Дело № 2-2714/2024
24RS0028-01-2024-003442-39
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2024 года г. Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Куцевой М.А.,
при помощнике судьи Яковлевой Д.А.,
с участием помощника прокурора Каримовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах субъекта Российской Федерации в лице краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Витман М.П. о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского района г. Красноярска в интересах субъекта Российской Федерации - Красноярский край в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения» обратился в суд с иском к Витман М.П. о взыскании денежных средств. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года между КГКУ «УСЗН» и Витман М.П. заключен социальный контракт <данные изъяты> сроком на 12 месяцев, в соответствии с которым ей предоставлена государственная социальная помощь в размере 350 000 рублей для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, перечисленная ДД.ММ.ГГГГ года на расчетный счет Витман М.П., что подтверждается платежным поручением <данные изъяты>. Обязательство по приобретению автомобиля и представлению до ДД.ММ.ГГГГ ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации Витман М.П. не выполнено. ДД.ММ.ГГГГ Витман М.П. обратилась с заявлением в ТО КГКУ «УСЗН» о продлении срока освоения ею денежных средств до ДД.ММ.ГГГГ. Причиной невыполнения обязательства по приобретению автомобиля Витман М.П. указано было повешение роста цен. ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделением было принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи, досрочном расторжении социального контракта и возврате полученных денежных средств. В адрес Витман М.П. было направлено уведомление №1 о прекращении оказания государственной помощи и возврате полученных денежных средств в размере 350 000 рублей. Однако, до настоящего времени необоснованно полученные денежные средства ответчиком не возвращены.
Просит взыскать с Витман М.П. в пользу КГКУ «УСЗН» сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, предоставляемой в рамках государственной программы «Развитие системы социальной поддержки граждан» в размере 350 000 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Красноярска Каримова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель КГКУ «УСЗН» Прусова О.С., действующая на основании доверенности №ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, указав, что до настоящего времени денежные средства Витман М.П. не возвращены.
Ответчик Витман М.П. в зал судебного заседания не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Кировского районного суда г. Красноярска в сети интернет: http://kirovsk.krk.sudrf.ru, которая доступна для всех участников судебного разбирательства.
Согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неполучение ответчиком судебных извещений о дате, времени и месте судебного заседания, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.
В этой связи суд с учетом приведенных выше норм права с согласия стороны истца рассмотрел дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства в силу ст.ст.167, 233 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности».
Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.
В соответствии с подпунктом 3.4.4 Постановления мероприятие 2.16 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан.
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».
Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.
Согласно Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан» При реализации мероприятия, указанного в подпункте 1 пункта 8 Порядка, заявителю, зарегистрированному в учреждении службы занятости населения в качестве безработного или ищущего работу, предоставляется ежемесячная денежная выплата в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства заявителя (в том числе на срочной основе, а также в случае заключения гражданско-правового договора о выполнении работ или услуг) в размере величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения по соответствующей группе территорий Красноярского края на год предоставления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с условиями социального контракта (далее - величина прожиточного минимума для трудоспособного населения). Ежемесячная денежная выплата, осуществляемая в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства заявителя, осуществляется ежемесячно (в том числе со дня окончания срока действия социального контракта без его продления) при условии продолжения осуществления гражданином трудовой деятельности в рамках трудового договора, заключенного в период действия социального контракта.
Ежемесячная денежная выплата, осуществляемая в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства получателя, осуществляется ежемесячно (в том числе со дня окончания срока действия социального контракта без его продления) при условии продолжения осуществления получателем трудовой деятельности в рамках трудового договора, заключенного в период действия социального контракта.
В соответствии с пунктом 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В силу пункта 29 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).
В соответствии с пунктом 36 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления непредоставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренным социальным контрактом и программой социальной адаптации.
В соответствии с пунктом 37 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.
В силу пункта 39 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении, о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Витман М.П. обратилась в ТО КГКУ «УСЗН» по Кировскому району в г. Красноярске с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан.
На основании заявления Витман М.П. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «УСЗН» и Витман М.П. заключен социальный контракт №<данные изъяты> сроком на 12 месяцев (ДД.ММ.ГГГГ
Согласно разделу 1 пункта 1.1. социального контракта <данные изъяты> социального контракта является сотрудничество между Управлением и Витман М.П. по реализации мероприятий (действий, направленных на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности получателя (его семьи), и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно), указанных в пункте 1.2 социального контракта и предусмотренных программой социальной адаптации согласно приложению № 1 к социальному контракту, при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Мероприятие (действия) по поиску работы, направлены на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности получателя (его семьи) и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно (п.1.2).
Разделом 2 пункта 2.1 социального контракта предусмотрено, что государственная помощь по настоящему социальному контракту назначается в сумме 350 000 рублей.
Разделом 3 пункта 3.2.2 подпункта 6 контракта предусмотрено, что Управление обязано принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в течение 10 дней со дня установления следующих обстоятельств: непредставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению №2 к социальному контракту.
Согласно разделу 4 пункта 4.1 подпункта 6 контракта получатель обязан предоставлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов), по форме согласно приложению № 2 к социальному контракту лично, либо посредством почтового отправления либо направления в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или краевого портала государственных и муниципальных услуг.
Срок действия социального контракта с 10 ДД.ММ.ГГГГ и вступает в силу со дня подписания его сторонами (раздел 5 пункт 5.1).
Согласно приложению №1 к социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ программой социальной адаптации предусмотрены мероприятия по социальной адаптации на срок действия социального контракта: регистрация в ИФНС в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, посещение семинара в МАУ «Центр содействия малому и среднему предпринимательству», приобретение автомобиля, предоставление товара для комиссионного обследования, ежемесячное предоставление сведений о ведении деятельности в качестве налогоплательщика, ведение деятельности в качестве налогоплательщика на профессиональный доход.
ДД.ММ.ГГГГ между Козловым Ю.В. и Витман М.П. был заключён предварительный договор купли-продажи автомобиля «№» на сумму 357 000 рублей.
Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ24 и программой социальной адаптации за период с ДД.ММ.ГГГГ Витман М.П. зарегистрирована в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход 31 января 2024 года.
Согласно платежному поручению №ДД.ММ.ГГГГ года Витман М.П. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 350 000 рублей для приобретения автомобиля, для дальнейшего трудоустройства.
Однако отчет до ДД.ММ.ГГГГ года Витман М.П. сдан не был, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» по Кировскому району в г. Красноярске было принято решение о прекращении государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта.
ДД.ММ.ГГГГ адрес ответчика территориальным отделением направлено уведомление о прекращении оказания государственной помощи и расторжении социального контракта, в котором указано, что Витман М.П. не предоставлен отчет о выполнении мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ, а также предложено в добровольном порядке вернуть перечисленные денежные средства в размере 350 000 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
По смыслу положений подпункта 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г.).
Ответчиком Витман М.П. нарушены обязательства, предусмотренные п. 4.1 заключенного социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ24, выраженные в не предоставлении в территориальное отделение отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается и представить доказательства в обоснование своих требований.
Ответчиком суду не представлено доказательств о наличие законных оснований для приобретения или сбережения незаконно полученной суммы государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 350 000 рублей, либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для освобождения ответчика от возврата денежной суммы социальной выплаты, в связи с чем полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования прокурора Кировского района г.Красноярска в интересах субъекта Российской Федерации - Красноярский край в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения».
Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 6 700 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Витман М.П. (<данные изъяты>) в пользу Краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» 350 000 рублей.
Взыскать с Витман М.П. (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6 700 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.А. Куцева
Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2024 года.