Дело 2-388/2024
УИД 33RS0009-01-2024-000388-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2024 года г. Камешково
Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Варламова Н.А., при секретаре Забелиной С.В., с участием прокурора Красненковой Ю.В., представителя ответчика администрации Камешковского района Владимирской области - Евдокимова А.П., представителя ответчика МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа - Кузнецовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камешковского района Владимирской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Камешковского района Владимирской области, МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа о возложении обязанности по проведению обследования технического состояния здания и по обеспечению соответствующего финансирования расходов,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Камешковского района Владимирской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Камешковского района Владимирской области, МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа, просил возложить на администрацию Камешковского района Владимирской области обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование расходов по проведению обследования технического состояния здания МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул. Ильича, д. 14, с использованием современных средств технической диагностики; возложить на МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа обязанность в течение 6 месяцев с момента выделения финансирования, провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул. Ильича, д. 14, с использованием современных средств технической диагностики.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании, о безопасности зданий, о противодействии терроризму в МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа. За указанным учреждением на праве оперативного управления закреплено здание школы, расположенное по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул. Ильича, д. 14. В нарушение требований законодательства, не смотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, комплексное обследование технического состояния здания школы с использованием современных средств технической диагностики не проведено, что не обеспечивает безопасные условия пребывания граждан, в том числе несовершеннолетних. Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания школы путем привлечения специализированной организации, согласно позиции прокурора, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а так же предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасное пребывание граждан, в том числе детей, причинения вреда их жизни и здоровью. Как указал прокурор, проведение комплексной проверки здания с применением технических средств необходимо для получения данных о техническом состоянии здания, а состояние здания и проведение перечня своевременных работ по устранению выявленных недостатков напрямую связаны с безопасностью осуществления образовательной деятельности, находящейся в прямой причинно-следственной связи с правами неопределенного круга лиц. Кроме того, в исковом заявлении отражено, что необходимость проведения технического осмотра здания с применением современных средств диагностики так же является одним из мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта. Указанное учреждение является бюджетным и не имеет денежных средств для устранения перечисленных недостатков, в связи с чем обязанность по финансированию указанных мероприятий должна быть возложена на учредителя - администрацию Камешковского района Владимирской области. На основании изложенного прокурор просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании прокурор Красненкова Ю.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Камешковского района Владимирской области Евдокимов А.П. требования прокурора по существу не оспаривал. Вместе с тем указал, что бюджет Камешковского района является дефицитным, обратил внимание на наличие 10 неисполненных администрацией судебных решений по искам прокурора, требующих финансовых затрат. С учетом изложенного просил предоставить отсрочку исполнения решения суда по 31.12.2026.
Представитель ответчика МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа Кузнецова А.В. полагала требования прокурора обоснованными. Просила о предоставлении отсрочки. Отметила, что после получения соответствующего финансирования срока 6 месяцев будет достаточно для непосредственного выполнения требуемых мероприятий.
Представители третьих лиц - МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образования», управления образования администрации Камешковского района Владимирской области в суд не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель последнего в представленном отзыве просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В связи с отсутствием в бюджете необходимых денежных средств на 2024 год, просил определить срок исполнения решения на 2026 год.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу п.2 ч.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников (ч.7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В п.1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В ч.2 ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ закреплено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией (ч.7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ).
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией (ч.8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ).
Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (ч.9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ч.1 ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации (ч.4 ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ).
Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений (ч.5 ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ).
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Приложением № 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).
Согласно п.п. 1, 3, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Судом установлено, что прокуратурой Камешковского района Владимирской области проведена проверка исполнения законодательства об образовании и законодательства, регламентирующего безопасность пребывания несовершеннолетних, в деятельности МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа.
Представленными в дело материалами проверки прокурора подтверждается, что за указанным учреждением на праве оперативного управления закреплено двухэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул. Ильича, д.14. По данным технического паспорта здание построено в 1968 году.
Несмотря на вышеуказанные требования закона, МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляет, при весенних и осенних осмотрах здания в нарушение требований раздела 3 Положения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312, современные средства технической диагностики не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, комплексное обследование технического состояния здания не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.
Согласно информации, представленной МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа, осмотр зданий специализированной организацией, с использованием современных средств технической диагностики не проводился. Ремонтные работы в здании в 2023 - 2024 г.г. не выполнялись. В наличии образовательного учреждения имеются акты общего весеннего (от 12.05.2022, от 10.04.2023) и осеннего (от 05.09.2022, от 04.09.2023) технических осмотров здания и сооружений на территории школы.
Содержание предоставленной в материалы дела копии акта общего весеннего осмотра здания и сооружений на территории МОУ Новкинская ООШ от 10.04.2023, составленного комиссией, состоящей из работников указанного образовательного учреждения, свидетельствует о том, что плановый осмотр технического состояния здания в целом, его систем и внешнего благоустройства, технического состояния отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства учреждения проведен формально, без точного описания выявленных дефектов, перечень необходимых работ ограничен только указанием на необходимость их проведения, сроки их исполнения не указаны.
15.02.2024 прокуратурой района в адрес МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа и 16.02.2024 в адрес администрации Камешковского района Владимирской области вносились представления о необходимости проведения обследования технического состояния здания школы, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул. Ильича, д. 14, с использованием современных средств технической диагностики, однако соответствующая обязанность ответчиками до настоящего момента не исполнена.
Как обоснованно указано в заявленном иске, непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В целом суд отмечает, что ответчики фактически иск признали, необходимость исполнения возлагаемых на них обязанностей не оспаривали, каких-либо доводов и возражений по существу заявленных требований, требующих судебной оценки, не приводили.
В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, доводы ответчиков о необходимости поиска источников финансирования, платный характер работ по обследованию здания школы, суд полагает необходимым установить следующие сроки исполнения настоящего решения.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд возлагает на администрацию Камешковского района Владимирской области обязанность в пределах компетенции в течение 1 года с момента вступления в законную силу настоящего решения обеспечить финансирование расходов МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа для проведения обследования технического состояния здания школы, расположенной по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул. Ильича, д. 14, с использованием современных средств технической диагностики.
В свою очередь, на МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа суд возлагает обязанность в срок не позднее 6 месяцев с момента выделения соответствующего финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, провести обследование технического состояния здания школы.
Установление иных сроков, а также предоставление отсрочки исполнения решения суда, в первую очередь противоречит интересам обучающихся и работников МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Камешковского района Владимирской области (ИНН 3327102172), действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Камешковского района Владимирской области (ИНН 3315002127), МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа (ИНН 3315008288) удовлетворить.
Возложить на администрацию Камешковского района Владимирской области обязанность в пределах компетенции в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование расходов МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа для проведения обследования технического состояния здания школы, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул.Ильича, д.14, с использованием современных средств технической диагностики.
Возложить на МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа обязанность в срок не позднее 6 месяцев с момента выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, провести обследование технического состояния здания школы, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул.Ильича, д.14, с использованием современных средств технической диагностики.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Варламов
Решение изготовлено 02.08.2024
УИД 33RS0009-01-2024-000388-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2024 года г. Камешково
Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Варламова Н.А., при секретаре Забелиной С.В., с участием прокурора Красненковой Ю.В., представителя ответчика администрации Камешковского района Владимирской области - Евдокимова А.П., представителя ответчика МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа - Кузнецовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камешковского района Владимирской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Камешковского района Владимирской области, МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа о возложении обязанности по проведению обследования технического состояния здания и по обеспечению соответствующего финансирования расходов,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Камешковского района Владимирской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Камешковского района Владимирской области, МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа, просил возложить на администрацию Камешковского района Владимирской области обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование расходов по проведению обследования технического состояния здания МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул. Ильича, д. 14, с использованием современных средств технической диагностики; возложить на МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа обязанность в течение 6 месяцев с момента выделения финансирования, провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул. Ильича, д. 14, с использованием современных средств технической диагностики.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании, о безопасности зданий, о противодействии терроризму в МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа. За указанным учреждением на праве оперативного управления закреплено здание школы, расположенное по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул. Ильича, д. 14. В нарушение требований законодательства, не смотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, комплексное обследование технического состояния здания школы с использованием современных средств технической диагностики не проведено, что не обеспечивает безопасные условия пребывания граждан, в том числе несовершеннолетних. Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания школы путем привлечения специализированной организации, согласно позиции прокурора, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а так же предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасное пребывание граждан, в том числе детей, причинения вреда их жизни и здоровью. Как указал прокурор, проведение комплексной проверки здания с применением технических средств необходимо для получения данных о техническом состоянии здания, а состояние здания и проведение перечня своевременных работ по устранению выявленных недостатков напрямую связаны с безопасностью осуществления образовательной деятельности, находящейся в прямой причинно-следственной связи с правами неопределенного круга лиц. Кроме того, в исковом заявлении отражено, что необходимость проведения технического осмотра здания с применением современных средств диагностики так же является одним из мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта. Указанное учреждение является бюджетным и не имеет денежных средств для устранения перечисленных недостатков, в связи с чем обязанность по финансированию указанных мероприятий должна быть возложена на учредителя - администрацию Камешковского района Владимирской области. На основании изложенного прокурор просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании прокурор Красненкова Ю.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Камешковского района Владимирской области Евдокимов А.П. требования прокурора по существу не оспаривал. Вместе с тем указал, что бюджет Камешковского района является дефицитным, обратил внимание на наличие 10 неисполненных администрацией судебных решений по искам прокурора, требующих финансовых затрат. С учетом изложенного просил предоставить отсрочку исполнения решения суда по 31.12.2026.
Представитель ответчика МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа Кузнецова А.В. полагала требования прокурора обоснованными. Просила о предоставлении отсрочки. Отметила, что после получения соответствующего финансирования срока 6 месяцев будет достаточно для непосредственного выполнения требуемых мероприятий.
Представители третьих лиц - МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образования», управления образования администрации Камешковского района Владимирской области в суд не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель последнего в представленном отзыве просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В связи с отсутствием в бюджете необходимых денежных средств на 2024 год, просил определить срок исполнения решения на 2026 год.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу п.2 ч.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников (ч.7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В п.1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В ч.2 ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ закреплено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией (ч.7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ).
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией (ч.8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ).
Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (ч.9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ч.1 ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации (ч.4 ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ).
Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений (ч.5 ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ).
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Приложением № 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).
Согласно п.п. 1, 3, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Судом установлено, что прокуратурой Камешковского района Владимирской области проведена проверка исполнения законодательства об образовании и законодательства, регламентирующего безопасность пребывания несовершеннолетних, в деятельности МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа.
Представленными в дело материалами проверки прокурора подтверждается, что за указанным учреждением на праве оперативного управления закреплено двухэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул. Ильича, д.14. По данным технического паспорта здание построено в 1968 году.
Несмотря на вышеуказанные требования закона, МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляет, при весенних и осенних осмотрах здания в нарушение требований раздела 3 Положения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312, современные средства технической диагностики не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, комплексное обследование технического состояния здания не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.
Согласно информации, представленной МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа, осмотр зданий специализированной организацией, с использованием современных средств технической диагностики не проводился. Ремонтные работы в здании в 2023 - 2024 г.г. не выполнялись. В наличии образовательного учреждения имеются акты общего весеннего (от 12.05.2022, от 10.04.2023) и осеннего (от 05.09.2022, от 04.09.2023) технических осмотров здания и сооружений на территории школы.
Содержание предоставленной в материалы дела копии акта общего весеннего осмотра здания и сооружений на территории МОУ Новкинская ООШ от 10.04.2023, составленного комиссией, состоящей из работников указанного образовательного учреждения, свидетельствует о том, что плановый осмотр технического состояния здания в целом, его систем и внешнего благоустройства, технического состояния отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства учреждения проведен формально, без точного описания выявленных дефектов, перечень необходимых работ ограничен только указанием на необходимость их проведения, сроки их исполнения не указаны.
15.02.2024 прокуратурой района в адрес МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа и 16.02.2024 в адрес администрации Камешковского района Владимирской области вносились представления о необходимости проведения обследования технического состояния здания школы, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул. Ильича, д. 14, с использованием современных средств технической диагностики, однако соответствующая обязанность ответчиками до настоящего момента не исполнена.
Как обоснованно указано в заявленном иске, непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В целом суд отмечает, что ответчики фактически иск признали, необходимость исполнения возлагаемых на них обязанностей не оспаривали, каких-либо доводов и возражений по существу заявленных требований, требующих судебной оценки, не приводили.
В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, доводы ответчиков о необходимости поиска источников финансирования, платный характер работ по обследованию здания школы, суд полагает необходимым установить следующие сроки исполнения настоящего решения.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд возлагает на администрацию Камешковского района Владимирской области обязанность в пределах компетенции в течение 1 года с момента вступления в законную силу настоящего решения обеспечить финансирование расходов МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа для проведения обследования технического состояния здания школы, расположенной по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул. Ильича, д. 14, с использованием современных средств технической диагностики.
В свою очередь, на МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа суд возлагает обязанность в срок не позднее 6 месяцев с момента выделения соответствующего финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, провести обследование технического состояния здания школы.
Установление иных сроков, а также предоставление отсрочки исполнения решения суда, в первую очередь противоречит интересам обучающихся и работников МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Камешковского района Владимирской области (ИНН 3327102172), действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Камешковского района Владимирской области (ИНН 3315002127), МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа (ИНН 3315008288) удовлетворить.
Возложить на администрацию Камешковского района Владимирской области обязанность в пределах компетенции в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование расходов МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа для проведения обследования технического состояния здания школы, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул.Ильича, д.14, с использованием современных средств технической диагностики.
Возложить на МОУ Новкинская основная общеобразовательная школа обязанность в срок не позднее 6 месяцев с момента выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, провести обследование технического состояния здания школы, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки, ул.Ильича, д.14, с использованием современных средств технической диагностики.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Варламов
Решение изготовлено 02.08.2024