Судья Моисеева М.А. дело № 12-107/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., рассмотрев 25 апреля 2018 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу Мамедова Г.А.о на постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 27 марта 2018 года,
установил:
постановлением судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 27 марта 2018 года Мамедов Г.А.о признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Не согласившись с указанным постановлением судьи, Мамедов Г.А.о обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой указывает о несогласии с принятым постановлением, просит его изменить, исключить наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, поскольку им поданы документы на получение права на проживание на территории Российской Федерации на три года.
В судебное заседание участники дела, извещенные надлежащим образом о времени, месте и дате судебного заседания, не явились.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников дела.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения Мамедова Г.А.о, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, - влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
За те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, административная ответственность предусмотрена частью 3 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает административное наказание в виде административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 40 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ).
В соответствии с Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681, каннабиноиды (тетрагидроканнабиноловая кислота) относятся к разряду наркотических средств.
Из протокола об административном правонарушении следует, что <Дата обезличена> в период времени с ... часов до ... часов гражданин Республики ... Мамедов Г.А.о, находясь в помещении бильярдной «...», расположенной по адресу: <Адрес обезличен>, без назначения врача употребил наркотическое вещество из группы каннабиноидов, которое Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 отнесено к наркотическим средствам и запрещено на территории Российской Федерации.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вина Мамедова Г.А.о в совершении вмененного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является доказанной.
Однако с таким постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием полагать, что Мамедов Г.А.о. находится в состоянии наркотического опьянения, послужил выявленные у него сотрудником ОУР ОМВД России по Усть-Вымскому району признаки опьянения.
В связи с указанным, Мамедов Г.А.о. направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
По результатам проведенного медицинским работником З. освидетельствования Мамедова Г.А.о. на состояние опьянения был составлен акт медицинского освидетельствования от <Дата обезличена> <Номер обезличен>
Вместе с тем при вынесении данного заключения медицинским работником не соблюдены требования Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.12.2015 № 933н (далее - Порядок проведения медицинского освидетельствования).
В силу подпунктов 8, 9 Порядка проведения медицинского освидетельствования в процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением № 2 к приказу от 18.12.2015 № 933н.
В соответствии с пунктом 20 вышеуказанного Порядка проведения медицинского освидетельствования, медицинское заключение и дата его вынесения указываются в пункте 17 Акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (далее - Акт).
При вынесении медицинского заключения об установлении состояния опьянения по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта в пункте 14 Акта указываются наименования наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований. Наименование наркотических средств и психотропных веществ указывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
В акте медицинского освидетельствования Мамедова Г.А.о. не заполнены графы 16 (дата и точное время окончания медицинского освидетельствования), 17 медицинское заключение, дата его вынесения, 18 (подпись врача (фельдшера)).
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что медицинское заключение о нахождении лица в состоянии опьянения медицинским работником вынесено без соблюдения вышеназванных требований Порядка, акт медицинского освидетельствования Мамедова Г.А.о. на состояние опьянения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> не получил надлежащей правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, поскольку в материалах дела отсутствует медицинское заключение уполномоченного медицинского работника о нахождении Мамедова Г.А.о. в состоянии опьянения, постановление судьи в отношении Мамедова Г.А.о. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, подлежит отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено состоявшееся по делу постановление.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 27 марта 2018 года, вынесенное в отношении Мамедова Г.А.о по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья- А.А. Голиков