Дело № 2-4508/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 14 июля 2021 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,
при секретаре Семенюк С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабкиной МВ к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета лиц, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности по включению в областной реестр инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и претендующих на получение жилищной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Бабкина М.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - МСО Челябинской области) о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета лиц, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности по включению в областной реестр инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и претендующих на получение жилищной субсидии.
В обоснование иска указала, что имеет статус несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, а так же является инвалидом второй группы пожизненно, что неоднократно было установлено в судебных инстанциях. Однако до настоящего времени ее право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета лиц, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и право по включению в областной реестр инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и претендующих на получение жилищной субсидии, не реализовано.
Истец Бабкина М.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещена о времени и месте его проведения, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представители истца - Гвоздарева Т.В. и Клементьева Н.Н. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме.
Представитель ответчика МСО Челябинской области - Шикина Д.Г. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представители третьих лиц Администрации Вишневогорского городского поселения, Администрации Каслинского муниципального района, привлеченные к участию в деле определением суда протокольной формы от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явились, будучи извещены о времени и месте его проведения, представили письменные мнения на исковое заявление, просили о рассмотрении дела без их участия.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Бабкина М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленного удостоверения серии Р №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Центром социальной помощи населению, Бабкина М.В. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 17 Федерального а от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Челябинской области от 28 января 2010 года № 528-ЗО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в установленных настоящим Законом формах и в порядке, определяемом настоящим Законом и Правительством Челябинской области, следующим категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и проживающих на территории Челябинской области:
1) лицам, меры социальной поддержки которым установлены статьей 14 (относящимся к инвалидам Великой Отечественной войны), статьями 15, 17 - 19, а также статьей 21 (относящимся к членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны) Федерального закона «О ветеранах»;
2) лицам, меры социальной поддержки которым установлены статьями 14, 16, 21 Федерального закона «О ветеранах», за исключением лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вставшим на учет до 1 января 2005 года;
3) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и вставшим на учет до 1 января 2005 года.
В силу ст. 4 Закона Челябинской области от 28 января 2010 года № 528-ЗО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» предоставление жилого помещения категориям граждан, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется на основании личного заявления.
В силу ст. 4-1 Закона Челябинской области от 28 января 2010 года № 528-ЗО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» порядок предоставления жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения на территории Челябинской области категориям граждан, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Челябинской области.
Постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года № 149-П утвержден Порядок предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, (вместе с Положением о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, Положением о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений).
Настоящее Положение определяет порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств субвенций из федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
В силу п.3, 4 Положения граждане, имеющие право на меры социальной поддержки, подают в органы местного самоуправления, где они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее именуются - органы местного самоуправления), заявление о предоставлении им мер социальной поддержки с указанием формы их получения.
На основании поданных гражданами заявлений органами местного самоуправления составляются список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты в текущем году, и список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, претендующих на получение субсидии в текущем году (далее именуются - годовые списки).
Как следует из представленных в материалы дела данных, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно учетным данным МСО Челябинской области Бабкина М.В. в областном реестре не значится.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, стороной истца не представлено.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания регулировались Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».
В силу п. 1 Указа было установлено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Указ Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 фактически утратил силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, пунктом 8 статьи 154 которого определен порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, мер социальной поддержки и льгот проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).
Так, п.8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны установлены ст. 15 Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Из содержания нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как «вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой отечественной войны».
Право граждан, имеющих статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Как следует из представленного в материалы дела мнения на исковое заявление Администрации Каслинского муниципального района, Бабкина М.В. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ни в 1996 году, ни в более поздние сроки не обращалась.
Администрация Вишнегорского городского поселения так же указывает на тот факт, что Бабкина М.В. не состояла на учете в Администрации Вишнегорского городского поселения. Кроме того, из документов на Бабкину М.В. имеется только заявление от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о постановке ее на учет для получения жилья, поскольку она является узником концлагерей. При этом заявление не было завизировано, не имело никакой учетной записи. На момент подачи заявления Бабкина М.В. имела на праве собственности жилое помещение и регистрацию в нем. При обращении в 2007 году в Каслинский городской суд с исковым заявлением о предоставлении благоустроенной квартиры как бывшему несовершеннолетнему узнику фашистских лагерей, инвалиду второй группы, в ходе рассмотрения дела Бабкина М.В. отказалась от иска, о чем свидетельствует определение о принятии отказа от иска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеизложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Бабкиной МВ к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета лиц, вставших на учет до 01 января 2005 года, возложении обязанности по включению в областной реестр инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года и претендующих на получение жилищной субсидии - отказать.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п Ю.Н. Резниченко
Мотивированное решение составлено 22 июля 2021 года.
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Центрального
районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко
Секретарь: С.А. Семенюк
2-4508/2021
74RS0002-01-2021-002734-12
Центральный районный суд г. Челябинска