УИД 11RS0001-01-2024-003298-93 Дело № 12-304/2024
РЕШЕНИЕ
18 апреля 2024 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Койкова Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации муниципального района «Печора» на постановление начальника СОСП по Республике Коми Главного межрегионального (специализированного) ФССП России от ** ** ** №...-АП о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением начальника СОСП по Республике Коми Главного межрегионального (специализированного) УФССП от ** ** ** №...-АП Администрация муниципального района «Печора» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация МР «Печора» обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Кроме того, указала, что при составлении протокола об административном правонарушении представителем АМР «Печора» в письменном виде было заявлено ходатайство о направлении дела об административном правонарушении для рассмотрения по месту совершения в Печорский городской суд Республики Коми, заблаговременном извещении о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, ознакомлении представителя с материалами дела об административного правонарушения, однако заявленные ходатайства не были рассмотрены, а в ознакомлении с материалами дела было отказано.
Администрация МР «Печора», СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
Суд определил рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении в их совокупности, прихожу к следующим выводам.
В силу положений статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».
В силу статьи 105 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что решением Печорского городского суда Республики Коми по делу №... от ** ** **, вступившим в законную силу ** ** ** на администрацию муниципального района «Печора» возложена обязанность в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: ... жилого помещения – ... в ... Республики Коми, принадлежащей на праве собственности ФИО1, ** ** ** г.р., и направить ФИО1, ** ** ** г.р., проект соглашения об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд с определением размера возмещения за земельный участок, расположенный по адресу: ... жилое помещение – ... в ... Республики Коми, сроков и иных условий выкупа. Взыскателем является ФИО1.
** ** ** судебным приставом СОСП по Республике Коми в отношении администрации МР «Печора» возбуждено исполнительное производство №...-ИП.
** ** ** судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований в рамках исполнительного производства №...-ИП.
** ** ** должнику заказной почтовой корреспонденцией направлено требование судебного пристава-исполнителя от ** ** ** №... об исполнении решения Печорского городского суда Республики Коми по делу №... в срок до ** ** **. При этом, в указанном требовании должнику разъяснены последствия неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
В связи с невыполнением требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, в отношении администрации МР «Печора» ** ** ** судебным приставом-исполнителем СОСП по Республике Коми ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении №...-АП, по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Постановлением от ** ** ** администрация МР «Печора» признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Факт совершения администрацией МР «Печора» административного правонарушения и его виновность подтверждаются протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела, которым должностным лицом СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России дана надлежащая оценка, оснований не соглашаться с которой не имеется.
Вопреки утверждению представителя администрации МР «Печора», обстоятельства, перечисленные в статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены должностным лицом СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России с достаточной полнотой.
Действия администрации МР «Печора» правильно квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств правонарушения, в установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок.
Доказательств того, что должником были предприняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, выданного на основании решения Печорского городского суда Республики Коми по делу №..., материалы дела не содержат.
Доказательств, отвечающих критериям достоверности и допустимости, которые бы, безусловно свидетельствовали об отсутствии у администрации МР «Печора» возможности для исполнения решения суда, не представлено.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения администрацией МР «Печора» решения суда, а также свидетельствующих о том, что должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется.
Оспаривая законность вынесенного постановления, заявитель указывает, что копия протокола об административном правонарушении представителю привлекаемого лица при его составлении не вручена, что является нарушением прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении ** ** ** присутствовал законный представитель администрации МР «Печора» ФИО4, представлял интересы привлекаемого лица на основании доверенности. Копия протокола об административном правонарушении при его составлении представителю привлекаемого лица не вручалась, отметки об этом протокол об административном правонарушении не содержит.
Оценивая соблюдение требований законодательства с учетом фактических обстоятельств, установив, что по данному делу участие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении было обеспечено, при возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом представителю привлекаемого лица разъяснены права, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем имеется соответствующая отметка в протоколе об административном правонарушении, с учетом гарантированных прав представителю администрации МР «Печора» предоставлено право на дачу объяснений и замечаний, суд исходит из того, что право привлекаемого лица на защиту своих интересов было обеспечено.
Кроме того, протокол об административном правонарушении был направлен администрации МО ГО «Печора» посредством электронной почты ** ** **, что подтверждается скиншотом программы АИС.
Частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Административный материал составлен на основании предъявленного исполнительного листа, на основании которого вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, требование об исполнении решения суда. Указанные документы направлялись в адрес должника посредством электронной почты, что подтверждается выпиской программы АИС. Кроме того, представитель привлекаемого лица присутствовал при возбуждении дела, составлении протокола об административном правонарушении, в связи с чем не был лишен возможности повторно знакомиться с приведенными выше материалами дела, а также предоставлять дополнительные доказательства в обоснование своих возражений. Отсутствие представителя при рассмотрении протокола об административном правонарушении лишило судебного пристава возможности удовлетворения ходатайства об ознакомлении с материалами дела непосредственно перед вынесением оспариваемого постановления.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что оснований для отмены обжалуемого постановления по основанию не вручения копии протокола об административном правонарушении непосредственно после его составления, а также не ознакомлении с материалами дела не имеется.
Право лица на защиту прав и законных интересов, гарантированное положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, администрацией МР «Печора» реализовано путем участия представителя при составлении протокола об административном правонарушении и обжалования вынесенного по делу постановления.
Указание на то, что дело рассмотрено с нарушением правил подсудности, так как должно рассматриваться по месту его совершения, основано на неверном толковании статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из требований статьи 6 Федерального конституционного закона РФ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, учитывая длительность неисполнения решения суда, прихожу к выводу, что постановление начальника СОСП по Республике Коми Главного межрегионального (специализированного) ФССП России от ** ** ** №...-АП является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление начальника СОСП по Республике Коми Главного межрегионального (специализированного) ФССП России от ** ** ** №...-АП, которым администрация муниципального района «Печора» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу администрации муниципального района «Печора» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.А. Койкова