Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Гречко Е.С.,
при секретаре судебного заседания Однороб В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3970/2021 по иску Овчаренко Ирины Павловны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный страховой стаж период работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что 15 марта 2021 г. ею в ГУ УПФР в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) подано заявление № о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФР в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) от 26 марта 2021 г. № истцу отказано в установлении пенсии.
В соответствии с решением специальный стаж работы в связи с педагогической деятельностью составил 23 года 11 месяцев 21 день.
Согласно трудовой книжке истец в период времени с 22 августа 1996 г. по 11 января 1998 г. осуществляла трудовую деятельность в должности организатора работы с детьми.
Истец считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463, утвержден список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В соответствии с данным списком должность - организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми была включена в список должностей, дающих право на назначение досрочной пенсии.
На основании изложенного, истец просит суд признать решение ГУ УПФР в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) об отказе в установлении пенсии от 26 марта 2021 г. № незаконным в части невключения периода работы с 22 августа 1996г. по 11 января 1998г. в должности организатора работы с детьми в Туриловской СОШ, обязать ответчика включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, период работы с 22 августа 1996 г. по 11 января 1998 г. в должности организатора работы с детьми в Туриловской СОШ, назначить Овчаренко Ирине Павловне досрочную страховую пенсию с момента возникновения права на досрочную страховую пенсию, с учетом положений Федерального закона от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам возникновения и выплаты пенсий».
Истец в судебное заседаниене явилась, извещена о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель истца Головатая Н.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Сахарчук Т.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила иск оставить без удовлетворения.
Третье лицо в судебное заседание уполномоченного представителя в судебное заседание не направило, извещено о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство заместителя директора по воспитательной работе Глушко И.П. о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся лиц, исследовавматериалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 г. (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подпункт 19 пункта 1 статьи 27) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статья 80).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Судом установлено, что 15 марта 2021 г. истец обратилась в ГУ УПФР в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) от 26 марта 2021 г. № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа.
Как указал пенсионный орган, продолжительность документально подтвержденного стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, составила 23 года 11 месяцев 21 день, при необходимом стаже 25 лет.
Из указанного решения следует, что пенсионным органом отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, в том числе следующих периодов:
- с 19 июня 1995 г. по 15 августа 1996 г. – отпуск по уходу за ребенком;
- с 22 августа 1996 г. по 11 января 1998 г. – работа в должности организатора работы с детьми Туриловской СОШ, поскольку в архивной справке о стаже от 09 октября 2020 г. № 68800 указана должность старшей пионерской вожатой (приказ от 15 августа 1996 г. № 23), в архивной справке о заработной плате от 20 октября 2020 г. № 70965 указана должность пионерской вожатой, данные должности не предусмотрены постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Представленная в материалы дела копия трудовой книжки истца серии № от 01 октября 1994 г. содержит сведения о периоде работы истца с 22 августа 1996 г. по 11 января 1998 г. в должности организатора работы с детьми Туриловской СОШ.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999г. включительно.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463, действующим в спорный период работы истца в должности организатора работы с детьми, были предусмотрены должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, а также должность - учитель.
Действующим в настоящее время Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, также предусмотрены должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и должность учителя.
Должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы была введена на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. № 874 «О дальнейшем улучшении работы средней общеобразовательной школы» и предусматривалась в штате средних школ вместо должности заместителя директора по производственному обучению.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. № 313 «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы была включена в утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Приказом Министерства Просвещения СССР от 30 апреля 1986 г. № 92 «Об организаторе внеклассной и внешкольной воспитательной работы» определялись основные обязанности по данной должности, к которым относились создание системы внеурочной воспитательной работы с учащимися; вовлечение школьников в различные кружки, секции, объединения в школе, во внешкольных учреждениях, по месту жительства; участие в планировании внеурочной воспитательной работы, ее организация и контроль за осуществлением.
Приказами Министерства Просвещения СССР от 25 февраля 1985 г. № 30 и от 31 декабря 1986 г. № 264 должность «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» была поименована именно в такой редакции. Такой должности как «организатор работы с детьми» не имелось ни в одном нормативном акте, регулирующем вопросы образования.
В соответствии с приложением к Приказу Министерства просвещения СССР от 20 февраля 1978 г. № 24 «Квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений» в должностные обязанности организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми входило планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы, обеспечение и контроль ее выполнения; организация учебы актива школьников по отдельным видам внеклассной работы; оказание методической помощи учителям, классным руководителям, пионерскому, комсомольскому и ученическому активу в организации внеклассной и внешкольной работы; организация обмена опытом работы классных руководителей, обобщение и распространение передового опыта воспитательной работы; установление связи с предприятиями и организациями, осуществляющими шефство над школой, внешкольными учреждениями, жилищно-эксплуатационными организациями в целях использования их для проведения воспитательных мероприятий; организация вовлечения учащихся в различные кружки и секции в школе и во внешкольных учреждениях.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Конституционный Суд РФ в определениях от 20 октября 2005 г. № 392-О, от 18 апреля 2006 г. № 83-О, от 21 декабря 2006 г. № 584-О, от 19 июня 2007 г. № 436-О-О указал, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указано, что вопрос тождественности исполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики условий осуществления истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направления деятельности учреждений, организаций, в которых он работали и т.п.).
Согласно пункту 17 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В соответствии с частью 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463.
Согласно пункту 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463 за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Как следует из архивной справки о стаже от 09 октября 2020 г., Овчаренко И.П. с 22 августа 1996 г. принята на должность старшей пионерской вожатой на основании приказа от 15 августа 1996 г.№ 23.
Между тем, в приказе от 01 сентября 1997 г. № 22 о предоставлении Овчаренко И.П. дополнительного оплачиваемого отпуска ее должность поименована как «организатор по работе с детьми».
В соответствии с письмом заместителя директора по воспитательной работе Глушко Т.И. от 10 ноября 2021 г. № 79 приказы от 15 августа 1996 г. № 23 и от 22 августа 1996 г.№ 27 (24) о приеме Овчаренко И.П. на работу в Туриловскую среднюю школу Миллеровского района Ростовской области на хранение не передавались.
Должность старшей пионервожатой, хотя и не предусматривалась ни Списком работ, профессий, должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, ни нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», однако пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, действовавшего на момент такой работы, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
В силу пункта 2 названного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Указанное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 в соответствии с Приложением № 3 к Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» утратило силу и не применяется на территории Российской Федерации с 01 октября 1993 г.
После 01 октября 1993 г. пенсионное законодательство (Список профессий и должностей от 06 сентября 1991 г. № 463, Список должностей от 22 сентября 1999 г. № 1067, Список должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. № 781) не предусматривает возможность включения в специальный стаж педагогической работы, учитываемой в целях назначения пенсии по старости на льготных условиях, работы в должности вожатых, пионерских вожатых.
Таким образом, законодательство, действовавшее до 01 октября 1993 г., предусматривало зачет в специальный стаж педагогической деятельности работы в должности штатных пионервожатых.
В рассматриваемом случае суд считает необходимым руководствоваться именно записями трудовой книжки, в которой содержатся сведения о периоде работы истца с 22 августа 1996г. по 11 января 1998 г. в должности организатора работы с детьми Туриловской СОШ, поскольку в силу действующего законодательства именно трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
При этом указанное в трудовой книжке истца наименование должности «Организатор работы с детьми Туриловской СОШ» фактически тождественно должности «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», предусмотренной как списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463, так и списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, гарантированное государством.
Учитывая изложенное, спорный период работы истца должен быть включен в стаж педагогической работы, дающей право на досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью, в связи с чем в указанной части решение пенсионного органа об отказе во включении указанного периода в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение нельзя признать законным.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
В приложении 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ о сроках назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию независимо от возраста) страховая пенсия назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в случае если годом возникновения права на страховую пенсию является 2020 год.
Вместе с тем, частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ«О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом включенного судом периода работы специальный стаж истца на дату обращения с заявлением в пенсионный фонд (15 марта 2021 г.) составлял 25 лет 4 месяца 11 дней, таким образом, истец приобрела необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», 03 ноября 2020 г.
Учитывая, что истец приобрела необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», 03 ноября 2020 г., то назначение ей страховой пенсии по старости должно осуществляться с применением вышеприведенных положений законодательства, т.е. не ранее чем через 24 месяца, но с учетом части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ, страховая пенсия может быть назначена за шесть месяцев до наступления такого срока, то есть 03 мая 2022 г.
Таким образом, право на назначение пенсии возникает у истца 03 мая 2022 г.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ 26 ░░░░░ 2021 ░. № ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 22 ░░░░░░░ 1996░. ░░ 11 ░░░░░░ 1998 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 22 ░░░░░░░ 1996 ░. ░░ 11 ░░░░░░ 1998░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 19 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 03 ░░░░░░░ 2018 ░. № 350-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░» – ░ 03 ░░░ 2022 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░ 2021 ░.