Решение по делу № 2а-29/2018 от 25.10.2017

Дело в„– 2Р°-29/2018 Рі.                         <****>

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

21 марта 2018 РіРѕРґР°                              Рі. РљРёРјСЂС‹

Кимрский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Куликовой Н.Ю.,

при секретаре Мельниковой А.В.,

с участием административных истцов Зуева Ал.А., Зуевой Г.Е.,

представителя административных истцов Зуева Ал.А., Зуевой Г.Е. – адвоката Соловьевой Н.Н.,

представителей административных ответчиков – Администрации города Кимры Тверской области и Комитета по управлению имуществом города Кимры Тверской области – Гогян М.В., Сомовой Д.В.,

заинтересованных лиц Капитонова В.Н., Капитоновой Л.В., Капитонова Р.В., Тимошевича А.М., Тимошевича М.К., Тимошевич П.С., Буйлова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зуева Ал.А., Зуевой Г.Е., Зуева Ан.А., Викторовой Е.А. к Администрации города Кимры Тверской области о признании незаконным и отмене заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания и требования Администрации города Кимры Тверской области о сносе аварийного дома,

У С Т А Н О В И Л:

Зуев Ал.А., Зуева Г.Е., Зуев Ан.А., Викторова Е.А. (далее по тексту – административные истцы) обратились в Кимрский городской суд Тверской области с вышеназванными требованиями, которые мотивируют тем, что они являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 20 января 2011 года. В соответствии с письмом Администрации г. Кимры от 14 августа 2017 года №* им, административным истцам, сообщили, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии №* от 05 июля 2011 года. Полагают, что указанное заключение межведомственной комиссии является незаконным и подлежит отмене. Обследование многоквартирного жилого дома проводилось по инициативе Администрации г. Кимры. При этом они, административные истцы, как собственники квартиры в доме, не были уведомлены о работе комиссии. Осмотр производился исключительно визуально, о чем свидетельствует акт об отнесении многоквартирного дома к категории непригодного для проживания №* от 05 июля 2011 года. Ни один член данной комиссии не посчитал нужным войти внутрь дома, попасть на чердак для осмотра состояния кровли или в подвал для осмотра состояния фундамента. Выполнив внешний визуальный осмотр, комиссия приняла заключение о непригодности многоквартирного дома для проживания. Согласно Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение), по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения). В силу пунктов 38, 47 Положения признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит. Согласно пункту 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44). В связи с этим полагают, что процедура оценки жилого дома и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально. Признание дома непригодным для проживания непосредственно затрагивает их, административных истцов, права как собственников квартиры, так как их квартира может быть принудительно выкуплена, а они переселены в другое жилое помещение, что также нарушает их жилищные права, с чем они не могут согласиться. В установленном порядке копия заключения межведомственной комиссии им, административным истцам, не вручалась. Копия заключения была предоставлена им вместе с письмом Администрации г. Кимры от 14 августа 2017 года №*. В связи с тем, что была нарушена процедура признания жилого дома непригодным для проживания, также считают незаконным требование Администрации г. Кимры о сносе дома, выраженное в письме от 26 сентября 2017 года №*. Просят суд признать незаконным и отменить заключение Межведомственной комиссии Администрации г. Кимры Тверской области о признании многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания №* от 05 июля 2011 года; признать незаконным и отменить требование Администрации г. Кимры Тверской области о сносе аварийного дома по адресу<адрес>, от 26 сентября 2017 года №*.

Определением Кимрского городского суда Тверской области от 21 ноября 2017 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом города Кимры Тверской области.

Определением того же суда от 21 ноября 2017 года по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Этим же определением производство по делу приостановлено до получения заключения экспертизы.

Определением Кимрского городского суда от 25 января 2018 года производство по делу возобновлено.

Определением того же суда от 07 февраля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГУП «Тверское областное БТИ» и Межведомственная комиссия по признанию помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащими сносу или реконструкции Муниципального образования «Город Кимры Тверской области.

Определением Кимрского городского суда от 20 февраля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Капитонов В.Н., Капитонова Л.В., Капитонов Р.В., Тимошевич А.М., Тимошевич М.К., Тимошевич П.С., Тимошевич С.А., Буйлов И.В., ООО «ТПК «Горстрой».

В судебном заседании 21 марта 2018 года административные истцы Зуев Ал.А. и Зуева Г.Е., их представитель – адвокат Соловьева Н.Н. заявленные требования поддержали в полном объеме и настаивали на их удовлетворении. Зуев Ал.А. суду дополнительно пояснил, что обжалуемое заключение межведомственной комиссии он лично получил в Администрации города Кимры примерно за неделю до его обращения в данный орган в заявлением, что имело место 31 июля 2017 года, не исключал возможность получения данного заключения 19 июля 2017 года. Уже 02 августа 2017 года они (истцы) обратились в Кимрский городской суд с исковым заявлением, которое было им возвращено по той причине, что заявление было подписано лишь Зуевым Ал.А., а так же по той причине, что поданное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Сразу после этого они обратились с заявлениями в Главное Управление «Государственная жилищная инспекция Тверской области» и Правительство Тверской области.

Представители административных ответчиков – Администрации города Кимры Тверской области и Комитета по управлению имуществом города Кимры Тверской области – Гогян М.В. и Сомова Д.В. исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать, полагая, что административными истцами пропущен срок исковой давности, поскольку копию заключения межведомственной комиссии Зуев Ал.А. получил 19 июля 2017 года, а обращение в суд с данными требованиями имело место лишь 25 октября 2017 года, т.е. по истечении трехмесячного срока обжалования. Оснований для восстановления данного срока не имеется. Учитывая, что требование о признании незаконным и отмене требования Администрации города Кимры Тверской области о сносе аварийного дома от 26 сентября 2017 года является производным от требования о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, соответственно, оно также не подлежит удовлетворению.

Заинтересованные лица Капитонов В.Н., Капитонова Л.В., Капитонов Р.В., Тимошевич А.М., Тимошевич М.К., Тимошевич П.С., Буйлов И.В., полагали заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как техническое состояние жилого дома не позволяет проживать в нем в нормальных условиях. Вместе с тем не отрицали, что извещений о проведении межведомственной комиссией обследования жилого дома не получали, о том, что приходила какая-либо комиссия и осматривала дом им не известно.

Административные истцы Зуев Ан.А., Викторова Е.А., представители заинтересованных лиц - ГУП «Тверское областное БТИ», Межведомственной комиссии по признанию помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащими сносу или реконструкции Муниципального образования «Город Кимры Тверской области», ООО «ТПК «Горстрой», заинтересованное лицо Тимошевич С.А. в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. При этом Зуев Ан.А. и Викторова Е.А. представили в адрес суда заявления о рассмотрении дела в их отсутствии, указав, что поддерживают заявленные требования.

В соответствии с положениями ст. 150, ч. 2 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Допрошенный в судебном заседании эксперт И.Н.С. показала, что о проведении экспертизы стороны уведомлялись. Ею, экспертом, спорный жилой дом был осмотрен снаружи и внутри, доступ в жилые помещения был обеспечен, кроме квартиры № 3. Все исследования и выводы подробно описаны ею в экспертном заключении.

Суд, заслушав административных истцов и их представителя, представителей административных ответчиков, заинтересованных лиц, показания эксперта, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Пунктом 3 вышеуказанного постановления предусмотрено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

При рассмотрении требований, суд исходит из следующего.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Представители административных ответчиков полагали, что административными истцами пропущен срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением, в связи с чем просили в удовлетворении административного искового заявления отказать.

В ходе рассмотрения дела административные истцы и их представитель утверждали, что копию оспариваемого заключения они получили 19 июля 2017 года. О более ранней дате осведомленности административных истцов о решении межведомственной комиссии материалы дела не свидетельствуют. 02 августа 2017 года административные истцы обратились в Кимрский городской суд с аналогичными требованиями в порядке гражданского судопроизводства, однако определением суда от 04 августа 2017 года данное исковое заявление было возвращено. В последующем административные истцы обращались в Правительство Тверской области и в Главное Управление «Государственная жилищная инспекция Тверской области». С настоящим административным исковым заявлением административные истцы обратились лишь 25 октября 2017 года, т.е. за пределами срока исковой давности.

Частью 7 ст. 219 КАС РФ определено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Поскольку судом установлено, что административными истцами предпринимались меры к восстановлению своих нарушенных прав не только в судебном порядке, но и путем обращения в вышестоящие органы, что нашло свое документально подтверждение, суд приходит к выводу, что административными истцами срок подачи административного искового заявления пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.

В судебном заседании достоверно установлено, что Зуев Ал.А., Зуев Ан.А., Зуева Г.Е. и Викторова Е.А. являются сособственниками квартиры <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН. Квартиры №* в указанном доме являются муниципальной собственностью и предоставлены по договорам социального найма Капитоновой Л.В., Тимошевич П.С., Буйлову И.В. и членам их семей.

В апреле 2011 года ООО «ТПК «Горстрой» было проведено техническое обследование указанного выше многоквартирного жилого дома, и по результатам составлено техническое заключение №*, согласно которому выявлена степень повреждения фундаментов – от средней до сильной. Категория технического состояния фундаментов от ограниченно работоспособной до недопустимой. В конструкции фундамента наблюдаются деформации и дефекты, свидетельствующие о потере эксплуатационной пригодности несущей способности до 25% и более от первоначальной пригодности и несущей способности. Степень повреждения стен – сильная. Категория технического состояния IV – не работоспособное состояние. Существующие повреждения свидетельствуют о непригодности к эксплуатации. Степень повреждения элементов межэтажного перекрытия – от средней до сильной. Категория технического состояния III – ограниченно работоспособная. Техническое состояние строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационной пригодности. На основании данных результатов технического обследования установлен повышенный процент физического износа дома, имеются значительные дефекты фундаментов, стен и перекрытия, что свидетельствует о значительном исчерпании несущей способности и опасности обрушения несущих конструкций. Проведение ремонтно-восстановительных работ жилого дома экономически нецелесообразно.

Заключением Межведомственной комиссии №* от 05 июля 2011 года, созданной на основании постановления Главы администрации г. Кимры от 10 ноября 2010 года №*, многоквартирный дом <адрес> признан аварийным в связи с физическим износом в процессе эксплуатации и подлежащим сносу. Данное заключением сделано на основании визуального осмотра дома, данных технического паспорта многоквартирного дома, технического заключения по обследованию строительных конструкций №*, акта межведомственной комиссии №* от 05 июля 2011 года об отнесении многоквартирного дома к категории непригодного для проживания, составленного по результатам обследования.

На основании вышеназванного заключения межведомственной комиссии жилой дом <адрес> включен в городскую программу «Адресная программа муниципального образования «Город Кимры Тверской области» по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2016-2017 годы», утвержденную постановлением Администрации города Кимры Тверской области от 26 октября 2015 года №*.

Не согласившись с данным заключением административные истцы обратились в суд с данным административным исковым заявлением.

Рассматривая заявленные административными истцами требования, суд исходит из следующего.

В силу ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Названное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановление Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (в редакции, действующей на момент принятия заключения), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Как указано выше, постановлением Главы администрации г. Кимры Тверской области от 10 ноября 2010 года №* создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и утверждено Положение о межведомственной комиссии.

В силу п. 1 вышеназванного Положения межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции создана для оценки соответствия находящихся в эксплуатации жилых помещений, расположенных на территории г. Кимры, независимо от формы собственности, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, а также признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Пунктом 2 вышеуказанного Положения установлено, что комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №*.

В пункте 3 Положения указано на то, что задачи комиссии, ее права и обязанности определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №*.

В силу пункта 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановление Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (пункт 44 Положения).

Пунктом 33 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34 Положения).

Из акта об отнесения многоквартирного дома к категории непригодного для проживания №* от 05 июля 2011 года следует, что многоквартирный дом <адрес>, 1927-1937 года постройки, двухэтажный, бревенчатый, благоустроен частично, проживает 3 семьи, обнаружены глубокие раскрытые трещины в цоколе, неравномерная осадка здания и фундамента, бревна наружных стен имеют трещины, нижние венцы сгнили, в местах сопряжений обнаружена гниль бревен, деревянные балки междуэтажных и чердачных перекрытий повреждены гнилью и имеют прогиб, отмостка отсутствует. Деформация несущих конструкций здания привела к нарушению работоспособности конструкций, надежности дома, при этом не обеспечивается безопасное пребывание граждан в доме, износ дома составляет 76 %, необходимо расселение дома.

Осмотр проводился визуально, какой-либо инструментальный контроль не проводился, эксперты не привлекались.

То обстоятельство, что в состав комиссии входят специалисты, само по себе не свидетельствует, что все необходимые параметры можно установить путем визуального осмотра дома, поскольку по ряду вопросов необходимы дополнительные исследования специалистов, для проведения исследований требуется забор проб, проведение измерений и другие виды контроля и исследования.

В акте также отсутствуют сведения об участии в осмотре жилого дома уполномоченного собственником дома лица с правом совещательного голоса.

Согласно содержанию заключения межведомственной комиссии, в его основу положено техническое заключение ООО «ТПК «Горстрой», которое проводилось с целью определения технического состояния здания на предмет возможности дальнейшей эксплуатации, обследование проводилось в объеме сплошного обследования здания с выявлением дефектов и повреждений по внешним признакам в соответствии с пунктом 7 СП 13-102-2003 «Правила обследования строительных конструкций зданий и сооружений».

Однако, в указанном заключении анализ технической документации, а также анализ выявленных повреждений жилого дома на предмет соответствия требованиям, установленным в пункте 33 Положения, не приведен.

Давая заключение о непригодности многоквартирного дома для проживания, межведомственная комиссия исходила из того, что вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, приведшего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, так как в многоквартирном доме 1927-1937 года постройки имеются значительные дефекты фундамента, стен, перекрытий, что свидетельствует о значительном исчерпании несущей способности и опасности обрушения несущих конструкций, при этом не обеспечивается безопасное пребывание граждан в доме.

Указанные выводы межведомственная комиссия сделала на основе визуального осмотра дома, данных технического паспорта дома и технического заключения ООО «ТПК «Горстрой».

Между тем, выявленные дефекты многоквартирного жилого дома № 16/5 по ул. Московская г. Кимры и выводы межведомственной комиссии о непригодности дома для проживания, сделаны без достаточных доказательств, необходимых для принятия решения о признании жилого дома не соответствующим установленным в Положении требованиям, поскольку осмотр жилого дома проводился только визуально, без применения каких-либо измерительных приборов и приспособлений, специалисты, эксперты, имеющие специальные познания для проведения исследований не привлекались, дополнительные документы о техническом состоянии жилого дома (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю) не истребовались, а данные технического паспорта, технического заключения ООО «ТПК «Горстрой» и визуальный осмотр дома не достаточны для принятия решения о непригодности дома для проживания, поскольку объективные выводы о состоянии жилого дома можно сделать только при соблюдении установленной Положением процедуры проведения оценки жилого дома. Жильцы указанного жилого дома, являющиеся административными истцами и заинтересованными лицами по данному делу, утверждали, что в жилые помещения, которые они занимают, в 2011 году никто не приходит, их жилые помещения никто не осматривал и не обследовал.

Более того, согласно заключению эксперта №* от 12 января 2018 года, выполненного на основании определения суда от 21 ноября 2017 года, установлено, что физический износ всего жилого дома на настоящий момент составил 52 %. Точно определить физический износ конструкций жилого дома на момент составления заключения о признании многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания № 3/39 от 05 июля 2011 года невозможно в связи с отсутствием соответствующих методик. Но он не мог значительно превышать значение физического износа, определенного экспертом на момент выезда. Эксперт считает, что спорный жилой дом не являлся аварийным на момент составления оспариваемого заключения и не является аварийным на настоящий момент.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что выводы межведомственной комиссии, изложенные в оспариваемом заключении, не соответствуют как фактическому техническому состоянию многоквартирного жилого дома, так и требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,

Также установлено, что в нарушение абзаца 6 пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в редакции, действующей на момент составления акта №* от 05 июля 2011 года, к работе в комиссии не были привлечены с правом совещательного голоса ни собственники жилого помещения (уполномоченное ими лица), ни квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса, что существенным образом нарушила права и законные интересы административных истцов.

Учитывая все вышеприведенные доводы, суд приходит к выводу о наличии нарушений процедуры проведения и оценки соответствия данного жилого помещения, установленным в пунктах 43, 44 Положения требованиям, и признает заключение межведомственной комиссии от 05 июля 2011 года №* незаконным и подлежащим отмене.

Кроме того, согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

26 сентября 2017 года в адрес Зуева А.А. Администрацией г. Кимры Тверской области было направлено требование №* о сносе аварийного дома по адресу: <адрес>, предъявленное в связи с наличием оспариваемого заключения межведомственной комиссии.

Учитывая, что судом установлено наличие существенных нарушений при вынесении данного заключения, в связи с чем оно было признано незаконным, суд полагает, что предъявленное требование о сносе аварийного дома также является незаконным и подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Зуева Ал.А., Зуевой Г.Е., Зуева Ан.А., Викторовой Е.А. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить заключение межведомственной комиссии по признанию помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Муниципального образования «Город Кимры Тверской области» №* от 05 июля 2011 года о признании дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Признать незаконным и отменить требование Администрации города Кимры Тверской области к собственнику квартиры (жилого помещения) о сносе аварийного дома по адресу: <адрес>, от 26 сентября 2017 года №*.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ                     Рќ.Р®. Куликова

Решение в окончательной форме принято 26 марта 2018 года.

Судья Н.Ю. Куликова

2а-29/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зуева Г. Е.
Викторова Е. А.
Зуев А. А.
Ответчики
Комитет по управлению имуществом г. Кимры Тверской области
Администрация города Кимры Тверской области
Другие
Тимошевич А. М.
ГУП «Тверское областное БТИ»
Капитонов В. Н.
Тимошевич С. А.
Тимошевич П. С.
Буйлов И. В.
ООО ТПК "Горстрой"
Межведомственная комиссия по признанию помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многокв
Капитонова Л. В.
Тимошевич М. К.
Капитонов Р. В.
Суд
Кимрский городской суд Тверской области
Судья
Куликова Наталия Юрьевна
Дело на сайте суда
kimrsky.twr.sudrf.ru
25.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
26.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2017[Адм.] Судебное заседание
21.11.2017[Адм.] Судебное заседание
21.11.2017[Адм.] Судебное заседание
25.01.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
07.02.2018[Адм.] Судебное заседание
20.02.2018[Адм.] Судебное заседание
12.03.2018[Адм.] Судебное заседание
21.03.2018[Адм.] Судебное заседание
26.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее