Кизилюртовский городской суд РД
Судья Хамидов М.Ш.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 февраля 2013 г. по делу N 33-747, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Шихгереева Х.И.,
судей – Хираева Ш.М., Магомедовой А.М.,
при секретаре – Азизовой Д.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 февраля 2013 г. апелляционную жалобу Магомедова М. Г. на решение Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от 17 декабря 2012 года, которым постановлено:
«Частично удовлетворить исковые требования Магомедова М. Г., проживающего по адресу: Республика Дагестан <адрес> 3-2-1, взыскав в его пользу с ответчика Султанмурадова Ш. Г., проживающего по адресу: Республика Дагестан <адрес>, в качестве компенсации морального вреда <.> тысяч рублей и в качестве возмещения судебных расходов <.> рублей, отказав взыскании одного миллиона рублей в качестве компенсации морального вреда и <.> тысяч рублей в качестве расходов на представителя.
Взыскать с ответчика Султанмурадова Ш. Г. в пользу соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере <.> рублей».
Заслушав доклад судьи Хираева Ш.М., выслушав объяснения истца Магомедова М.Г. и его представителя - адвоката Газиевой Р.М. (ордер № 62 от 22 февраля 2013 г.), просивших об отмене решения суда, объяснения ответчика Султанмурадова Ш.Г., просившего оставить решения суда первой инстанции в силе, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Магомедов М.Г. обратился в суд с иском к Султанмурадову Ш.Г. о компенсации морального вреда. Свои требования Магомедов М.Г. мотивировал тем, что 26 апреля 2011 года ответчик, управляя технически исправным автомобилем ВАЗ 2163 за государственным регистрационным знаком №, в нарушение п. 10.1 ч. 1 Правил дорожного движения, превысил скоростной режим, в результате чего, не справившись с управлением автомобиля, допустил выезд на обочину и совершил на него наезд возле коммерческого магазина «Баракат», расположенного на обочине 24-го км. автодороги «Хасавюрт-Тлох», проходящей по административной территории сел. Дылым Казбековского района Республики Дагестан.
В результате наезда ему был причинен тяжкий вред здоровью в виде открытого многооскольчатого перелома костей нижней трети правой голени и стопы, перелома-вывиха Шопарового сустава, обширной раны голени и стопы, осложненной гангреной правой стопы с последующей ампутацией правой голени и стопы на уровне средней трети с формированием культи. Длительное время он находился на лечении, перенес две операции. В настоящее время он остался без правой ноги и нуждается в постоянном постороннем уходе. По вине ответчика он не может выполнять какую-либо физическую работу, не имеет возможности получать заработную плату. Его супруга не захотела жить с безногим инвалидом и ушла от него, за ним ухаживает старая мать. Он ежедневно испытывает страдания, видя свое беспомощное состояние. С учетом всего изложенного, и руководствуясь статьями 151, 1064, 1100 и 1101 ГК РФ, просил суд взыскать с ответчика в его пользу в качестве компенсации морального вреда.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Магомедов М.Г. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального закона. Указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к несоответствию выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Также указывает, что суд неправильно определил размер морального вреда в сумме 150.000 рублей. На эти денежные средства возможно купить только протез, который пригоден в эксплуатации шесть месяцев, в последующем необходимо будет приобрести новый протез, то есть, предстоят новые расходы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.
Согласно статье 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1079 ГК РФ, обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Согласно абзацу 2 статьи 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
На основании статьи 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как видно из материалов дела, 26 апреля 2011 года, примерно в 19 часов, напротив коммерческого магазина «Баракат», расположенного на обочине 24-го км. автодороги «Хасавюрт-Тлох», проходящей по административной территории сел. Дылым, Казбековского района Республики Дагестан, управляя технически исправным автомобилем ВАЗ 2163 за государственным регистрационным знаком К 251 ЕВ 05, превысил скоростной режим, в результате чего, не справившись с управлением автомобиля, допустил выезд на обочину и наезд на пешехода Магомедова М.Г., причинив этим здоровью последнего тяжкий вред в виде открытого многооскольчатого перелома костей нижней трети правой голени и стопы, перелома-вывиха Шопарового сустава, обширной раны голени и стопы, осложненной гангреной правой стопы с последующей ампутацией правой голени и стопы на уровне средней трети с формированием культи.
Ответчиком Султанмурадовым Ш.Г. были нарушены требования пункта п. 10.1 ч. 1 Правил дорожного движения.
Приговором судьи Казбековского районного суда Республики Дагестан Султанмурадов Ш. Г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264 УК РФ и ему назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на два года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о продолжительных и тяжелых физических и нравственных страданиях, которые истец испытал вследствие дорожно-транспортного происшествия.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции верно установил фактические обстоятельства дела и пришел к правильному выводу о том, что в результате действий Султанмурадова Ш.Г. по управлению источником повышенной опасности - автомобилем ВАЗ 2163 за государственным регистрационным знаком №, Магомедову М.Г. был причинен тяжкий вред здоровью, повлекший в последствии ампутацию правой голени и стопы с формированием культи на уровне средней трети, в связи с чем, компенсация морального вреда Магомедову М.Г. должна быть осуществлена независимо от вины Султанмурадова Ш.Г.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 своего Постановления «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 года N 10 указал, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, оценил в соответствии со статьей 67 ГПК РФ все представленные по делу доказательства, конкретные обстоятельства дела, тяжесть причиненного истцу вреда здоровью, характер причиненных страданий, длительности нахождения истца на лечении. Суд взыскал в пользу Магомедова М.Г. компенсацию морального вреда в размере <.> рублей, руководствуясь принципами справедливости и разумности.
Учитывая материальное положение ответчика Султанмурадова Ш.Г., который находится на иждивении у своих родителей, отсутствие у него самостоятельного дохода и невозможность компенсирования истцу заявленный им моральный вред, судебная коллегия полагает, что сумма компенсации морального вреда в размере <.> рублей соразмерна причиненным страданиям и является справедливой и разумной. Оснований для изменения размера компенсации морального вреда, взысканного с ответчика в пользу истца, судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлиять на правильность вынесенного судом решения, судебной коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от 17 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Магомедова М.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Х.И. Шихгереев
Судьи Ш.М. Хираев
А.М. Магомедова