Решение по делу № 2-10524/2022 от 26.10.2022

УИД 72RS0014-01-2022-013027-88

Дело № 2 – 10524/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                                                                            22 декабря 2022 года

Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Мурай Ю.В.,

при секретаре Секисовой А.А.,

с участием представителя истца Кругловой Натальи Анатольевны, действующей на основании доверенности от 13.01.2021, зарегистрированной в реестре за , представителя ответчика Лошкарева Николая Владимировича, действующего на основании доверенности от 30.11.2022, зарегистрированной в реестре за , представителя третьего лица (АО «Газпром газораспределение Север») Селезневой Елены Николаевны, действующей на основании доверенности от 20.05.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-10524/2022 по исковому заявлению Ямзина Сергея Николаевича к Маматкину Антону Владимировичу о взыскании платы за подключение к газопроводу и проведение земляных работ,

УСТАНОВИЛ:

Ямзин С.Н. обратился в суд с иском к Маматкину А.В. о взыскании платы за подключение к газопроводу и проведение земляных работ, мотивируя требования следующим.

На основании договора купли-продажи от 21.08.2020 Ямзин С.Н. является собственником газопровода, протяженностью 14143 кв.м. (кадастровый номер ) и земельного участка, площадью 53 464 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер ).

Ответчик Маматкин А.В. владеет земельным участком по <адрес> в данном населенном пункте.

Апелляционным определением Тюменского областного суда от 17.05.2021 постановлено: обязать Ямзина С.Н. выдать справки о согласии на подключение к сетям газоснабжения и проведение земляных работ по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Урочище между с<адрес>. Решение суда исполнено истцом в апреле 2022 года, ответчик подключен к его газопроводу. В данном судебном акте также указано о том, что истец, как собственник газопровода и земельного участка, на котором произведены земляные работы, вправе требовать у Маматкина А.В. установления платы за подключение к своему имуществу. Данное право также закреплено в решении Ленинского районного суда г. Тюмени от 15.03.2021 по иску группы лиц, проживающих в <адрес>, об обязании выдать письменное согласие на безвозмездное подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Указывает, что, как собственник газопровода, вправе устанавливать размер оплаты за подключение к своему газопроводу и проведению земляных работ на своем земельном участке. Кадастровая стоимость трубопровода составляет <данные изъяты> рублей, кадастровая стоимость земельного участка – <данные изъяты> рублей, общая кадастровая стоимость указанных объектов составляет 33 434 236 рублей. Следовательно, стоимость подключения к данному газопроводу и проведение земляных работ с учетом количества абонентов (222) составляет 150 604 рубля (33 434 236 рублей / 222).

Просит взыскать с Маматкина А.В. в свою пользу плату за пользование имуществом, подключение (врезку) в газопровод и проведение земляных работ в размере 150 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 200 рублей.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в соответствии с положениями статьи 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: АО «Газпром газораспределение Север», ООО «ПСК Дом», ООО «Агентство современных коммуникаций «Трудовые резервы».

Истец Ямзин С.Н., ответчик Маматкин А.В., представители третьих лиц ООО «ПСК Дом», ООО «Агентство современных коммуникаций «Трудовые резервы» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель истца Круглова Н.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Лошкарев Н.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 77-80).

Представитель третьего лица (АО «Газпром газораспределение Север») Селезнева Е.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 100-102).

Выслушав объяснения представителей сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено следующее.

Ямзин С.Н. с 21.10.2020 является собственником земельного участка, площадью 53 464 (+/- 80) кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, <адрес> и трубопровода газоснабжения индивидуальной жилой застройки по указанному адресу, протяженностью 14 134 метра, что подтверждается Выписками из ЕГРН от 25.11.2022 №КУВИ-001/2022-208924274 и от 24.11.2022 №КУВИ-001/2022-208924274 (л.д. 66, 71).

Решением Калининского районного суда г. Тюмени от 8 сентября 2020 г. по гражданскому делу №22490/2020 по исковому заявлению Маматкина А.В. к ООО Агентство современных коммуникаций «Трудовые резервы», Деревниной Э.Б. об обязании выдать письменное согласие на подключение к газопроводу удовлетворены исковые требования Маматкина А.В. к ФИО10. Постановлено: «Обязать Деревнину Элеонору Борисовну выдать Маматкину Антону Владимировичу справки о согласии на подключение к сетям газоснабжения и на проведение земляных работ. Взыскать с Деревниной Элеоноры Борисовны в пользу Маматкина Антона Владимировича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей». (л.д. 43-50).

Дополнительным решением Калининского районного суда г. Тюмени от 20 января 2021 г. (с учетом определения об исправлении описки от 29 января 2021 г.) по вышеуказанному гражданскому делу исковые требования Маматкина А.В. к ООО Агентство современных коммуникаций «Трудовые резервы» оставлены без удовлетворения (л.д. 51-52, 53-54).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 мая 2021 г. решение Калининского районного суда г. Тюмени от 8 сентября 2020 г. и дополнительное решение Калининского районного суда г. Тюмени от 20 января 2021 г. отменены. Судом апелляционной инстанции определено: «Исковые требования Маматкина Антона Владимировича удовлетворить частично. Обязать Ямзина Сергея Николаевича выдать Маматкину Антону Владимировичу справки о согласии на подключение к сетям газоснабжения и на проведение земляных работ по адресу: <адрес>, с кадастровым номером Взыскать с Ямзина Сергея Николаевича в пользу Маматкина Антона Владимировича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Исковые требования Маматкина Антона Владимировича к ООО Агентство современных коммуникаций «Трудовые резервы», ФИО9 об обязании выдать справки о согласии на подключение к сетям газоснабжения и на проведение земляных работ оставить без удовлетворения» (л.д. 56-64).

В апреле 2022 года указанное судебное решение исполнено истцом, ответчиком осуществлено подключение к сети газоснабжения, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.

Согласно абзацу 2 статьи 4 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.

В соответствии со статьей 23.2 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов капитального строительства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 настоящего Федерального закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, не допускается включение расходов газораспределительной организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам, а в состав тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам не допускается включение расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 утверждены основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода (далее по тексту – Основные положения).

В соответствии с подпунктами «з», «и» пункта 4 Основных положений плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, и плата за технологическое присоединение к магистральным газопроводам подлежат государственному регулированию на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ, розничных цен на сжиженный газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации. Регулирование размера платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Приказом ФАС России от 01.11.2021 N 1198а/21 утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода (далее по тексту – Методические указания).

В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций для расчета размера платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода учитываются экономически и технологически обоснованные расходы газотранспортной организации на выполнение предусмотренных техническими условиями мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 26 Правил технологического присоединения к магистральным газопроводам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2021 г. № 1898.

Приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее по тексту Правила подключения).

Согласно Правилам подключения "основной абонент" - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.

"Исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.

"Заявитель" - юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, намеренные осуществить или осуществляющие строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство сети газораспределения или реконструкцию существующей сети газораспределения, принадлежащей ему на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве.

Пунктом 48 Правил подключения предусмотрено, что в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.

Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.

Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.

Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, а также платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства учитываются расходы газораспределительных организаций, связанные со строительством этих объектов газораспределительными организациями.

Правовое регулирование сферы газоснабжения не предусматривает возврат денежных средств, затраченных на строительство газопроводов лицам, не являющимся газораспределительными организациями. Какие-либо компенсационные меры для правообладателей газопроводов при технологическом присоединении новых потребителей законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 3, 12, 56, 57, 67, 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Ямзина Сергея Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ДД.ММ.ГГГГ (паспорт гражданина Российской Федерации <данные изъяты>) к Маматкину Антону Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <данные изъяты> (паспорт гражданина Российской Федерации серия <данные изъяты>) о взыскании платы за подключение к газопроводу и проведение земляных работ – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2022 года.

Председательствующий судья                             /подпись/            Ю.В. Мурай

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-10524/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ямзин Сергей Николаевич
Ответчики
Маматкин Антон Владимирович
Другие
АО "Газпром газораспределение Север"
ООО "ПСК Дом"
ООО Агентство современных коммуникаций "Трудовые резервы"
Суд
Ленинский районный суд г. Тюмень
Судья
Мурай Юлия Вячеславовна
Дело на странице суда
leninsky.tum.sudrf.ru
26.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2022Передача материалов судье
31.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2022Подготовка дела (собеседование)
14.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2022Судебное заседание
22.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее