УИД: 23RS0059-01-2022-003286-21
К делу № 2а-2470/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2022 года г. Сочи
Центральный районный суд г. Сочи в составе: председательствующего судьи Слука В.А., при секретаре судебного заседания Пятовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Литовченко А. А. к Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи, Администрации города Сочи об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд Центрального района города Сочи к Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи, Администрации города Сочи с административным иском, в котором просит признать незаконным отказ департамента имущественных отношений города Сочи в части предоставлении Литовченко А. А. земельного участка в собственность за плату.
Административное исковое заявление обосновано следующим:
ДД.ММ.ГГГГ за № Департамент имущественных отношений администрации города Сочи направил административному истцу ответ, в котором указал, что рассмотрел заявление Литовченко А.А., поданное на предоставление муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
При этом Департамент имущественных отношений администрации города Сочи в предоставлении муниципальной услуги отказал, ссылаясь на то, что продажа земельного участка в границах второй зоны санитарной (горно-санитарной) охраны города Сочи может не соответствовать требованиям природоохранного и земельного законодательства и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на использование такой территории.
Административный истец, посчитав отказ Департамента имущественных отношений администрации города Сочи, противоречащим положениям законодательства Российской Федерации, обратился в суд с настоящим иском.
Административный истец Литовченко А.А.. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Дружинин Е.С., направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в нем просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации г. Сочи направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в оспариваемом решении органа местного самоуправления.
Изучив материалы дела, суд считает, что требования истца к Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статья 39.1 ЗК РФ к числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относит договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений осуществляется без проведения торгов.
Статьей 39.17 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Названный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление, проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи или принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 указанного Кодекса, направить принятое решение заявителю. В названном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного их которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, и не допускает возможности вольного толкования ее положений.
Из представленных суду документов следует, что Литовченко А.А. на правах частной собственности принадлежит нежилое здание – общей площадью 274,5 кв.м с кадастровым номером №. Данное здание используется Литовченко А.А. под торговую деятельность.
Спорный земельный участок с кадастровым номером № сформирован и поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием «под торговую деятельность», что подтверждается кадастровой выпиской земельного участка.
Из материалов дела следует, что разрешенное и фактическое использование, как здания, так и земельного участка совпадают. Разрешенное использование земельного участка также соответствует целям использования такого земельного участка.
В судебном заседании административный ответчик не представил суду доказательств того, что испрашиваемый Литовченко А.А. в собственность и находящийся в ее фактическом использовании земельный участок подпадает под какие-либо ограничения, закрепленные в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец являясь собственником здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № в силу положений пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ имеет исключительное право на приобретение данного земельного участка в собственность или в аренду.
Уведомление департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ за № О02.01-47/4683 не содержит законных оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов».
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в ст. 36 ЗК РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (статья 36 Кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
На основании п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса.
На основании п.2 приложения к решению Городского Собрания города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № о порядке определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках - Цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, устанавливаются в размере:
2.1. Кадастровой стоимости земельных участков при продаже земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственного использования собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений;
2.3. 12 процентов кадастровой стоимости земельных участков при продаже земельных участков иным собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализаций законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования спора.
Суд пришел к выводу, что административное исковое заявление Литовченко А.А. к Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи, Администрации города Сочи о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Пунктом 9 ст. 227 КАС РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившее определенное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Сочи (ОГРН №, ИНН №) в предоставлении Литовченко А. А. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 145 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Сочи заключить с Литовченко А. А. договор купли-продажи, предусматривающий передачу в собственность за плату в размере 12% от кадастровой стоимости земельного участка – земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 145 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: «земли насаленных пунктов», развешенное использование: «под торговую деятельность».
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: