Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2015 года <адрес>
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего Хибаковой Л.В.,
при секретаре ФИО4
с участием истца ФИО1
представителя истца ФИО6
представителя ответчика СПК «Армеец» ФИО5
ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1 к Садоводческому потребительскому кооперативу «<адрес>», ФИО2 (третьи лица Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес>; Министерство юстиции Республики Крым; ССТ массива «<адрес>») о признании регистрации СПК «<адрес>» как вновь созданного юридического лица, недействительной, изменении способа образования;
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к Садоводческому потребительскому кооперативу «<адрес>», ФИО2 (третьи лица Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес>; Министерство юстиции Республики Крым; ССТ массива «<адрес>») о признании регистрации СПК «<адрес>» как вновь созданного юридического лица, недействительной, изменении способа образования юридического лица.
В обоснование заявленных требований истцом указано что, садовое товарищество «<адрес>» было создано в 1989 году, на выделенном для войсковых частей и учреждений участке земли. На территории СТ расположено 57 садовых участков и имеется имущество, принадлежащее членам товарищества, совместно накопленное ими за все время существования товарищества. После вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации встала необходимость проведения перерегистрации СТ «<адрес>» с изменением организационно- правовой формы юридического лица, с целью приведения документации в соответствие с нормами Российского законодательства.
Решением общего собрания товарищей- садоводов, при количестве присутствующих 49 из 57, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, в связи с необходимостью перерегистрации, было принято решение провести реорганизацию СТ в организационно – правовую форму садоводческий потребительский кооператив «<адрес>», с утверждением нового устава.
Во время проведения регистрации реорганизованного в СПК «<адрес>», выбранным ДД.ММ.ГГГГ председателем правления СПК ФИО2, в налоговый орган был предоставлен другой протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, где указано что в СПК «<адрес>» участников всего 5, которые единогласно проголосовали за создание нового СПК «<адрес>», не учитывая мнение остальных 52 участников. Для регистрации СПК так же был предоставлен и новый устав СПК, который на общем собрании не обсуждался.
Несмотря на единогласно принятое на общем собрании решение о реорганизации СТ «<адрес>» в СПК «<адрес>» путем преобразования, для регистрации были предоставлены документы о принятом решении о создании СПК «<адрес>», а в уставе сказано, что земельный участок был выделен воинской части №, которой никогда не существовало.
Представленные для регистрации документы являются недействительными, т.к. решения о создании СПК «<адрес>», указанного в представленном протоколе общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ с общим числом участников 5 человек, не было, представленный для регистрации Устав на общем собрании не принимался. Кроме ФИО2, из 5-ти человек участников, ни кто документы не подписывал. Общее собрание участников СТ «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. на котором из 57 членов присутствовало 49 человек ( более 2/3 от количества участников), большинством голосов приняло решение о реорганизации СТ в СПК «<адрес>» и утвердило новый устав.
ДД.ММ.ГГГГ на очередном собрании участников СПК было принято решение о внесении изменений в Устав СПК. Устав в новой редакции ДД.ММ.ГГГГ прошел государственную регистрацию, в нем сказано, что СПК «<адрес>» создано при реорганизации путем преобразования из СТ «<адрес>». Но в ЕГРЮЛ СПК «<адрес>» внесен как вновь созданный, т.е. его регистрация проводилась по недействительным документам.
При осуществлении внутренних мероприятий, по установлению соответствия решению общего собрания членов кооператива проведения государственной регистрации СПК «<адрес>», специально созданной комиссией СПК, ответственными лицами было проведено изучение документов, поданных для регистрации, из которых установлено, что вопреки принятого ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании решения о реорганизации СТ «<адрес>» в СПК «<адрес>», избранным на этом же собрании председателем правления СПК ФИО2, в налоговый орган были предоставлены не действительные протокол собрания учредителей от ДД.ММ.ГГГГ и недействительный Устав создаваемого СПК «<адрес>».
В свою очередь регистрирующий орган проверку достоверности данных включаемых в ЕГРЛЮ не проводил, что повлекло в дальнейшем, внесение представленных недостоверных сведений в ЕГРЮЛ.
На основании ст. 51,61 ГК РФ, положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» истец обращаясь в суд просит:
Признать регистрацию СПК «<адрес>», как вновь созданный, недействительной
Признать СПК «<адрес>» зарегистрированным по решению общего собрания членов садового товарищества «<адрес>», проведенного ДД.ММ.ГГГГ, согласно принятому решению о создании СПК «<адрес>» через реорганизацию путем преобразования.
Обязать ИФНС по <адрес> внести изменения в способ образования СПК «<адрес>», заменив на реорганизацию в виде преобразования.
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель истца ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержал.
Представитель ответчика Садоводческого потребительского кооператива «<адрес>» - ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования признал, подтвердив, что общее собрание участников СТ «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. на котором из 57 членов присутствовало 49 человек ( более 2/3 от количества участников), большинством голосов приняло решение о реорганизации СТ в СПК «<адрес>» и утвердило новый устав. Во время проведения регистрации реорганизованного в СПК «<адрес>», выбранным ДД.ММ.ГГГГ председателем правления СПК ФИО2, в налоговый орган был предоставлен другой протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, где указано что в СПК «<адрес>» участников всего 5, которые единогласно проголосовали за создание нового СПК «<адрес>», что не соответствует действительности, и действительному решения участников СТ «<адрес>». ДД.ММ.ГГГГ на очередном собрании участников СПК было принято решение о внесении изменений в Устав СПК. Устав в новой редакции ДД.ММ.ГГГГ прошел государственную регистрацию, в нем сказано, что СПК «<адрес>» создано при реорганизации путем преобразования из СТ «<адрес>», однако во внесудебном порядке внести аналогичные сведения в ЕГРЮЛ не представляется возможным.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования признал, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ Председатель Правления ССТ массив «<адрес>» ФИО7 довела информацию о том, что нужно срочно провести перерегистрацию садового товарищества по российскому законодательству. На общем собрании участников СТ «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, большинством голосов приняло решение о реорганизации СТ в СПК «<адрес>», утвержден новый устав, решением этого же собрания, он был избран председателем правления и ему было поручено произвести перерегистрацию товарищества. ДД.ММ.ГГГГ централизовано под руководством Председателя Правления ССТ массив «<адрес>» ФИО7, наряду с другими представителями садоводческих товариществ, на автобусе они выехали в <адрес>. В Симферополе в офисе юристов ФИО7 раздала всем готовые пакеты документов на каждое товарищество, сказав, что составленные нами протоколы, Уставы не нужны.
В пакете документов которые ему передала ФИО7, для регистрации СПК в налоговый орган был предоставлен протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, где указано что в СПК «<адрес>» участников всего 5, которые единогласно проголосовали за создание нового СПК «<адрес>», для регистрации СПК так же был предоставлен и новый устав СПК. Он расписался за себя в новом протоколе, подписи за остальных проставила ФИО7 Получать новые документы должны были ДД.ММ.ГГГГ, фактически их получили ДД.ММ.ГГГГ Не отрицает, что он для регистрации в налоговый орган подал недостоверные сведения, недействительный протокол, но указывает, что сделал это не умышленно, а вследствие стечения обстоятельств, так как было много вопросов при переходе на российское законодательство, координацией регистрации занималась централизовано Председатель Правления ССТ массив «<адрес>» ФИО7, которой он доверял, полагая, что она действует в интересах их общества.
Третье лицо – Министерство юстиции Республики Крым, извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представлен письменный отзыв, в котором третье лицо указывает на то, что не является регистрирующим органом некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
Третье лицо – Инспекция ФНС России по <адрес>, извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, письменных мотивированных возражений не представлено.
Третье лицо –Совет садоводческих товариществ массива «<адрес>», привлеченные к участию в деле протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Заслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему:
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о Садоводческом Потребительском кооперативе «<адрес>», о чем было выдано свидетельство о постановке на налоговый учет Российской Федерации в налоговом органе по месту её нахождения серии 91 №.
Способ образования (указанный в п. 14 ЕГРЮЛ) Государственная регистрация юридического лица при создании
Основанием для регистрации юридического лица явилось Решение о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №А. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующим органом в Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> принято решение о государственной регистрации – Внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица Садоводческий потребительский кооператив «Армеец» на основании предоставленных для государственной регистрации документов, полученных регистрирующим органом ДД.ММ.ГГГГ вх. №А (л.д. 27)
Согласно заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, поданного от имени юридического лица Председателем правления ФИО2, способ образования был указан им (л.д.43-50)
При этом согласно расписки содержащейся на стр.8 заявления, ФИО2, подтвердил, что :
представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;
сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны;
Совместно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании, председателем правления СПК «<адрес>» ФИО2 в ИФНС предоставлены-
Протокол № общего собрания членов садоводческого потребительского кооператива «Армеец» от ДД.ММ.ГГГГ ( в котором указано на количество членов СПК – 5 человек) (ФИО8, ФИО9, ФИО5, ФИО1, ФИО2) – л.д. 33-34
Устав СПК «<адрес> утвержденный протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-42)
Гарантийное письмо (л.д. 29)
Согласно пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом (статья 1202) становится право Российской Федерации.
Обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые до ДД.ММ.ГГГГ не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ").
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 10 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым" предусмотрено, что государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 ГК РФ государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона (абз. 2 ч. 6 ст. 51 ГК РФ).
Согласно ч. 1-3 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Как установлено судом из объяснений истца, садовое товарищество «<адрес>» было создано в 1989 году, на выделенном для войсковых частей и учреждений участке земли, являлось общественной некоммерческой организацией, входило в садоводческий массив «<адрес>» наряду с другими садоводческими товариществами.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ исполнительного комитета Берегового сельского совета народных депутатов, садоводческим товариществам передавались земельные участки в частную собственность.
С момента образования садового товарищества помимо земельных участков переданным гражданам в собственность, имеется имущество, принадлежащее членам товарищества, совместно накопленное ими за все время существования товарищества.
Регистрацией вновь созданного юридического лица СПК «<адрес>» нарушаются права истца, поскольку он являлся членами Садоводческого товарищества «<адрес>» созданного в 1989 году, которое имеет избранного в установленном законом порядке председателя правления, членов правления и Устав.
Как утверждает истец, и данные утверждения не оспариваются ответчиками, подтверждаются протоколом № общего собрания СТ «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, на повестку дня выносился вопрос о реорганизации общественной организации Садоводческого товарищества «<адрес>» путем преобразования его в организационно правовую форму юридического лица СПК «<адрес>» в соответствии с законодательством РФ, утверждение нового устава. (л.д. 9-11)
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно Акта от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия в составе председателя комиссии ФИО5, члены комиссии ФИО10, ФИО8, ФИО11, ФИО12, составили настоящий акт о том, что при ознакомлении с документами СПК «<адрес>» обнаружено, что регистрация СПК «<адрес>» в Едином государственной реестре юридических лиц была проведена согласно заявления по форме 11 как вновь созданного юридического лица. Комиссия считает необходимым провести перерегистрацию СПК «<адрес>»согласно заявления по форме 18 как правопреемника СТ «Армеец» образованного в 1989 году (л.д.7)
Как следует из объяснений истца, подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, а также Уставом СПК «<адрес>», прошедшего регистрацию в ИФНС ДД.ММ.ГГГГ, в п.1.1 Устава СПК «<адрес>» в новой редакции указано, что Садоводческий потребительский кооператив «<адрес>», реорганизовано путем преобразования из садоводческого товарищества «<адрес>», при этом внести изменения в ЕГРЮЛ в графу способ образования во внесудебном порядке СПК «<адрес>» было отказано в устной форме.
Допущенные при создании нарушения, в части предоставления недостоверных сведений на регистрацию о количестве участников, не носят неустранимый характер.
И как установлено судом, устранены путем утверждения нового Устава
В силу пункта "г" части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе сведения и документы о способе образования юридического лица (создание или реорганизация).
В соответствии с частью 4 статьи 5 указанного Закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Следовательно, включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице в части указания на способ образования данного юридического лица, может быть оспорено в суде, без постановки вопроса об отмене решения о регистрации юридического лица, поскольку установлено, что эти данные недостоверны, но имеют устранимый характер.
Таким образом, требования истца ФИО1, возможно удовлетворить, признать регистрацию Садоводческого потребительского кооператива «<адрес>» в части указания способа образования как вновь созданного, недействительной.
Признать Садоводческий потребительский кооператив «<адрес>» зарегистрированным по решению общего собрания членов садового товарищества «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о создании Садоводческого потребительского кооператива «<адрес>» через реорганизацию путем преобразования, о чем внести сведения в единый государственный реестр юридических лиц.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
Признать регистрацию Садоводческого потребительского кооператива «<адрес>» в части указания способа образования как вновь созданного, недействительной.
Признать Садоводческий потребительский кооператив «<адрес>» зарегистрированным по решению общего собрания членов садового товарищества «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о создании Садоводческого потребительского кооператива «<адрес>» через реорганизацию путем преобразования, о чем внести сведения в единый государственный реестр юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Феодосийский городской суд Республики Крым.
Председательствующий