дело № 2-1344/2023 (№ 33-5494/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 19 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Мурашовой Ж.А., Редозубовой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Алферовой А.А. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 8 об обязании включить в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 21.12.2023.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя третьего лица ГУ ФССП России по Свердловской области Григорьевой Е.В. (доверенность № 66907/24/19 от 09.02.2024 сроком на 1 год), полагавшей апелляционную жалобу ответчика подлежащей удовлетворению ввиду необоснованности исковых требований Алферовой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алферова А.А. обратилась в Камышловский районный суд Свердловской области с административным иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 8 (далее по тексту Управление) об оспаривании законности отказа во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.
Истец проходит службу в органах принудительного исполнения, в период службы была награждена медалями «За службу» III и II степени. 17.08.2023 она обратилась в Управление с заявлением о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», приложив к заявлению справку с места службы о продолжительности трудового (страхового) стажа (выслуги лет) от 14.08.2023 № 66909/23/1189112 (с указанием на продолжительность трудового стажа 04 года 04 месяца 24 дня, выслуги лет в органах принудительного исполнения – 18 лет 01 месяц 16 дней) и копий удостоверений о награждении. Решением № 24 от 28.08.2023 Управление отказало в удовлетворении заявления истца со ссылкой на недостаточность продолжительности выслуги лет (стажа), необходимой для включения в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». 04.09.2023 Алферова А.А. повторно подала в Управление заявление о присвоении звания «Ветеран труда» и документы, подтверждающие право на присвоение звания: справку с места работы о продолжительности трудового (страхового) стажа № 66909/23/1189112 от 14.08.2023 (в которой по требованию ответчика было указано на общую продолжительность трудового (страхового) стажа 22 года 06 месяцев 09 дней), копии удостоверений о награждении. В ответ Алферова А.А. получила уведомление от 12.09.2023 об отказе во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». С отказами Управления истец не согласна в связи с тем, что ее общий трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, по состоянию на 14.08.2023 составляет 22 года 06 месяцев 09 дней, у нее имеются ведомственные награды за отличие в службе, просила обязать Управление включить ее в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», с последующим присвоением звания «Ветеран труда».
11.10.2023 Камышловским районным судом Свердловской области определено о переходе к рассмотрению иска Алферовой А.А. в порядке гражданского судопроизводства.
Представитель ответчика Попова А.Г. возражала против иска, настаивая на правомерности вынесенных Управлением решений об отказе во включении истца в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Указала, что после получения заявления истца Управление посредством Системы межведомственного электронного взаимодействия направило запрос в Социальный фонд РФ о предоставлении сведений о страховом стаже заявителя. Согласно ответа на запрос, по состоянию на 16.11.2022 общая продолжительность стажа истца составила 17 лет 07 месяцев 18 дней при требуемом 20 лет. Поскольку Алферова А.А. не имеет трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 20 лет для женщин, или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, в удовлетворении иска, по мнению ответчика, следовало отказать.
Определением Камышловского районного суда Свердловской области от 11.10.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГУ ФССП России по Свердловской области и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области (далее по тексту Отделение). Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, правовой позиции по делу не выразили.
Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 21.12.2023 иск Алферовой А.А. удовлетворен. На Управление возложена обязанность включить Алферову А.А. в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», с последующим присвоением звания «Ветеран труда».
С таким решением суда не согласился ответчик. В апелляционной жалобе начальник Управления Боровиков И.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Настаивает на том, что Алферова А.А. не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ (далее по тексту Положение № 458-УГ), и Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в связи с недостаточностью у нее продолжительности трудового стажа (выслуги). Указывает на невозможность сложения двух разных видов стажа.
Истец, представители ответчика и третьего лица Отделения в заседание судебной коллегии 21.03.2024-19.04.2024 (с учетом объявления перерыва в судебном заседании) не явились, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещались заблаговременно и надлежащим образом: истец – путем направления СМС-сообщения на номер телефона, указанный ею в расписке о согласии на такой способ извещения, ответчик и третье лицо - путем направления судебных извещений по электронной почте, а также путем размещения 04.03.2024, 22.03.2024 соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 постановления от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»). Сведениями о причинах неявки указанных лиц судебная коллегия не располагает. Ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, никем не заявлено.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав объяснения представителя третьего лица ГУ ФССП России по Свердловской области, изучив материалы дела (в том числе, дополнительные доказательства, принятые судебной коллегией на стадии апелляционного рассмотрения дела в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу и проверки доводов апелляционной жалобы), обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Алферова А.А. с 01.07.2005 по настоящее время проходит службу в ФССП России.
Приказом ФССП России № 306-к от 29.02.2016 Алферова А.А. награждена медалью «За службу» III степени, приказом ФССП России № 324-к от 28.05.2021 - медалью «За службу» II степени (л.д. 7, 8).
Алферова А.А. дважды (18.08.2023 и 05.09.2023) обращалась в Управление с заявлением о включении ее в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с награждением ее ведомственными наградами ФССП России – медалями «За службу» III и II степени (копии заявлений л.д. 53, 65).
К заявлениям истец приложила копии удостоверений к наградам и справку о продолжительности трудового (страхового) стажа (выслуги лет) № 66909/23/1189112 от 14.08.2023. При этом при первом обращении справка № 66909/23/1189112 от 14.08.2023 содержала указание на продолжительность трудового стажа 04 года 04 месяца 24 дня, выслуги лет в органах принудительного исполнения – 18 лет 01 месяц 16 дней (л.д. 11). При повторном обращении, как указывает истец, она, по настоянию ответчика, представила исправленную справку за тем же номером и от той же датой, в которой было указано на общую продолжительность по состоянию на 14.08.2023 трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, 22 года 06 месяцев 09 дней (л.д. 12).
Решениями Управления № 24 от 28.08.2023, № 27 от 12.09.2023 в удовлетворении заявления истца о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», отказано со ссылкой на несоответствие заявителя требованиям, указанным в Положении № 458-УГ (л.д. 51, 58).
Как следует из письма Управления № 2701 от 28.08.2023, которым Алферова А.А. уведомлена о принятом решении, отказ во включении истца в соответствующий список обоснован тем, что истец не имеет трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (л.д. 9). По результатам рассмотрения повторного обращения истца ей направлено письмо аналогичного содержания № 2808 от 12.09.2023 (л.д. 59).
При рассмотрении дела ответчик обосновал отказы во включении истца в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», тем, что согласно данным пенсионного органа о продолжительности трудового (страхового) стажа (выслуги лет) истца, у Алферовой А.А. имеется такой стаж продолжительностью 17 лет 07 месяцев 20 дней при требуемом 20 лет.
Согласно справкам Отделения, сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица, страховой стаж Алферовой А.А. по состоянию на 31.05.2020 составил 17 лет 07 месяцев 20 дней (л.д. 27, 40, 45-46).
Удовлетворяя заявленные Алферовой А.А. требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон № 5-ФЗ), Положения № 458-УГ, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее Закон № 388-ФЗ), Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ), Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее Закон № 4468-1), оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что Алферова А.А. награждена ведомственным знаком отличия в труде, подлежащим учету при присвоении звания «Ветеран труда», и с учетом выслуги лет в ФССП России имеет достаточную продолжительность трудового стажа (20 лет), позволяющей ей претендовать на включение в соответствующий список.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о награждении истца ведомственным знаком отличия в труде, подлежащим учету при присвоении звания «Ветеран труда».
Согласно п. 4 ст. 7 Закона № 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Свердловской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Положением № 458-УГ.
На момент обращения истца к ответчику с заявлениями о включении в Список действовала редакция подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ, определенная Законом № 388-ФЗ, согласно которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Такая редакция закона действует с 01.07.2016.
Аналогичным образом на момент обращения истца был урегулирован вопрос о ведомственных знаках отличия в труде и Положением № 458-УГ (подп. 1 ч. 1 п. 1).
Из редакции этих норм следует, что у лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда», должна быть ведомственная награда за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), т.е. в самом положении о награде должно содержаться указание на награждение за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
При этом согласно п. 1.1 Закона № 5-ФЗ порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Приказом ФССП России от 19.06.2020 № 476 (в редакции от 02.12.2021) «О ведомственных наградах органов принудительного исполнения Российской Федерации» утверждено Положение о ведомственных наградах органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Согласно Приложения № 7 к названному Положению ведомственным знаком отличия Федеральной службы судебных приставов, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», является медаль «Ветеран Федеральной службы судебных приставов», которой награждаются сотрудники за безупречную и эффективную службу, имеющие стаж государственной службы в ФССП России, системе принудительного исполнения судебных решений не менее 20 лет, гражданские служащие за безупречную и эффективную гражданскую службу, имеющие стаж государственной службы (работы) в ФССП России, системе принудительного исполнения судебных решений не менее 15 лет, рабочие и служащие за продолжительную работу, не менее 15 лет, и награжденные ведомственными наградами за заслуги в службе (труде).
Таким образом, медали «За службу» III степени и II степени в соответствии с Положением, утвержденным приказом ФССП России от 19.06.2020 № 476, не дают права на присвоение звания «Ветеран труда».
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 8 Закона № 388-ФЗ за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Поскольку награждение истца медалью «За службу» III степени имело место до 30.06.2016, для оценки права истца на присвоение звания «Ветеран труда» возможно исходить из тех норм права, которые действовали по состоянию на 30.06.2016.
Ни Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции до 01.07.2016), ни Положение № 458-УГ (в редакции до 01.07.2016) не содержали такого требования к ведомственным знакам отличия в труде как награждение за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
В соответствии с действовавшим на момент награждения истца медалью «За службу» III степени приказом ФССП России от 30.07.2013 № 251 (в частности, приложение № 39 к приказу – Положение о медали «За службу») медаль Федеральной службы судебных приставов «За службу» является ведомственной наградой ФССП России, ею награждаются за безупречную службу государственные гражданские служащие ФССП России, имеющие соответствующие сроки службы в ФССП России и выслугу лет в календарном исчислении. Медаль «За службу» имеет три степени, награждение производится последовательно медалями III, II и I степени, высшей степенью награды является медаль I степени, награждение медалью «За службу» III степени производится за 10 лет службы (из них не менее 5 лет в ФССП России).
Исходя из норм ч. 3 ст. 8 Закона № 388-ФЗ, подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, действующей на 30.06.2016), Положения о медали «За службу», утвержденного приказом ФССП России от 30.07.2013 № 251, исходя из оснований награждения, установленных названным Положением (за безупречную службу и наличие соответствующего срока службы), того обстоятельства, что на момент награждения стаж службы истца в ФССП составлял более 10 лет, учитывая, что на 30.06.2016 закон не содержал такого требования к ведомственным знакам отличия в труде как награждение за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности, имеющаяся у истца награда (медаль «За службу» III степени) является ведомственным знаком отличия в труде, подлежащим учету при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда».
Ответчиком то обстоятельство, что имеющаяся у истца ведомственная награда - медаль «За службу» III степени – предоставляет право на присвоение звания «Ветеран труда», не оспаривается.
Между тем, для включения в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», необходима совокупность двух условий: помимо факта награждения ведомственным знаком отличия в труде лицо должно иметь трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Вопреки ошибочной позиции ответчика, второе условие истцом также соблюдено.
У истца Алферовой А.А. на дату обращения в Управление с первоначальным заявлением о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», имелся трудовой (страховой) стаж не менее 20 лет (что следует из трудовой книжки истца в материалах дела, подтверждено справками ГУ ФССП России по Свердловской области, согласно которым общая продолжительность трудового (страхового) стажа истца на 14.08.2023 составляла 22 года 06 месяцев 09 дней, из них выслуга лет в органах принудительного исполнения - 18 лет 01 месяц 16 дней – л.д. 11-20).
То обстоятельство, что по сведениям Социального фонда России страховой стаж истца по состоянию на 01.09.2023 составляет 17 лет 07 месяцев 20 дней (указанное обстоятельство Отделение подтвердило в ответе на запрос судебной коллегии, указав в нем перечень периодов, включенных в страховой стаж), объясняется тем, что на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Алферовой А.А. отсутствует информация о периодах ее работы после 31.05.2020, что видно из представленной Отделением по запросу судебной коллегии выписки из индивидуального лицевого счета. Между тем, Управление представило суду апелляционной инстанции справку о стаже службы (выслуги) Алферовой А.А., в которой отразило период с 01.07.2005 по 31.05.2020 (14 лет 11 месяцев) как период федеральной государственной гражданской службы в ФССП России, а период с 01.06.2020 по 01.09.2023 (03 года 03 месяца) - как период службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Таким образом, с учетом продолжительности страхового стажа истца по сведениям Социального фонда России (17 лет 07 месяцев 20 дней) и с учетом продолжительности периода службы истца в органах принудительного исполнения с 01.06.2020 по 01.09.2023 (более 3-х лет), общая продолжительность трудового (страхового) стажа Алферовой А.А. по состоянию на дату обращения с заявлением в Управление (18.08.2023) составляла более 20 лет.
Доводы апеллянта о том, что законодательством, регламентирующим вопросы присвоения звания «Ветеран труда», не предусмотрен порядок сложения двух разных видов стажа, судебная коллегия полагает несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 5-ФЗ в редакции, определенной Законом № 388-ФЗ, устанавливает в качестве одного из условий для присвоения звания «Ветеран труда» наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Продолжительность выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, составляет 20 лет и более (подп. «а» ч. 1 ст. 13 Закона № 4468-1).
Таким образом, в силу подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ истец для присвоения звания «Ветеран труда» должна иметь либо трудовой (страховой) стаж продолжительностью 20 лет, либо выслугу лет 20 лет в календарном исчислении.
Согласно справке Управления выслуга лет истца по состоянию на 01.09.2023 составляет в календарном исчислении 18 лет 03 месяца, что менее необходимых 20 лет.
Вместе с тем, трудовой (страховой) стаж истца с учетом периода службы в органах принудительного исполнения с 01.06.2020 по 01.09.2023 превышает 20 лет.
Порядок определения страхового стажа устанавливается Законом № 400-ФЗ, согласно части 1 статьи 11 которого в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Между тем, статьей 12 Закона № 400-ФЗ предусмотрены иные, так называемые нестраховые периоды, которые засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона. Один из таких нестраховых периодов - период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом № 4468-1.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, возможность включения периода прохождения службы в органах принудительного исполнения в страховой стаж, учитываемый для назначения пенсии, прямо предусмотрена п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ.
С учетом изложенного, истец, имеющая трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, продолжительностью более 20 лет, награжденная ведомственной наградой за продолжительную безупречную службу, имеет право на включение в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
В этой связи обжалуемое решение Камышловского районного суда Свердловской области от 21.12.2023 является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика, направленным на иную оценку исследованных судом доказательств и иное толкование норм права, регулирующих спорные правоотношения, не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камышловского районного суда Свердловской области от 21.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Мурашова Ж.А.
Редозубова Т.Л.