66RS0015-01-2023-000097-94 | Гражданское дело № 2-395/2023 |
Мотивированное решение
составлено 03.04.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2023 г. г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Пожарской Т.Р.,
при секретаре судебного заседания Мажитовой Н.Б.,
с участием помощника прокурора г. Асбеста Протасовой А.В.,
истца Пургина Е.А.., представителя истца Валов С.Л.
представителей ответчика Думы Асбестовского городского округа Белых Н.Г., Еланцев А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пургина Е.А. (ИНН *Номер* к Думе Асбестовского городского округа (ИНН 6603017365), Счетной палате Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560), третьему лицу Савин А.В. (ИНН *Номер* о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 № 6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургина Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/2 «О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа», о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Истец Пургина Е.А. (ИНН *Номер*) обратилась в Асбестовский городской суд Свердловской области к ответчикам Думе Асбестовского городского округа (ИНН 6603017365), Счетной палате Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560), третьему лицу Савин А.В. (ИНН *Номер*) о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 № 6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургина Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/2 «О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа», о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований истец указала, что решением Асбестовской городской думы от 27.12.2005 № 27/5 была назначена на должность председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, 14.09.2006 с ней был заключен трудовой договор.
26.12.2022 истец была уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
27.02.2023 была освобождена от занимаемой должности с прекращением трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
Считая расторжение трудового договора незаконным, полагая, что внесение изменений в законодательство не является основанием для досрочного прекращения полномочий, с учетом заявления об увеличении размера исковых требований, просила признать незаконными решения Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 № 6/15, от 27.02.2023 № 8/3, от 27.02.2023 № 8/2, взыскать оплату времени вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 1 000,00 рублей /л.д. 4-10, 163-173, 229-239 том № 1, л.д. 167-183 том № 2/.
Истец, представитель истца Валов С.Л. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали, просили исковые требования удовлетворить.
Представители ответчика Думы Асбестовского городского округа Белых Н.Г., Еланцев А.А. исковые требования не признали, представили письменные возражения на исковое заявление /л.д. 193-197 том № 1/.
Представитель ответчика Счетной палаты Асбестовского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие /л.д. 160 том № 2/.
Третье лицо Савин А.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие /л.д. 163 том № 2/.
В соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Асбестовского городского суда Свердловской области.
Заслушав лиц, участвующих в деле, обозрев надзорное производство № 1072-2022/20650012, изучив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленных в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), является соблюдение работником и работодателем условий заключенного между ними трудового договора.
По смыслу правовых норм ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О муниципальной службе») на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.
В тоже время в систему правового регулирования контрольно-счетных органов муниципальных образований включен Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»), нацеленный на установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий таких контрольно-счетных органов и определяющий, в том числе основания досрочного освобождения лиц от замещаемых должностей в указанных органах.
Как установлено в судебном заседании, решением Асбестовской городской думы от 27.12.2005 № 27/5 истец была назначена на должность председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, 14.09.2006 с ней был заключен трудовой договор /л.д. 15-22, 90-129 том № 1/.
Положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в соответствии с которыми с 30.09.2021 должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям.
Анализ изменений ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» позволяет сделать вывод, что до 30.09.2021 в случае, если должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа в соответствии нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации не были отнесены к муниципальным должностям, то такие лица наделялись статусом муниципальных служащих, и их должности относились к должностям муниципальной службы.
После вступления в силу положений Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ (за исключением отдельных положений) председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа, замещающие муниципальные должности, имеют публично-правовой статус и с ними не должен заключаться трудовой договор, поскольку данные лица осуществляют свою деятельность в сфере регулирования публично-правовых, а не трудовых отношений.
Применительно к рассматриваемому спору, до 30.09.2021 лицо, замещавшее должность председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, наделялось статусом муниципального служащего и поступление на муниципальную службу осуществлялось на условиях трудового договора, после 30.09.2021 лицо, замещающее указанную должность, наделяется особым публично-правовым статусом и исполнение полномочий при этом не влечет возникновение трудовых отношений.
Резюмируя вышесказанное, с указанной даты правовых оснований для замещения названной должности муниципальным служащим не имеется, поскольку положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ установлена императивная норма об отнесении должности председателя контрольно-счетного органа к муниципальным должностям.
Новый порядок назначения на должность председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа установлен ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», при этом в Федеральном законе от 01.07.2021 № 255-ФЗ не содержится переходных норм в отношении особого порядка назначения на указанные должности лиц, которые в настоящее время замещают должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа на условиях срочного служебного контракта и срочного трудового договора.
В соответствии со ст. 2 Закона Свердловской области от 17.11.2021 № 94-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и параграф 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований», вступившего в силу 01.12.2021, из реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований исключены должности председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа.
Решением Думы Асбестовского городского округа от 27.10.2022 № 31 «О внесении изменений и дополнений в Устав Асбестовского городского округа» внесены изменения, касающиеся отнесения должностей председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа к муниципальным должностям, вступившие в силу 07.12.2022.
26.12.2022 истец была уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» /л.д. 12, 14 том № 1/.
Решением Думы Асбестовского городского округа от 27.02.2023 № 8/2 «О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа» на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа назначен Савин А.В. /л.д. 149 том № 1/.
Решением Думы Асбестовского городского округа от 27.02.2023 № 8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургина Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон» истец была освобождена от занимаемой должности с прекращением трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации /л.д. 151 том № 1/.
В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что занимаемая истцом должность относится к должностям муниципальной службы, по которым заключался трудовой договор, что соответствует положениям ч. 6 ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе», предусматривающим, что поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора.
Вместе с тем, с учетом вышеприведенных норм права для расторжения трудового договора подлежат применению основания, установленные и специальным законодательством, и нормами трудового права.
Диспозицией ст. 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено применение норм ТК РФ при расторжении трудового договора муниципального служащего.
При таких обстоятельствах, с учетом изменения статуса должности председателя контрольно-счетного органа, замещаемой истцом, для расторжения срочного трудового договора могут быть применены нормы трудового законодательства.
Вместе с тем, суд не может согласиться с мнением истца о том, что продолжая осуществлять обязанности председателя Счетной палаты после исключения из реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, должности председателя контрольно-счетного органа, она фактически исполняет полномочия по муниципальной должности при прекращении действия трудового договора с 01.12.2021 (с даты вступления в силу положений Закона Свердловской области от 17.11.2021 № 94-ОЗ), поскольку правовых оснований для замещения муниципальной должности муниципальным служащим не имеется.
Как следует из положений п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению в случае возникновения установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
При этом увольнение данному основанию предполагает соблюдение определенной процедуры и допускается только в случаях невозможности перевести работника с его письменного согласия на иную, имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
Из представленных ответчиком Счетной палатой Асбестовского городского округа сведений, которые не оспаривались сторонами в судебном заседании, у работодателя отсутствовала возможность предоставить истцу отвечающие указанным требованиям вакансии ввиду их отсутствия (все четыре штатные единицы фактически заняты) /л.д. 114-142 том № 2/.
Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу, что работодатель в силу объективных причин (отсутствие как вакантной должности или работы, соответствующей квалификации работника, так и вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работы) не имел возможности для перевода истца на другую должность/работу, вследствие чего у него имелись предусмотренные законом основания для прекращения трудового договора с истцом по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 № 6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургина Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/2 «О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа», о восстановлении в должности председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа удовлетворению не подлежат.
Общий порядок прекращения трудового договора, предусмотренный ст. 84.1 ТК РФ, за исключением факта выдачи истцу трудовой книжки, работодателем соблюден /л.д. 203, 211 том № 1/.
Учитывая, что увольнение истца являлось законным и нарушений его трудовых прав не установлено, исходя из положений ст. ст. 22, 236, 237, 394 ТК РФ и ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», оснований для взыскания в пользу истца среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда не имеется.
Поскольку в удовлетворении исковых требований истца отказано, а по смыслу правовых норм ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 393 ТК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, основания для решения вопроса о распределении судебных расходов (государственной пошлины) отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пургина Е.А. (ИНН *Номер*) к ответчикам Думе Асбестовского городского округа (ИНН 6603017365), Счетной палате Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560), третьему лицу Савин А.В. (ИНН *Номер*) о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 № 6/15 «Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/3 «Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургина Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон», от 27.02.2023 № 8/2 «О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа», о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Асбестовского городского суда Т.Р. Пожарская