Дело № 88а-14786/2020г.
Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР” ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
г. Москва 02 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А.,
судей Анатийчук О.М., Сорокина С.В.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании кассационную жалобу Бобарыкиной Лидии Владимировны РЅР° решение Островского районного СЃСѓРґР° Костромской области РѕС‚ 10 сентября 2019 РіРѕРґР°, апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам Костромского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 25 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР° РїРѕ административному делу РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Тамары Рвановны, Воробьевой Татьяны Александровны, Бобарыкиной Лидии Владимировны Рє администрации Судиславского муниципального района Костромской области Рѕ признании публичных слушаний, проведенных администрацией Судиславского муниципального района Костромской области РїРѕ проектам внесения изменений РІ генеральный план Рё правила землепользования Рё застройки Расловского сельского поселения РЅРµ соответствующими требованиям законодательства Рё возложении обязанности провести повторные публичные слушания РїРѕ проектам внесения изменений РІ генеральный план Рё правила землепользования Рё застройки Расловского сельского поселения (номер, присвоенный СЃСѓРґРѕРј первой инстанции 2Р°-394/2019 Рі.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М., объяснения административного истца Бобарыкиной Л.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
установила:
РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Рў.Р., Воробьева Рў.Рђ., Бобарыкина Р›.Р’. Рё присоединившиеся Рє РЅРёРј лица Бобарыкин РЎ.Р’., Селюнин Р.Рќ., РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° РЎ.Рњ., РЎРјРёСЂРЅРѕРІ Рђ. Рџ., Наврузова РЎ.Рђ., РќРѕРІРёРєРѕРІР° Рђ.РЎ., РќРѕРІРёРєРѕРІ Рђ.РЎ., РЎРєРѕСЂРѕРґСѓРјРѕРІР° B.C., Рванов Р®.Рќ., Перов Р“.РЎ., Перова Рќ.Р“., Молчанов Р›.Рђ., Румянцева Рў.Р., Остроумова Рў.Р’., РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Рќ.РЎ., Соболева Рњ.Рќ., Панов Рђ.Р®., Панова Рќ.Рќ. обратились РІ СЃСѓРґ СЃ коллективным административным исковым заявлением Рє администрации Судиславского муниципального района Костромской области Рѕ признании публичных слушаний, проведенных администрацией Судиславского муниципального района Костромской области РїРѕ проектам «Внесение изменений РІ Генеральный план Рё Правила землепользования Рё застройки Расловского сельского поселения», РЅРµ соответствующими требованиям законодательства, обязании провести повторные публичные слушания.
Требования мотивировали тем, что оповещением от 28 февраля 2019 года администрация Судиславского муниципального района Костромской области проинформировала о начале публичных слушаний, назначенных постановлением администрации Судиславского муниципального района Костромской области от 28 февраля 2019 года № 30 «О назначении публичных слушаний по проектам «Внесение изменений в Генеральный план Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области» и «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области» на 08 мая 2019 года в п. Судиславль, проведении экспозиции проектов по адресу: <адрес>, а также в здании администрации Расловского сельского поселения 21 марта 2019 года и 12 апреля 2019 года с 10.00 до 12.00 час. При этом администрацией Судиславского муниципального района Костромской области нарушена часть 3 статьи 28 ГрК РФ, согласно которой публичные слушания должны проводится в каждом населенном пункте муниципального образования. После многочисленных жалоб и вынесенного прокуратурой Судиславского района предостережения администрацией Судиславского муниципального района Костромской области было вынесено постановление от 30 апреля 2019 года № 59 «О внесении изменений в постановление от 28 февраля 2019 года № 30» и дополнение к оповещению и назначены публичные слушания во всех населенных пунктах Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области. По результатам проведения публичных слушаний составлено заключение от 28 мая 2019 года. Считали, что действия административного ответчика противоречат нормам части 25 статьи 5.1 и ч. 8 статьи 28 ГрК РФ, поскольку срок проведения публичных слушаний по проектам правил благоустройства территории со дня опубликования оповещения о начале публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев. С момента оповещения населенных пунктов Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области (30 апреля 2019 года) до опубликования заключения о результатах публичных слушаний (28 мая 2019 года) прошло менее одного месяца. В нарушение части 16 статьи 5.1, части 6 статьи 23 ГрК РФ в ходе проведения публичных слушаний в п. Судиславль – 08 мая 2019 года, д. Михайловское - 13 мая 2019 года, п. Березовая роща – 14 мая 2019 года, п. Раслово - 20 мая 2019 года, д. Кобякино – 21 мая 2019 года организатор (администрация Судиславского муниципального района Костромской области) в указанных населенных пунктах Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области проекты, в данном случае это карты функционального зонирования, транспортной инфраструктуры, планируемое размещение объектов, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий и земель, границы зон (фрагменты), основной чертеж, а также проекты в текстовой форме, на обозрение не представил. Указанные нарушения являются существенными, так как участники публичных слушаний - жители Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области были лишены возможности ознакомиться с содержанием проекта, что повлекло за собой невозможность доведения своей позиции до муниципальных органов власти и существенно нарушило их права. В ходе проведения публичных слушаний поступили предложения не вносить изменения в проекты с целью перевода земель из сельскохозяйственных земель в промышленные, а передать земельные участки на обработку сельскохозяйственным предприятиям. Все участники публичных слушаний высказались против внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области. Указанные предложения не были отражены в протоколе, а также в заключении о результатах проведения публичных слушаний, что противоречит части 18 и подпунктам 4, 5 части 22 статьи 5.1 ГрК РФ.
Решением Островского районного суда Костромской области от 10 сентября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 25 ноября 2019 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в районный суд 26 мая 2020 года, административный истец Бобарыкина Л.В. ставит вопрос об отмене решения районного суда, апелляционного определения с принятием нового решения об удовлетворении требований. Полагает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, судами допущены нарушения норм материального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09 июня 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий административный иск удовлетворению не подлежит.
Статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирована процедура проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, которая, в том числе состоит из: оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведения собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовки и оформления протокола публичных слушаний; подготовки и опубликования заключения о результатах публичных слушаний (часть 5 указанной статьи).
В соответствий со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования (пункт 3) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (пункт 8).
В силу части 8 статьи 16 Устава муниципального образования Судиславский муниципальный район Костромской области по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется нормативным правовым актом Собрания депутатов муниципального района с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Решением Собрания депутатов Судиславского муниципального района Костромской области от 26 декабря 2018 года № 129 утвержден Порядок организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории Судиславского муниципального района Костромской области (л.д. 89-96).
Решение о назначении публичных слушаний должно содержать: информацию о проекте муниципального правового акта, сведения о времени, месте и сроке слушаний, данные о порядке, сроке и форме внесения участниками публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта муниципального правового акта, информацию об организаторе публичных слушаний, также устанавливаются границы территории, в пределах которых проводятся общественные обсуждения (пункты 3,4,5 статьи 2).
РР· материалов дела следует, что распоряжением администрации Судиславского муниципального района Костромской области РѕС‚ 28 декабря 2018 РіРѕРґР° в„– 796-СЂ «О подготовке проектов внесения изменений РІ Генеральный план Рё Правила землепользования Рё застройки Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области» определено начать подготовку проектов внесения изменений РІ Генеральный план Рё Правила землепользования Рё застройки Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района.
Рассмотрев проект Генерального плана Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области, администрация Костромской области согласовала его в рамках полномочий, установленных статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о чем 12 февраля 2019 года сообщила главе Судиславского муниципального района Костромской области администрацией Костромской области 12 февраля 2019 года.
Постановлением главы Судиславского муниципального района Костромской области РѕС‚ 28 февраля 2019 РіРѕРґР° в„– 30 назначены публичные слушания РїРѕ проектам «Внесение изменений РІ Генеральный план Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области» Рё «Внесение изменений РІ Правила землепользования Рё застройки Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области» РЅР° 08 мая 2019 РіРѕРґР°. Р’ соответствии СЃ данным постановлением указанные проекты подлежали размещению РЅР° официальном сайте администрации Судиславского муниципального района РІ сети Рнтернет, постановлено провести экспозиции проектов РІ здании администрации Судиславского муниципального района Рё РІ здании администрации Расловского сельского поселения. Установлено, что предложения РїРѕ проектам принимаются комиссией РїРѕ подготовке проектов РґРѕ 08 мая 2019 РіРѕРґР°.
Постановлением администрации Судиславского муниципального района от 30 апреля 2019 года № 59 в соответствии со статьями 5.1, 28, 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации и предостережением прокуратуры Судиславского района от 30 апреля 2019 года в постановление администрации Судиславского муниципального района от 28 февраля 2019 года № 30 внесены изменения. Постановление дополнено частью 1.1 об определении даты, места и времени проведения собраний участников публичных слушаний по проектам согласно приложению к постановлению, изменена дата приема предложений по проектам - до 23 мая 2019 года, постановление дополнено приложением «График проведения собраний участников публичных слушаний по проектам...», согласно которому проведение собраний предусмотрено в 61 населенном пункте Расловского сельского поселения, определены дата и время проведения собрания участников публичных слушаний в каждом населенном пункте.
Рнформационное сообщение Рѕ проведении публичных слушаний опубликовано РІ Рнформационном Бюллетене «Судиславский вестник» в„– 4 (346) РѕС‚ 28 февраля 2019 РіРѕРґР°, оповещение Рѕ проведении публичных слушаний размещено РЅР° официальном сайте администрации Судиславского муниципального района (http://sudislavladm.ru).
Дополнение Рє оповещению Рѕ начале публичных слушаний опубликовано 30 апреля 2019 РіРѕРґР° РІ Рнформационном Бюллетене «Судиславский вестник» РљР° 8 (350) Рё размещено РЅР° официальном сайте администрации Судиславского муниципального района (-http://sudislavladm.ru).
Ркспозиции проектов проходили РІ здании администрации Судиславского муниципального района РїРѕ адресу: <адрес> СЃ 07 марта 2019 РіРѕРґР° РїРѕ 07 мая 2019 РіРѕРґР° (каждый вторник) Рё РІ здании администрации Расловского сельского поселения РїРѕ адресу: <адрес> - 21 марта 2019 РіРѕРґР° Рё 12 апреля 2019 РіРѕРґР°. Консультации РїРѕ экспозиции проекта проводились СЃ понедельника РїРѕ пятницу СЃ 13 часов РґРѕ 15 часов.
Согласно заключению по результатам публичных слушаний от 28 мая 2019 года публичные слушания по проектам проводились в 61 населенном пункте Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района, в которых приняли участие 480 человек.
Предложения и замечания, касающиеся проектов, принимались в устной и письменной форме в ходе проведения собрания участников публичных слушаний, в письменной форме в адрес организатора публичных слушаний с 07 марта 2019 года по 23 мая 2019 года в будние дни в здании администрации Судиславского муниципального района по адресу: <адрес>, а также посредством записи в журнале учета посетителей и записи предложений и замечаний экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях.
Публичные слушания признаны состоявшимися, процедура проведения публичных 4 слушаний по проектам признана соблюденной и соответствующей требованиям действующего законодательства Российской Федерации, проекты предложены к рассмотрению главе Судиславского муниципального района Костромской области.
Указанное заключение было опубликовано в информационном бюллетене «Судиславский вестник» № 10 (352) от 29 мая 2019 года и размещено на официальном сайте администрации Судиславского муниципального района Костромской области.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения статей 5.1,24,28,31,32,33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования Судиславльского муниципального района Костромской области, Решения Совета депутатов Судиславльского муниципального района Костромской области от 26 декабря 2018 года № 129 «Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории Судиславльского муниципального района Костромской области» и установив, что процедура проведения публичных слушаний административным ответчиком нарушена не была, публичные слушания проведены в установленном порядке, возможность участвовать в обсуждении проекта была обеспечена, протокол и заключение оформлены в соответствии с законом, содержат все необходимые сведения и реквизиты, подготовлены с учетом поступивших предложений и замечаний участников публичных слушаний по проекту планировки территории, в том числе отрицательных, основания для их неутверждения отсутствовали, фактов нарушения прав истцов на участие в публичных слушаниях не установлено, пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Выводы судов обеих инстанций, основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права судами применены правильно.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 июля 2010 г. N 931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
При рассмотрении дела судами установлено, что жителями муниципального района, в том числе истцами, было реализовано право на участие в публичных слушаниях и права их на высказывание мнения нарушены не были.
В жалобе административный истец ссылается на нарушение процедуры проведения публичных слушаний, в частности, один из этапов публичных слушаний, а именно проведение экспозиции проведены лишь в здании администрации Судиславского муниципального района в п. Судислаль, который не входит в состав Расловского поселения, а также в одном из 61 населенного пункта в поселке Раслово 21 марта и 12 апреля 2019 года; нарушены сроки оповещения жителей о проведении собрания участников публичных слушаний; организатором публичных слушаний не были представлены на обозрение проекты – карты функционального зонирования, транспортной инфраструктуры, планируемое размещение объектов, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий и земель, границы зон, основной чертеж, а также проекты в текстовой форме.
Между тем, данные доводы приводились истцами при рассмотрении дела и судами обеих инстанций им дана надлежащая правовая оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
Публичные слушания назначены постановлением главы Судиславского муниципального района Костромской области РѕС‚ 28 февраля 2019 РіРѕРґР° в„– 30, РІ этот Р¶Рµ день информационное сообщение Рѕ проведении публичных слушаний размещено РЅР° официальном сайте администрации Судиславского муниципального района РІ сети Рнтернет Рё опубликовано РІ Рнформационном бюллетене; заключение РїРѕ результатам публичных слушаний опубликовано 29 мая 2019 РіРѕРґР°, то есть СЃСЂРѕРє проведения публичных слушаний соблюден.
Публичные слушания были проведены РІ 61 населенном пункте Расловского сельского поселения. Ркспозиции проектов были представлены РІ зданиях администрации Судиславского миниципального района Рё администрации Расловского сельского поселения, проекты были размещены РЅР° официальном сайте, РїРѕ экспозиции проекта проводились консультации, РІ период проведения публичных слушаний участники публичных слушаний имели возможность ознакомиться СЃ проектом, участие РІ экспозициях приняли 284 жителя Расловского сельского поселения.
Доводы, приведенные в жалобе, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене законных судебных решений.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, апелляционного определения по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Островского районного суда Костромской области от 10 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 25 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бобарыкиной Лидии Владимировны без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё