Решение по делу № 2а-583/2021 от 19.01.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2021 года                                                                         г. Усолье-Сибирское

    Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Яновой О.В., при секретаре Лунченко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0024-01-2021-000240-50 (2а-583/2021) по административному иску администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования к государственному инспектору ОНД и ПР по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Кирееву Владимиру Андреевичу, Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области, Главному управлению МЧС России по Иркутской области о признании предписания незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору Лобода В.В. от 05.10.2020 № 143 (далее -Распоряжение) была проведена проверка выполнения предписания органа государственного пожарного надзора от 21.04.2020 № 70/1/1по результатам проверки было выписано предписание № 143/1/1от 16.10.2020(далее - Предписание) об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Согласно пункту 1 Распоряжения проверка проводилась в отношении юридического лица, зарегистрированного в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1053819034785 Администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования (далее — Администрация).

Порядок организации и проведения внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

Государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору Киреевым В.А. предписание выписано юридическому лицу Администрации и его законному представителю Буздыгану Максиму Сергеевичу, что является нарушением подпункта 4 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ. А именно проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении законного представителя Буздыгана Максима Сергеевича, что является грубым нарушением и подлежит отмене судом на основании заявления юридического лица согласно пункта 1статьи 20 Федерального закона 294-ФЗ.

В ходе проверки были выявлены следующие нарушения (по пунктам):

1.В населенном пункте с. Большая Елань недостаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения. Всего в населенном пункте имеется 3 водонапорные башни и 3 пожарных резервуара. Расстояние от водоисточников до обслуживаемых зданий составляет 1,4 км. Требуется 200 метров. Срок устранения нарушения 01.04.2021г.

В предписании № 143/1/1от 16.10.2020 не указаны адреса (местоположение) обслуживаемых зданий, расстояние до водоисточников которых составляет менее 200 метров. Также инспектором не был принят во внимание мобильный источник водоснабжения - автоцистерна ГАЗ 3309 (объемом 4куба), содержащаяся на балансе администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования и осуществляющий поставку воды в круглосуточном режиме.

Также на момент проведения проверки согласно данным предписания, требования, которые были нарушены, определялись сводом правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности». Применение вышеуказанного свода правил невозможно в связи с тем, что он был признан утратившим силу на основании введения в действие приказа МЧС России от 30.03.2020 N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".

    Водонапорная башня, расположенная по адресу: с. Большая Елань, ул. Мелиораторов, 1А не приспособлена для забора воды пожарной техники. Данный пункт дублирует нарушение пункта 1, что является нарушением пункта 5 статьи 3 Федерального закона 294-ФЗ, так как недопустимо проводить в отношении одного юридического лица органами муниципального контроля провероки сполнения одних и тех же обязательных требований. Также в соответствии с п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, никто не может быть повторно привлечен к административной ответственности за одно и тоже административное правонарушение.

    Не предусмотрено требуемое противопожарное расстояние от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (не менее 30м.).

Жилая застройка д. Архиереевка граничит с землями государственного лесного фонда, соответствующие полномочия в области использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов в установленном порядке Большееланскому муниципальному образованию не переданы, в связи с чем у администрации отсутствуют правовые основания осуществления организационных мероприятий по выполнению противопожарных разрывов. Также пункт 3 оспариваемого предписания содержит указание на фактическое расстояние от заборов земельных участков до лесных насаждений, а не от жилых домов, при этом измерительный, прибор проверяющим инспектором не использовался.

Администрацией принимались меры к выполнению противопожарных разрывов за счет земель лесного фонда. Однако, решением Усольского городского суда от 15.06.2015 года по делу N 2-750/2015 решение Думы сельского поселения Большееланского муниципального образования от 29.11.2012г. № 20 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Большееланского муниципального образования» признано недействующим в части включения в границы муниципального образования лесных участков.

Границы д. Архиереевка сняты с государственного кадастрового учета, что подтверждается уведомлением филиала федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 28.10.2020г.

Лесные насаждения, примыкающие к жилой застройке сельского поселения, не относятся к территории муниципального образования, в связи с чем у Администрации отсутствуют правовые основания для осуществления организационных мероприятий по выполнению противопожарных разрывов в д. Архиереевка, поскольку жилая застройка в этих поселениях граничит с землями государственного лесного фонда, полномочий в области использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов, в установленном порядке, у муниципального образования не имеется.

Кроме того, объекты недвижимости, расположенные на территории д. Архиереевка возведены после вступления в силу соответствующих положений Свода правил 4.13130.2013, в которых установлены соответствующие требования, в материалах проверки отсутствуют сведения о точном месторасположения объектов, от чего именно были сделаны замеры, т.е. от какого дома, улицы, или иных планировочно-структурных элементов, в подтверждение фактического расстояния от жилой застройки до лесных насаждений. В акте проверки имеется ссылка на использование измерительного прибора, вместе с тем никакой измерительный прибор не использовался. Каких-либо иных документов, свидетельствующих о фактических расстояниях в материалах проверки отсутствуют.

В соответствии со статьями 14,16, 17 Федерального закона N 294-ФЗ, предписание может быть выдано только в случае установления объективно доказанных нарушений со стороны проверяемого лица, что является необходимым и достаточным условием для выдачи предписания. Полномочия Администрации предусмотрены только в границах населенных пунктах. На землях лесного фонда полномочия Администрации не предусмотрены. В соответствии со статьей 53.6 Лесного кодекса проведение сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков в целях создания противопожарных разрывов допускается только на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации. Территория д. Архиереевка не признана зоной чрезвычайной ситуации. В связи с чем, сплошная рубка лесных насаждений с целью создания противопожарных разрывов будет расцениваться как незаконная рубка лесных насаждений и влечет к привлечению к ответственности согласно ст. 260 УК РФ. Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Неопределенность и неисполнимость предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.

В связи с тем, что данный пункт предписания противоречит требованиям закона, он является не исполнимым.

    4.    Руководителем организации не обеспечена очистка населенногопункта от горючих отходов, мусора и сухой растительности в районе ул.Таёжная.

В марте 2020 года ОАО «ИЭСК» получено разрешение на строительство «Ответвление ВЛ-10 кВ «Новожилкино-Целоты» яч. №6 на ТП-10/0,4 кВ, д. Архиереевка, ул. Таёжная 1,2,3, при строительстве ВЛ-10 кВ образовались порубочные остатки, после завершения работ подрядная организация обеспечит очистку ул. Таёжная.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник. Собственником земельного участка в районе ул. Таёжная является ОАО «ИЭСК».

    Не предусмотрено требуемое противопожарное расстояние от границ застройки в з. Новоясачная. Согласно ответу на запрос отдела надзорной деятельности территория, которая должна быть расчищена, расположена на землях лесного фонда, граничащих с землями, собственником которых является СНТ Новоясачное. Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник. В нарушении статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» а именно в связи с отсутствием полномочий Администрации вне границ населенных пунктов пункт 5 подлежит исключению.

    Не предусмотрено требуемое противопожарное расстояние от границ застройки в з. Калиновка. Согласно ответу на запрос отдела надзорной деятельности территория, которая должна быть расчищена, расположена на землях лесного фонда граничащих с землями собственником которых является СНТ Калиновка. Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник. В нарушении статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» а именно в связи с отсутствием полномочий Администрации вне границ населенных пунктов пункт 6 подлежит исключению.

    Просил: признать предписание от 16.10.2020 № 143/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности незаконным.

    Законный представитель административного истца – глава администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования Буздыган М.С. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще.

В судебное заседание после перерыва представитель административного истца А.И. Мурашкина не явилась, ранее административные исковые требования поддержала в полном объёме.

В судебное заседание после перерыва представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Иркутской области, административный ответчик государственный инспектор г. Усолье – Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Иркутской области Киреев В.А. не явился, ранее возражал против удовлетворения административных исковых требований, представил отзыв.

В судебное заседание представители административных ответчиков отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области, представители заинтересованных лиц Министерства лесного комплекса Иркутской области, ОАО «Иркутская электросетевая компания», СНТ «Калиновка», СНТ «Новоясачная», Агентства лесного хозяйства Иркутской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области, администрации Усольского муниципального района Иркутской области, Территориального Управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству, ООО «Иркутскэлектро», не явились, надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания.

Выслушав стороны участвующие в деле, обозрев оригиналы распоряжение, акт проверки и предписание, обозрев материалы дела об административном правонарушении, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обеспечение пожарной безопасности является важнейшей функцией государства.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Необходимым условием для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов административного истца оспариваемым решением, действием (бездействием), а также несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Частью 1, 2 статьи 69 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона. Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: 1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств; б) на территориях лесничеств; 2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Пунктом 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции, в том числе организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора.

В силу статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также подпункта "е" пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах надзора и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Согласно статье 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).

При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (подпункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; 2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; 3) разработке технической документации на объекты защиты. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности, и разработке технической документации на объекты защиты.

Согласно пп. 36 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" под противопожарным разрывом (противопожарным расстоянием) следует понимать нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

В силу статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 123-ФЗ), а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.

В силу статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В силу ст. 65 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом. Описание и обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов, должны входить в пояснительные записки к материалам по обоснованию проектов планировки территорий поселений и городских округов.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: 1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств; б) на территориях лесничеств; 2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.

В судебном заседании установлено, что главным государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору В.В. Лобода вынесено распоряжение от 05 октября 2020 № 143 о проведении плановой выездной проверки в отношении администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования на территории населенных пунктов д. Архиереевка, з. Новоясачная, з. Калиновка, с. Большая ЕланьУсольского района Иркутской области, с целью контроля за исполнением предписания органа ГПН по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 21.04.2020 № 70/1/1. Распоряжение о проведении плановой проверки поступило в администрацию сельского поселения Большееланского муниципального образования 06.10.2020. Проверка начата административным ответчиком инспектором Киреевым В.А.16.10.2020.

В соответствии с законом Иркутской области от 16.12.2004 N 84-оз "О статусе и границах муниципальных образований Усольского района Иркутской области" приложения 1 картографического описания в состав территории Большееланского муниципального образования входят земли следующих населенных пунктов: деревня Архиереевка; деревня Большежилкина; деревня Низовцева; заимка Калиновка; заимка Новоясачная; село Большая Елань; село Целоты. От точки, расположенной в 3 км юго-западнее д. Старая Ясачная на левом берегу р. Китой, граница Большееланского муниципального образования идет на юго-запад по границе между Усольским и Ангарским районами до устья р. Тойсук, затем граница поворачивает на север, пересекает автомобильную дорогу "Тельма - Раздолье" в районе автомобильного моста через р. Целота и идет далее на север до устья р. Талая, поворачивает на восток и идет по правому берегу вниз по течению р. Картагон до д. Большежилкина, далее на север по границе земельного участка, находящегося в собственности ЗАО "Большееланское", до р. Биликтуйка, затем идет по правому берегу вниз по течению р. Биликтуйка, по смежеству с южной, западной границей Тельминского муниципального образования до автомобильного моста через р. Картагон автомобильной магистрали "Красноярск - Иркутск", затем поворачивает на юго-запад и проходит по северо-западной, юго-западной границе Железнодорожного муниципального образования до точки, расположенной на левом берегу р. Китой, в 3 км юго-западнее д. Старая Ясачная.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля "Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несутв том числе руководители органов местного самоуправления.

В соответствии с распоряжением № 26 от 25.09.2017 главой сельского поселения Большееланского муниципального образования является Буздыган Максим Сергеевич.

Таким образом, довод административного истца о грубом нарушении порядка проведения проверки, связанный с ее проведением без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении законного представителя Буздыгана Максима Сергеевича, а также о необходимости исключения главы муниципального образования из оспариваемого предписания, опровергается материалами дела, так, проверка в отношении администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования была проведена 16.10.2020 на основании распоряжения от 05 октября 2020 № 143. Принятие отдельного распоряжения о проведении проверки в отношении должностного лица на предмет выполнения требований пожарной безопасности действующим законодательством не предусмотрено.

    По результатам проведения проверки составлен акт проверки от 16.10.2020 № 143, в соответствии с которым в ходе проведения проверки выявлен факт невыполнения предписания орган ГПН № 70/1/1 от 21.04.2020 по устранению нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения нарушений до 01.10.2020, не выполнены 6 пунктов. На основании указанного акта юридическому лицу – администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области выдано предписание № 143/1/1 от 16.10.2020, согласно которого необходимо устранить нарушение требований пожарной безопасности, в том числе:

В пункте 1 предписания указано, что в населенном пункте с. Большая Елань (количество жителей 1771 человек, площадь населённого пункта составляет около 4,02 кв.м., протяженность составляет 4, 67 км.) недостаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения. Всего в населенном пункте имеется 3 водонапорные башни (ул. Мелиораторов 1А, ул Новая 1А, ул. Декабристов 45, из них по ул. Мелиораторов 1А неисправна в связи с отсутствием приспособлений для забора воды пожарными автомобилями). Подземные пожарные резервуары установлены по ул. Декабристов, 41, 102. Расстояние от водоисточников до обслуживаемых зданий составляет 1,4 км. Требуется 200метров. Срок устранения нарушения 01.04.2021.

Статьей 19 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О пожарной безопасности" закреплены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, к которым относятся:

-создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

-создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

-оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

-организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

-принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

-включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

-оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

-установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

П/п 9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

СНиП 2.04.02-84 предусмотрены правила водоснабжения, наружных сетей и сооружений.

Согласно п.2.11 СНиП 2.04.02-84 противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований пп.9.27-9.33 для: населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. чел.; отдельно стоящих общественных зданий объемом до 1000 м INCLUDEPICTURE "data:image;base64,R0lGODdhCwAXAIABAAAAAP///ywAAAAACwAXAAACGYyPqcttABc4s1VpL9OKJw9FzkiW5ommSgEAOw==" \* MERGEFORMATINET, расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода; зданий объемом св. 1000 м INCLUDEPICTURE "data:image;base64,R0lGODdhCwAXAIABAAAAAP///ywAAAAACwAXAAACGYyPqcttABc4s1VpL9OKJw9FzkiW5ommSgEAOw==" \* MERGEFORMATINET - по согласованию с территориальными органами Государственного пожарного надзора; производственных зданий с производствами категорий В, Г и Д при расходе воды на наружное пожаротушение 10 л/с.

П. 2.12 предусмотрены нормы расхода воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в населенном пункте для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети.

9.27. Хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для предприятий и населенных пунктов, указанных в примеч. 1 к п. 2.11.

9.28. Объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно пп. 2.13—2.17 и 2.24.

Примечания: 1. Объем открытых водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м.

2. К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин с покрытием дорог согласно п. 14.6.

3. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ 12.4.009-83.

9.29. Количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение.

Расстояние между пожарными резервуарами или водоемами следует принимать согласно п. 9.30, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

9.30. Пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:

при наличии автонасосов — 200 м;

при наличии мотопомп — 100—150 м в зависимости от типа мотопомп.

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.32.

Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III,IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости — не менее 10 м.

Постановлением от 16.07.2020 № 179 главой сельского поселения Большееланского муниципального образования утверждена схема размещения пожарных резервуаров на территории сельского поселения Большееланского муниципального образования.

    Довод административного истца о том, что в предписании не указаны адреса зданий, расстояние до водоисточников которых составляет менее 200 метро вполежит отклонению, поскольку в судебное заседание представлены выкопировки из публичной кадастровой карты с. Большая Елань, выкопировки из ситуационных планов, схемы, согласно которых возможно определить границы объектов, от которых на расстоянии не более 200 метров необходимо обеспечить наличие водоисточников. В связи с чем суд приходит к необоснованности указанного довода административного истца.

    Кроме того, довод административного истца об указании в иске в качестве доказательств мобильного источник водоснабжения - автоцистерна ГАЗ 3309 (объемом 4 куба), содержащаяся на балансе администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования, также представления суду суточных актов с подтверждением технически исправных автоцистерн, договоров на оказания безвозмездного предоставления водоисточников, соглашения № 1 от 09.04.2021 не влияют на обеспечения достаточности количества источников противопожарного водоснабжения, если учитывать численность населения и протяженности населенного пункта, а также с учетом их заполнения с резервуара или водоисточника.

Согласно пункта 80 "Руководства по соблюдению отдельных требований противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390" (утв. МЧС России 30.03.2020 N 2-4-71-6) органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Также довод административного истца о невозможности применения свода правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» в связи с тем, что он был признан утратившим силу на основании введения в действие приказа МЧС России от 30.03.2020 N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" подлежит отклонению, поскольку СП8.13130 предусмотрен аналогичные требования в части источников наружного противопожарного водоснабжения.

Представленные административным истцом в обоснование своих доводов документы свидетельствуют о том, что действительно меры к устранению выявленных нарушений пожарной безопасности предприняты после проведенной органом пожарного надзора проверки. Однако, в рассматриваемом случае недостаточное и несвоевременное финансирование не может быть признано основанием для освобождения административного истца от исполнения обязанностей по соблюдению требований по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, поскольку невыполнение указанных требований может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей.

Соответственно, суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления не обеспечил создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях согласно предписания. Таким образом, у суда не имеется оснований для признания данного пункта незаконным.

В пункте 2 предписания указано, что водонапорная башня, расположенная по адресу: ул. Мелиораторов, 1а не приспособлена для забора воды пожарной техникой.

Согласно п. 53 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды в водонапорной башне, предназначенной для нужд пожаротушения, не разрешается. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.

Таким образом, довод о том, что пункт 2 обжалуемого предписания дублирует пункт 1 в части указания на неработоспособность данной водонапорной башни, необоснован, поскольку согласно пункта 1 в предписании указывается на необходимость наличия водоисточников, а данная водонапорная башня также учитывается в качестве такового, в то время как пункт 2 предписывает привести водоисточник - водонапорную башню в рабочее состояние, учитывая, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.04.2014 водонапорная башня, расположенная по адресу: ул. Мелиораторов, 1а принадлежит на праве собственности административному истцу. Соответственно пункт 2 предписания не может быть признан судом незаконным.

В пункте 3,5,6 предписания указано, что в д. Архиереевка, з. Новоясачная, з. Калиновка не предусмотрено требуемое противопожарное расстояние от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (не менее 30м.). Фактическое расстояние 5 м. д. Архиереевка, фактическое расстояние 8 м. з. Новоясачная, фактическое расстояние 8 м. з. Калиновка.

В соответствии со статьей 65 Федерального закона N 123-ФЗ планировка и застройка территорий поселений и городских округов должна осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные указанным Федеральным законом.

Пункт 2 части 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что Проект планировки территории должен содержать описание положений, касающихся защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного характера и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности.

Пунктом 4.14 СП 4.13130 предусмотрено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.

Информационным письмом МЧС России от 04.09.2020 N 43-6900-19 "О порядке применения свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", указано, что выполнение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности и соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) является одним из условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Приказ МЧС России от 14.02.2020 N 89 "Об утверждении изменения N 1 к своду правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденному приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288" также определяет методику определения безопасных противопожарных разрывов (расстояний) от жилых, общественными зданий, сооружений должны составлять не менее 30 м. до границ лесных насаждений.

Таким образом, законодательством актуализированы требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара и определена безопасность противопожарных разрывов (расстояний) от зданий, сооружений до границ лесных насаждений не менее 30 м. к постройкам.

Довод административного истца о том, что СП 4.13130.2013, не подлежат применению, поскольку застройки были возведены до ведения СП, суд считает данный довод не обоснованным, поскольку в ранее принятых СНиП 2.07.01-89 предусматривалось, что расстояния от границ застройки до лесных массивов должны быть не менее 50 м., а от застройки сельских поселений и участков - садоводческих товариществ не менее - 15 м., административным истцом обратного не представлено. Вместе с тем, исходя из этого, в случаях отсутствия специальных норм в законодательстве судам следует применять общие нормы законодательства. Кроме того, иное толкование административным истцом норм материального права не свидетельствует об их неправильном применении административным ответчиком, как и не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.

Также доводы о нераспространении Свода правил, поскольку некоторые здания построены до их принятия, суд находит необоснованными, поскольку здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о переносе или сносе существующих зданий и сооружений.

Довод административного истца о том, что административный истец не является собственником земельного участка, поэтому у него отсутствуют законные основания для осуществления каких-либо мер по предупреждению пожарной безопасности, суд считает неверным, поскольку в силу прямого указания в законе реализация мер пожарной безопасности является обязанностью административного истца.

Выполнение противопожарных расстояний от границ застройки городских и сельских поселений до лесных насаждений является одним из видов мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения.

Отсутствие противопожарных расстояний от границ застройки сельского поселения с лесными насаждениями, представляет реальную угрозу для жизни и здоровья жителей населенного пункта д. Архиереевка, з. Новоясачная, з. Калиновка и их имущества.

Согласно материалов дела на момент проведения административным органом проверки соблюдения администрацией противопожарного законодательства в нарушение вышеназванных норм юридическим лицом не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения.

Предписание содержит указания на конкретные объекты, расстояние от границ застройки до лесных насаждений, формулировки, изложенные в предписании, являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, сроки устранения нарушений являются разумными.

Довод административного истца о том, что на земельных участках, на которых необходимо обеспечить противопожарное расстояние от границы населенного пункта до лесного массива (не менее 30 м.), создать такие противопожарные разрывы не представляется возможный, поскольку данные земельные участки относятся к лесам, в которых запрещает проведение сплошных рубок лесных насаждений, поскольку в силу установленных требований об обеспечении противопожарного расстояния от границы населенного пункта до лесного массива - не менее 30 м., возложенных обязанностей на административного истца, а также вероятное наступление неблагоприятных последствий ввиду невыполнения указанных требований, стороной административного истца должны быть приняты все необходимые меры для исполнения предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор. Таким образом, пункт 3,5,6 оспариваемого предписания является законными. Поэтому ссылка административного истца на ст.53.6 Лесного кодекса РФ не влияет на незаконность предписания.

Довод административного истца о том, что не указаны объекты, которых от которых производились замеры, суд считает несостоятельным, поскольку согласно пункту 488 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390, населенный пункт считается подверженным угрозе лесных пожаров в случае его непосредственного примыкания к хвойному (смешанному) лесному участку либо наличия на землях населенного пункта городского хвойного (смешанного) леса. Кроме того в Постановлении Правительства Иркутской области от 28.04.2020 года № 288-пп «Об утверждении Перечная населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров на территории Иркутской области в пожароопасный сезон 2020 года, Перечня объектов экономики, производственных объектов, организаций, летних оздоровительных лагерей (с массовым пребыванием людей) подверженных угрозе лесных пожаров на территории Иркутской области в пожароопасный сезон 2020 года», с. Большая Елань, д. Архиереевка, з. Новоясачная, з. Калиновка Усольского района, подвержены угрозе лесных пожаров.

Кроме того судом установлено, что в предписании в связи с опечаткой из предыдущего предписания, отмечено, что все измерения расстояний, в том числе от границ застройки сельских поселений, измерения проводились измерительной рулеткой, фактически измерения проводились по кадастровой карте с места выезда представителя административного истца Мурашкиной А.И. и административного ответчика государственного инспектора ОНД и ПР по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Киреевым В.А., с учетом зданий, данный факт подтвержден в судебном заседание сторонами не оспаривался, в обоснование необоснованности довода представлены схемы, кадастровые карты с измерениями, которые совпадают с указанием в предписании, поэтому суд признает данный довод необоснованным и не влекущим признания незаконным предписание.

Также в судебном заседании установлено, что ранее администрация сельского поселения Большееланского муниципального образования, а также должностное лицо – глава администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования ранее привлекались к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение и повторное невыполнение требований законных предписаний инспектора отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское Усольскому району Главного управления МЧС России по Иркутской области, содержащих аналогичные требования, указанные в оспариваемом предписании.

Ранее предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор администрацией сельского поселения и главой администрации не оспаривались.

    Также судом учитывает, оспаривая пункты 5 и 6 предписания № 143/1/1 от 16.10.2020, административный истец указывает, что территория, на которой должен быть разрыв, расположена на землях лесного фонда, граничащих с землями, собственником которых является СНТ Новоясачное и СНТ Калиновка, соответственно, ссылаясь то, что данным садоводческим некоммерческим товариществам земельные участки были выделены для ведения садоводства и оформления членами садоводств в собственность, в связи с чем администрацией сельского поселения Большееланского муниципального образования не могут быть обеспечены противопожарные разрывы на не принадлежащих ей территориях.

    Однако, указанные доводы административного истца, основаны на неправильном толковании норм материального права. Доводы об отсутствии у административного истца оснований для осуществления на обозначенным участках мер по предупреждению пожаров судом признаются необоснованными, поскольку материалами дела достоверно установлено, что СНТ Новоясачное и СНТ Калиновка находятся в границах сельского поселения Большееланского муниципального образования и граничат с государственным лесным фондом, следовательно, в предписании правомерно возложена обязанность обеспечения противопожарных расстояний до лесных массивов на администрацию сельского поселения Большееланского муниципального образования.

Учитывая вышеизложенные требования законодательства, содержание оспариваемых пунктов предписания, доводы административного истца о том, что не к нему должно применяться предписание в части обеспечения противопожарных разрывов, поскольку данные территорий не находятся в границах Большееланского муниципального образования (лесные участки, лесные насаждения) и границы д. Архиреевка не установлены, суд приходит к выводу, что, оспариваемые пункты 3, 5, 6 предписания вынесены уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства и правомерно адресованы ответственному за организацию противопожарных мероприятий и обеспечение пожарной безопасности административному истцу, кроме того согласно закону № 84-оз от 16.12.2004 д. Архиреевка в ходит Большееланское муниципального образования не зависимо от границ, и в иное муниципальное образование не входит.

    В пункте 4 предписание, указано, что руководителем организации не обеспечена очистка населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой растительности в районе ул.Таёжная.

    Оценивая данный пункт оспариваемого предписания, судом учитывается следующее, что ул. Таёжная в д. Архиереевке не существует, что подтверждается реестром адресов по состоянию на 01.01.2020.

В силу пункта 67 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479"Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

    В судебном заседании установлено, что в рамках осуществления мероприятий по технологическому присоединению потребителей ОАО «Иркутская энергосбытовая компания» выполняет строительство объекта капитального строительства «ответвление ВЛ-10 кВ «Новожилкино-Целоты» №6 на ТП-10/0,4 кВ, д. Архиереевка, ул. Таёжная 1,2,3». Для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта ОАО «ИЭСК» в отношении лесных участков заключен договор аренды земельного участка от 19.10.2020 № 91-482/20 со сроком действия до 18.08.2021. В отношении земельных участков установлен публичный сервитут на основании распоряжения администрации Усольского муниципального района от 17.03.2021 № 158. Для строительства линейного объекта сетевой организацией заключен Договор подряда от 17.08.2020 № 58-204.031/2020 в редакции дополнительного соглашения № 1 от 01.03.2020 срок выполнения работ установлении до 02.08.2021. По условиям договора подряда подрядная организация ООО «Иркутскэлектро» выполняет строительно-монтажные, пусконаладочные работ, поставку оборудования по объекту: Ответвление ВЛ-10 кВ «Новожилкино-Целоты» №6 на ТП-10/0,4 кВ, д. Архиереевка, ул. Таёжная 1,2,3», включая устройство просеки.

    Согласно лесной декларации от 18.03.2021 ОАО «ИЭСК» с 23.03.2021 по 18.09.2021 использует леса для строительства объекта.

    Также, согласно письменных пояснений представителя ОАО «ИЭСК» Сиротиной А.К. от 12.04.2021, работы подрядчиком выполняются, срок выполнения работ не истек, незаконченность строительно-монтажных и пусконаладочных работ предполагает нахождение порубочных остатков. Работы по устройству просеки от подрядчика в ОАО «ИЭСК» не предъявлялись к выполнению. ОАО «ИЭСК» не принимались и не оплачивались.

     Данные обстоятельства подтверждаются разрешением на строительство, выданным 26.03.2020 ОАО «ИЭСК», выпиской из ЕГРН, договором подряда № 58-204-031/2020 от 17.08.2020, постановлением и.о. мэра Усольского муниципального района Иркутской области от 07.03.2021 № 158 «Об установлении публичного сервитута с целью размещения объекта электросетевого хозяйства: «Ответвление ВЛ-10 кВ «Новожилкино-Целоты» №6 на ТП-10/0,4 кВ, д. Архиереевка, ул. Таёжная 1,2,3» и приложенной к нему схемой расположения границ публичного сервитута. Согласно данного постановления, публичный сервитут установлен на срок 10 лет.

    Кроме того согласно пояснения сторон, где установлено место с необходимость обеспечения очистки отходов, мусора и сухой растительности согласно выписке из ЕГРН кадастровый номер 38:16:000000:1605 собственником является Российская федерация, и согласно договору аренды от 19.10.2020 № 91-482/20 между министерством лесного комплекса Иркутской области и ОАО «Иркутская сетевая компания» является арендатором.

    Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник.

    Исходя из установленных обстоятельств, собственником земельного участка в районе ул. Таёжная административный ответчик не является, ул. Таёжная в населенном пункте д. Архиереевка не существует, в связи с чем, предъявление к административному истцу требования в предписание пункте 4 об обеспечении очистки населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой растительности в районе ул. Таежная в д. Архиееревка Усольского района Иркутской области является неправомерным, и данный пункт подлежит исключению из предписания и признанию незаконным.

По смыслу статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на администрацию может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

Особенностью предписания является то, что оно содержит властное волеизъявление, которое носит обязательный характер и порождает правовые последствия для юридического лица, принимается уполномоченным должностным лицом в случае выявления в ходе проверки факта конкретных нарушений законодательства и в целях их устранения путем принятия отдельных мер. Следовательно, вынесение предписания влечет возникновение обязанности лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия.

При этом критериями законности предписания являются конкретность, то есть фиксация в нем нарушений тех требований, соблюдение которых обязательно для юридического лица в силу закона, и исполнимость, поскольку оно обеспечивается мерами государственного принуждения, в частности, административной ответственностью за нарушение установленного в нем срока исполнения.

Соответственно, содержащиеся в предписании формулировки должны быть конкретными и исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть последовательным, доступным для понимания всеми лицами с тем, чтобы можно было четко установить: какие нормы права были нарушены; в каких действиях выражены данные нарушения; что следует сделать для их устранения в целях приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.

Предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для юридического лица однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения. В противном случае предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.

Таким образом, несоблюдение вышеуказанных требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его незаконность (недействительность).

Проанализировав оспариваемое предписание, суд приходит к выводу, что содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить административному истцу в целях соблюдения пожарной безопасности.

Оспариваемое предписание содержит ссылки на нормативные акты, регулирующие указанные отношения, предъявляемые требования пожарной безопасности. При этом, вопреки утверждениям административного истца, отсутствие в оспариваемом предписании способа устранения, не свидетельствует о его неясности и неисполнимости, поскольку административный ответчик не вправе определять конкретный способ устранения, поскольку данное право принадлежит административному истцу.

Каких-либо нарушений при осуществлении процедуры проведения проверки, а также при вынесении оспариваемого предписания в ходе рассмотрения дела судом не установлено.

    Также анализируя указанные выше нормы права в их совокупности с установленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что предписание вынесено государственными инспекторами по пожарному надзору в пределах их компетенции, по результатам выявленных в ходе проверки нарушений пожарного законодательства, исключая п. 4. Поэтому суд полагает, что поскольку в силу ч. 11, п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания нарушения своих прав и законных интересов оспариваемым решением возложено на административного истца, однако административным истцом в административном исковом заявлении не указано, в чем состоит нарушение прав, не представлено доказательств в подтверждение данного обстоятельства в суде. Оснований для признания предписания незаконным в остальных пунктах суд не усматривается.

    Частично удовлетворяя исковые требования, суд так же руководствуются положениями ст. 54 Конституции РФ, Федеральным законом "О пожарной безопасности", ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", исходя из того, что стороной административных ответчиков выявленные нарушения противопожарной безопасности у административного истца, на момент вынесения предписания не были устранены, выявленные нарушения препятствуют и препятствовали своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

    Суд критически относится ко всем представленным документам административным истцом при рассмотрении дела в подтверждении, того что пункты 1,2,3,5,6 являются незаконными, поскольку не опровергают законность предписания в данных пунктах, оснований не доверять представленным документам со стороны административных ответчиком, как лицам с государственно-властными полномочиями, не имеется.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" указанного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, в том числе и административным истцом, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" и иными нормативными актами в данной сфере.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что административный истец обязан обеспечивать пожарную безопасность в границах своего муниципального образования, однако этого не сделал. Кроме того, с учетом группы субъектов, на которую распространяется в данном случае противопожарные требования, суд считает, что выявленные нарушения могут привести к недопустимому риску для их безопасности. При этом, вопреки утверждениям административного истца, отсутствие в оспариваемом предписании способа выполнения, не свидетельствует о его неясности и неисполнимости, поскольку административный ответчик не вправе определять конкретный способ устранения нарушений, поскольку данное право принадлежит административному истцу.

Анализируя законодательство, суд приходит к выводу, о том, что в сфере противопожарного надзора установлено обязательное выполнения предписания, которое, вопреки доводам административного истца, является обязательным для соблюдения всеми организациями, выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поэтому считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично. Поскольку для признания оспариваемого предписания необходимо одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого предписания требованиям закона и нарушение оспариваемым предписанием прав и свобод административного истца. По смыслу указанных норм права суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание в пунктах 1,2,3,5,6 принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы юридического лица не нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования к государственному инспектору ОНД и ПР по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Кирееву Владимиру Андреевичу, Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области, Главному управлению МЧС России по Иркутской области о признании предписания незаконным, – удовлетворить частично.

Признать незаконным предписание от 16.10.2020 № 143/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности вынесенное ОНД и ПР по г. Усолье Сибирское и Усольскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области в части пункта 4.

В остальной части административных исковых требований о признании незаконным предписания от 16.10.2020 № 143/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности вынесенное ОНД и ПР по г. Усолье Сибирское и Усольскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области по п.1, п.2, п.3, п.5, п.6 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течении месяца со дня принятия судом решения в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Усольский городской суд.

    Судья                                                                                            О.В. Янова

Мотивированный текст решения изготовлен 06.07.2021.

2а-583/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация сельского поселения Большееланского муниципального образования
Ответчики
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г.Усолье-Сибирское
Главное управление МЧС России по Иркутской области
Другие
Администрации Усольского районного муниципального образования
ООО "ИркутскЭлектро"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Глава администрации сельского поселения Большееланского МО Буздыган Максим Сергеевич
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом
СНТ "Калиновка"
Государственный инспектор г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пжарному надзору Киреев В.А.
ОАО "Иркутская электросетевая компания"
Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству
Агентство лесного хозяйства Иркутской области
ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области
СНТ "Новоясачная"
Федеральное агентство лесного хозяйства
Министерство лесного комплекса Иркутской области
Суд
Усольский городской суд Иркутской области
Судья
Янова О.В.
Дело на сайте суда
usolsky.irk.sudrf.ru
19.01.2021Регистрация административного искового заявления
19.01.2021Передача материалов судье
21.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2021Подготовка дела (собеседование)
18.02.2021Рассмотрение дела начато с начала
15.03.2021Судебное заседание
12.04.2021Судебное заседание
07.05.2021Судебное заседание
11.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Судебное заседание
26.05.2021Судебное заседание
10.06.2021Судебное заседание
23.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Судебное заседание
05.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее