РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2019 г. г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Доронина С.В.,
при секретаре Федоровой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Шпакова В.П. к Отделу Министерства внутренних дел России по ЗАТО г. Зеленогорску Красноярского края об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
Шпаков В.П. обратился в Зеленогорский городской суд Красноярского края с административным исковым заявлением к ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти.
Требования мотивированы тем, что 11.05.2018 г. истец по договору купли-продажи транспортного средства приобрел автомобиль Toyota Ipsum 2001 года выпуска, номер двигателя <данные изъяты> кузова №, с государственным знаком № 17.05.2018 г. истец обратился в ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края с заявлением о регистрации указанного автомобиля. В регистрации ему было отказано в связи с тем, что по данным ОГИБДД переданные ему с автомобилем свидетельство о регистрации № № и ПТС <адрес> были подделаны. По результатам проведенной экспертизы № установлено, что свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства были изготовлены не по технологии ГОЗНАК. Согласно заключению экспертизы № маркировочные обозначения кузова и двигателя нанесены заводом изготовителем и не изменялись, технологическая табличка изготовлена, промаркирована и установлена в соответствии с технологией предприятия-изготовителя, следов демонтажа и повторной установки не имеет. У истца при приобретении указанного автомобиля не могло возникнуть каких-либо сомнений о законности сделки. ПТС и свидетельство о регистрации были подделаны до приобретения до приобретения истцом автомобиля, по внешнему виду определить подделку невозможно. Истец является добросовестным приобретателем, о возможных совершенных незаконных действиях с ПТС не знал и не мог знать, поскольку они были совершены до приобретения им транспортного средства. Просит суд признать незаконным отказ в регистрации автомобиля Toyota Ipsum 2001 года выпуска, номер двигателя № кузова №, с государственным знаком № и обязать ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края произвести регистрацию указанного автомобиля, выдав новый паспорт транспортного средства.
В судебное заседание административный истец Шпаков В.П. не явился, направив своего представителя.
В судебном заседании представитель административного истца Шпакова В.П. – Шумков В.А., действующий на основании ордера № от 18.12.2018 г., административные исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.
Представитель административного ответчика Отдела МВД России по ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края Дятлова И.В., действующая на основании доверенности от 10.01.2019 г., заявленные требования не признала. Суду пояснила, что Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - федеральный закон 196-ФЗ) определяются правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. К задачам федерального закона относятся: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 15 федерального закона 196-ФЗ определяются основные требования по
обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации
транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования,
запасных частей и принадлежностей. В соответствии с частью 1 статьи 15 федерального закона № 196-ФЗ транспортные средства изготовленные в Российской Федерации и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Так, частью 3 указанной статьи установлено требование о том, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Порядок регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции 1 безопасности дорожного движения определен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденными приказом МВД России от 26.06.2018 № 399 «"Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России» (далее Правила регистрации) и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 (далее - Административный регламент). В силу пункта 2 Правил регистрации, Госавтоинспекция, в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Согласно пункту 3 Правил регистрации не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя), идентифицирующих транспортное средство, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации. Аналогичные положения содержатся в пункте 24 Административного регламента. Пунктом 50 Правил регистрации предусмотрено, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется)
регистрационным подразделением но решению главного государственного инспектора
безопасности дорожного движения. Регистрационные документы, паспорта транспортных
средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение
Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской
Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме
признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в
регистрационное подразделение, выставляются в розыск. Введение транспортных средств в оборот, их допуск к эксплуатации, в частности определение критериев, позволяющих признать транспортные средства безопасными и подлежащими регистрации в установленном порядке установлены положениями Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее- Технический регламент), Федеральным законом № 196-ФЗ, Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение о ПТС), Правилами регистрации и Административным регламентом. Итоговым документом, подтверждающим прохождение автомобилем процедуры сертификации на соответствие требованиям безопасности, является ПТС. Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации транспортного средства и допуска к участию в дорожном движении (пункт 9 Положения о ПТС). Так в соответствии с п. 70 Технического регламента оценка соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение осуществляется после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции транспортного средства и при необходимости его испытаний. По результатам изучения всех необходимых доказательственных материалов аккредитованная испытательная лаборатория составляет заключение, содержащее мотивированное обоснование достаточности представленных доказательственных материалов для оценки соответствия единичного транспортного средства, оформляет и выдает заявителю свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, в которое при необходимости заносятся отметки об ограничении применения транспортного средства. Выдача заявителю, как это имеет место в рассматриваемом случае, заключения специалиста, выданного по результатам только внешнего осмотра, регламентом не предусмотрено. В соответствии с п. 6 упоминаемого выше Положения о паспортах транспортных средств паспорта на транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, выдаются таможенными органами, уполномоченными Федеральной таможенной службой России. Согласно содержанию норм действующего законодательства, регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности. Само по себе наличие права собственности на транспортное средство не порождает безусловной обязанности подразделений Госавтоинспекции МВД России допустить его к участию в дорожном движении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, всесторонне исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации,������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????��????????J?????????????????J?J????�??????J?J??????????????J?J?????????????????J?J?J????????????J?J?J????????????????J?J??�??????J?J?J?????????????�?�?�??Й?Й??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������*�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������s�����?������s�
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 федерального закона № 196-ФЗ транспортные
средства изготовленные в Российской Федерации и предназначенные для участия в
дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной сертификации или
декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с п. 3 ст. 15 данного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Порядок регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения определен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденными приказом МВД России от 26.06.2018 № 399 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России» (далее - Правила регистрации) и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным приказом МВД России от 07.08.2013 № 605.
В силу пункта 2 Правил регистрации, Госавтоинспекция, в соответствии с
законодательством Российской Федерации, осуществляет комплекс мероприятий, связанных
с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на
территории Российской Федерации и за ее пределами.
Согласно пункту 3 Правил регистрации не подлежат регистрации в Госавтоинспекции
и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим
основаниям: обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова,
рамы, кабины, двигателя), идентифицирующих транспортное средство, либо подделки
представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов
сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также
при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске
или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением
транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных
агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных
собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации.
Пунктом 50 Правил регистрации предусмотрено, что при установлении органом
внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил
регистрации, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется)
регистрационным подразделением но решению главного государственного инспектора
безопасности дорожного движения. Регистрационные документы, паспорта транспортных
средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение
Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской
Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме
признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в
регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Введение транспортных средств в оборот, их допуск к эксплуатации, в частности
определение критериев, позволяющих признать транспортные средства безопасными и
подлежащими регистрации в установленном порядке установлены положениями
Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных
средств", утвержденного Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, Федеральным законом № 196-ФЗ, Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, Правилами регистрации и Административным регламентом.
В силу п. 9 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 N 605, результатом предоставления государственной услуги является: регистрация транспортного средства или отказ в регистрации транспортного средства; изменение регистрационных данных или отказ в изменении регистрационных данных.
Государственная услуга не предоставляется в случае обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно договору купли-продажи транспортного средства от 11.05.2018 г. Шпаков В.П. приобрел автомобиль Toyota Ipsum 2001 года выпуска, номер двигателя № кузова № с государственным знаком №
Для проведения регистрационных действий 17.05.2018 г. Шпаков В.П. обратился в ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края с заявлением о регистрации указанного автомобиля. В регистрации указанного автомобиля Шпакову В.П. было отказано, поскольку по данным ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края свидетельство о регистрации транспортного средства 54 21 № и паспорт транспортного средства <адрес> были подделаны.
По результатам проведенной экспертизы № от 05.06.2018 г. установлено, что свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства Toyota Ipsum 2001 года выпуска, номер двигателя 2 AZ номер кузова №, с государственным знаком № были изготовлены не по технологии ГОЗНАК.
Согласно заключению экспертизы № от 13.06.2018 г. маркировочные обозначения кузова и двигателя нанесены заводом изготовителем и не изменялись, технологическая табличка изготовлена, промаркирована и установлена в соответствии с технологией предприятия-изготовителя, следов демонтажа и повторной установки не имеет.
03.08.2018 г. Отделом МВД России по ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края сообщено, что по факту обращения Шпакова В.П., проведена проверка, по результатам которой, установлено следующее. В регистрации транспортного средства – автомобиля Toyota Ipsum 2001 года выпуска, номер двигателя 2 AZномер кузова №, с государственным знаком № отказано в соответствии с п. 24 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД РФ от 07.08.2013 г. №605: п. 24 Государственная услуга не предоставляется в случае признания недействительным паспорта транспортного средства.
15.12.2018 г. РЭО ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск сообщено, что факту обращения Шпакова В.П., проведена проверка, по результатам которой, установлено следующее. По результатам проведенной экспертизы №171 от 05.06.2018 г. установлено, что свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства Toyota Ipsum 2001 года выпуска, номер двигателя 2 AZ номер кузова №, с государственным знаком № были изготовлены не по технологии ГОЗНАК. На основании ФЗ №152 от 27.07.2006 г. и Административного регламента исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним приказа МВД РФ №399 от 26.06.2018 г. «О порядке регистрации транспортных средств» п. 24 Государственная услуга не предоставляется по следующим основаниям: представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства РФ, а также содержащих недостоверную информацию; представление транспортных средств, изготовленных в РФ, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии законодательством РФ, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами.
Пунктом 50 Правил регистрации предусмотрено, что при установлении органом
внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил
регистрации, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется)
регистрационным подразделением но решению главного государственного инспектора
безопасности дорожного движения. Регистрационные документы, паспорта транспортных
средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение
Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской
Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме
признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в
регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Согласно абз.2 п. 3 названных Правил, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.
В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно содержанию норм действующего законодательства, регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности. Само по себе наличие права собственности на транспортное средство не порождает безусловной обязанности подразделений Госавтоинспекции МВД России допустить его к участию в дорожном движении.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административным истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих о допущении административным ответчиком незаконных действий, ущемляющих права и законные интересы административного истца при отказе в регистрации транспортного средства, сведения о законности нахождения которого на территории РФ (таможенного оформления) отсутствуют.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Шпакова В.П. к Отделу Министерства внутренних дел России по ЗАТО г. Зеленогорску Красноярского края об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, - отказать.
Судья С.В. Доронин