Дело №2-9661/2019
УИД 72RS0014-01-2019-011380-34
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 25 декабря 2019 г.
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи: Григорьевой Л.П.,
при секретаре Мресовой С.В.,
с участием представителя ответчика, помощника прокурора Ленинского АО г. Тюмени, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Елены Анатольевны к Управлению Федеральной службы судебных - приставов по Тюменской области о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шевченко Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных - приставов по Тюменской области о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 руб., пособия по уходу за ребенком за период с 11.11.2019 г. по 10.01.2020 г.
Требования мотивировала тем, что Шевченко Е.А. на основании заявления, в соответствии с приказом №, с 06.07.2017г. была принята на федеральную государственную гражданскую службу и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы старшего специалиста 1 разряда финансово-экономического отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области на период отсутствия основного работника ФИО2 с установлением должностного оклада в размере 3 868 рублей в месяц. Срок испытания 6 месяцев. В связи с наступившей беременностью истец была вынуждена уйти в отпуск по беременности и родам. 10.07.2018г. у истца родился третий ребенок ФИО1, в связи с этим истец ушла в отпуск по уходу за ребенком до достижения 3-х лет. 25.10.2019г. истцу было направлено уведомление об окончании срока действия срочного служебного контракта от 06.07.2017г. № (в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта) с 11.11.2019г. В связи с несогласием с вынесенным приказом истец отказалась его подписывать, в связи с этим был составлен акт об отказе от подписи. Трудовая книжка была направлена истцу по почте с записью об увольнении. Истец считает вынесенный приказ об увольнении незаконным.
Истец Шевченко Е.А.. представитель истца Семухин А.М. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, просили о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика Галкин В.В. в судебном заседании в удовлетворении иска возражал. Суду представил письменные возражения.
Помощник прокурора Ленинского АО г. Тюмени Доденкова Е.О. в судебном заседании дала заключение о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истец 06.09.2017 г. между УФССП России по Тюменской области и Шевченко Е.А.заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Федеральной службы судебных приставов — старшего специалиста 1 разряда финансово-экономического отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области.
В соответствии с п. 14 служебный контракт заключен на определенный срок (на период отсутствия основного работника ФИО2).
06.09.207 г. в соответствии с Приказом УФССП России по Тюменской области № Шевченко Е.А. принята на федеральную гражданскую службу и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы старшего специалиста 1 разряда финансово-экономического отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области.
Приказом УФССП России по Тюменской области от 16.10.2018 № Шевченко Е.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком.
Приказом УФССП России по Тюменской области от 28.10.2016 № старшему специалиста 1 разряда финансово-экономического отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области ФИО2 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 30.10.2016 по 11.02.2018г.
12.02.2018 г. на основании Приказа УФССП России по Тюменской области от № старшему специалиста 1 разряда финансово-экономического отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области ФИО2 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 12.08.2018 г. по 11.08.2019.
Приказом УФССП России по Тюменской области от 08.08.2019 № ФИО2 предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания с 12.08.2019 по 11.11.2019г.
Приказом УФССП России по Тюменской области № ФИО2 освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы старшего специалиста 1 разряда финансово-экономического отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области и уволена с федеральной государственной гражданской службы 11.11.2019 по инициативе гражданского служащего.
25.10.2019 г. в адрес Е.А. Шевченко направлено уведомление об истечении срока действия заключенного срочного служебного контракта и о том, что 11.11.2019 Шевченко Е.А. будет освобождена от замещаемой должности. В указанном уведомлении истцу разъяснено право участвовать в конкурсе на включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв Управления для замещения должностей федеральной государственной службы по результатам конкурса.
Данное уведомление было получено истцом 31.10.2019.
Приказом УФССП России по Тюменской области от 05.11.2019 №-к Шевченко Е.А. с 11.11.2019 была освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена в связи с истечением срока действия служебного контракта на основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
20.11.2019 г. работниками УФССП России по Тюменской области составлен акт об отказе в ознакомлении Шевченко Е.А. с приказом об увольнении в связи с несогласием с ним.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 30 Постановления от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В силу ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является истечение срока действия срочного служебного контракта (ст. 35 указанного Закона).
Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Истечение срока действия срочного служебного контракта, является одним из оснований его прекращения, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы (п. 2 ч. 1 ст. 33 данного Федерального закона).
Гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях. При этом истечение срока действия срочного служебного контракта является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта.
Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих, в том числе принцип равенства, поскольку в равной мере распространяется на всех государственных гражданских служащих, замещающих должности на основании срочного служебного контракта (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 1002-0-0 и от 23 сентября 2010 года № 1140-0-0). Аналогичное правовое регулирование действует в отношении лиц, заключивших срочный трудовой договор.
Таким образом, увольнение в данном случае осуществляется не по инициативе работодателя, а в связи с наступлением предусмотренного законом события - юридического факта - окончания срока действия служебного контракта.
Перечень оснований увольнения с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя содержится в ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и истечение срока действия срочного служебного контракта не отнесено к увольнению по инициативе представителя нанимателя.
Поскольку в заключенном с истицей срочном служебном контракте указан период ее работы - период отсутствия основного работника - ФИО2, срок заключенного с временным работником служебного контракта ставится в зависимость от времени работы основного работника, в связи с чем, увольнение основного работника является основанием для расторжения служебного контракте в связи с истечением срока его действия.
На основании изложенного, срок действия служебного контракта с Е.А. Шевченко истекал 11.11.2019 и определялся днем увольнения основного работника ФИО2
При этом в силу положений Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" правовых оснований для признания срочного служебного контракта с Е.А. Шевченко от 06.09.2017 заключенным на неопределенный срок, не имеется.
При этом, в соответствии со ст. 64 Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадастровый резерв, кадастровый резерв субъекта РФ, кадастровый резерв федерального государственного органа и кадастровый резерв государственного органа субъекта РФ. Федеральный кадровый резерв формируется федеральным государственным органом по управлению государственной службой для замещения должностей федеральной гражданской службы высшей, главной и ведущей групп в порядке, определяемом Президентом РФ
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.
В силу пункта 3 части 2 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ конкурс не проводится при заключении срочного служебного контракта.
Истец, зная, что с ней заключен срочный служебный контракт, заявления на участие в конкурсах не подавала, между тем, назначение на вакантные должности государственной гражданской службы без проведения конкурса является нарушением статьи 22 Федерального закона от22.07.2004 № 79-ФЗ.
Продолжение служебного контракта приведет к нарушению указанного Федерального закона, поскольку истец будет замещать должность федеральной государственной гражданской службы незаконно, как не прошедший конкурс.
Запрет на увольнение работников в период пребывания в отпуске (в том числе и в отпуске по уходу за ребенком) содержит только ст.81 ТК РФ, содержащая основания увольнения по инициативе работодателя.
Увольнение по истечении срока служебного контракта является самостоятельным основанием для прекращения трудового договора и не относится к расторжению служебного контакта по инициативе представителя нанимателя.
Из представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, суд пришел к выводу, что ответчиком был в полной мере соблюден порядок увольнения. Доказательств несоблюдения ответчиком процедуры увольнения в материалы дела истцом не представлено. У суда не имеется оснований для признания незаконным приказа об увольнении, восстановлении истца на работе, взыскании компенсации морального вреда, пособия по уходу за ребенком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 12, 56, 67, 103,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Шевченко Елены Анатольевны к Управлению Федеральной службы судебных - приставов по Тюменской области о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, пособия по уходу за ребенком, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, в суд принявший решение.
Председательствующий судья Л.П. Григорьева
Решение в окончательной форме изготовлено 25.12.2019 года.