. иск поддержал, просил его удовлетворить.
Административный ответчик Доржиев С.Б. иск признал частично, пояснил, что срок административного надзора завышен, а явка в количестве 4 раз будет препятствовать его работе, намерен работать разнорабочим вахтовым методом в Тункинском районе.
Районный суд вынес указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор, участвовавший в деле, Ламаева А.Ю. просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым установить административный надзор в отношении Доржиева С.Б. сроком на 3 года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания. Установить административные ограничения в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 24 час. до 06 час., запрещения выезда за пределы Республики Бурятия.
В апелляционном возражении на жалобы Доржиева С.Б. прокурор указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
В апелляционных жалобах Доржиев С.Б. просит отменить решение Гусиноозерского городского суда, принять по делу новое решение с назначением более мягкого административного надзора, поскольку рецидив, как отягчающее обстоятельство апелляционным постановлением Верховного суда Республики Бурятия был исключен, срок административного надзора является завышенным.
В заседание судебной коллегии Доржиев С.Б., представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, уважительной причины своей неявки суду не представили, не просили об отложении судебного заседания. Административный истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, при отсутствии возражений участника судебного разбирательства, сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Прокурор Цыбикова Е.Н. поддержала доводы апелляционного представления, при этом полагала возможным изменить решение суда, установить ограничения в том виде, в каком они изложены в апелляционном представлении. При этом возражала против доводов апелляционных жалоб Доржиева С.Б.
Выслушав заключение прокурора Цыбиковой Е.Н., изучив материалы дела, доводы апелляционного представления, апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Закон №64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со ст. 15 УК РФ преступление, за совершение которого осужден Доржиев, отнесено к категории тяжких преступлений, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно ч.1 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 года №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований,предусмотренных частью 3 настоящей статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:1) тяжкого или особо тяжкого преступления;2)преступления при рецидиве преступлений;3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно п.1ч.3 ст.3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 года №64-ФЗ в отношении указанного в части1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 года №64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; лиц, указанных в ч.1 (п.3) и ч.2ст.3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В силу ч.1 и ч.2 ст.4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 года №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;запрещение пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона №64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбывания наказания.
Частью 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Доржиев С.Б. осужден 05.08.2008 Тункинским районным судом Республики Бурятия по ч.3 ст. 111, п «а» ч.3 ст.111 УК РФ, по приговору Верховного суда Республики Бурятия от 13.07.2011 года за совершение преступлений, предусмотренных по ст.105 ч.2 п. «а,ж,и,к», ч.4 ст. 166, ч.3 ст.69, 70 УК РФ к 9 годам лишения свободы в ИК общего режима. Постановлением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 11.02.2016 года приговор от 05.08.2008г. приведен в соответствие с Федеральным законом №26-ФЗ от 07.03.2011г., снижено наказание до 2 лет 11 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. По приговору от 13.07.2011 года снижено наказание до 8 лет 11 месяцев лишения свободы. 03.10.2016г. Гусиноозерским городским судом Республики Бурятия по ст. 321 ч.2, 70 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы. Начало срока наказания – 03.10.2016 г. Конец срока наказания – 24.12.2020 г. В соответствии со ст.15 УК РФ преступление, за которое осужден Доржиев, отнесено к категории особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характеризуется отрицательно, является лицом, в отношении которого устанавливается административный надзор.
Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу о том, что в отношении Доржиева С.Б. должен быть установлен административный надзор и административные ограничения.
При этом, довод апелляционной жалобы Доржиева С.Б., о том, что апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 19.07.2017г. из приговора Гусиноозерского городского суда РБ от 03.10.2016г. в отношении Доржиева С.Б. по ч.2 ст.321 УК РФ исключено такое отягчающее обстоятельство, как рецидив преступлений, на выводы суда в части установления административного надзора на срок, установленный для погашения судимости не влияет. Кроме того, довод жалобы о том, что установление срока административного надзора -3 года является завышенным, не может быть признан состоятельным. Преступления, за которые Доржиев отбывает наказание относится к особо тяжким преступлениям в соответствии со ст. 15 УК РФ. Принимая во внимание, что они совершены в несовершеннолетнем возрасте, в соответствии со статьей 95 УК РФ для лиц, совершивших преступления до достижения возраста 18 лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью 3 статьи 86 настоящего Кодекса, сокращаются и составляют 3 года.
В силу ч.1 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ в отношении него подлежат установлению административный надзор и административные ограничения.
Судебная коллегия соглашается выводом суда об установлении административных ограничений. При установлении конкретного административного ограничения суд руководствовался положениями Федерального закона №64-ФЗ, ч. 8 ст. 272 КАС РФ и правильно учитывал конкретные обстоятельства по делу.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что решение суда подлежит изменению в части, поскольку доводы апелляционного представления об установлении административных ограничений заслуживают внимания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Так, в резолютивной части решения в соответствии с требованиями закона необходимо указать - установить административный надзор в отношении Доржиева С.Б., освобожденного из мест лишения свободы сроком на 3 года со дня постановки на учет в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.
Подлежит изменению указание времени запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 час.до 06.00 час. на – с 24.00 час. до 06.00час.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Федерального закона №64-ФЗ, судом может быть установлено административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Абзацем 10 пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017г. №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что в случае установления запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Следовательно, решение в части запрещения выезда за пределы субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства или фактического пребывания с уведомлением органа внутренних дел изменить, указав запрещение, а не уведомление выезда за пределы не субъекта Российской Федерации, а за пределы Республики Бурятия.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 5 июня 2020 года изменить в части установления административных ограничений:
в пункте 1 указать-сроком на 3 года со дня постановки на учет в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания;
в пункте 2- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 24.00час.до 6.00час;
в пункте 3- запрещение выезда за пределы субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства или пребыванию, фактического проживания с уведомлением органа внутренних дел изменить на запрещение выезда за пределы Республики Бурятия.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы-без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть принесена в течение 6 месяцев с момента вынесения апелляционного определения в 8-Кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: