Решение по делу № 33-10108/2014 от 07.10.2014

Дело №33-10108

Судья Шатуленко И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2014 года

город Пермь

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Змеевой Ю.А.,

судей Кириенко Е.В. и Панковой Т.В.,

при секретаре Цыганковой Н.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 05 августа 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования Соликамского городского прокурора, предъявленные в интересах Чистохиной Е.В. к Правительству Пермского края, удовлетворить.

Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Чистохиной Е.В., дата рождения, в границах Соликамского муниципального района Пермского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв. м. на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

В удовлетворении исковых требований Соликамского городского прокурора, предъявленных в интересах Чистохиной Е.В. к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району, отказать.»

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., прокурора Третьяковой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Соликамский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Чистохиной Е.В. к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району о возложении обязанности предоставить Чистохиной Е.В. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в границах Соликамского городского округа Исковые требования мотивированы тем, чтоЧистохина Е.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Ч., решением Соликамского городского суда от 01.11.2007 года признана недееспособной, а сведения об отце Ч1. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. 24.11.2006 года Чистохина Е.В. была помещена в приемную семью, где проживала до 18-летнего возраста. До передачи в приемную семью Чистохина проживала совместно с матерью по адресу: ****. Данное жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания. Решением комиссии по опеке и попечительству Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району от 23.05.2013 года Чистохина включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. В настоящее время своего жилья Чистохина не имеет, ни собственником ни нанимателем жилого помещения не является, следовательно она имеет право на предоставление ей жилого помещения в соответствии с законодательством РФ и Пермского края, площадью не менее 33 квадратных метров в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот оставшихся без попечения родителей», ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 27-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края», ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, а также истец Чистохина Е.В. на удовлетворении иска настаивали.

Представитель ответчика Территориального управления Министерств социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району исковые требования, предъявленные к Правительству Пермского края считает обоснованными.

Представители ответчика Правительства Пермского края, третьих лиц Министерства социального развития Пермского края, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, администрации города Соликамска, а КГБУ «***» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждено имеющимися в деле расписками.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Правительство Пермского края. Ссылаясь на положения на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Чистохиной Е.В. на предоставление жилья в черте Соликамского муниципального района не основано на действующем законодательстве,

В письменных возражениях прокурор, участвующий в деле, указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании прокурор Третьякова О.В. указала на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит судебное решение оставить без изменений.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции, лица, участвующие в деле не присутствовали, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют расписки, имеющиеся в деле.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Чистохина Е.В., дата рождения, как лицо, отнесенное к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Чистохина Е.В. вправе претендовать на предоставление ей для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что на дату вынесения решения, Чистохина Е.В. жилым помещением не обеспечена, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения и состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, достигла возраста 18 лет, в 2012 году окончила МОУ № Касибская средняя общеобразовательная школа», не является ни собственником, ни нанимателем жилого помещения, не относится также к числу членов семьи собственника или нанимателя жилого помещения.

Довод апелляционной жалобы Правительство Пермского края о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Чистохиной Е.В. на предоставление жилья территорией Соликамского муниципального района не основано на действующем законодательстве отклоняется судебной коллегией как несостоятельный, поскольку основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г№ 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

Из смысла указанных правовых норм следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление. Местом жительства Чистохиной Е.В. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является Соликамский муниципальный район Пермского края, где она проживала ранее и проживает в настоящее время. Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Чистохиной Е.В. жилого помещения на территории Соликамского муниципального района требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

С учетом вышеприведенного, судебная коллегия полагает, что судом при разрешении заявленных исковых требований правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, на основании которых суд постановил законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Соликамского городского суда Пермского края от 05 августа 2014 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-10108/2014

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
24.11.2014Судебное заседание
28.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2014Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее