Дело № 2а-856/2018 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2018 года
Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:
Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И.З.
При секретаре Бояркиной С. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Елисеева Артема Владимировича к ОСП Московского района г. Калининграда, ОСП по исполнению исполнительных документов по взысканию алиментных платежей по г. Калининграду, старшему судебному приставу ОСП Московского района г. Калининграда, старшему судебному приставу ОСП по исполнению исполнительных документов по взысканию алиментных платежей по г. Калининграду, УФССП по Калининградской области о снятии ареста со счета в банке
УСТАНОВИЛ:
Елисеев А.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав с учетом уточнения административного иска (л.д. 95), что 01.02.2018 года обратился в ПАО «Сбербанк» за предоставлением информации о счетах. Согласно справке по лицевому счету № №, на данный счет наложены накопительные аресты по исполнительному производству №27/3/15289/13 от 21.04.2010 года на сумму <данные изъяты> руб. и исполнительному производству №27/3/861/21 от 12.05.2010 года на сумму <данные изъяты> руб.
За разъяснением по данным исполнительным производствам Елисеев А.В. обратился к судебному приставу-исполнителю Кузьминой А.В. в ОСП Московского района г. Калининграда. Ему было выдано постановление об окончании исполнительного производства от 10.06.2015 года, постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства по исполнительному производству №5644/10/03/39 от 21.04.2010 года.
Указывает, что в постановлении об обращении взыскания на денежные средства и справке из банка неверно указаны номера исполнительного производства. Также в постановлении об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства по исполнительному производству №5644/10/03/39 от 21.04.2010 года неверно указаны наименование и адрес банка. По исполнительному производству № 27/3/861/21 от 12.05.2010 года какой-либо информации и документов судебный пристав-исполнитель не представила, пояснив, что данное исполнительное производство в их базе данных не значится.
Также просит снять в рамках данных исполнительных производств аресты со счета № согласно п. 6 ч. 1 ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве», указывая на перечисление на данный счет ежемесячных денежных выплат ему как ветерану боевых действий.
Просит снять накопительные аресты с его лицевого счета № в ПАО «Сбербанк» Калининградское отделение г. Калининград <данные изъяты> по исполнительным производствам № №27/3/15289/13 от 21.04.2010 года на сумму <данные изъяты> руб. и №27/3/861/21 от 12.05.2010 года на сумму <данные изъяты> руб.
Административный истец Елисеев А. В. административные исковые требования поддержал в части снятия ареста со счета по исполнительному производству 27/3/861//21 на сумму <данные изъяты> руб. Указал, что требования в части снятия ареста по исполнительному производству №27/3/15289/13 от 21.04.2010 года не поддерживает в связи со снятием ареста. Указал, что является ветераном боевых действий; на счет, куда поступают ежемесячные государственные социальные выплаты, наложен оспариваемый арест.
В судебном заседании представитель административного ответчика УФССП по Калининградской области, ОСП Московского района г. Калининграда Чепинога К. Ю. просит отказать в удовлетворении административного иска. Что касается требований, предусмотренных в п. 1 административного иска, исполнены административным ответчиком добровольно, права административного истца восстановлены, бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Московского района не имеется. Постановление о наложении ареста на счет по исполнительному производству 27/3/861//21 от 12 мая 2010 года вынесено законно и обоснованно, поскольку имеется задолженность по алиментам.
Представитель административного ответчика ОСП по ВАП по г. Калининграду Вычегжанина А. А. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку у административного истца имеется задолженность по алиментам. Денежные средства могут быть списаны в счет погашения задолженности по алиментам. В связи с тем, что имеется задолженность по алиментам, снять накопительный арест со счета по исполнительному производству 27/3/861/21 от 12 мая 2010 года на сумму <данные изъяты> руб. не представляется возможным.
Административные ответчики – старший судебный пристав ОСП Московского района г. Калининграда, старший судебный пристав ОСП по ВАП по г. Калининграду в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела извещены, в связи с чем суд рассматривает административное дело в их отсутствие.
Заинтересованные лица - Сотникова Е.М., представитель МРИ ФНС № 8 по г.Калининграду в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены, в связи с чем суд рассматривает административное дело в их отсутствие.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.
Как указано в п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в частности: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 1, 2, 3 и 4 части 9 ст. 226 КАС РФ).
При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что на основании Договора № о вкладе «Универсальный Сбербанка России» от 20.09.2002 года на имя Елисеева А. В. открыт счет в Сбербанке РФ (ОАО), куда вкладчиком внесены во вклад денежные средства <данные изъяты> рублей; по условиям Договора процентная ставка по данному виду вкладов на день подписания договора составляет <данные изъяты>% годовых и не подлежит изменению в течение срока действия Договора (п. 1.2, п. 3.4. Договора), Банк обязуется в том числе причислить доход по вкладу в виде процентов. Вкладчик имеет право совершать по вкладу приходные и расходные операции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ОСП Московского района г. Калининграда (ранее ОСП Балтийского района г. Калининграда) находились исполнительные производства в отношении должника Елисеева А. В., в частности:
Исполнительное производство № 27/3/15289/13, возбужденное 21.04.2010 года по исполнительному листу мирового судьи 3 с/у Балтийского района г. Калининграда по взысканию <данные изъяты> руб. в пользу взыскателя УФК по Калининградской области (Межрайонная ИФНС № 8 по г. Калининграду), которое впоследствии было перерегистрировано на номер №.
В рамках данного исполнительного производства было принято постановление о розыске счетов и наложении ареста на денежные средства (л.д. 28), направленное в Сбербанк РФ для исполнения (л.д. 32), и исполненное Банком (л.д. 15).
Впоследствии исполнительное производство № 5644/10/03/39 окончено 10.06.2015 года фактическим исполнением (л.д. 5), также 10.06.2015 года принято постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства на счете № в Сбербанке РФ.
Согласно сообщения Сбербанка РФ арест со счета по данному исполнительному производству не снят, поскольку справка об отсутствии исполнительных производств выдана ОСП Московского района г. Калининграда, а арест наложен ОСП Балтийского района г. Калининграда (л.д. 32).
На основании направленной в Сбербанка РФ справки с указанием на объединение отделов судебных приставов, и изменение номера исполнительного производства производство с № 27/3/15289/13 на номер № 5644/10/03/39, было 26.04.2018 года произведено Банком снятие ареста со счета по исполнительному производству № 27/3/15289/13 от 21.04.2010 года.
Учитывая указанные обстоятельства, т.е. добровольное исполнение требований о снятии ареста с вышеназванного счета по исполнительному производству № 27/3/15289/13 от 21.04.2010 года до принятия судом решения, а также указание административного истца, что требования в данной части он не поддерживает, в исковых требованиях в данной части следует отказать.
Требования в остальной части подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из сообщения Сбербанка РФ, на счет Елисеева А. В. № наложен арест 26.08.2010 года на основании постановления по исполнительному производству 27/3/861/21 о наложении ареста в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании установлено, что в ОСП Балтийского района г. Калининграда 27.05.2008 года было возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу Калининградского областного суда по делу 3-32/2007 года в отношении должника Елисеева А. В., предмет исполнения – алименты <данные изъяты>% в пользу взыскателя Сотниковой Е. М., которое имело номер 27/3/861/21/2010 при исполнении в ОСП Балтийского района г. Калининграда, затем согласно сводки изменило номер на № 503/08/03/39, затем данное производство в связи с созданием в г. Калининграде ОСП по ВАП по г. Калининграду было передано в данное ОСП, где принято к исполнению постановлением от 18.04.2016 года, в настоящее время исполняется с присвоением номера 29797/16/39027-ИП (л.д. 57, 61-66, 70).
В рамках данного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель ОСП Балтийского района г. Калининграда Лузова О. В. 01.02.2010 года приняла постановление о наложении ареста на имущество должника Елисеева А. В. (л.д. 57), которое Елисеевым А. В. не оспорено, незаконным не признано, а согласно сводки 29.07.2010 года принято постановление о розыске счетов и наложении ареста на денежные средства должника Елисеева А. В. (л.д. 61-63).
Также согласно сводки по исполнительному производству выносились постановления об определении задолженности по алиментам от 03.06.2009 года, 24.06.2009 года, от 29.07.2012 года, от 01.02.2012 года, 14.11.2012 года.
При этом из постановления о расчете задолженности по алиментам от 15.04.2013 следует, что на 14.11.2012 год задолженность Елисеева А. В. по данному исполнительному производству составляла <данные изъяты> руб. (л.д. 67), и последовательно изменялась согласно постановлениям о расчете задолженности по алиментам: от 09.12.2013 года – <данные изъяты> руб., от 27.12.2013 - <данные изъяты> руб., от 21.03.2017 – <данные изъяты> руб., от 15.11.2017 -<данные изъяты>, от 03.04.2018 года – <данные изъяты> рублей.
Доводы Елисеева А. В. об отсутствии у него задолженности по алиментам в таком размере в 2010 году объективными доказательствами не подтверждены, напротив, постановлением о расчете задолженности по алиментам от 15.11.2017 года, не оспоренного должником и не признанного незаконным, судебным приставом определена задолженность по алиментам в том числе по состоянию на 31.01.2010 года, составляющая согласно расчета более <данные изъяты> рублей за период с 14.07.2006 года.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с ч. 2 ст. 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со ст. 14 Закона.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
В случае, если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (ч. 3 ст. 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 113 СК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерой принудительного исполнения является, кроме прочих, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Одной из мер принудительного исполнения согласно пункту 1 части 3 статьи 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» является обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
В силу пункта 1 части 1 статьи 98 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случае исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей. Согласно части 2 названной статьи при отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве" наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные у должника, в том числе хранящиеся в банках и иных кредитных организациях, изымаются и арестовываются. Частью 2 названной статьи предусмотрено, что перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.
Таким образом, при наличии задолженности по алиментам судебный пристав-исполнитель обоснованно наложил арест на денежные средства должника в 2010 году в рамках полномочий, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов" (утвержденных ФССП России 19.06.2012 N 01-16) и Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утвержденных ФССП России 30.11.2016 года № 0001/14) при взыскании задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, для определения видов заработков или доходов, на которые следует обращать взыскание, судебному приставу-исполнителю необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей"
Законодательством также установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 (ред. от 09.04.2015) удержание алиментов производится: а) со всех видов пенсий с учетом ежемесячных увеличений, надбавок, повышений и доплат к ним, установленных отдельным категориям пенсионеров, за исключением пенсий по случаю потери кормильца, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, и выплат к ним за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно подпункта «в» пункта 3 указанного Перечня удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц, в том числе: с военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы - с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе.
Елисеев А. В. представил удостоверение, согласно которого он имеет льготы, установленные пунктом 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».
Так, для ветеранов боевых действий - лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», статья 16 названного Федерального закона предусматривает предоставление льгот по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством, компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов, взноса на капитальный ремонт, а также другие меры социальной поддержки, предоставляемые в натуральной форме.
Кроме того, в связи с реформированием системы социальной защиты, осуществленным в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть предоставлявшихся ветеранам боевых действий до 1 января 2005 года в натуральной форме льгот была заменена ежемесячной денежной выплатой (подпункт 2 пункта 1 статьи 13 и статья 23.1 Федерального закона "О ветеранах"), которая согласно статье 23.1 Федерального закона "О ветеранах", устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в фиксированном размере (подпункт 3 пункта 4, пункт 6).
Данные выплаты являются мерами социальной поддержки в силу положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как следует из выписок по счету Елисеева А. В. №, справки ОГКУ «Центр социальной поддержки населения, сведений УПФР отделение по Московскому району (л.д.97-98, 109-111), последнему производятся на данный счет выплаты – денежная компенсация расходов по оплате взноса на капитальный ремонт – <данные изъяты> рублей ежемесячно, денежная компенсация расходов по оплате ЖКУ – <данные изъяты> рублей (всего <данные изъяты> руб.), ежемесячная денежная выплата <данные изъяты> рублей.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.).
Поскольку не может быть обращено взыскание на ежемесячные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан, арест с данных денежных средств, поступающих на счет, подлежит снятию.
Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (часть 3).
Кроме того, согласно пункта 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" в случае обращения взыскания на суммы пенсионных выплат, суммы выплачиваемой работнику заработной платы или иные доходы должника, перечисляемые на его счет, следует иметь в виду, что от удержания освобождается лишь соответствующий процент суммы последнего зачисленного на счет платежа (часть 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве).
Учитывая изложенное, а также учитывая то, что помимо поступающих на счет вышеназванных денежных выплат, на денежные средства на данном счете производится причисление процентов (капитализация), а также в силу заключенного с банком договора на данный счет могут поступать иные денежные средства, на которые может быть обращено взыскание в рамках исполнительного производства о взыскании периодических платежей, при имеющейся у Елисеева А. В. в настоящее время задолженности по алиментам, требования о полном снятии ареста с данного счета по исполнительному производству 27/3/861/21/2010, имеющему в настоящее время № 29797/16/39027-ИП, на основании постановления, поступившего для исполнения в банк 26.08.2010 года, подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ОСП по ВАП по г. Калининграду снять арест с денежных средств, находящихся на счете Елисеева Артема Владимировича № ПАО «Сбербанк», наложенный по исполнительному производству 27/3/861/21/2010 (в настоящее время № 29797/16/39027-ИП) постановлением № 27/3/861/21, поступившим в ПАО «Сбербанк» 26.08.2010 года, в части поступающих на данный счет ежемесячных денежных выплат, начисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2018 года.
Судья Вартач-Вартецкая И. З.