Мировой судья Пономаренко Т.В.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
р.п. Усть-Абакан, Республики Хакасия 28 января 2020 года
Судья Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия Буцких А.О., при секретаре Лобановой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Маматханова Владислава Тулкиновича на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Усть-Абаканского района Республики Хакасия от *** о привлечении Маматханова Владислава Тулкиновича к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Усть-Абаканского района Республики Хакасия от *** Маматханов В.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на 10 суток.
Не согласившись с данным постановлением, Маматханов В.Т. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление мирового судьи судебного участка № 2 Усть-Абаканского района Республики Хакасия от *** изменить в части назначенного наказания в виде административного ареста на 10 суток, поскольку на его иждивении находятся несовершеннолетние дети.
В судебном заседании Маматханов В.Т. жалобу поддержал в полном объеме, приведя доводы изложенные в жалобе. Дополнительно суду пояснил, что квалификацию своих действий он не оспаривает, однако, он самостоятельно воспитывает ***. Имеет постоянное место работы и дохода. Его (Маматханова В.Т.) родители проживают вместе с ним, но в силу возраста не могут осуществлять воспитание несовершеннолетних детей. Единственным законным представителем является он.
Представитель ГИБДД ОМВД России по Усть-Абаканскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, огласив жалобу, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из требований ст. 26.1 КоАП РФ следует, что в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.
Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения) водитель механического транспортного средства обязан, в том числе иметь водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
В силу абзаца 1 пункта 2.7 Правила дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Как усматривается из материалов дела, *** в 23 часа 35 минут Маматханов В.Т. в ... управлял транспортным средством «***», государственный регистрационный знак ***, в состоянии опьянения и не имел права на управление транспортными средствами.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2), протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 3), актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с приложенным к нему бумажным носителем с показаниями технического средства измерения (л.д. 4 - 5); актом освидетельствования на состояние опьянения (л.д. 5), протоколом о задержании транспортного средства (л.д. 6), CD-диском (л.д. 13).
Из рапорта инспектора ГИБДД ОМВД России по Усть-Абаканскому району Республики Хакасия C. (л.д. 7), карточки водителя (л.д. 10), списка административных правонарушений Маматханова В.Т. (л.д. 9, 11); справки старшего инспектора группы (по ИАЗ) ОГИБДД ОМВД России по Усть-Абаканскому району Ш. (л.д. 12) следует, что повторность совершения противоправных действий по ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ, а также по ст. 264, ст. 264.1 УК РФ не имеется.
По делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 КоАП РФ, надлежит учитывать, что доказательствами состояния опьянения водителя являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В соответствии с частями 2 и 6 статьи 25.7 КоАП РФ в случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 названного Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков, запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Как усматривается из материалов дела, основанием полагать, что водитель Маматханов В.Т. находится в состоянии опьянения, послужило наличие выявленных у него сотрудником ДПС ГИБДД признаков опьянения - запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, указанных в пункте 3 Правил (л.д. 3).
В связи с наличием признаков опьянения должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Маматханову В.Т. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Согласно акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от *** *** и бумажному носителю с показаниями технических средств измерений у Маматханова В.Т. установлено состояние алкогольного опьянения (л.д. 4-5), с которыми Маматханов В.Т. согласился.
Изложенное свидетельствует, что действия Маматханова В.Т. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ.
Таким образом, исследовав и оценив вышеуказанные доказательства мировой судья обоснованно пришел к выводу о наличии в действия Маматханова В.Т. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Постановление о привлечении Маматханова В.Т. к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, проверяя законность и обоснованность вынесенного в отношении Маматханова В.Т. постановления, суд приходит к выводу, что назначенное ему наказание не соответствует целям и задачам административного законодательства.
Из санкции ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ следует, что в случае если административный арест не может быть применен в соответствии с настоящим Кодексом, назначается административный штраф.
Согласно ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 13.06.2006 № 195-О разъяснено, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривая применение административного ареста допускает возможность избрания альтернативного наказания (штрафа) в соответствии с санкцией конкретной статьи, что позволяет суду назначать арест действительно лишь в исключительных случаях, когда только применением ареста могут быть достигнуты цели административного наказания. Судья, рассматривающий дело, обязан дать оценку всем обстоятельствам совершенного правонарушения, назначить наказание, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, и в силу части 2 статьи 4.2 может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе, в том числе такое, как самостоятельное воспитание отцом детей в возрасте до 14 лет.
При этом согласно статье 26.10 судья вправе истребовать любую нужную информацию, касающуюся личности правонарушителя (его имущественного, семейного, социального положения, состояния здоровья и др.), а при наличии сведений и (или) соответствующих ходатайств правонарушителя о необходимости защиты прав и законных интересов его несовершеннолетних детей должен проверить данное обстоятельство и принять адекватные меры для исключения ситуаций оставления детей без надзора и опеки, что вытекает из предписаний статей 18, 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 7 (часть 2) о государственной защите и поддержке в Российской Федерации семьи, материнства, отцовства и детства.
Таким образом, из действующего правового регулирования следует, что, решая вопрос о назначении административного ареста мужчине, самостоятельно воспитывающему детей в возрасте до четырнадцати лет, суды вправе и обязаны обеспечить должный баланс между осуществлением целей административного наказания и защитой прав и законных интересов детей правонарушителя.
Как следует из материалов дела, на иждивении у Маматханова В.Т. находятся трое несовершеннолетних детей до 14 лет, в отношении двух несовершеннолетних детей мать на основании решения Усть-Абаканского районного суда от *** лишена родительских прав. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Маматханов В.Т. является единственным законным представителем несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет, которые находятся на его полном обеспечении.
Вместе с тем, данные обстоятельства при назначении наказания должной оценки не получило и не нашло своего отражения в постановлении мирового судьи.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При назначении наказания суд в силу ч.ч. 1, 2 ст. 4.1, 4.2, 4.3, 3.9 и 3.5 КоАП РФ учитывает самостоятельное воспитание Маматхановым В.Т. несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет, признание вины, раскаяние в содеянном, наличие постоянного места работы, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о невозможности назначения Маматханову В.Т. административного наказания в виде административного ареста, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., в связи с чем в указанной части постановление мирового судьи подлежит изменению.
С учетом вышеуказанных обстоятельств суд считает, что менее строгий вид административного наказания сможет обеспечить не только достижение цели административного наказания, а также должный баланс между осуществлением целей административного наказания и защитой прав и законных интересов детей правонарушителя.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка *** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении Маматханова Владислава Тулкиновича изменить.
Заменить административное наказание Маматханову Владиславу Тулкиновичу в виде административного ареста на срок 10 (десять) суток – административным штрафом в размере 30 000 рублей.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка *** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении Маматханова Владислава Тулкиновича, оставить без изменения.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Копию квитанции об уплате штрафа необходимо представить в суд.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Реквизиты кода администратора для зачисления сумм штрафов
(18811630020016000140) и счета ИНН 1901022869
ОКТМО 95630000
КПП 190101001
счет № 401 018 102 000 000 100 01
БИК 049514001
УИН 18810419176090005793
ГРКЦ НБ РХ Банка России г. Абакана
Наименование получателя: УФК по РХ (МВД Хакасии)
Вид платежа: Административный штраф
Судья: А.О. Буцких