Решение по делу № 3а-70/2020 от 11.10.2019

Дело № 3а-70/2020 (№3а-1101/2019)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 11 марта 2020 г.

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Фроловой И.М.,

при секретаре         Голодухиной А.Е.,

с участием представителя административного истца Шепляковой Н.В.,

представителя заинтересованных лиц администрации Стародубского района Брянской области, Мохоновской сельской администрации Стародубского района Брянской области Малярова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прошина Дмитрия Игоревича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Прошин Д.И. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости: здания, назначение: нежилое, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 806 747,89 руб. по состоянию на 1 января 2015 г., и здания административного пользования, назначение: нежилое, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 5 456 516,86 руб. по состоянию на 1 января 2015 г.

Считает, что кадастровая стоимость указанных зданий, утвержденная Приказом Управления имущественных отношений Брянской области №1890, значительно превышает их рыночную стоимость, что влияет на размер уплачиваемых налогов, размер которых зависит от кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Шеплякова Н.В. административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованных лиц администрации Стародубского района Брянской области, Мохоновской сельской администрации Стародубского района Брянской области Маляров А.В. не возражал удовлетворить заявленные административные исковые требования, заключение эксперта не оспаривал.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены. Суд на основании ч. 2 ст. 247 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела Прошину Д.И. на праве собственности принадлежат здание, назначение: нежилое, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 267,2 кв.м, и здание административного пользования, назначение: нежилое, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1 610,8 кв.м, расположенные по адресу: расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость вышеуказанных зданий была утверждена Приказом Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости) за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» от 27 ноября 2015 г. № 1890 по состоянию на 1 января 2015 г. и внесена в ЕГРН 28 декабря 2015 г. В отношении здания с кадастровым номером <данные изъяты> кадастровая стоимость была утверждена в размере 4 206 206,29 руб., в отношении здания с кадастровым номером <данные изъяты> – 16 151 362,74 руб.

В силу ст. 245 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от
29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно ст. 400, п. 1 ст. 401 НК РФ физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщицами налога на имущества физических лиц.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемым объектом налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Положения п. 2 ст. 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Согласно п. 2.1 ст. 52 НК РФ (в редакции Федерального закона 334-ФЗ) перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения п. 7 ст. 78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости спорных зданий затрагивают права и обязанности Прошина Д.И. как плательщика налога, в связи с чем он вправе оспаривать их кадастровую стоимость.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Согласно абз. 4 ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247 и ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Административный истец в обоснование заявленного требования представил отчет об оценке №129 от 24 сентября 2019 г., выполненный оценщиком ООО «Навигатор Права и Оценки» ФИО11 согласно которому рыночная стоимость принадлежащего истцу здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 5 456 516,86 руб., рыночная стоимость принадлежащего истцу здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 806 747,89 руб.

Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Определением Брянского областного суда от 19 декабря 2019 г. назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «РосЭкспертЪ» ФИО13

Согласно заключению эксперта ООО «РосЭкспертЪ» ФИО15 от 21 января 2020 г. №05-20-Н отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости ООО «Навигатор Права и Оценки» №129 от 24 сентября 2019 г. соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки. В связи с соответствием отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки рыночная стоимость спорных объектов недвижимости экспертом не устанавливалась.

В силу ст. 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам ст. 168 КАС РФ, суд находит, что судебный эксперт, проводивший экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.

Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.

Доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемых объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете и экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.

Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления и необходимости установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости согласно отчету об оценке №129 от 24 сентября 2019 г., выполненному оценщиком ООО «Навигатор Права и Оценки» ФИО17

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в ЕГРН в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Следовательно, решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Суд считает необходимым указать в решении дату подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является 11 октября 2019 г. (дата подачи административного искового заявления в суд).

Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Прошина Дмитрия Игоревича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость здания, назначение: нежилое здание, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 267,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 806 747,89 руб. по состоянию на 1 января 2015 г.

Установить кадастровую стоимость здания административного пользования, назначение: нежилое здание, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1 610,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 5 456 516,86 руб. по состоянию на 1 января 2015 г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 октября 2019 г.

Вновь установленная кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2020 г.

Председательствующий И.М. Фролова

3а-70/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прошин Дмитрий Игоревич
Ответчики
Управление Имущественных отношений Брянской области
Управление Росреестра по Брянской области
Другие
Мохоновская сельская администрация Стародубского района Брянской области
администрация Стародубского муниципального района
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
11.10.2019Регистрация административного искового заявления
11.10.2019Передача материалов судье
14.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
14.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2019Подготовка дела (собеседование)
07.11.2019Рассмотрение дела начато с начала
07.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2019Судебное заседание
12.12.2019Судебное заседание
19.12.2019Судебное заседание
17.02.2020Производство по делу возобновлено
11.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2020Дело оформлено
19.05.2020Дело передано в архив
11.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее