Решение по делу № 2-395/2023 от 26.01.2023

66RS0015-01-2023-000097-94 Гражданское дело № 2-395/2023

Мотивированное решение

составлено 03.04.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2023 г.                                                г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Пожарской Т.Р.,

при секретаре судебного заседания Мажитовой Н.Б.,

с участием помощника прокурора г. Асбеста Протасовой А.В.,

истца Пургина Е.А.., представителя истца Валов С.Л.

представителей ответчика Думы Асбестовского городского округа Белых Н.Г., Еланцев А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пургина Е.А. (ИНН *Номер* к Думе Асбестовского городского округа (ИНН 6603017365), Счетной палате Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560), третьему лицу Савин А.В. (ИНН *Номер* о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 № 6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургина Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/2 «О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа», о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Истец Пургина Е.А. (ИНН *Номер*) обратилась в Асбестовский городской суд Свердловской области к ответчикам Думе Асбестовского городского округа (ИНН 6603017365), Счетной палате Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560), третьему лицу Савин А.В. (ИНН *Номер*) о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 № 6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургина Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/2 «О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа», о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований истец указала, что решением Асбестовской городской думы от 27.12.2005 № 27/5 была назначена на должность председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, 14.09.2006 с ней был заключен трудовой договор.

26.12.2022 истец была уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

27.02.2023 была освобождена от занимаемой должности с прекращением трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Считая расторжение трудового договора незаконным, полагая, что внесение изменений в законодательство не является основанием для досрочного прекращения полномочий, с учетом заявления об увеличении размера исковых требований, просила признать незаконными решения Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 № 6/15, от 27.02.2023 № 8/3, от 27.02.2023 № 8/2, взыскать оплату времени вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 1 000,00 рублей /л.д. 4-10, 163-173, 229-239 том № 1, л.д. 167-183 том № 2/.

Истец, представитель истца Валов С.Л. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали, просили исковые требования удовлетворить.

Представители ответчика Думы Асбестовского городского округа Белых Н.Г., Еланцев А.А. исковые требования не признали, представили письменные возражения на исковое заявление /л.д. 193-197 том № 1/.

Представитель ответчика Счетной палаты Асбестовского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие /л.д. 160 том № 2/.

Третье лицо Савин А.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие /л.д. 163 том № 2/.

В соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Асбестовского городского суда Свердловской области.

Заслушав лиц, участвующих в деле, обозрев надзорное производство № 1072-2022/20650012, изучив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленных в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), является соблюдение работником и работодателем условий заключенного между ними трудового договора.

По смыслу правовых норм ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О муниципальной службе») на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

В тоже время в систему правового регулирования контрольно-счетных органов муниципальных образований включен Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»), нацеленный на установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий таких контрольно-счетных органов и определяющий, в том числе основания досрочного освобождения лиц от замещаемых должностей в указанных органах.

Как установлено в судебном заседании, решением Асбестовской городской думы от 27.12.2005 № 27/5 истец была назначена на должность председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, 14.09.2006 с ней был заключен трудовой договор /л.д. 15-22, 90-129 том № 1/.

Положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в соответствии с которыми с 30.09.2021 должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям.

Анализ изменений ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» позволяет сделать вывод, что до 30.09.2021 в случае, если должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа в соответствии нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации не были отнесены к муниципальным должностям, то такие лица наделялись статусом муниципальных служащих, и их должности относились к должностям муниципальной службы.

После вступления в силу положений Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ (за исключением отдельных положений) председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа, замещающие муниципальные должности, имеют публично-правовой статус и с ними не должен заключаться трудовой договор, поскольку данные лица осуществляют свою деятельность в сфере регулирования публично-правовых, а не трудовых отношений.

Применительно к рассматриваемому спору, до 30.09.2021 лицо, замещавшее должность председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, наделялось статусом муниципального служащего и поступление на муниципальную службу осуществлялось на условиях трудового договора, после 30.09.2021 лицо, замещающее указанную должность, наделяется особым публично-правовым статусом и исполнение полномочий при этом не влечет возникновение трудовых отношений.

Резюмируя вышесказанное, с указанной даты правовых оснований для замещения названной должности муниципальным служащим не имеется, поскольку положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ установлена императивная норма об отнесении должности председателя контрольно-счетного органа к муниципальным должностям.

Новый порядок назначения на должность председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа установлен ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», при этом в Федеральном законе от 01.07.2021 № 255-ФЗ не содержится переходных норм в отношении особого порядка назначения на указанные должности лиц, которые в настоящее время замещают должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа на условиях срочного служебного контракта и срочного трудового договора.

В соответствии со ст. 2 Закона Свердловской области от 17.11.2021 № 94-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и параграф 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований», вступившего в силу 01.12.2021, из реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований исключены должности председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа.

Решением Думы Асбестовского городского округа от 27.10.2022 № 31 «О внесении изменений и дополнений в Устав Асбестовского городского округа» внесены изменения, касающиеся отнесения должностей председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа к муниципальным должностям, вступившие в силу 07.12.2022.

26.12.2022 истец была уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» /л.д. 12, 14 том № 1/.

Решением Думы Асбестовского городского округа от 27.02.2023 № 8/2 «О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа» на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа назначен Савин А.В. /л.д. 149 том № 1/.

Решением Думы Асбестовского городского округа от 27.02.2023 № 8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургина Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон» истец была освобождена от занимаемой должности с прекращением трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации /л.д. 151 том № 1/.

В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что занимаемая истцом должность относится к должностям муниципальной службы, по которым заключался трудовой договор, что соответствует положениям ч. 6 ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе», предусматривающим, что поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора.

Вместе с тем, с учетом вышеприведенных норм права для расторжения трудового договора подлежат применению основания, установленные и специальным законодательством, и нормами трудового права.

Диспозицией ст. 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено применение норм ТК РФ при расторжении трудового договора муниципального служащего.

При таких обстоятельствах, с учетом изменения статуса должности председателя контрольно-счетного органа, замещаемой истцом, для расторжения срочного трудового договора могут быть применены нормы трудового законодательства.

Вместе с тем, суд не может согласиться с мнением истца о том, что продолжая осуществлять обязанности председателя Счетной палаты после исключения из реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, должности председателя контрольно-счетного органа, она фактически исполняет полномочия по муниципальной должности при прекращении действия трудового договора с 01.12.2021 (с даты вступления в силу положений Закона Свердловской области от 17.11.2021 № 94-ОЗ), поскольку правовых оснований для замещения муниципальной должности муниципальным служащим не имеется.

Как следует из положений п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению в случае возникновения установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

При этом увольнение данному основанию предполагает соблюдение определенной процедуры и допускается только в случаях невозможности перевести работника с его письменного согласия на иную, имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Из представленных ответчиком Счетной палатой Асбестовского городского округа сведений, которые не оспаривались сторонами в судебном заседании, у работодателя отсутствовала возможность предоставить истцу отвечающие указанным требованиям вакансии ввиду их отсутствия (все четыре штатные единицы фактически заняты) /л.д. 114-142 том № 2/.

Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу, что работодатель в силу объективных причин (отсутствие как вакантной должности или работы, соответствующей квалификации работника, так и вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работы) не имел возможности для перевода истца на другую должность/работу, вследствие чего у него имелись предусмотренные законом основания для прекращения трудового договора с истцом по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 № 6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургина Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/2 «О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа», о восстановлении в должности председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа удовлетворению не подлежат.

Общий порядок прекращения трудового договора, предусмотренный ст. 84.1 ТК РФ, за исключением факта выдачи истцу трудовой книжки, работодателем соблюден /л.д. 203, 211 том № 1/.

Учитывая, что увольнение истца являлось законным и нарушений его трудовых прав не установлено, исходя из положений ст. ст. 22, 236, 237, 394 ТК РФ и ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», оснований для взыскания в пользу истца среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда не имеется.

Поскольку в удовлетворении исковых требований истца отказано, а по смыслу правовых норм ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 393 ТК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, основания для решения вопроса о распределении судебных расходов (государственной пошлины) отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Пургина Е.А. (ИНН *Номер*) к ответчикам Думе Асбестовского городского округа (ИНН 6603017365), Счетной палате Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560), третьему лицу Савин А.В. (ИНН *Номер*) о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 № 6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургина Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/2 «О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа», о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Асбестовского городского суда                        Т.Р. Пожарская

2-395/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Асбеста
Пургина Елена Анатольевна
Ответчики
Счетная палата Асбестовского городского округа
Дума Асбестовского городского округа
Другие
Еланцев Андрей Александрович
Савин Андрей Валентинович
Суд
Асбестовский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
asbestovsky.svd.sudrf.ru
26.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2023Передача материалов судье
30.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.02.2023Предварительное судебное заседание
03.03.2023Предварительное судебное заседание
16.03.2023Предварительное судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее