Решение по делу № 33-9717/2023 от 08.08.2023

Дело № 33-9717/2023 (2-4567/2023)

59RS0007-01-2023-002168-09

Судья – Цветкова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

судей Братчиковой М.П., Мехоношиной Д.В.,

при секретаре Глуховой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 3 октября 2023 года гражданское дело по иску прокурора Свердловского района города Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Перми, администрации Свердловского района города Перми о возложении обязанностей по учету бесхозяйных объектов,

с апелляционными жалобами администрации города Перми, администрации Свердловского района города Перми на решение Свердловского районного суда города Перми от 23 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Братчиковой М.П., пояснения представителя истца Захарова Е.В., представителя ответчика администрации города Перми – Мышкиной А.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор Свердловского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Свердловского района г. Перми, администрации г. Перми о возложении обязанностей.

В обоснование требований указано, что прокуратурой по обращению Обориной А.В. проведена проверка исполнения жилищного законодательства о наличии коммунальной аварии по адресу: ул. Усть-Качкинская, 59 г. Перми, по результатам которой установлено, что администрацией Свердловского района г. Перми инициирована процедура по принятию участка водопроводной сети по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинской до ул. Днестровская (протяженностью 367 п.м.) в муниципальную собственность в соответствии с Регламентом № 130. 17.12.2021 г. департаментом ЖКХ администрации г. Перми принято решение о целесообразности приема выявленного бесхозяйственного объекта в муниципальную собственность, определена обслуживающая организация ООО «Новогор-Прикамье». Сеть холодного водоснабжения до момента признания права муниципальной собственности передана по актам приема-передачи имущества от 23.12.2021 г. на содержание и обслуживание ООО «Новогор-Прикамье» до момента регистрации права муниципальной собственности. Согласно представленной ООО «Новогор-Прикамье» информации авария произошла на бесхозяйном участке сети водоснабжения, которая передана Обществу по акту приема-передачи от 23.12.2021 г. В ООО «Новогор-Прикамье» с 02.03.2023 г. стали поступать заявки на устранение перебоя подачи холодного водоснабжения, отсутствии водоснабжения, о пониженном давлении воды. Департаментом ЖКХ администрации г. Перми в ответе от 16.03.2023 г. № 059-04-30/2-28-ри на требование прокуратуры района сообщено, что вопрос капитального ремонта сети холодного водоснабжения по вышеуказанному адресу может быть рассмотрен после регистрации права муниципальной собственности и передаче на обслуживание специализированной организации. До настоящего времени вопрос с регистрацией права собственности на объект не решен. Администрацией Свердловского района г. Перми представлена информация о направлении в адрес Департамента ЖКХ администрации г. Перми 17.11.2022 г. № 059-39-01-33/03-1207 о финансовой потребности на проведении технической инвентаризации и проверке безопасности сетей ТС в 2023 г., в том числе по сети водоснабжения по адресу: ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинской до ул. Днестровская, в отношении которой принято решение о целесообразности принятия в муниципальную собственность. До настоящего времени решение ДЖКХ по данному объекту не принято. Таким образом, данный участок сети водоотведения обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи, принятие на учет которых производится органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления. Указанные сети водоотведения являются бесхозяйным имуществом, поскольку собственник не установлен, на балансе объекты не состоят, в ЕГРН сведения о правообладателе не имеются, объекты в реестре государственной и муниципальной собственности не значатся. Бездействие ответчиков по постановке на учет бесхозяйного имущество, регистрации права муниципальной собственности, не обеспечивает надлежащего технического состояния сетей, создает предпосылки невозможности капитального ремонта объекта, не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. Гражданами, проживающими по ул. Усть-Качкинская г. Перми, в связи с не устранением дефекта на сети водоснабжения приходилось испытывать трудности с наличием достаточного объема питьевой воды, проблемы с поддержанием личной гигиены, влажной уборки помещений, помывкой посуды, стиркой белья, использованием бытовой техники. Просит обязать администрацию Свердловского района г. Перми обеспечить постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет, на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного, а также получение технического паспорта на объект сеть холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская, ориентировочной протяженностью 367,00 п.м.; обязать администрацию г. Перми выделить финансирование для производства работ по паспортизации объекта сети холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская, ориентировочной протяженностью 367,00 п.м.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Новогор-Прикамье».

В судебном заседании истец доводы, изложенные в иске, поддержал, просил удовлетворить требования в полном объеме, пояснив, что ответчики длительное время бездействуют, меры для постановки на учет не предпринимают, в настоящее время муниципальный контракт не заключен, денежные средства для паспортизации выделены на весь район, конкретное указание на спорный объект отсутствует, проект технического задания не подписан. Представитель ответчика администрации Свердловского района г. Перми в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве по иску, пояснила, что ответчиком предпринимаются меры для постановки на учет и паспортизации спорного объекта, денежные средства выделены району для паспортизации объектов, в настоящее время техническое задание не подписано, имеется только проект, информация о целесообразности приема выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность получена в декабре 2021 г. Представитель ответчика администрации г. Перми в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений на иск, пояснила, что денежные средства выделены в настоящее время, и проводятся все необходимые мероприятия по постановке на учет сети холодного водоснабжения в добровольном порядке, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении иска. Представитель третьего лица ООО «Новогор-Прикамье» в судебное заседание не явился, общество извещено своевременно и надлежаще, ходатайств и заявлений не представлено.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований, в связи с чем, ответчик администрация г. Перми просит решение суда отменить, указывая на то, что судом оставлено без внимание то, что администрацией проведены работы по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность, в том числе проведено комиссионное обследование сетей. Также судом не дана оценка доводам администрации о выделении денежных средств для проведения технической инвентаризации и паспортизации объектов инженерной инфраструктуры в Свердловском районе. В настоящее время по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссией принято решение, что победителем определения поставщика признан участник закупки с идентификационным номером заявки № 131. Кроме того, полагают, что срок исполнения решения суда в течение 3 месяцев является не рациональным для исполнения, поскольку срок исполнения муниципального контракта составляет 140 дней, перечень объектов достаточно значительный, исполнить решение суда в указанные сроки невозможно по объективным причинам. Администрацией города Перми проводятся дальнейшие плановые мероприятия по принятию спорного участка сети на государственный кадастровый учет.

Администрация Свердловского района города Перми, также не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой указала на необоснованность срока исполнения решения суда в течение трех месяцев, поскольку продолжительность процедуры постановки бесхозяйного объекта на учет в ЕГРН (при условии имеющегося финансирования на паспортизацию объекта) составляет не менее 150 дней (5-6 месяцев), при этом данный срок не учитывает времени на получение ответов на запросы администрации района, процедуру проведения закупки (аукцион), заключение муниципального контракта. Обращает внимание, что спорная инженерная сеть холодного водоснабжения была включена в план технической инвентаризации и паспортизации объектов инженерной инфраструктуры города Перми в рамках муниципальной программы. Кроме того, судом не приняты во внимание такие обстоятельства как большая изношенность сетей в г. Перми, большие затраты бюджета г. Перми на паспортизацию и содержание бесхозяйных сетей. Отмечает, что в настоящее время администрацией подготовлено техническое задание, в сети Интернет размещено Извещение о проведении электронного открытого аукциона, 16.06.2023 заключен муниципальный контракт, срок оказания услуг по которому составляет 140 дней с момента его заключения.

Представитель ответчика администрации г. Перми – Мышкина А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала. Представитель истца Захаров Е.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на апелляционную жалобу, указав, что ответчик не оспаривает обязанность поставить объект на учет и выражает несогласие только по срокам, однако срок исполнения решения судом первой инстанции определен разумный. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом с учетом положений ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что прокуратурой Свердловского района г. Перми по обращению Обориной А.В. по вопросу отсутствия ХВС по адресу: ул. Усть-Качкинская, 59 г. Перми проведена проверка, в ходе которой установлено, что сеть холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская, ориентировочной протяженностью 367 п.м., - в ЕГРН отсутствует, в реестре государственной собственности Пермского края не учитывается, в хозяйственном ведении МП «Пермводоканал» не числится, в реестре муниципального имущества г. Перми и в реестре федерального имущества с указанными идентифицирующими данными отсутствует.

21.10.2021 произведен осмотр объекта инженерно-технического обеспечения, вышеуказанной сети холодного водоснабжения, о чем составлен соответствующий акт, которым установлено его удовлетворительное состояние.

15.11.2022 администрации Свердловского района г. Перми направлены запросы в организации о стоимости услуг по проведению работ технической инвентаризации и паспортизации бесхозяйственных объектов, в ответ на которые направлены коммерческие предложения.

29.11.2021 администрацией Свердловского района г. Перми в адрес ДЖКХ администрации г. Перми направлено письмо о подготовке заключения о целесообразности и необходимости приема объекта инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность: сеть холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская.

17.12.2021 ДЖХК в адрес администрации Свердловского района г. Перми и департамента имущественных отношений направлено письмо о целесообразности приема выявленного бесхозяйного объекта сеть холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская в муниципальную собственность г. Перми, и в соответствии с наличием технологического присоединения обслуживающей организацией определить ООО «Новогор-Прикамье».

23.12.2021 г. между ООО «Новогор-Прикамье» и ДЖКХ подписан акт приема-передачи сети холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская (Свердловский район).

25.01.2022 г. ООО «Новогор-Прикамье» направил в адрес ДЖКХ подписанные акты приема-передачи имущества, передаваемого для содержания и обслуживания ООО «Новогор-Прикамье» на основании заключения о целесообразности приема объектом инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность, в том числе и в отношении сети холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская.

По информации администрации г. Перми, по состоянию на 27.03.2023 г., решением Пермской городской думы от 20.12.2022 г. № 267 на 2023 г. предусмотрено финансирование на проведение технической инвентаризации и паспортизации объектов инженерной инфраструктуры в объеме 1618789 рублей, доведенные лимиты в первую очередь будут направлены на исполнение судебных решений. Дополнительное финансирование на проведение работ по технической инвентаризации и паспортизации сети водоснабжения по ул. Усть-Качкинской от ул. Лихвинской до ул. Днестровской и других объектов будет рассмотрено при корректировке бюджета в случае отсутствия дефицита.

Согласно Постановления администрации г. Перми от 20.10.2021 г. № 924, утверждена муниципальная программа развития системы жилищно-коммунального хозяйства в г. Перми, в том числе план график содержания объектом инженерной инфраструктуры на 2023 г., в соответствии с которым объем финансирования из бюджета г. Перми на проведение технической инвентаризации и паспортизации объектов инженерной инфраструктуры в Свердловском районе составил 258 24200 тыс. рублей, датой начала реализации подмероприятий является 01.03.2023 г., окончание 31.12.2023 г.

Решением Пермской городской думы от 20.12.2022 г. № 267 утверждены распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям, структура расходов бюджета города на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.

Согласно письма администрации Свердловского района г. Перми от 28.03.2023 г. для заключения муниципального контракта по выполнению работ по технической инвентаризации и паспортизации сети холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская необходимо выделение денежных средств в сумме 19080,41 рублей, по состоянию на 27.03.2023 г. денежные средства не выделены, просит ДЖХК оказать содействие по выделению финансирования.

Согласно пояснений представителей ответчиков, в настоящее время финансирование выделено, проводятся дальнейшие мероприятия по постановке бесхозяйных объектов на учет, а также получение технического паспорта, указывают на проведение необходимых мероприятий в добровольном порядке.

Удовлетворяя исковые требования об обязании администрации Свердловского района г. Перми поставить на государственный кадастровый учет, на учет в ЕГРН, в качестве бесхозяйного, объект сеть холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская, получить на указанный объект технический паспорт, выделить финансирование для производства работ по паспортизации объекта сети холодного водоснабжения, суд исходил из получения заключения о целесообразности, 17.12.2021 и до настоящего времени сеть водоснабжения по ул. Усть-Качкинской от ул. Лихвинской до ул. Днестровской на учет не поставлена, технический паспорт не получен. Разработан «проект» технического задания на выполнение работ, где в перечне инженерной инфраструктуры, под номером 45 отражен спорный объект, указанное техническое задание не согласовано, муниципальный контракт не заключен. Кроме того, со дня получения целесообразности приема выявленного бесхозяйного объекта до настоящего времени прошло более года, в указанный период паспортизация объекта не проведена, и вопрос о финансировании не был разрешен, что подтверждается письмом администрации Свердловского района г. Перми от 28.03.2023.

Судебная коллегия, оценив совокупность установленных обстоятельств, соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора Свердловского района г. Перми.

Данный вывод основан на том, что согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку вышеперечисленные спорные водопроводные сети находятся на территории Свердловского района г. Перми, то в силу прямого указания закона администрация данного района обязана принять на баланс указанную сеть холодного водоснабжения.

Как видно из материалов дела, отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию спорных участков системы водоснабжения может привести к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работой указанного объекта, что не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, затопления, угрозу санитарному благополучию граждан.

Со дня получения целесообразности приема выявленного бесхозяйного объекта до настоящего времени прошло более года, в указанный период паспортизация объекта не проведена, вопрос о финансировании не разрешен, что следует из письма администрации Свердловского района г. Перми от 28.03.2023

При указанных обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что орган местного самоуправления не только вправе, но и обязан принимать меры по учету бесхозяйного имущества с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорное имущество является бесхозяйным и с учетом требований ст. 225 Гражданского кодекса РФ, п. п. 4, 8 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 15, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из незаконности бездействия администрации Свердловского района г. Перми, выразившегося в непринятии мер по постановке на баланс спорного бесхозяйного имущества.

Кроме того, в соответствии со ст. 16 вышеприведенного Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Понятие водопроводной сети определено в п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно которому водопроводная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

Ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе, водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Из указанных норм действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения, в том числе, бесхозяйных сетей водоснабжения, а также обязан обеспечить постановку на учет бесхозяйных сетей водоснабжения и признание права муниципальной собственности на них.

В данном случае, отсутствие оформленных в установленном порядке прав является препятствием для передачи спорного имущества на обслуживание эксплуатирующей организации, в связи с чем, надлежащая эксплуатация объектов не осуществляется, что так или иначе приводит к их разрушению и создает угрозу окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан.

В силу изложенного, разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что спорная сеть холодного водоснабжения является бесхозяйной и используется для осуществления подачи воды. Отсутствие собственника у спорного имущества свидетельствует о ненадлежащей эксплуатации водопроводной сети, вследствие чего происходит нарушение права граждан на благоприятные условия для проживания, так как влечет возникновение аварийных ситуаций, связанных с отключениями объектов жилого фонда от коммунальных услуг.

Доводы жалоб о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный судом, не могут влечь отмену решения суда, поскольку данное обстоятельство не может являться причиной нарушения прав граждан на благоприятные условия для проживания. Кроме того, из ответа Заместителя главы администрации города Перми от 27.03.2023 следует, что решением Пермской городской Думы от 20.121.2022 № 267 «О бюджете города Перми на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на 2023 год предусмотрено финансирование на проведение технической инвентаризации и паспортизации объектов инженерной инфраструктуры в объеме 1618789,00.

Таким образом, доводы апелляционных жалоб правовых оснований к отмене постановленного по делу решения не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Перми от 23 мая 2023 года оставить без изменения, по апелляционные жалобы администрации города Перми, администрации Свердловского района города Перми – без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 10.10.2023

Дело № 33-9717/2023 (2-4567/2023)

59RS0007-01-2023-002168-09

Судья – Цветкова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

судей Братчиковой М.П., Мехоношиной Д.В.,

при секретаре Глуховой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 3 октября 2023 года гражданское дело по иску прокурора Свердловского района города Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Перми, администрации Свердловского района города Перми о возложении обязанностей по учету бесхозяйных объектов,

с апелляционными жалобами администрации города Перми, администрации Свердловского района города Перми на решение Свердловского районного суда города Перми от 23 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Братчиковой М.П., пояснения представителя истца Захарова Е.В., представителя ответчика администрации города Перми – Мышкиной А.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор Свердловского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Свердловского района г. Перми, администрации г. Перми о возложении обязанностей.

В обоснование требований указано, что прокуратурой по обращению Обориной А.В. проведена проверка исполнения жилищного законодательства о наличии коммунальной аварии по адресу: ул. Усть-Качкинская, 59 г. Перми, по результатам которой установлено, что администрацией Свердловского района г. Перми инициирована процедура по принятию участка водопроводной сети по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинской до ул. Днестровская (протяженностью 367 п.м.) в муниципальную собственность в соответствии с Регламентом № 130. 17.12.2021 г. департаментом ЖКХ администрации г. Перми принято решение о целесообразности приема выявленного бесхозяйственного объекта в муниципальную собственность, определена обслуживающая организация ООО «Новогор-Прикамье». Сеть холодного водоснабжения до момента признания права муниципальной собственности передана по актам приема-передачи имущества от 23.12.2021 г. на содержание и обслуживание ООО «Новогор-Прикамье» до момента регистрации права муниципальной собственности. Согласно представленной ООО «Новогор-Прикамье» информации авария произошла на бесхозяйном участке сети водоснабжения, которая передана Обществу по акту приема-передачи от 23.12.2021 г. В ООО «Новогор-Прикамье» с 02.03.2023 г. стали поступать заявки на устранение перебоя подачи холодного водоснабжения, отсутствии водоснабжения, о пониженном давлении воды. Департаментом ЖКХ администрации г. Перми в ответе от 16.03.2023 г. № 059-04-30/2-28-ри на требование прокуратуры района сообщено, что вопрос капитального ремонта сети холодного водоснабжения по вышеуказанному адресу может быть рассмотрен после регистрации права муниципальной собственности и передаче на обслуживание специализированной организации. До настоящего времени вопрос с регистрацией права собственности на объект не решен. Администрацией Свердловского района г. Перми представлена информация о направлении в адрес Департамента ЖКХ администрации г. Перми 17.11.2022 г. № 059-39-01-33/03-1207 о финансовой потребности на проведении технической инвентаризации и проверке безопасности сетей ТС в 2023 г., в том числе по сети водоснабжения по адресу: ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинской до ул. Днестровская, в отношении которой принято решение о целесообразности принятия в муниципальную собственность. До настоящего времени решение ДЖКХ по данному объекту не принято. Таким образом, данный участок сети водоотведения обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи, принятие на учет которых производится органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления. Указанные сети водоотведения являются бесхозяйным имуществом, поскольку собственник не установлен, на балансе объекты не состоят, в ЕГРН сведения о правообладателе не имеются, объекты в реестре государственной и муниципальной собственности не значатся. Бездействие ответчиков по постановке на учет бесхозяйного имущество, регистрации права муниципальной собственности, не обеспечивает надлежащего технического состояния сетей, создает предпосылки невозможности капитального ремонта объекта, не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. Гражданами, проживающими по ул. Усть-Качкинская г. Перми, в связи с не устранением дефекта на сети водоснабжения приходилось испытывать трудности с наличием достаточного объема питьевой воды, проблемы с поддержанием личной гигиены, влажной уборки помещений, помывкой посуды, стиркой белья, использованием бытовой техники. Просит обязать администрацию Свердловского района г. Перми обеспечить постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет, на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного, а также получение технического паспорта на объект сеть холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская, ориентировочной протяженностью 367,00 п.м.; обязать администрацию г. Перми выделить финансирование для производства работ по паспортизации объекта сети холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская, ориентировочной протяженностью 367,00 п.м.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Новогор-Прикамье».

В судебном заседании истец доводы, изложенные в иске, поддержал, просил удовлетворить требования в полном объеме, пояснив, что ответчики длительное время бездействуют, меры для постановки на учет не предпринимают, в настоящее время муниципальный контракт не заключен, денежные средства для паспортизации выделены на весь район, конкретное указание на спорный объект отсутствует, проект технического задания не подписан. Представитель ответчика администрации Свердловского района г. Перми в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве по иску, пояснила, что ответчиком предпринимаются меры для постановки на учет и паспортизации спорного объекта, денежные средства выделены району для паспортизации объектов, в настоящее время техническое задание не подписано, имеется только проект, информация о целесообразности приема выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность получена в декабре 2021 г. Представитель ответчика администрации г. Перми в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений на иск, пояснила, что денежные средства выделены в настоящее время, и проводятся все необходимые мероприятия по постановке на учет сети холодного водоснабжения в добровольном порядке, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении иска. Представитель третьего лица ООО «Новогор-Прикамье» в судебное заседание не явился, общество извещено своевременно и надлежаще, ходатайств и заявлений не представлено.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований, в связи с чем, ответчик администрация г. Перми просит решение суда отменить, указывая на то, что судом оставлено без внимание то, что администрацией проведены работы по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность, в том числе проведено комиссионное обследование сетей. Также судом не дана оценка доводам администрации о выделении денежных средств для проведения технической инвентаризации и паспортизации объектов инженерной инфраструктуры в Свердловском районе. В настоящее время по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссией принято решение, что победителем определения поставщика признан участник закупки с идентификационным номером заявки № 131. Кроме того, полагают, что срок исполнения решения суда в течение 3 месяцев является не рациональным для исполнения, поскольку срок исполнения муниципального контракта составляет 140 дней, перечень объектов достаточно значительный, исполнить решение суда в указанные сроки невозможно по объективным причинам. Администрацией города Перми проводятся дальнейшие плановые мероприятия по принятию спорного участка сети на государственный кадастровый учет.

Администрация Свердловского района города Перми, также не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой указала на необоснованность срока исполнения решения суда в течение трех месяцев, поскольку продолжительность процедуры постановки бесхозяйного объекта на учет в ЕГРН (при условии имеющегося финансирования на паспортизацию объекта) составляет не менее 150 дней (5-6 месяцев), при этом данный срок не учитывает времени на получение ответов на запросы администрации района, процедуру проведения закупки (аукцион), заключение муниципального контракта. Обращает внимание, что спорная инженерная сеть холодного водоснабжения была включена в план технической инвентаризации и паспортизации объектов инженерной инфраструктуры города Перми в рамках муниципальной программы. Кроме того, судом не приняты во внимание такие обстоятельства как большая изношенность сетей в г. Перми, большие затраты бюджета г. Перми на паспортизацию и содержание бесхозяйных сетей. Отмечает, что в настоящее время администрацией подготовлено техническое задание, в сети Интернет размещено Извещение о проведении электронного открытого аукциона, 16.06.2023 заключен муниципальный контракт, срок оказания услуг по которому составляет 140 дней с момента его заключения.

Представитель ответчика администрации г. Перми – Мышкина А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала. Представитель истца Захаров Е.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на апелляционную жалобу, указав, что ответчик не оспаривает обязанность поставить объект на учет и выражает несогласие только по срокам, однако срок исполнения решения судом первой инстанции определен разумный. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом с учетом положений ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что прокуратурой Свердловского района г. Перми по обращению Обориной А.В. по вопросу отсутствия ХВС по адресу: ул. Усть-Качкинская, 59 г. Перми проведена проверка, в ходе которой установлено, что сеть холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская, ориентировочной протяженностью 367 п.м., - в ЕГРН отсутствует, в реестре государственной собственности Пермского края не учитывается, в хозяйственном ведении МП «Пермводоканал» не числится, в реестре муниципального имущества г. Перми и в реестре федерального имущества с указанными идентифицирующими данными отсутствует.

21.10.2021 произведен осмотр объекта инженерно-технического обеспечения, вышеуказанной сети холодного водоснабжения, о чем составлен соответствующий акт, которым установлено его удовлетворительное состояние.

15.11.2022 администрации Свердловского района г. Перми направлены запросы в организации о стоимости услуг по проведению работ технической инвентаризации и паспортизации бесхозяйственных объектов, в ответ на которые направлены коммерческие предложения.

29.11.2021 администрацией Свердловского района г. Перми в адрес ДЖКХ администрации г. Перми направлено письмо о подготовке заключения о целесообразности и необходимости приема объекта инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность: сеть холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская.

17.12.2021 ДЖХК в адрес администрации Свердловского района г. Перми и департамента имущественных отношений направлено письмо о целесообразности приема выявленного бесхозяйного объекта сеть холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская в муниципальную собственность г. Перми, и в соответствии с наличием технологического присоединения обслуживающей организацией определить ООО «Новогор-Прикамье».

23.12.2021 г. между ООО «Новогор-Прикамье» и ДЖКХ подписан акт приема-передачи сети холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская (Свердловский район).

25.01.2022 г. ООО «Новогор-Прикамье» направил в адрес ДЖКХ подписанные акты приема-передачи имущества, передаваемого для содержания и обслуживания ООО «Новогор-Прикамье» на основании заключения о целесообразности приема объектом инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность, в том числе и в отношении сети холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская.

По информации администрации г. Перми, по состоянию на 27.03.2023 г., решением Пермской городской думы от 20.12.2022 г. № 267 на 2023 г. предусмотрено финансирование на проведение технической инвентаризации и паспортизации объектов инженерной инфраструктуры в объеме 1618789 рублей, доведенные лимиты в первую очередь будут направлены на исполнение судебных решений. Дополнительное финансирование на проведение работ по технической инвентаризации и паспортизации сети водоснабжения по ул. Усть-Качкинской от ул. Лихвинской до ул. Днестровской и других объектов будет рассмотрено при корректировке бюджета в случае отсутствия дефицита.

Согласно Постановления администрации г. Перми от 20.10.2021 г. № 924, утверждена муниципальная программа развития системы жилищно-коммунального хозяйства в г. Перми, в том числе план график содержания объектом инженерной инфраструктуры на 2023 г., в соответствии с которым объем финансирования из бюджета г. Перми на проведение технической инвентаризации и паспортизации объектов инженерной инфраструктуры в Свердловском районе составил 258 24200 тыс. рублей, датой начала реализации подмероприятий является 01.03.2023 г., окончание 31.12.2023 г.

Решением Пермской городской думы от 20.12.2022 г. № 267 утверждены распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям, структура расходов бюджета города на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.

Согласно письма администрации Свердловского района г. Перми от 28.03.2023 г. для заключения муниципального контракта по выполнению работ по технической инвентаризации и паспортизации сети холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская необходимо выделение денежных средств в сумме 19080,41 рублей, по состоянию на 27.03.2023 г. денежные средства не выделены, просит ДЖХК оказать содействие по выделению финансирования.

Согласно пояснений представителей ответчиков, в настоящее время финансирование выделено, проводятся дальнейшие мероприятия по постановке бесхозяйных объектов на учет, а также получение технического паспорта, указывают на проведение необходимых мероприятий в добровольном порядке.

Удовлетворяя исковые требования об обязании администрации Свердловского района г. Перми поставить на государственный кадастровый учет, на учет в ЕГРН, в качестве бесхозяйного, объект сеть холодного водоснабжения по ул. Усть-Качкинская от ул. Лихвинская до ул. Днестровская, получить на указанный объект технический паспорт, выделить финансирование для производства работ по паспортизации объекта сети холодного водоснабжения, суд исходил из получения заключения о целесообразности, 17.12.2021 и до настоящего времени сеть водоснабжения по ул. Усть-Качкинской от ул. Лихвинской до ул. Днестровской на учет не поставлена, технический паспорт не получен. Разработан «проект» технического задания на выполнение работ, где в перечне инженерной инфраструктуры, под номером 45 отражен спорный объект, указанное техническое задание не согласовано, муниципальный контракт не заключен. Кроме того, со дня получения целесообразности приема выявленного бесхозяйного объекта до настоящего времени прошло более года, в указанный период паспортизация объекта не проведена, и вопрос о финансировании не был разрешен, что подтверждается письмом администрации Свердловского района г. Перми от 28.03.2023.

Судебная коллегия, оценив совокупность установленных обстоятельств, соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора Свердловского района г. Перми.

Данный вывод основан на том, что согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку вышеперечисленные спорные водопроводные сети находятся на территории Свердловского района г. Перми, то в силу прямого указания закона администрация данного района обязана принять на баланс указанную сеть холодного водоснабжения.

Как видно из материалов дела, отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию спорных участков системы водоснабжения может привести к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работой указанного объекта, что не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, затопления, угрозу санитарному благополучию граждан.

Со дня получения целесообразности приема выявленного бесхозяйного объекта до настоящего времени прошло более года, в указанный период паспортизация объекта не проведена, вопрос о финансировании не разрешен, что следует из письма администрации Свердловского района г. Перми от 28.03.2023

При указанных обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что орган местного самоуправления не только вправе, но и обязан принимать меры по учету бесхозяйного имущества с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорное имущество является бесхозяйным и с учетом требований ст. 225 Гражданского кодекса РФ, п. п. 4, 8 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 15, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из незаконности бездействия администрации Свердловского района г. Перми, выразившегося в непринятии мер по постановке на баланс спорного бесхозяйного имущества.

Кроме того, в соответствии со ст. 16 вышеприведенного Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Понятие водопроводной сети определено в п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно которому водопроводная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

Ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе, водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Из указанных норм действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения, в том числе, бесхозяйных сетей водоснабжения, а также обязан обеспечить постановку на учет бесхозяйных сетей водоснабжения и признание права муниципальной собственности на них.

В данном случае, отсутствие оформленных в установленном порядке прав является препятствием для передачи спорного имущества на обслуживание эксплуатирующей организации, в связи с чем, надлежащая эксплуатация объектов не осуществляется, что так или иначе приводит к их разрушению и создает угрозу окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан.

В силу изложенного, разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что спорная сеть холодного водоснабжения является бесхозяйной и используется для осуществления подачи воды. Отсутствие собственника у спорного имущества свидетельствует о ненадлежащей эксплуатации водопроводной сети, вследствие чего происходит нарушение права граждан на благоприятные условия для проживания, так как влечет возникновение аварийных ситуаций, связанных с отключениями объектов жилого фонда от коммунальных услуг.

Доводы жалоб о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный судом, не могут влечь отмену решения суда, поскольку данное обстоятельство не может являться причиной нарушения прав граждан на благоприятные условия для проживания. Кроме того, из ответа Заместителя главы администрации города Перми от 27.03.2023 следует, что решением Пермской городской Думы от 20.121.2022 № 267 «О бюджете города Перми на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на 2023 год предусмотрено финансирование на проведение технической инвентаризации и паспортизации объектов инженерной инфраструктуры в объеме 1618789,00.

Таким образом, доводы апелляционных жалоб правовых оснований к отмене постановленного по делу решения не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Перми от 23 мая 2023 года оставить без изменения, по апелляционные жалобы администрации города Перми, администрации Свердловского района города Перми – без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 10.10.2023

33-9717/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Свердловского района г. Перми
Ответчики
Администрация г. Перми
Администрация Свердловского района г. Перми
Другие
ООО Новогор-прикамья
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Братчикова Мария Петровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
08.08.2023Передача дела судье
03.10.2023Судебное заседание
10.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2023Передано в экспедицию
03.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее