Дело № 2-2136/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июня 2020 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новицкой Н.Н.,
при секретаре Волосач Л.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Новгородского района Сильченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Новгородского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» об обязании организовать стационарное электрическое освещение участка автомобильной дороги "Великий Новгород-Нехино" и обустроить пешеходные дорожки,
установил:
Заместитель прокурора Новгородского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (далее Учреждение) об обязании в срок до 01 декабря 2020 года организовать стационарное электрическое освещение участка автомобильной дороги "Великий Новгород-Нехино" с км 5 + 586 по км 8 + 815, обустроить пешеходные дорожки вдоль участка автомобильной дороги"Великий Новгород-Нехино" с км 0 + 000 по км 2 + 610, с км 5 + 586 по км 8 + 815, указав в обоснование, что прокуратурой Новгородского района проведена проверка соблюдения Учреждением требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлен ряд нарушений, об устранении которых просит заместитель прокурора.
Определением суда в порядке подготовки к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, ОГИБДД МО МВД России "Новгородский".
Определением суда от 14 мая 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО "Альянс".
В судебном заседании помощник прокурора Новгородского района поддержал заявленные требования, дополнительно указал, что в настоящее время на указанной автодороге никаких работ не ведется.
Представитель ответчика Учреждения, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, ОГИБДД МО МВД России "Новгородский", ООО "Альянс" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не сообщили суду об уважительности причин неявки в судебное заседание.
Суд, в соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения стороны истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 ст. 6 Закона № 196-ФЗ установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 5, 11 ст.12 Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществления дорожной деятельности в отношении регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативно финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и др.
В силу ст. 3 названного Федерального закона дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (ч. 6); под владельцами автомобильных дорог понимается, юридические лица которым дороги переданы в оперативное управление, в частности, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 7).
К собственности субъектов Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года).
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
С 01 сентября 2016 года вступил в силу «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог» согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 N 159.
Обязательными являются требования ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», в п. 4.6.2.1 которых предусмотрено, что стационарное электрическое освещение устанавливается на участках дорог в населенных пунктах.
Согласно п. 4.6.2.3 освещение покрытия проезжей части должно соответствовать ГОСТ 33176-2014. Опоры стационарного электрического освещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947-2014.
Согласно п.п. 4.5.1.1 п. 4.5.1 "Тротуары и пешеходные дорожки" раздела 4.5 "Средства организации движения пешеходов и велосипедистов" ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильного общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехурегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст) тротуары что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений (п. 4.5.1.2).
Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более; на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с таблицей 7; на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос; на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м; в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам; под путепроводами, на дорогах I-III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м; на внеуличных пешеходных переходах; на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Вышеназванные требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды.
Как установлено из письменных материалов дела, на основании поступившей из ОГИБДД МО МВД России «Новгородский» информации проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, по результатам которой установлено, что автомобильная дорога «Великий Новгород - Нехино» согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Новгородской области, утвержденному постановлением Администрации Новгородской области от 01 июня 2010 года № 243, является дорогой межмуниципального значения.
В ходе проведенного ОГИБДД МО МВД России «Новгородский» анализа причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), имевших место на участке автомобильной дороги «Великий Новгород - Нехино» с км 0+000 по км 6+000 установлено, что сопутствующими условиями произошедших ДТП стало отсутствие на участках автомобильной дороги «Великий Новгород - Нехино», проходящих через населенные пункты Новая Мельница, Ермолино стационарного электрического освещения и пешеходных дорожек.
На основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области от 25 ноября 1996 года № 543 указанные автомобильные дороги переданы в оперативное управление Учреждения.
Прокуратурой района 20 декабря 2019 года в Учреждение внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которое формально удовлетворено, однако каких-либо мер, направленных на устранение выявленных нарушений, не принято.
В соответствии с п. 2.1 Устава Учреждения предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Новгородской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Новгородской области и осуществления на них дорожной деятельности, а так же содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Новгородской области.
В силу п. 2.2 Устава Учреждения одной из целей деятельности Учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог за счет и в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.
Согласно п. 2 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утвержденных постановлением Администрации Новгородской области от 29 октября 2010 года № 520, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог включает следующие мероприятия: оценка технического состояния автомобильных дорог; разработка проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - проекты) или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - сметные расчеты); разработка документации о закупках, проектов государственных контрактов на осуществление работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - контракты); осуществление контроля за исполнением подрядными организациями условий контрактов; приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 3 вышеназванных Правил организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляет государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».
Таким образом, на учреждении лежит обязанность по организации проведения работ по ремонту и содержанию переданных в оперативное управление Учреждения автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющихся собственностью Новгородской области.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке исполнения Учреждением решения суда, суд принимает во внимание специфику таких работ, объём обязанностей, погодно-климатические условия, в связи с чем полагает заявленный истцом в иске срок до 01 декабря 2020 года обоснованным и разумным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск заместителя прокурора Новгородского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» об обязании организовать стационарное электрическое освещение участка автомобильной дороги "Великий Новгород-Нехино" и обустроить пешеходные дорожки, удовлетворить.
Обязать ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» в срок до 01 декабря 2020 года организовать стационарное электрическое освещение участка автомобильной дороги "Великий Новгород-Нехино" с км 5+586 по км 8+815.
Обязать ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» в срок до 01 декабря 2020 года обустроить пешеходные дорожки вдоль участков автомобильной дороги "Великий Новгород-Нехино" с 0+000 по км 2+610, с км 5+586 по км 8+815.
Взыскать с ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Н.Н. Новицкая