Дело <.......>
(номер в суде первой инстанции 2-43/2024)
УИД: 72RS0<.......>-46
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Тюмень 27 мая 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пуминовой Т.Н.
судей: Малининой Л.Б., ФИО17
при секретаре ФИО13
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО8 на решение Омутинского районного суда <.......> от <.......>, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО8 к <.......>, Департаменту социального развития <.......>, Межрайонному управлению социальной защиты населения (Омутинский, Армизонский и <.......>ы), администрации Юргинского муниципального района <.......> о признании незаконным приказа Межрайонного управления социальной защиты населения (Омутинский, Армизонский и <.......>ы) <.......>-п от <.......> об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, обязании включить в указанный список, о признании права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда <.......>, обязании предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда <.......>, заключении договора найма специализированного жилого помещения, отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда ФИО17 об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
ФИО8, в лице представителя ФИО18, обратилась в суд с иском к <.......>, Департаменту социального развития <.......>, Межрайонному управлению социальной защиты населения (Омутинский, Армизонский и <.......>ы), Администрации Юргинского муниципального района, в котором, с учётом уточнения исковых требований, просила признать незаконным приказ Межрайонного управления социальной защиты населения (Омутинский, Армизонский и <.......>ы) от <.......> <.......>-п; признать за ФИО8 право на обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда <.......>; возложить на Департамент социального развития <.......> обязанность включить ФИО8 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда <.......> по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Юргинского муниципального района <.......>; возложить на <.......> обязанность предоставить ФИО8 жилое помещение из специализированного жилищного фонда <.......>; возложить на Администрацию Юргинского муниципального района <.......> обязанности принять решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения жилищного фонда <.......> с ФИО8 и заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда <.......>.
Требования мотивированы тем, что ФИО8 (до замужества ФИО19) относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <.......> народного суда <.......> от <.......> она и ее три брата были переданы в социально-педагогический центр при Юргинском РОНО, поскольку их родители - ФИО2 и ФИО1 вели антиобщественный образ жизни.
<.......> ФИО2 была лишена родительских прав в отношении ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО5 Несовершеннолетние дети были переданы органам опеки и попечительства для определения в детские учреждения.
Из справок о смерти от <.......> следует, что отец истца умер <.......>, мать истца умерла <.......>.
Согласно распоряжения Главы администрации <.......> от <.......> <.......>-р и распоряжения Главы Юргинской сельской администрации <.......> от <.......> <.......>-р, до определения в детские учреждения несовершеннолетние ФИО7, ФИО5, ФИО4, ФИО5 проживали с отцом в д. <.......>, за ними, в том числе за истцом, была закреплена жилая площадь по адресу: <.......>, д. Чурино. При этом, закрепленная за несовершеннолетними ФИО20 жилая площадь не конкретизирована, в адресе отсутствует номер дома и номер квартиры, не указана общая площадь жилого помещения.
С <.......> по <.......> истец находилась в Ишимском детском доме. С сентября 2006 года истец обучалась в Лицее <.......> в <.......>, проживала в общежитии этого лицея.
Летом 2008 года, истец, не достигнув возраста 23 лет, обратилась в Администрацию Юргинского сельского поселения Юргинского муниципального района <.......> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Истец была поставлена на учет, ей была выдана карточка очередника.
Однако, осенью 2008 года органы опеки Юргинского муниципального района <.......> сообщили, что она не может состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку вышла замуж и находится на обеспечении мужа, но может быть поставлена на учет по категории «малообеспеченные».
<.......> истец была поставлена на учет в общий список нуждающихся в жилых помещениях по категории «малообеспеченные», ей была выдана карточка очередника по данной категории.
В период с 2008 года по 2010 год, до достижения возраста 23 лет, истец неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства <.......>, администрацию Юргинского муниципального района, администрацию Юргинского сельского поселения, прокуратуру <.......> с заявлениями о постановке ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилыми помещениями, и о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения в связи с тем, что квартира непригодна для проживания, не отвечает санитарно-гигиеническим и техническим нормам, не соответствует учетной норме площади жилого помещения. Однако, ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное предоставление жилых помещений в связи с тем, что за ней закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <.......>, д. Чурина, <.......>.
На основании заключения межведомственной комиссии Юргинского муниципального района от <.......> жилой дом, в котором находится квартира, признан не пригодным для проживания.
До достижения истцом совершеннолетия, в период её нахождения в детском доме на полном государственном обеспечении, органы местного самоуправления <.......>, располагая сведениями о том, что закрепленная за истцом жилая площадь по адресу: <.......>, д. Чурино, юридически не была привязана к конкретному жилому помещению и фактически была непригодна для проживания, не соответствовала требованиям социальных и технических нужд, обязанность по постановке истца на учет нуждающихся в жилье не исполнили, что послужило причиной, ограничившей истца в праве на реализацию предусмотренных законом гарантий по обеспечению жильем.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО8 настаивала на удовлетворении исковых требований, с учётом уточнений.
Представитель ответчика Межрайонного управления социальной защиты населения (Омутинский, Армизонский и <.......>ы) просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представители ответчиков - <.......>, Департамента социального развития <.......>, администрации Юргинского муниципального района <.......> в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, о причинах неявки суд не известили.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна истец ФИО8, в лице представителя ФИО18, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Полагает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Выражая несогласие с выводами суда, указывает, что за истцом было закреплено непригодное для проживания жилое помещения, в силу Федерального закона от <.......> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец имела право на дополнительные социальные гарантии, однако до достижения возраста 23 лет не была своевременно включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей по защите её прав уполномоченными на то органами и лицами в период, когда она была несовершеннолетней, истец была лишена возможности реализовать предоставленное законом право на обеспечение жильем.
Также указывает, что закрепленная за истцом жилая площадь, расположенная по адресу: <.......>, д. Чурино, юридически не была привязана к конкретному жилому помещению, фактически была непригодна для проживания, не соответствовала требованиям социальных и технических норм.
Считает, что органы местного самоуправления <.......> должны были обеспечить истца по достижении ею возраста 18 лет и по окончании её пребывания в государственном детском учреждении жилым помещением, пригодным для проживания, однако указанная обязанность ими исполнена не была.
Отмечает, что судом не приняты во внимание доводы стороны истца о том, что, не достигнув возраста 23 лет, истец неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства, в органы местного самоуправления и прокуратуру <.......>. Так, летом 2008 года истец обратилась в Администрацию Юргинского сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Однако осенью 2008 года истец была снята с учета и поставлена в общий список нуждающихся в жилых помещениях по категории «малообеспеченные». В период с 2008 года по 2010 года истец неоднократно обращалась в прокуратуру <.......>, Администрацию Юргинского сельского поселения, Администрацию Юргинского муниципального района с заявлениями по вопросу постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Истцу до достижения возраста 23 лет было отказано во включении в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещения в связи с тем, что за истцом закреплена жилая площадь, а также в связи с тем, что истец и члены её семьи в октябре 2008 года были включены в общий список нуждающихся в жилых помещениях, как малообеспеченные.
Обращает внимание, что актом обследования технического состояния <.......> от <.......> подтверждается, что по состоянию на <.......> (до достижения истцом 23 лет) квартира была непригодна для проживания и нуждалась в капитальном ремонте. Кроме того, протоколом <.......> заседания межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции Юргинского муниципального района <.......> от <.......> жилой дом, в котором находилась закрепленная за истцом квартира был признан непригодным для проживания. Однако данным доказательствам не была дана надлежащая правовая оценка. Также не было принято во внимание то обстоятельство, что истец была лишена возможности своевременно воспользоваться государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в рамках Федерального закона от <.......> № 159-ФЗ, по независящим от неё причинам.
Кроме того, считает, что право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется и за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли, обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано им законодательством Российской Федерации. Также не может являться препятствием к обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей то обстоятельство, что указанные граждане не состояли до <.......> на учете в списках нуждающихся в жилых помещениях, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Межрайонного управления социальной защиты населения (Омутинский, Армизонский и <.......>ы) Департамента социального развития <.......> просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о его времени и месте извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).
При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, родителями ФИО8, <.......> года рождения (до заключения <.......> брака – ФИО19 (том 1 л.д.75)), значатся ФИО1 и ФИО2 (том 1 л.д.93).
Решением Юргинского районного суда <.......> от <.......>, вступившим в законную силу <.......>, ФИО3 лишена родительских прав в отношении детей ФИО4, <.......> года рождения, ФИО5, <.......> года рождения, ФИО6, <.......> года рождения, ФИО7, <.......> года рождения (том 1 л.д.189).
Из вышеуказанного решения следует, что передача детей на воспитание отцу ФИО1 была не возможна, поскольку последний был болен туберкулезом в открытой форме, нахождений детей с ним опасно для их здоровья.
Согласно справке о смерти № А-00342, ФИО1 умер <.......> (том 1 л.д.88).
Из справки о смерти № А-00343 следует, что ФИО3 умерла <.......> (том 1 л.д.89).
Распоряжением администрации <.......> <.......>-р от <.......> несовершеннолетние ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО5 направлены в детское учреждение для несовершеннолетних (том 1 л.д.86).
Распоряжением администрации Юргинского сельского поселения <.......>-р от <.......> за несовершеннолетними ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО5 закреплена жилая площадь по адресу: <.......>, д.Чурино, в которой проживает отец ФИО1. Указанная квартира стоит на балансе Юргинской сельской администрации (том 1 л.д.83).
Из архивной справки от <.......> № Г-1 Архивного отдела администрации <.......> следует, что в документах Архивного фонда муниципального образования учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ишимский детский дом» следует, что ФИО7, <.......> года рождения, находилась в Ишимском детском доме в период с <.......> по <.......>, в связи с окончанием 9 классов и поступлением в ПТУ-49 <.......> выбыла в <.......> для дальнейшего обучения (том 1 л.д.79-80).
Согласно ответу администрации Юргинского сельского поселения Юргинского муниципального района от <.......>, ФИО8 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения по <.......>, не значится. По представленным документам за ФИО8 и ее братьями закреплено жилое помещение по адресу: д.Чурина, <.......>. В октябре 2008 года ФИО8 обращалась в администрацию сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с составом семьи из трех человек (включая мужа и дочь) и были включены в общий список нуждающихся в жилом помещении по <.......> (том 1 л.д.68).
Из ответа администрации Юргинского сельского поселения Юргинского муниципального района от <.......> следует, что ФИО8 разъяснено о невозможности принять её на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на внеочередное предоставление жилого помещения по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, поскольку за ней закреплено жилое помещение по адресу: д.Чурина, <.......>. ФИО8 в составе своей семьи (муж и дочь) включены в общий список <.......> на <.......>, как нуждающиеся в жилом помещении (том 1 л.д.66).
Приказом начальника Межрайонного управления социальной защиты населения (Омутинский, Армизонский и <.......>ы) ФИО14 <.......>-п от <.......>, ФИО8 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Юргинского муниципального района <.......> на основании статьи 8 Федерального Закона от <.......> № 150-ФЗ (в связи с достижением 23-летнего возраста) (том 1 л.д.142). Из данного приказа следует, что представитель истца ФИО8 – ФИО18 обратилась с заявлением в МУСЗН (Омутинский, Юргинский и <.......>ы) о включении ФИО8 в указанный список <.......>.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от <.......> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к выводу, что поскольку истцом ФИО8 не был соблюден предусмотренный законодательством РФ заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то ее исковые требования в части признания незаконным приказа Межрайонного управления социальной защиты населения (Омутинский, Армизонский и <.......>ы) <.......>-п от <.......> об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Юргинского муниципального района <.......>, и включении ее в указанный список, удовлетворению не подлежат.
Кроме того, суд первой инстанции пришел также к выводу, что ФИО8 (ФИО19) Г.В., <.......> года рождения, достигнув возраста 23 лет <.......>, утратила статус сироты, следовательно, утратила право на предоставление и обеспечение органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных Федеральным законом от <.......> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем, её исковые требования в части признания за ней права на обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда <.......>, о возложении на <.......> обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда <.......>, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. на одного члена ее семьи, находящееся на территории Юргинского муниципального района <.......>; возложении на Администрацию Юргинского муниципального района <.......> обязанности принять решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения жилищного фонда <.......> и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения жилищного фонда <.......> после исполнения <.......> обязанности по обеспечению его жилым помещением специализированного жилищного фонда <.......>, отвечающим установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. на одного члена ее семьи, на территории Юргинского муниципального района, также удовлетворению не подлежат.
Также судом указано, что ФИО8, достигнув совершеннолетия в 2006 году и выбыв в этом же году из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении совершеннолетия имела возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, поскольку дееспособности лишена не была, каких-либо уважительных причин пропуска этого срока в судебном заседании не установлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права и подтверждены доказательствами по делу.
В Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (часть 3 статьи 40).
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <.......> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Юридически значимым при разрешении спора о предоставлении специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа является выяснение обстоятельств о том, относится ли заявитель к названной категории лиц, заявил ли он (заявлено ли в его интересах) о предоставлении жилья на льготных основаниях до достижения 23 летнего возраста.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
По смыслу вышеуказанных положений закона, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Если лицо из указанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Как усматривается из материалов дела, впервые ФИО8 обратилась в прокуратуру <.......> (том 1 л.д.59-60) в июне 2012 года, то есть когда истице было уже полных 23 года.
При этом тот факт, что органами опеки и попечительства ненадлежащим образом были исполнены обязанности в отношении истицы по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения до достижения ею 18 лет и в период нахождения в детском доме, как правильно отмечено судом первой инстанции, не свидетельствует о том, что сама истица по достижению совершеннолетия была лишена возможности самостоятельно защитить свои права.
Таким образом, вывод суда о том, что истец ФИО8 с достижением возраста 23 лет в 2011 году утратила право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестала относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, при этом по достижении совершеннолетия она имела возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, поскольку дееспособности лишена не была, судебная коллегия находит правильным.
Вопреки доводам жалобы обстоятельств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, по которым истец была лишена возможности обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет после достижения совершеннолетия и до 23-летнего возраста, не установлено.
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно реализовать свои жилищные права, равно как и доказательств виновного бездействия законных представителей и государственных органов, относительно своевременной постановки истца на соответствующий учет в период несовершеннолетия, не представлено.
Доводы истца ФИО8 о том, что в октябре 2008 года она еще состояла в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но была введена органами опеки в заблуждение, в связи с чем, была снята с указанного учета, обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку на доказательствах не основаны.
Доказательств тому, что истец обращалась с заявлением о постановке на учет после достижения совершеннолетия и до 23 лет, но ей было отказано по мотивам наличия закрепленного жилого помещения, материалы дела не содержат.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, за ФИО8 и её братьями было закреплено жилое помещение по адресу: д.Чурина, <.......>, что ограничивало ее право на обеспечение жилым помещение по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа.
Согласно акту обследования технического состояния <.......> жилом 2-х квартирном доме в д.Чурина, <.......> от <.......>, в <.......> течение ряда лет никто не проживает, квартира закрыта на замок. Квартира для проживания пригодна при условии проведения ремонта (том 1 л.д.64).
Из протокола <.......> заседания межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Юргинского муниципального района от <.......> следует, что индивидуальный жилой дом, находящийся по адресу: <.......>, д.Чурина, <.......> не пригоден для проживания (том 1 л.д.51). На момент признания дома непригодным для проживания истцу уже исполнилось 23 года.
Согласно ответу заместителя прокурора <.......> ФИО15 от <.......>, в связи с лишением родительских прав, ФИО8 и ее братья были направлены в детское учреждение для несовершеннолетних, при этом за ними было закреплено жилое помещение по адресу: д.Чурина <.......>, в котором до 1995 года проживала семья ФИО19. В дальнейшем данному жилому дому был присвоен номер дома – 6. На момент окончания пребывания в образовательном учреждении и под опекой, данное жилое помещение также имело статус закрепленного за ФИО8 и ее братьями (том 1 л.д.59-60).
Из ответа Департамента социального развития <.......> от <.......> следует, что наличие закрепленного за ФИО8 жилого помещения по адресу: д.<.......> ограничивало ее право на обеспечение жилым помещение по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа (том 1 л.д.55).
С <.......> в статью 8 Федерального закона от <.......> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Федеральным законом №15-ФЗ от <.......> были внесены изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 4 данного Закона действие положений статьи 8 Федерального закона от <.......> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец ФИО8 на момент введения в действие Федерального закона от <.......> № 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот.
Однако к моменту введения в действие статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от <.......> в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от <.......> истцу уже было 23 года.
В то время как из преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ, следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
С учётом изложенного, судебная коллегия считает, что статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ от <.......>, в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от <.......>, к возникшим правоотношениям применению не подлежит.
Статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ от <.......> до исполнения истцом возраста 23 лет предусматривала возможность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения.
Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что истец ФИО8 до достижения возраста 23 лет на учёте в органах муниципальной власти по указанной категории не состояла, на данный момент при обращении за предоставлением жилья из специализированного жилищного фонда достигла возраста 36 лет, то выводы суда первой инстанции о том, что она не может быть включена в Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и не подлежит обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда <.......>, также являются правильными.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учёт нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Право на предоставление жилого помещения до фактического обеспечения жильем сохраняется в случае своевременного включения истца в список лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в жилье. Поскольку истец не была включена в указанный список, то право на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда <.......>, как у лица из числа детей-сирот, у неё не возникло.
Наличие каких-либо уважительных причин, в силу которых истец не была своевременно включена в список лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в жилье, судебная коллегия не усматривает, соответствующих доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению ФИО16 в компетентный орган для постановки его на учет в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
Иные доводы жалобы не влекут отмену постановленного судом решения, поскольку не свидетельствуют об обращении с заявлением о постановке на учёт до достижения возраста 23 лет, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с которыми судебная коллегия согласиться не может. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Омутинского районного суда <.......> от <.......> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО8 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <.......>.