Дело № 2-35/2023
УИД-51RS0011-01-2022-001268-62
Решение в окончательной форме составлено 18.01.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2023г. г. Оленегорск
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Черной М.А.,
при секретаре Шабельниковой Ю.Д.,
с участием истца Степаненкова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степаненкова Андрея Анатольевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда по Мурманской области о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности назначить страховую пенсию по инвалидности,
установил:
Степаненков А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда по Мурманской области (далее - ОПФР по Мурманской области) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности назначить страховую пенсию по инвалидности.
В обоснование иска, указывает, что ему установлена инвалидность 3 группы, что подтверждается справкой СМЭ-2019 № 1630230, и является основанием для установления денежных выплат от Пенсионного Фонда Российской Федерации в виде ЕДВ, НСУ и страховой пенсии по инвалидности.
На обращение 27.07.2022 в клиентскую службу ОПФР Мурманской области в г.Оленегорске о разъяснении о назначении пенсии, он получил ответ о том, что не имеет права на получение пенсии по инвалидности, так как является получателем пенсии за выслугу лет от Министерства обороны РФ, в связи с чем не имеет право на получение двух пенсий одновременно. В своём письме от 25.08.2022 управляющий ГУ ОПФ по Мурманской области № С-5971/7085 дал ему аналогичный ответ.
Считает отказ ОПФР по Мурманской области необоснованным, противоречащим положениям действующего законодательства. Указывает, что в соответствии с Законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (ст.27).
Полагает, что при наличии условий (пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности) он имеет право на одновременное получение двух пенсий: пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (без её базовой части). Считает, что в Законе не указано, что он имеет право на вторую страховую пенсию по старости именно в соответствии с п.1 ст.6 Федерльного закона № 400-ФЗ.
Полагает, что его право на получение второй страховой пенсии подтверждено вступившим в законную силу решением Мончегорского городского суда Мурманской области по делу № 2-810/2020 от 06.10.2020.
Указывает, что его право на одновременное получение двух пенсий прямо предусмотрено положениями статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также статьями 5,13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, а также подтверждается выводами Конституционного Суда РФ, изложенными в определении от 11.05.2006 № 187-О, постановлении от 28.01.2020 № 5-П.
Просит признать незаконным решение ОПРФ по Мурманской области (клиентской службы в г.Оленегорске) об отказе в назначении ему страховой пенсии по инвалидности от 27.07.2022. Обязать ответчика назначить страховую пенсию по инвалидности, без её базовой части с 12 июля 2022г., с даты установления ему инвалидности.
В судебном заседании заседание истец настаивал на удовлетворении исковых требований, пояснив, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гарантирующей равенство всех граждан перед Законом, для работающих по трудовому договору, застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования, гарантией государства на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности и Определением Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 N 187-О в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров законодатель Федеральным законом № 156 от 22.07.2008 внес изменения в федеральные законы о праве военных пенсионеров на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой на условиях и в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях».
Полагает, что ОПФР по Мурманской области отказало ему в назначении страховой пенсии по инвалидности безосновательно, без ссылки на статью, ее часть и пункт Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Считает, то доводы ответчика противоречат Конституции РФ и принятым Федеральным законам о праве на вторую пенсию для военных пенсионеров за выслугу лет или пенсию по инвалидности. Указывает, что по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих он не имеет право на пенсию по инвалидности от Министерства обороны РФ так, как заболевания и инвалидность получены им на гражданке через 20 лет, а по Закону «О страховых пенсиях» он имеет право потому, что так решил Социальный фонд России.
Считает, что данное право закреплено для военных пенсионеров в п.6 ст. 3 Федерального закона № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и в ст.7 Закона № 4468-1. В указанных Законах нет ссылки на статью 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», указывающей возраст назначения страховой пенсии для военных пенсионеров, но именно на это «по старости» и ссылается ОПФР по Мурманской области, не предоставляя больше никаких доказательств.
Просит признать незаконным отказ ОПРФ по Мурманской области от 27.07.2022 в назначении ему страховой пенсии по инвалидности. Обязать назначить страховую пенсию по инвалидности, без её базовой части с 12 июля 2022г., то есть с даты установления ему инвалидности. А также, с учётом его семейного, материального положения, и состояния его здоровья, решение суда обратить к немедленному исполнению.
Представитель ответчика в судебное заседание не прибыл, представив письменный отзыв, в котором, не оспаривая того обстоятельства, что Степаненков А.Л. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 и с 12.07.2022 ему установлена инвалидность 3 группы, считает, что его требования о назначении ему страховой пенсии по инвалидности противоречат Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ и не подлежат удовлетворению, поскольку в силу действующего законодательства, он не относится к лицам, имеющим право на одновременное получение двух пенсий.
Указывает, что в связи с внесением изменений Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» (далее - Закон 156-ФЗ) в Закон от 12.02.1993 № 4468-1, в Закон 166- ФЗ, Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон 173-ФЗ) гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее Закон 4468-1), предоставлено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом 4468-1 и трудовой пенсии по старости (за исключением её базовой части) в соответствии с Законом 173-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 4 Закона 156-ФЗ определено, что положения статьи 7 Закона 4468-1. пункта 6 статьи 3 Закона 166-ФЗ, Закона 173-ФЗ в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом 4468-1, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2007.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона 166-ФЗ военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии но старости, предусмотренных Законом 400-ФЗ, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом 4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом 400-ФЗ.
Указанной категории военнослужащих права на установление страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты) в соответствии с Законом 400-ФЗ не имеется. Такой категории военнослужащих может устанавливаться только страховая пенсия по старости (за исключением фиксированной выплаты) по нормам Закона 400-ФЗ.
В связи с чем, у заявителя отсутствует право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по инвалидности по нормам Закона 400-ФЗ.
21.07.2022 Степаненкову А.А. было направлено в личный кабинет в Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг» уведомление об условиях назначения страховой пенсии но инвалидности. Письмами Отделения ПФР по Мурманской области от 25.08.2022 № С-5971/7085. от 09.09.2022 № С-6675/7408 и от 23.09.2022 № С-6891/7776 Степаненкову А.А. были даны подробные разъяснения в части одновременного установления двух пенсий различных видов пенсий, а также о возможности реализации им права на установление страховой пенсии по инвалидности в соответствии со статьей 9 Закона 400-ФЗ при условии его отказа от получения пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Указывает также, что Степаненков А.Л. состоит в региональном сегменте федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид III группы» назначена с 12.07.2022.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, письменные возражения ответчика, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливается Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее Закон 166-ФЗ) территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.
Статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Фонд. Фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ клиентские службы предоставляют услуги ПФР участникам системы обязательного пенсионного страхования гражданам и организациям. Осуществляют свою деятельность во всех субъектах РФ под руководством отделений ПФР.
Судом установлено, что 12.07.2022 Степаненкову А.А. установлена 3 группа инвалидности (причина инвалидности - общее заболевание) на срок до 01.08.2023, что подтверждается справкой серии МСЭ-2019 № 1630230.
Кроме того, Степаненков А.А. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее — Закон 4468-1) с 15.10.2002.
27.07.2022 Степаненков А.А. обратился в клиентскую службу ОПФР по Мурманской области в г.Оленегорске с заявлением о назначении ему страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях».
ОПФР по Мурманской области в сообщении с исх.№ С-5971/7085 от 25.08.2022, на обращение от 27.07.2022 Степаненкову А.А. разъяснено, что право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом от 12.02.1993 № 4468-1, и страховой пенсии по инвалидности, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ не предусмотрено, а также дополнительно сообщено, что 21.07.2022 в его адрес было направлено в личный кабинет в ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» уведомление об условиях назначения страховой пенсии по инвалидности.
Как следует из справки МИЦ ПФР от 02.01.2023 № 100-23-000-0178-2817 о назначенных пенсиях и социальных выплатах, Степаненкову А.А. установлена ЕДВ в соответствии с п.1 ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 Закона 400-ФЗ право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с Законом 400-ФЗ устанавливается одна пенсия по их выбору (часть 1 статьи 5 Закона 400-ФЗ).
Пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет по линии ведомства, может быть назначена пенсия по инвалидности по линии Министерства обороны. МВД, ФСБ и ряда других силовых ведомств в соответствии с Законом 4468-1. При этом статьей 7 указанного Закона предусмотрено, что лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Пунктом 2 статьи 5 Закона 400-ФЗ установлено, что в случаях, предусмотренных Законом 166-ФЗ. допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии, установленной в соответствии с Законом 400-ФЗ.
Нормы о праве граждан на одновременное получение двух пенсий и категории граждан, которым предоставляется такое право, содержатся в пунктах 2 и 3 статьи 3 Закона 166-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 3 Закона 166-ФЗ гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы,
2) участникам Великой Отечественной войны,
3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий,
4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак.
5) нетрудоспособным членам семей граждан, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской AЭС в зоне отчуждения,
6) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и гражданам, награжденным знаком «Житель осажденного Севастополя»,
7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов.
Данный перечень является исчерпывающим.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривается истцом, Степаненков А.А. не относится к вышеперечисленным лицам.
В связи с внесением изменений Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» (далее - Закон 156-ФЗ) в Закон от 12.02.1993 № 4468-1. в Закон 166- ФЗ, Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон 173-ФЗ) гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее Закон 4468-1), предоставлено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом 4468-1 и трудовой пенсии по старости (за исключением её базовой части) в соответствии с Законом 173-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 4 Закона 156-ФЗ определено, что положения статьи 7 Закона 4468-1. пункта 6 статьи 3 Закона 166-ФЗ. Закона 173-ФЗ в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом 4468-1, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2007.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона 166-ФЗ военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии но старости, предусмотренных Законом 400-ФЗ, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом 4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом 400-ФЗ.
Указанной категории военнослужащих права на установление страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты) в соответствии с Законом 400-ФЗ не имеется. Такой категории военнослужащих может устанавливаться только страховая пенсия по старости (за исключением фиксированной выплаты) по нормам Закона 400-ФЗ.
Проанализировав вышеприведенные нормы пенсионного законодательства, оценив представленные суду доказательства в совокупности с пояснениями истца, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для одновременного назначения Степаненкову А.А. пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по инвалидности по нормам Закона 400-ФЗ, не имеется.
Доводы истца в обоснование заваленных требований суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат нормам действующего законодательства, регулирующего вопросы о пенсионном обеспечении, и оцениваются судом как неправильное толкование норм материального права.
Ссылки истца на наличие по данной категории дел иной судебной практики, на правовую позицию суда по другим делам не могут быть приняты судом во внимание при разрешении данного спора, поскольку юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, а представляет собой применение нормы права с учетом конкретных обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объёме.
Поскольку истец относится к числу лиц, которые в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины, то вопрос о взыскании судебных расходов и государственной пошлины судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Степаненкова Андрея Анатольевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда по Мурманской области о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности назначить страховую пенсию по инвалидности,- отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд Мурманской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий