РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2024 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Илларионовой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Саломасовой Ю.Р.
с участием представителя истца прокуратуры Пролетарского района г. Тулы помощника прокурора ФИО14 представителя ответчика министерства здравоохранения Тульской области по доверенности ФИО15 представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования ГБУ ТО «Фармация» по доверенности ФИО16
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Пролетарского района г. Тулы, действующего в интересах ФИО17, к министерству здравоохранения Тульской области о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Прокурор Пролетарского района г. Тулы, действующий в интересах ФИО18 обратился в суд с исковым заявлением к министерству здравоохранения Тульской области о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что прокуратурой Пролетарского района г. Тулы по обращению пенсионера и инвалида II группы ФИО19. проведена проверка по факту несвоевременного обеспечения лекарственными препаратами. ФИО20 обратилась в прокуратуру района с просьбой обратиться в суд в её интересах с исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда.
В ходе проверки установлено, что согласно протоколу консультации врача кардиолога ГУЗ «ТОККД» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО21. обращалась на прием к врачу, по результатам которого ей даны рекомендации по лечению, в том числе приеме лекарственных препаратов (<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>) и направление на врачебную комиссию по лечению лекарственными препаратами.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ФИО22 ФИО23. находилась на стационарном лечении в ГУЗ «Городская больница № 11» (основной диагноз – <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ ФИО25 выписана из терапевтического отделения ГУЗ «Городская больница № 11 г. Тулы». Согласно выписному эпикризу № ФИО24. рекомендован прием следующих лекарственных препаратов: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ «Городская больница № 11 г. Тулы» ФИО27. проведена врачебная комиссия, по результатам которой прием указанных препаратов считается обоснованным. ФИО26. выданы следующие рецептурные бланки:
1. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ
2. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); не обеспечена;
3. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
4. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечна ДД.ММ.ГГГГ;
5. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
6. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ
7. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
8. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); не обеспечена;
9. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
10. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
11. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
12. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); не обеспечена;
13.№ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); не обеспечена;
14. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
15. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
16. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
17.№ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); не обеспечена;
18. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
19. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); не обеспечена;
20. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
21. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
22. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); не обеспечена;
23. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
24. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
25. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
26. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
27. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
28.№ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
29. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
30.№ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
31.№ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), обеспечена ДД.ММ.ГГГГ.
ГУЗ «Городская больница № 11 г. Тулы» направлены документы на лекарственное обеспечение главному внештатному специалисту-кардиологу Минздрава. Лекарственные препараты диакарб и сорбифер ФИО28 выданы ГУЗ «Городская больница № 11 г. Тулы», которые получены под расписку.
Согласно сведениям ООО «Тульский аптечный склад» ФИО29. обеспечена лекарственными препаратами не в полном объеме (из 31 рецепта, обеспечена по 24).
По рецептам № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО31); № № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО32); № № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО33); № № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО34); № № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО35), не обеспечена, лекарственные препараты ФИО36 не получены ввиду отсутствия их в наличии на складе. Закупка лекарственных препаратов осуществляется министерством здравоохранения Тульской области, заявки ГУЗ «Городская больница № 11 г. Тулы» направлены.
В связи с несвоевременным получением лекарственных препаратов ФИО37 испытывала <данные изъяты>
Согласно объяснениям, данным представителем по доверенности ФИО39 ФИО40 ФИО42 на протяжении трех месяцев с момента назначения лекарственных препаратов испытывает сильную боль, не позволяющую самостоятельно себя обслуживать, готовить, мыть посуду, одеваться, нормально питаться. Кроме того, ФИО44. практически не спит, не может вставать с кровати, руки и ноги из-за воспаления у нее опухали, что не позволяло что-либо делать самостоятельно. Также ФИО43 лишена возможности заниматься любимым хобби – вышиванием и бисероплетением.
ФИО45 пояснил, что препараты были назначены в связи с острым состоянием, лечение требовалось незамедлительно. Существенное увеличение сроков получения лекарственных препаратов его женой доставляет его жене моральные страдания, выразившиеся в том числе в виде острой боли.
Исходя из приведенных норм и установленных по делу обстоятельств, вред, причиненный ФИО46 подлежит возмещению Министерством здравоохранения Тульской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд взыскать компенсацию морального вреда с Министерства здравоохранения Тульской области в пользу ФИО47, ДД.ММ.ГГГГ.р., зарегистрированной по адресу: <адрес> и проживающей по адресу: г<адрес>, паспорт: серии <данные изъяты>, выдан отделом УФМС России по Тульской области в Пролетарском районе ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты>.
Истец ФИО48., в чьих интересах прокуратура Пролетарского района г. Тулы обратилась с иском в суд, в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещалась о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель прокуратуры Пролетарского района г. Тулы - помощник прокурора ФИО49., в судебном заседании исковые требования, заявленные в интересах ФИО50., поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика министерства здравоохранения Тульской области по доверенности ФИО52. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, представила письменные возражения, согласно которым ФИО51 не были обеспечены рецепты: № от ДД.ММ.ГГГГ (метилпреднизолон), № от ДД.ММ.ГГГГ (метилпреднизолон) по следующим основаниям. Лекарственный препарат <данные изъяты> производителем которого является компания <данные изъяты>), отсутствует на фармацевтическом рынке Российской Федерации с конца ДД.ММ.ГГГГ. Министерством с ДД.ММ.ГГГГ года проводилась работа с потенциальными поставщиками по вопросу проведения закупки лекарственного препарата <данные изъяты>. Однако, на данный препарат коммерческих предложений от поставщиков получено не было. Согласно письму главного внештатного специалиста ревматолога департамента Министерства, в связи с отсутствием на рынке препарата <данные изъяты> пациентам c ревматологическими заболеваниями, получающими глюкокортикостероиды, согласована терапия препаратом <данные изъяты> в равнозначной дозировке. Данная информация была доведена до ФИО54. врачом-терапевтом участковым. От замены <данные изъяты> на Преднизолон она воздержалась. Дополнительно сообщают, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО112 всё-таки согласилась на получение <данные изъяты>. По состоянию на сегодняшний день лекарственный препарат <данные изъяты>») отсутствует на фармацевтическом рынке Российской Федерации. Министерством с ДД.ММ.ГГГГ года проводилась работа с потенциальными поставщиками по вопросу проведения закупки лекарственного препарата <данные изъяты>. Однако, на данный препарат коммерческих предложений от поставщиков получено не было.
Относительно необеспечения ФИО56. рецепта № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) поясняет, что закупка препарата в ДД.ММ.ГГГГ г. не состоялась, следующая закупка была объявлена ДД.ММ.ГГГГ (контракт №№ от ДД.ММ.ГГГГ) (скрин с сайта прилагается).
Рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) был обслужен ДД.ММ.ГГГГ (согласно выгрузке).
По доводам иска о том, что ФИО57 не обеспечены рецепты № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) указывает на то, что данные рецепты не были предоставлены ФИО58 для их обеспечения в аптечную организацию.
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения. Согласно выгрузке, эти рецепты не предоставлялись в аптечную организацию.
Министерством в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Тульской области медицинской помощи на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ организована работа по закупке препаратов Теразозин и <данные изъяты>, не включенных в Перечень ЖНВЛП, за счет дополнительно выделенных ДД.ММ.ГГГГ г. ассигнований из бюджета Тульской области. По итогам был заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № а ДД.ММ.ГГГГ препараты поступили на склад.
Относительно необеспечения ФИО59 рецепта № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), указывает на то, что данный рецепт обслужен ДД.ММ.ГГГГ (согласно выгрузке). ФИО60. льготные рецепты на лекарственный препарат клопидогрел (впервые назначен в ДД.ММ.ГГГГ.) выписывались ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (препараты отпущены в аптеке). После стационарного лечения в терапевтическом отделении ГУЗ «Городская больница № 11 г. Тулы» в ДД.ММ.ГГГГ г. клопидогрел был заменен на <данные изъяты>
В министерстве лекарственные препараты закупаются с учетом потребностей, направляемых государственными учреждениями здравоохранения Тульской области и главными внештатными профильными специалистами департамента здравоохранения министерства. Закупки препаратов сверх заявленной потребности или на будущий период или для создания потенциального запаса не осуществляются.
Работа по проведению закупок в министерстве ведется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и зависит от многих факторов, в том числе наличия препаратов у потенциальных поставщиков.
Руководствуясь ст. 151, п. 2, 3 ст. 1099 ГК РФ, не установив неправомерных действий (бездействия) в отношении ФИО61. со стороны ответчика, как и причинения ответчиком истцу ущерба, поскольку истцом не представлены доказательства причинения ответчиком нравственных и физических страданий, полагает, что истцу должно быть отказано в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вред в размере ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования ГБУ ТО «Фармация» по доверенности ФИО62 в судебном заседании исковые требования ФИО63. не признала, просила отказать в их удовлетворении, представила письменные возражения, в которых указала на следующее.
В рамках исполнения Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами по рецептам на лекарственные препараты, на медицинские изделия, по перечню категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, определенной в статье 6.1 указанного Закона, между ГУП ТО «Фармация», правопредшественником ГБУ ТО «Фармация» и государственным учреждением Тульской области «Тульский областной аптечный склад» заключен контракт № Ф.2024.3 от 12.12.2023 г. оказания услуги по приёмке, хранению, отпуску лекарственных препаратов гражданам имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в пунктах отпуска аптечной организации от 12.12.2023 года. Указанный Контракт заключен в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с Контрактом и Приложениями к нему ГБУ ТО «Фармация», как Исполнитель осуществляет услуги, в том числе:
- приемка лекарственных препаратов, подлежащих передаче льготной категории граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (далее ЛП), поставляемых ГУ ТО «Тульский областной аптечный склад» (Заказчик по Контракту);
- хранение ЛП с соблюдением установленных нормативными документами норм и правил хранения;
- отпуск ЛП гражданам из пунктов отпуска по рецептам медицинских организаций;
- ведение учета и предоставление регламентируемой отчётности Заказчику;
- осуществление пунктами отпуска автоматизированного учета ЛП и контроля за отпуском ЛП гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заказчик обязуется принять указанные услуги и оплатить их.
Отпуск ЛП, в том числе в случае временного отсутствия ЛП по рецепту в аптечной организации, осуществляется в соответствии с пунктом 2.1.11 Контракта и Правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, (далее - Правила), утвержденных Приказом Минздрава России от 24.11.2021 №1093н (ред. от 24.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022).
ФИО64 за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в аптечном пункте, расположенном по адресу: <адрес>, получила лекарственные средства, согласно реестру обслуженных рецептов (реестр прилагается).
Рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ и рецепт № № от ДД.ММ.ГГГГ на получение метилпреднизолона (позиции № 2 и № 17 по исковому заявлению) не обеспечены, поскольку указанный ЛП, с <данные изъяты> отсутствует на российском рынке, т.к. производителем такого ЛП является компания <данные изъяты>) и из-за санкций «недружественных стран» его поставка не осуществляется. Согласно письму главного внештатного специалиста ревматолога департамента Министерства здравоохранения Тульской области метилпреднизолон заменен ЛП - преднизолон 5мг, который ФИО65 согласилась получить только ДД.ММ.ГГГГ года (позиция 130 в реестре обслуженных рецептов).
Рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ года на ЛП - колекальциферол (позиции № 8 по исковому заявлению) со сроком действия <данные изъяты>, не обслужен по причине не зависящей от сторон по настоящему делу, поскольку по данным Минздрава Тульской области закупка такого препарата в ДД.ММ.ГГГГ не состоялась с соблюдением требований Закона № 44-ФЗ и контракт был только заключен ДД.ММ.ГГГГ г.
Рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на ЛП- клопидогрел со сроком действия <данные изъяты> дней (позиции №19 по исковому заявлению) был обеспечен ДД.ММ.ГГГГ года (позиция №113 в реестре).
Рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ года на ЛП - колекальциферол (позиции № 22 по исковому заявлению) обеспечен ДД.ММ.ГГГГ года (позиция № 110 в реестре).
Рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ года на получение ЛП - валсартан со сроком действия рецепта <данные изъяты> (позиции № 12 по исковому заявлению) и рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ года на получение ЛП - теразозин со сроком действия <данные изъяты> дней (позиции № 13 по исковому заявлению) не обеспечены.
Однако, за период с марта по ДД.ММ.ГГГГ года за счет собственных средств ГБУ ТО «Фармация» (ГУП ТО «Фармация») для ФИО66. были закуплены и отпущены через АП (<адрес>) 21 позиция лекарственных средств, в том числе:
- ЛП <данные изъяты> был ей отпущен: ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> упаковки, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> упаковки, ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> уп., ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> уп., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> уп., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> уп.
ЛП <данные изъяты> был ей отпущен: ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> уп.,ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> уп.,ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> уп.,ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> уп., ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> уп., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> уп.
Следовательно, по июльским рецептам лекарственными препаратами валсартаном и теразозином была обеспечена в полном объемен и своевременно. Список ЛП приобретенных за счет предприятия -прилагается.
На дату составления и подачи искового заявления орган прокуратуры располагал таким списком, в связи с чем информация в исковом заявлении не соответствует действительности (копия письма ГБУ ТО «Фармация» исх. №834 от ДД.ММ.ГГГГ года с почтовым реестром заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ года прилагается).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 151 ГК РФ полагает, что неправомерные действия (бездействия) со стороны ответчика и третьего лица - ГБУ ТО «Фармация», в отношении льготного обеспечения ФИО67. лекарственными средствами отсутствуют, моральный вред (характер нравственных и физических страданий, указанные в исковом заявлении) не соответствует заболеванию, в связи с которым ФИО111 получает лекарственные препараты. Более того ГБУ ТО «Фармация», предприняты исчерпывающие меры, обеспечивая льготника лекарственными средствами, покупая их за счет собственных средств, в связи с чем просит в иске отказать.
Представитель третьего лица ГУЗ «Городская больница №11 г. Тулы в судебное заседание не явился, извещались своевременно и надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, возражений и ходатайств не представили. По запросу суда представили на обозрение суда медицинскую карту ФИО68
Представитель третьего лица ГУ ТО «Тульский областной аптечный склад», привлеченного протокольным определением суда от <данные изъяты>, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания, возражений и ходатайств не представили.
Изучив доводы искового заявления, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля лечащего врача-терапевта ФИО69., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела ФИО70 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 2-ой группы по общему заболеванию. Инвалидность впервые установлена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой Бюро медико-социальной экспертизы № 3 ФКУ ГБ МСЭ по Тульской области №
Судом установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» ФИО71 являющаяся инвалидом 2-ой группы, отнесена к лицам, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2022 №890 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Тульской области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Названная программа, как и Программа государственных гарантий, предусматривает бесплатное оказание гражданам медицинской помощи и обеспечение за счет бюджетных ассигнований областного бюджета лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются бесплатно.
В соответствии с ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение инвалидов лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Следует отметить, что предметом спора в рассматриваемом случае является неисполнение ответчиком обязанности в полном объеме по обеспечению выданных рецептов.
Порядок и сроки отсроченного обслуживания рецептов в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата были предусмотрены в редакции Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, утв. Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н, от 01.03.2022.
Согласно п. 12 указанной редакции Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, рецепт принимался на отсроченное обслуживание в следующие сроки со дня обращения лица к субъекту розничной торговли:
- рецепт с пометкой "statim" (немедленно) обслуживался в течение одного рабочего дня;
- рецепт с пометкой "cito" (срочно) обслуживался в течение двух рабочих дней;
- рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживался в течение пяти рабочих дней;
-рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемый бесплатно или со скидкой, - в течение двух рабочих дней;
- рецепт на лекарственный препарат, не входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживался в течение десяти рабочих дней;
- рецепт на лекарственный препарат, не входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, отпускаемый бесплатно или со скидкой, - в течение семи рабочих дней;
- рецепты на лекарственные препараты, назначаемые по решению врачебной комиссии, обслуживались в течение десяти рабочих дней.
Отпуск лекарственного препарата по находящемуся на отсроченном обслуживании рецепту с истекшим сроком действия осуществлялся без его переоформления в течение 90 дней со дня истечения срока действия такого рецепта.
Однако с 01.09.2022 п. 12 утратил силу, и в действующей редакции Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения порядок и сроки отсроченного обслуживания рецептов в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата не установлены.
Таким образом, с 01.09.2022 применяется общее правило, в соответствии с которым отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли (п. 11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения).
Как следует из материалов дела и установлено судом согласно протоколу консультации врача кардиолога ГУЗ «ТОККД» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО72 обращалась на прием к врачу, по результатам которого ей даны рекомендации по лечению, в том числе приеме лекарственных препаратов (торасемид, спироналактон, диптиазем, валсартан, клопидогрел, аторвастатин, теразозин, диакарб, никорандил, сорбифер, дагаглифлозин) и направление на врачебную комиссию по лечению лекарственными препаратами.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО73В. находилась на стационарном лечении в ГУЗ «Городская больница № 11» (основной диагноз – полинейропатия нижних конечностей), ДД.ММ.ГГГГ ФИО76. выписана из терапевтического отделения ГУЗ «Городская больница № 11 г. Тулы». Согласно выписному эпикризу № ФИО74 рекомендован прием следующих лекарственных препаратов: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ «Городская больница № 11 г. Тулы» ФИО77. проведена врачебная комиссия, по результатам которой прием указанных препаратов считается обоснованным. ФИО78. выданы следующие рецептурные бланки которые были обеспечены:
1. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
2. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); не обеспечена;
3№ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
4. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечна ДД.ММ.ГГГГ;
5. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
6. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
7. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
8. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); не обеспечена;
9. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
10. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
11. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
12. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); не обеспечена;
13.№ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); не обеспечена;
14. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
15. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
16. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
17.№ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); не обеспечена;
18. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
19. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); не обеспечена;
20. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
21. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
22. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); не обеспечена;
23. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
24. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
25. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
26№ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
27. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
28.№ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
29. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
30.№ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обеспечена ДД.ММ.ГГГГ;
31.№ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), обеспечена ДД.ММ.ГГГГ.
ГУЗ «Городская больница № 11 г. Тулы» направлены документы на лекарственное обеспечение главному внештатному специалисту-кардиологу Минздрава. Лекарственные препараты диакарб и сорбифер ФИО79. выданы ГУЗ «Городская больница № 11 г. Тулы», которые получены под расписку.
Согласно сведениям ООО «Тульский аптечный склад» ФИО80 обеспечена лекарственными препаратами не в полном объеме (из 31 рецепта, обеспечена по 24).
По доводам искового заявления по рецептам № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), ФИО81 не обеспечена лекарственными препаратами, лекарственные препараты Широбоковой Е.В. не получены ввиду отсутствия их в наличии на складе. По остальным рецептами, выписанным ФИО82 последняя была обеспечена лекарственными препаратами своевременно.
Проверяя данные доводы, судом установлено следующее.
В соответствии со ст.ст. 6.1,6.2 ФЗ РФ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ФИО83 являясь инвалидом, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в число которых входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Изложенное свидетельствует о том, что ФИО84 являясь инвалидом 2-ой группы, имеет право на бесплатное обеспечение медицинским препаратами.
Министерство здравоохранения Тульской области вправе было исходя из объема бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, потребности и наличия медицинских показаний рассмотреть вопрос своевременного обеспечения истца лекарственными препаратами.
Как следует из пояснений представителя ответчика министерства здравоохранения Тульской области по доверенности ФИО85., ФИО86 не были обеспечены рецепты: № от ДД.ММ.ГГГГ (метилпреднизолон), № от ДД.ММ.ГГГГ (метилпреднизолон) поскольку лекарственный препарат <данные изъяты> производителем которого является компания <данные изъяты> отсутствует на фармацевтическом рынке Российской Федерации с <данные изъяты>. Министерством с ДД.ММ.ГГГГ года проводилась работа с потенциальными поставщиками по вопросу проведения закупки лекарственного препарата <данные изъяты>. Однако, на данный препарат коммерческих предложений от поставщиков получено не было.
Согласно письму главного внештатного специалиста ревматолога департамента Министерства, в связи с отсутствием на рынке препарата <данные изъяты>, пациентам c ревматологическими заболеваниями, получающими глюкокортикостероиды, согласована терапия препаратом <данные изъяты> в равнозначной дозировке. Данная информация была доведена до ФИО87 врачом-терапевтом участковым.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО88 согласилась на получение преднизолона и ей был выписан рецепт на данный лекарственный препарат, который был предъявлен ею в аптечный пункт и отпущен ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений представителя ответчика министерства здравоохранения Тульской области по доверенности ФИО89 относительно необеспечения ФИО90 рецепта № от ДД.ММ.ГГГГ (колекальциферол) и рецепта № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), сроком действия <данные изъяты> дней, следует, что закупка препарата с соблюдением требований Закона №44-ФЗ в ДД.ММ.ГГГГ г. не состоялась, следующая закупка была объявлена ДД.ММ.ГГГГ, контракт № заключен ДД.ММ.ГГГГ.
По данным рецептам № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО91 не была обеспечена лекарственным препаратом «колекальциферол», судом установлено, что данным препаратом она была обеспечена в последствие дважды ДД.ММ.ГГГГ по вновь выписанным рецептам № от ДД.ММ.ГГГГ и № ДД.ММ.ГГГГ.
По доводам иска о том, что ФИО92. не обеспечены рецепты № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) представитель ответчика министерства здравоохранения Тульской области по доверенности ФИО95 и представитель ГБУ ТО «Фармация» по доверенности ФИО93 указывают на то, что данные рецепты не были предоставлены Широбоковой Е.В. для их обеспечения в аптечную организацию. Данные обстоятельства были проверены судом в процессе рассмотрения дела и нашли свое подтверждение. Из материалов дела следует, что данные рецепты ФИО94 не предъявлялись в аптечную организацию.
Относительно необеспечения ФИО97 рецепта № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), представитель ответчика министерства здравоохранения Тульской области по доверенности ФИО98. и представитель ГБУ ТО «Фармация» по доверенности ФИО96 указывают на то, что данный рецепт обслужен ДД.ММ.ГГГГ (согласно выгрузке).
Судом установлено, что данный рецепт, сроком действия <данные изъяты> дней, был предъявлен в аптечную организацию ДД.ММ.ГГГГ и обеспечен только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении месячного срока, в связи с отсутствием его на аптечном складе.
ФИО99. льготные рецепты на лекарственный препарат клопидогрел (впервые назначен в ДД.ММ.ГГГГ г.) выписывались ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. После стационарного лечения в терапевтическом отделении ГУЗ «Городская больница № 11 г. Тулы» в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> был заменен на <данные изъяты>
Из пояснений лечащего врача терапевта Горбольницы №11 ФИО100 следует, что при выписке рецепта на лекарственный препарат «метилпреднизалон» она не знала, что данный лекарственный препарат отсутствует на российском рынке, в связи с отсутствием его поставки. Данный лекарственный препарат она выписала ФИО102. для снятия воспаления в суставах, он не является жизненно важным препаратом. В последствие, с согласия больной, она заменила данный лекарственный препарат на отечественный аналог «<данные изъяты>». Лекарственный препарат «<данные изъяты>» снимает боль при ревматоидном артрите, поэтому он был выписан ФИО101 по её показаниям. Лекарственный препарат «клопидогрел» выписан был ФИО103 для профилактики при болезни сердца. Данные препараты выписывались для применения в комплексе с другими препаратами.
Из представленной суду инструкции по применению лекарственного препарата «<данные изъяты>» следует, что он назначается при эндокринных заболеваниях, заболеваниях опорно-двигательного аппарата (в том числе ревматические) в качестве дополнительной терапии кратковременно для выведения из острого состояния при обострении. Большинство показаний к применению обусловлено противовоспалительными, иммунодепрессивными и противоаллергическими свойствами.
Согласно инструкции по применению лекарственного препарата «<данные изъяты>» - это <данные изъяты>, показания к применению: профилактика и лечение дефицита витамина D, профилактика и лечение рахита, в комплексном лечении остеопороза, в том числе постменопаузного.
Как следует из инструкции по применению лекарственного препарата «клопидогрел» данный препарат является антитромботическим средством.
Следовательно, судом установлено, что ФИО104. согласно выписанным рецептам в количестве 31 своевременно была обеспечена лекарственными препаратами по 24 рецептам; 2 рецепта ею не были предъявлены в аптечную организацию (№ на <данные изъяты>, № на теразонин); по двум рецептам № и № на лекарственный препарат «<данные изъяты>» она не была обеспечена данным препаратом в связи с отсутствием его на российском рынке и в последствие, после выписки рецепта на отечественный аналог данного лекарства «преднизолон», была обеспечена им ДД.ММ.ГГГГ полностью; по рецепту № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), предъявленному в аптечную организацию ДД.ММ.ГГГГ, лекарство было выдано по истечении месячного срока только ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием его на аптечном складе; по двум рецептам № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) и рецепта № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) ФИО105 не была обеспечена лекарственным препаратом своевременно по причине того, что закупка данного препарата с соблюдением требований Закона №44-ФЗ в ДД.ММ.ГГГГ г. не состоялась, следующая закупка была объявлена ДД.ММ.ГГГГ, контракт № заключен ДД.ММ.ГГГГ и данным препаратом она была обеспечена в последствие дважды ДД.ММ.ГГГГ по вновь выписанным рецептам № от ДД.ММ.ГГГГ и №№ ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Часть 2 ст. 4.1 данного Федерального закона предусматривает, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно пп.3 п. 34 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденных приказом Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1175н, льготные категории граждан имеют право на получение лекарств бесплатно или со скидкой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов дополнительно осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере охраны здоровья за счет средств бюджета области по нормативу финансовых затрат в расчете на одного гражданина, установленному законом области о бюджете области на соответствующий финансовый год и на плановый период в пределах бюджетных ассигнований.
Органом исполнительной власти Тульской области, обеспечивающим проведение государственной политики на территории области в сфере здравоохранения, является министерство здравоохранения области (п.1 Положения о министерстве здравоохранения Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 11.12.2012 г. № 698), к компетенции которого отнесено обеспечение лекарственными препаратами населения Тульской области.
В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 09.01.2008 г. № 13 «О мерах по реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» органом исполнительной власти Тульской области, ответственным за организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Закона «О государственной социальной помощи», лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, определено министерство здравоохранения Тульской области.
Таким образом, обязанность по бесплатному обеспечению истца лекарственными препаратами лежит на министерстве здравоохранения Тульской области.
Разрешая требования истца о взыскании с министерства здравоохранения Тульской области компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>., суд руководствуется положениями ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходит из того, что в результате несвоевременного обеспечения истца необходимыми лекарственными препаратами было нарушено право истца на бесплатное обеспечение его лекарственными препаратами.
Суд приходит к выводу, что отсутствие своевременного гарантированного обеспечения медицинскими изделиями не могло не причинять истцу нравственные страдания, в связи с чем приходит к выводу, что в данном случае имеет место моральный вред, который должен быть компенсирован истцу за счет ответчика принимая во внимание степень вины ответчика.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 настоящего Кодекса.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ).
Статья 1101 ГК РФ предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Из разъяснений, изложенных в п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26 названного Постановления).
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни (п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 27 названного Постановления).
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.
В силу пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разрешая спор о компенсации морального вреда, суд в числе иных заслуживающих внимания обстоятельств может учесть тяжелое имущественное положение ответчика-гражданина, подтвержденное представленными в материалы дела доказательствами (например, отсутствие у ответчика заработка вследствие длительной нетрудоспособности или инвалидности, отсутствие у него возможности трудоустроиться, нахождение на его иждивении малолетних детей, детей-инвалидов, нетрудоспособных супруга (супруги) или родителя (родителей), уплата им алиментов на несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних детей либо на иных лиц, которых он обязан по закону содержать).
Тяжелое имущественное положение ответчика не может служить основанием для отказа во взыскании компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 30 названного Постановления).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении.
Пунктами 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Министерство здравоохранения Тульской области в соответствии с возложенными на него полномочиями организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, организует закупки указанных лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
При решении вопроса о моральном вреде, суд исходит из требований ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения или в силу закона. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе посредством бесплатного обеспечения изделиями медицинского назначения может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Обеспечение изделиями медицинского назначения относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, в том числе инвалидов, и направлено на поддержание определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.
С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как обеспечение изделиями медицинского назначения и расходными материалами к ним тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Согласно положениям ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Принимая во внимание установленный судом факт нарушения прав истца, с учетом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание, что в настоящее время права истца на бесплатное получение лекарственных препаратов восстановлено и она обеспечена необходимыми лекарственными препаратами, исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать в пользу ФИО107 с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>. Взыскиваемый размер компенсации морального вреда будет отвечать принципам разумности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Пролетарского района г. Тулы, действующего в интересах ФИО108, к министерству здравоохранения Тульской области о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с министерства здравоохранения Тульской области в пользу ФИО109 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части требований прокурора Пролетарского района г. Тулы, действующего в интересах ФИО110, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: