Решение по делу № 2-4081/2024 от 02.04.2024

Дело № 2-4081/2024

УИД № 50RS0052-01-2024-004221-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть объявлена: 30.09.2024 года

Мотивированное решение изготовлено: 14.10.2024 года.

30 сентября 2024 года г.о. Щелково Московская область

Щелковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Скариной К.К.,

при секретаре судебного заседания Родивиловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Архиповой ФИО7 к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ и Архипову ФИО8 о признании незаконным включение в составе специализированного жилищного фонда жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Архипова М.М. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с уточненным исковым заявлением к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, Архипову С.Н. о признании незаконным включение в составе специализированного жилищного фонда жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование исковых требований истец Архипова М.М. указала, что зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес> С 1994 года по 2004 год проходила военную службу в рядах Вооруженных сил РФ, была зачислена по контракту в в/ч по адресу: <адрес>. 11.07.1994 г. была переведена в в/ч <адрес> с 31.08.1994г. по 01.10.2004 г. Приказом ВРИО начальника штаба в/ч от 01.10.2004 г. была уволена в запас по собственному желанию при наличии уважительной причины. С выслугой более 10 лет, как начальнику, Архиповой М.М. был предоставлен ордер от 08.10.2002г., выданный 217 КЭЧ, на состав семьи из 2 человек на занятие на постоянной основе 2-к комнатной квартиры по адресу: <адрес>. Совместно с истцом в квартире проживает ее муж, Архипов С.Н., который не претендует на приватизацию. Участие в приватизации иных объектов недвижимости истец не принимала. Истец обратилась в Министерство обороны РФ с заявлением о приватизации указанной квартиры. получен ответ о том, что квартира в настоящее время передана в оперативное управление ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ, при этом в ответе указано, что квартира является служебным помещением, не подлежащим приватизации. С данным отказом истец не согласна.

На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным включение Министерством обороны Российской Федерации квартиры общей площадью 64,8 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес> в состав специализированных жилых помещений в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , признать право пользования квартирой общей площадью 64,8 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес>, за истцом на условиях социального найма, признать право собственности Архиповой ФИО9 (паспорт РФ: ) на квартиру общей площадью 64,8 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

Истец Архипова М.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ, ответчик Архипов С.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Архипов С.Н. представил заявление о признании иска в порядке ст. 173 ГПК РФ, согласен на приватизацию занимаемой квартиры в пользу истца. от приватизации отказался. Последствия признания иска и принятия его судом ответчику известны и понятны.

Третьи лица Управление Росреестра по Московской области, а также ФГКУ Московское региональное управление правового обеспечения министерства обороны РФ не явились, извещены. Судом постановлено о рассмотрении дела в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд находит заявленные исковые требования Архиповой М.М. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 1 и 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" N 1541-1 от 04.07.1991 года приватизация жилого помещения представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда социального использования. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.

Граждане РФ, проживающие в государственном и муниципальном жилищном фонде, имеют право приватизировать данный жилой фонд на общих основаниях, если проживают в нем и не существует препятствий, установленных законом, для осуществления приватизации и если нет ограничений на приватизацию.

Ст. 6 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статьей 11 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 5, п. 8 Постановления от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Из материалов дела следует, что Архипова М.М. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>

С 1994 года по 2004 год проходила военную службу в рядах Вооруженных сил РФ, была зачислена по контракту в в/ч по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ была переведена в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом ВРИО начальника штаба в/ч от ДД.ММ.ГГГГ была уволена в запас по собственному желанию при наличии уважительной причины.

С выслугой более 10 лет, как начальнику, Архиповой М.М. был предоставлен ордер от ДД.ММ.ГГГГ выданный 217 КЭЧ, на состав семьи из 2 человек на занятие на постоянной основе 2-к комнатной квартиры по адресу: <адрес>

Участие в приватизации иных объектов недвижимости истец не принимала.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ с заявлением о приватизации указанной квартиры.

ДД.ММ.ГГГГ. получен ответ о том, что квартира в настоящее время передана в оперативное управление ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ, при этом в ответе указано, что квартира является служебным помещением, не подлежащим приватизации и включена в состав специализированного жилищного фонда приказом заместителя Министра обороны РЫФ от 22 июня 2020 года № 651.

Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены, в том числе служебные жилые помещения (часть 1).

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, отнесенных к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 поименованного кодекса).

Принятие решений по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда является полномочием федеральных органов исполнительной власти (абзац первый пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации").

Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (далее - жилые помещения) к специализированному жилищному фонду устанавливают Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные в соответствии со статьями 92 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 (далее - Правила).

В силу пункта 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

По смыслу приведенной нормы Правила не допускают отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, предоставленных в установленном порядке в пользование граждан на основании перечисленных в ней договоров, заключенных в соответствии с требованиями закона, а также имеющих иные обременения прав на это имущество.

согласно пункта 3 Правил не допускается отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду, если они заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, или имеют обременения прав на это имущество.

По смыслу приведенной нормы Правила не допускают отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, предоставленных в установленном порядке в пользование граждан на основании перечисленных в ней договоров, заключенных в соответствии с требованиями закона, а также имеющих иные обременения прав на это имущество.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 02 июля 2009 года №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.

Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41).

В силу положений Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорной квартиры семье истца, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение (ст.ст.101, 105, 106).

В число «служебных» может быть включено только свободное жилое помещение.

Сведений о том, что жилое помещение предоставлялось служебное, либо на какой-либо определенный срок, не имеется, из чего следует, что спорное жилое помещение предоставлялось бессрочно на состав семьи, факт законности проживания и вселения истцов в жилом помещении ответчиком не опровергнут, кроме того в ответ на судебный запрос представлены сведения о том. что Архипова (ранее Злобина) М.М. на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии войсковой части обеспечена отдельной двухкомнатной квартирой на состав семьи по адресу: <адрес> основание – очередник. л.д107).

Приказом директора департамента военного имущества Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение вошло в перечень жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления ФГАУ «Росжилкомплекс» 9л.д. 103).

Из данных ЕГРН следует, что квартира занимаемая истцом и ответчиком Архиповым находится в собственности РФ, за ФГАУ Росжилкомплекс зарегистрировано право оперативного управления (л.д. 125).

Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ , суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальными подтверждениями целевого назначения данного жилого помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае.

Правом на приватизацию жилого помещения истец ранее не воспользовался, иных лиц, имеющих право на приватизацию не имеется, перепланировок в жилом помещении не производилось.

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение, предоставленное истцу и членам его семьи в установленном порядке на условиях договора социального найма, в противоречии предписанию пункта 3 вышеназванных Правил, согласно которому не допускается отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду, если они заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, или имеют обременения прав на это имущество, было включено приказом Заместителя Министра обороны РФ от 22 июня 2020 года N 651 в состав специализированного жилищного фонда в части касающейся квартиры по адресу: <адрес> что не основано на законе и нарушает права истца.

Исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке к служебным жилым помещениям не отнесено, истец и ответчик Архипов пользуются жилым помещением на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданный 217 КЭЧ, на состав семьи из 2-х человек на занятие на постоянной основе 2-х комнатной квартиры , расположенной по адресу: <адрес>. Ордер не содержит данных о том, что жилое помещение является служебным и отнесено к специализированному жилищному фонду.

Согласно выписке из домовой книги в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы Архипова М.М., Архипов С.Н., ФИО12. (л.д. 31).

Из данных ЕГРН следует, что ранее истец право на приватизацию жилого помещения не использовала, ордер на жилое помещение и решение жилищной комиссии не содержат данных о том. что жилое помещение по указанному адресу ей на состав представлено временно или в качестве специализированного жилищного фонда, указанная квартира в реестре муниципальной собственности не значится. ранее по месту жительства <данные изъяты> истец также не реализовала право на приватизацию жилого помещения.

1/6 долю в праве собственности на жилое помещение в <данные изъяты> истец приобрела в порядке наследования по закону.

Требования иска о признании за истцом права пользования спорной квартирой на условиях социального найма не является фактически материально правовым спором, а является основанием иска, поскольку доказательств того, что жилое помещение занято ею совместно с членами семьи на иных условиях, нежели на условиях договора социального найма, не имеется.

Таким образом, учитывая изложенное. уд приходит к выводу о том, что в соответствии с положениями ст. 217 ГК РФ, ст. ст. 1, 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за Архиповой М.М. следует признать право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является признание права.

Поскольку судом установлено, что истец Архипова М.М. приобрела право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, не использовала свое право на приватизацию, суд считает, что нарушенное право в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 12 ГК РФ подлежит восстановлению путем признания за ней права собственности на спорную квартиру.

В соответствии с разъяснениями, данными в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Исходя из смысла положений ст.1, 9.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при приватизации право государственной или муниципальной собственности на жилое помещение прекращается и возникает право частной собственности у граждан на такое помещение.

На основании фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу, что отказом в приватизации занимаемого истцом жилого помещения нарушается основной принцип приватизации жилых помещений, указанный в ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно которому каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Обстоятельств, которыми может быть ограничена приватизация занимаемого истцом жилого помещения, судом не установлено, ответчиками не представлено.

При таких обстоятельствах, иск суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Поскольку право собственности в порядке приватизации на спорную квартиру подлежит государственной регистрации за истцом, а право собственности РФ и право оперативного управления зарегистрированы в данных ЕГРН, такое право подлежит прекращению с внесением сведений в ЕГРН о праве собственности истца на спорную квартиру.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Архиповой ФИО10 - удовлетворить.

Признать незаконным включение квартиры общей площадью 64,8 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес> в состав специализированных жилых помещений в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , признав приказ в указанной части незаконным.

Признать за Архиповой ФИО11 (паспорт РФ: ) право собственности на жилое помещение на квартиру с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Настоящее решение, вступившее в законную силу, является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры» (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации на жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес> с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке подачей апелляционной жалобы в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Скарина К.К.

Дело № 2-4081/2024

УИД № 50RS0052-01-2024-004221-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть объявлена: 30.09.2024 года

Мотивированное решение изготовлено: 14.10.2024 года.

30 сентября 2024 года г.о. Щелково Московская область

Щелковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Скариной К.К.,

при секретаре судебного заседания Родивиловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Архиповой ФИО7 к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ и Архипову ФИО8 о признании незаконным включение в составе специализированного жилищного фонда жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Архипова М.М. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с уточненным исковым заявлением к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, Архипову С.Н. о признании незаконным включение в составе специализированного жилищного фонда жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование исковых требований истец Архипова М.М. указала, что зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес> С 1994 года по 2004 год проходила военную службу в рядах Вооруженных сил РФ, была зачислена по контракту в в/ч по адресу: <адрес>. 11.07.1994 г. была переведена в в/ч <адрес> с 31.08.1994г. по 01.10.2004 г. Приказом ВРИО начальника штаба в/ч от 01.10.2004 г. была уволена в запас по собственному желанию при наличии уважительной причины. С выслугой более 10 лет, как начальнику, Архиповой М.М. был предоставлен ордер от 08.10.2002г., выданный 217 КЭЧ, на состав семьи из 2 человек на занятие на постоянной основе 2-к комнатной квартиры по адресу: <адрес>. Совместно с истцом в квартире проживает ее муж, Архипов С.Н., который не претендует на приватизацию. Участие в приватизации иных объектов недвижимости истец не принимала. Истец обратилась в Министерство обороны РФ с заявлением о приватизации указанной квартиры. получен ответ о том, что квартира в настоящее время передана в оперативное управление ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ, при этом в ответе указано, что квартира является служебным помещением, не подлежащим приватизации. С данным отказом истец не согласна.

На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным включение Министерством обороны Российской Федерации квартиры общей площадью 64,8 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес> в состав специализированных жилых помещений в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , признать право пользования квартирой общей площадью 64,8 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес>, за истцом на условиях социального найма, признать право собственности Архиповой ФИО9 (паспорт РФ: ) на квартиру общей площадью 64,8 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

Истец Архипова М.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ, ответчик Архипов С.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Архипов С.Н. представил заявление о признании иска в порядке ст. 173 ГПК РФ, согласен на приватизацию занимаемой квартиры в пользу истца. от приватизации отказался. Последствия признания иска и принятия его судом ответчику известны и понятны.

Третьи лица Управление Росреестра по Московской области, а также ФГКУ Московское региональное управление правового обеспечения министерства обороны РФ не явились, извещены. Судом постановлено о рассмотрении дела в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд находит заявленные исковые требования Архиповой М.М. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 1 и 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" N 1541-1 от 04.07.1991 года приватизация жилого помещения представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда социального использования. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.

Граждане РФ, проживающие в государственном и муниципальном жилищном фонде, имеют право приватизировать данный жилой фонд на общих основаниях, если проживают в нем и не существует препятствий, установленных законом, для осуществления приватизации и если нет ограничений на приватизацию.

Ст. 6 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статьей 11 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 5, п. 8 Постановления от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Из материалов дела следует, что Архипова М.М. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>

С 1994 года по 2004 год проходила военную службу в рядах Вооруженных сил РФ, была зачислена по контракту в в/ч по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ была переведена в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом ВРИО начальника штаба в/ч от ДД.ММ.ГГГГ была уволена в запас по собственному желанию при наличии уважительной причины.

С выслугой более 10 лет, как начальнику, Архиповой М.М. был предоставлен ордер от ДД.ММ.ГГГГ выданный 217 КЭЧ, на состав семьи из 2 человек на занятие на постоянной основе 2-к комнатной квартиры по адресу: <адрес>

Участие в приватизации иных объектов недвижимости истец не принимала.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ с заявлением о приватизации указанной квартиры.

ДД.ММ.ГГГГ. получен ответ о том, что квартира в настоящее время передана в оперативное управление ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ, при этом в ответе указано, что квартира является служебным помещением, не подлежащим приватизации и включена в состав специализированного жилищного фонда приказом заместителя Министра обороны РЫФ от 22 июня 2020 года № 651.

Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены, в том числе служебные жилые помещения (часть 1).

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, отнесенных к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 поименованного кодекса).

Принятие решений по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда является полномочием федеральных органов исполнительной власти (абзац первый пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации").

Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (далее - жилые помещения) к специализированному жилищному фонду устанавливают Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные в соответствии со статьями 92 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 (далее - Правила).

В силу пункта 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

По смыслу приведенной нормы Правила не допускают отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, предоставленных в установленном порядке в пользование граждан на основании перечисленных в ней договоров, заключенных в соответствии с требованиями закона, а также имеющих иные обременения прав на это имущество.

согласно пункта 3 Правил не допускается отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду, если они заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, или имеют обременения прав на это имущество.

По смыслу приведенной нормы Правила не допускают отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, предоставленных в установленном порядке в пользование граждан на основании перечисленных в ней договоров, заключенных в соответствии с требованиями закона, а также имеющих иные обременения прав на это имущество.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 02 июля 2009 года №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.

Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41).

В силу положений Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорной квартиры семье истца, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение (ст.ст.101, 105, 106).

В число «служебных» может быть включено только свободное жилое помещение.

Сведений о том, что жилое помещение предоставлялось служебное, либо на какой-либо определенный срок, не имеется, из чего следует, что спорное жилое помещение предоставлялось бессрочно на состав семьи, факт законности проживания и вселения истцов в жилом помещении ответчиком не опровергнут, кроме того в ответ на судебный запрос представлены сведения о том. что Архипова (ранее Злобина) М.М. на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии войсковой части обеспечена отдельной двухкомнатной квартирой на состав семьи по адресу: <адрес> основание – очередник. л.д107).

Приказом директора департамента военного имущества Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение вошло в перечень жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления ФГАУ «Росжилкомплекс» 9л.д. 103).

Из данных ЕГРН следует, что квартира занимаемая истцом и ответчиком Архиповым находится в собственности РФ, за ФГАУ Росжилкомплекс зарегистрировано право оперативного управления (л.д. 125).

Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ , суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальными подтверждениями целевого назначения данного жилого помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае.

Правом на приватизацию жилого помещения истец ранее не воспользовался, иных лиц, имеющих право на приватизацию не имеется, перепланировок в жилом помещении не производилось.

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение, предоставленное истцу и членам его семьи в установленном порядке на условиях договора социального найма, в противоречии предписанию пункта 3 вышеназванных Правил, согласно которому не допускается отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду, если они заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, или имеют обременения прав на это имущество, было включено приказом Заместителя Министра обороны РФ от 22 июня 2020 года N 651 в состав специализированного жилищного фонда в части касающейся квартиры по адресу: <адрес> что не основано на законе и нарушает права истца.

Исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке к служебным жилым помещениям не отнесено, истец и ответчик Архипов пользуются жилым помещением на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданный 217 КЭЧ, на состав семьи из 2-х человек на занятие на постоянной основе 2-х комнатной квартиры , расположенной по адресу: <адрес>. Ордер не содержит данных о том, что жилое помещение является служебным и отнесено к специализированному жилищному фонду.

Согласно выписке из домовой книги в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы Архипова М.М., Архипов С.Н., ФИО12. (л.д. 31).

Из данных ЕГРН следует, что ранее истец право на приватизацию жилого помещения не использовала, ордер на жилое помещение и решение жилищной комиссии не содержат данных о том. что жилое помещение по указанному адресу ей на состав представлено временно или в качестве специализированного жилищного фонда, указанная квартира в реестре муниципальной собственности не значится. ранее по месту жительства <данные изъяты> истец также не реализовала право на приватизацию жилого помещения.

1/6 долю в праве собственности на жилое помещение в <данные изъяты> истец приобрела в порядке наследования по закону.

Требования иска о признании за истцом права пользования спорной квартирой на условиях социального найма не является фактически материально правовым спором, а является основанием иска, поскольку доказательств того, что жилое помещение занято ею совместно с членами семьи на иных условиях, нежели на условиях договора социального найма, не имеется.

Таким образом, учитывая изложенное. уд приходит к выводу о том, что в соответствии с положениями ст. 217 ГК РФ, ст. ст. 1, 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за Архиповой М.М. следует признать право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является признание права.

Поскольку судом установлено, что истец Архипова М.М. приобрела право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, не использовала свое право на приватизацию, суд считает, что нарушенное право в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 12 ГК РФ подлежит восстановлению путем признания за ней права собственности на спорную квартиру.

В соответствии с разъяснениями, данными в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Исходя из смысла положений ст.1, 9.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при приватизации право государственной или муниципальной собственности на жилое помещение прекращается и возникает право частной собственности у граждан на такое помещение.

На основании фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу, что отказом в приватизации занимаемого истцом жилого помещения нарушается основной принцип приватизации жилых помещений, указанный в ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно которому каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Обстоятельств, которыми может быть ограничена приватизация занимаемого истцом жилого помещения, судом не установлено, ответчиками не представлено.

При таких обстоятельствах, иск суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Поскольку право собственности в порядке приватизации на спорную квартиру подлежит государственной регистрации за истцом, а право собственности РФ и право оперативного управления зарегистрированы в данных ЕГРН, такое право подлежит прекращению с внесением сведений в ЕГРН о праве собственности истца на спорную квартиру.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Архиповой ФИО10 - удовлетворить.

Признать незаконным включение квартиры общей площадью 64,8 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес> в состав специализированных жилых помещений в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , признав приказ в указанной части незаконным.

Признать за Архиповой ФИО11 (паспорт РФ: ) право собственности на жилое помещение на квартиру с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Настоящее решение, вступившее в законную силу, является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры» (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации на жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес> с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке подачей апелляционной жалобы в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Скарина К.К.

2-4081/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Архипова Марина Михайловна
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ
ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ
Архипов Сергей Николаевич
Другие
ФГКУ МОсковское региональное управление правового обеспечения министерства обороны РФ
Управление Росреестар по МО
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
02.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2024Передача материалов судье
02.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2024Подготовка дела (собеседование)
02.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.05.2024Предварительное судебное заседание
20.06.2024Предварительное судебное заседание
20.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2024Судебное заседание
07.08.2024Судебное заседание
23.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
11.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.11.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее