Дело №33-7631/2024
Судья Пашкевич Д.Э. №2-31/2024 (1 инстанция)
УИД 52RS0058-01-2023-000912-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Город Нижний Новгород 18 июня 2024г.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Серова Д.В., судей Столбова Е.М., Фролова А.Л.,
при секретаре судебного заседания Ефимовой Д.А.,
с участием прокурора ФИО7,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе ФИО2, апелляционному представлению Шахунского городского прокурора Нижегородской области на решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 30 января 2024 г.
гражданское дело по иску Шахунского городского прокурора Нижегородской области в защиту прав и законных интересов ФИО2 к администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области о возложении обязанности произвести индексацию пенсии за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шахунский городской прокурор Нижегородской области обратился в суд в интересах ФИО2 с иском к администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой по обращению ФИО2 проведена проверка соблюдения администрацией городского округа город Шахунья Нижегородской области требований законодательства в сфере пенсионного обеспечения, в ходе которой установлено, что указом Губернатора Нижегородской области от 29.04.2022г. №77, вступившим в силу с 01.05.2022г., определены размеры денежного вознаграждения глав муниципальных образований и председателей представительных органов, а также максимальные и минимальные размеры денежного вознаграждения лиц, замещающих иные муниципальные должности, должностных окладов, муниципальных служащих области, согласно которому, распоряжением администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области от 06.06.2022г. №208-р с 01.05.2022г. установлены новые должностные оклады муниципальных служащих и оклады за классный чин, в связи с чем, по мнению, истца, имеются основания и условия для индексации пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в городском округе город Шахунья Нижегородской области, путем перерасчета размера пенсии за выслугу лет из денежного содержания, увеличенного на индекс роста должностного оклада (денежного вознаграждения) по ранее занимаемой или аналогичной должности с 01.06.2022г.
На основании изложенного, с учетом уточненных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор просил суд: возложить обязанность на администрацию городского округа город Шахунья Нижегородской области произвести ФИО2 индексацию пенсии за выслугу лет в соответствии с ранее замещаемой или аналогичной должностью и в соответствии с должностными окладами (денежными вознаграждениями) по ранее замещаемой или аналогичной должности, а именно главы местного самоуправления администрации города Шахунья, произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет из денежного содержания, увеличенного на индекс роста должностного оклада (денежного вознаграждения) по ранее занимаемой или аналогичной должности, а именно на 1.15% с 01.06.2022г.
Решением Шахунского районного суда Нижегородской области от 30.01.2024г. в удовлетворении исковых требований Шахунского городского прокурора Нижегородской области отказано.
В апелляционном представлении Шахунского городского прокурора Нижегородской области и апелляционной жалобе ФИО2 поставлен вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. Заявители указывают, что судом неправильно установлены имеющие значение дела обстоятельства, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В письменных возражениях администрация городского округа город Шахунья Нижегородской области просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор доводы и требования апелляционного представления и жалобы ФИО2 поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, либо их представители, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, ФИО2 с 09.03.2011г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
С 31.12.2011г. ФИО2 назначена пенсия за выслугу лет по занимаемой выборной должности главы местного самоуправления администрации города Шахунья, должностной оклад при выходе на пенсию ФИО2 составлял 22278 руб. 20 коп.
По состоянию на 27.10.2023г. размер пенсии ФИО2 составлял 31212 руб. 97 коп., в том числе фиксированный размер 7567 руб. 33 коп. и страховая пенсия 23645 руб. 64 коп. Размер пенсии к выплате (без учета индексации в связи с осуществлением работы) - 20551 руб. 16 коп., в том числе фиксированный размер 4982 руб. 90 коп., страховая пенсия 15568 руб. 26 коп.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией городского округа город Шахунья Нижегородской области, после назначения пенсии за выслугу лет истцу производился перерасчет её размера в связи с изменением размера страховой пенсии, а также индексация.
Обращаясь в суд с заявленными исковыми требованиями, прокурор полагает, что ФИО2 с 01.06.2022г. имеет право на перерасчет размера пенсии за выслугу лет, исходя из денежного содержания, увеличенного на индекс роста должностного оклада по ранее занимаемой или аналогичной должности, ссылаясь на Указ Губернатора Нижегородской области от 29.04.2022г. №77, вступившего в силу с 01.05.2022г., которым установлены размеры денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области, размеры должностных окладов муниципальных служащих Нижегородской области в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы Нижегородской области, а также размеры окладов за классный чин муниципальных служащих Нижегородской области в соответствии с присвоенными им классными чинами муниципальной службы Нижегородской области.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что вопрос, связанный с увеличением размера должностных окладов на определенный коэффициент индексации относится к исключительной компетенции Совета депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области, который в пределах своей компетенции принимает нормативно-правовые акты, порождающие права и обязанности для получателей муниципальной пенсии, обратив при этом свое внимание, что соответствующего муниципального правового акта об увеличении размера денежного вознаграждения и денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа город Шахунья Нижегородской области с 01.05.2022г. на определенный индекс увеличения не принималось, решением Совета депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области от 27.05.2022г. №78-4 размеры ранее установленных должностных окладов для лиц, занимающих муниципальные должности на определенный коэффициент не увеличивались, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Проверяя постановленное решение по доводам апелляционной жалобы, апелляционного представления и оценивая выводы суда первой инстанции, судебная коллегия указывает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), где в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24) и гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
В силу части 2 ст. 24 цитируемого закона определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Таким образом, приведенные нормативные положения направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. При этом, обращено внимание, что условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Вместе с вышеизложенным, так же предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу (п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Однако, в данном случае, такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Так, согласно пункту 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
При этом, пункт 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В данном случае, особенности организации муниципальной службы в Нижегородской области и правовое положение муниципальных служащих Нижегородской области урегулированы Законом Нижегородской области от 03.08.2007г. №99-3 «О муниципальной службе в Нижегородской области», где в соответствии со статьей 27 лица, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет при соблюдении условий ее назначения за счет средств местного бюджета (часть 1); а условия назначения пенсии за выслугу лет, порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, размер пенсии за выслугу лет, порядок и сроки назначения, выплаты, перерасчета, индексации и возобновления выплаты пенсии за выслугу лет устанавливаются муниципальным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (абз. 2 п. 2).
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, где статьей 86 установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, федеральными законами лишь определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Вместе с этим, следует отметить, что поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Ввиду изложенного, принимая во внимание, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам страховым пенсиям, то само по себе сохранение или изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право муниципального служащего на пенсионное обеспечение, в том числе и истца ФИО2
При этом, судебная коллегия также считает необходимым отметить, что согласно частям 1, 6 ст. 23 Закона Нижегородской области от 03.08.2007г. №99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» (в редакции Закона от 18.04.2022г. №41-З) размер должностного оклада муниципального служащего устанавливается с учетом размеров должностных окладов, определенных указом Губернатора Нижегородской области, в данном случае - Указом Губернатора Нижегородской области от 29.04.2022г. №77, вступившим в силу с 01.05.2022г., согласно которому установлены размеры денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области, размеры должностных окладов муниципальных служащих Нижегородской области в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы Нижегородской области, а так же размеры окладов за классный чин муниципальных служащих Нижегородской области в соответствии с присвоенными им классными чинами муниципальной службы Нижегородской области.
При этом, согласно Указу, конкретные размеры должностных окладов лицам, замещающим муниципальные должности Нижегородской области и должности муниципальной службы Нижегородской области, устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительными органами муниципальных образований Нижегородской области, исходя из возможностей бюджетов соответствующих муниципальных образований Нижегородской области (пункт 2). А, сами положения Указа применяются на территории муниципальных образований Нижегородской области со дня издания соответствующих муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области (пункт 4).
Согласно материалам дела, решением Совета депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области от 27.05.2022г. №78-4 в целях приведения муниципального правового акта в соответствие с действующим законодательством внесены изменения в решение Совета депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области от 27.11.2015г. №56-5 «Об утверждении Положения о муниципальной службе в городском округе город Шахунья Нижегородской области», в частности установлено, что с 01.05.2022г. размер должностного оклада муниципального служащего устанавливается с учетом размеров должностных окладов, определенных указом Губернатора Нижегородской области. Установлены новые размеры должностных окладов муниципальных служащих администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области и размеры окладов за классный чин, установлены размеры иных ежемесячных выплат.
Решением Совета депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области от 24.06.2022 №80-5 утверждено Положение о порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в городском округе город Шахунья Нижегородской области, и иных доплатах к пенсии», согласно пункту 1.2. которого, финансирование пенсии за выслугу лет производится за счет средств бюджета городского округа город Шахунья Нижегородской области (л.д. 104 т.1).
В силу пункта 7.6 Положения индексация пенсии за выслугу лет производится при централизованном повышении денежного содержания лицам, замещающим муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах МСУ, путем перерасчета размера пенсии за выслугу лет из денежного содержания, увеличенного на индекс роста должностного оклада (денежного вознаграждения) по ранее занимаемой или аналогичной должности, по правилам первоначального назначения пенсии за выслугу лет (л.д. 113 т.1).
Согласно пункту 7.7 Положения индексация пенсии за выслугу лет производится без подачи личного заявления получателем пенсии за выслугу лет, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла индексация. В случае перерасчета размера пенсии за выслугу лет из-за возникновения обстоятельств, влекущих уменьшение размера этой пенсии, пенсия в новом размере выплачивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили эти обстоятельства.
Следовательно, вопреки доводам жалобы и апелляционного представления, решением Совета депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области от 27.05.2022г. №78-4 не увеличивались размеры ранее установленных должностных окладов на определенный коэффициент увеличения (индексации), а вносились изменения в ранее действовавшее Положение о муниципальной службе в городском округе город Шахунья», утвержденное Советом депутатов от 27.11.2015г. №56-5 путем изложения в части статей, устанавливающих размеры должностных окладов муниципальных служащих, в новой редакции в соответствии с действующим законодательством.
При этом, Советом депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области решение по вопросу централизованного повышения (индексации) на определенный коэффициент в оспариваемый истцом период не принималось, однако, финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, сохранение существующего размера, его уменьшение (увеличение), проведение муниципальными образованиями перерасчета размеров таких пенсий определяется представительным органом местного самоуправления по существующим правилам исчисления, что не противоречит положениям федерального и регионального законодательства.
Как следует из материалов дела, соответствующие распоряжения администрацией об индексации принимались лишь 07.10.2022г. под №389-р, согласно которому приняты меры по индексации с 01.10.2022г. заработной платы на 4% работникам бюджетного сектора экономики городского округа город Шахунья Нижегородской области, на которых не распространяются Указы Президента РФ (л.д. 138-139 т.1) и от 16.11.2022г. №443-р, согласно которому произведена индексация пенсии за выслугу лет с 01.11.2022г. по правилам первоначального назначения пенсии за выслугу лет путем перерасчета размера пенсии за выслугу лет из денежного содержания, увеличенного в 1.04 раза (индекс роста) должностного оклада (денежного вознаграждения) по ранее замещаемой аналогичной должности. Иных распоряжений администрацией принято не было.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 30 января 2024г. отставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО9, апелляционное представление Шахунского городского прокурора Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 20 июня 2024г.