Дело № 2 –89/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Топки 28 февраля 2019 года
Топкинский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Раужина Е.Н.,
при секретаре Амеличкиной Т.Л.,
с участием представителя истца ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №-С/2019,
представителя ответчика Муниципального казенного предприятия «Тепло» – ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя соответчика – администрации Топкинского муниципального района ФИО6, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области к муниципальному казенному предприятию «Тепло», администрации Топкинского муниципального района о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области обратилось в суд с иском к муниципальному казенному предприятию «Тепло» (далее МКП «Тепло»), администрации Топкинского муниципального района о понуждении к исполнению санитарно – эпидемиологического законодательства.
Свои требования мотивирует тем, что при проведении административного расследования в отношении МКП «Тепло» 29 октября 2018 года был проведен отбор проб воды из распределительной сети по адресу: <адрес>, - а также из водонапорной башни по адресу: <адрес>. В ходе лабораторных испытаний, выполненных ИЛЦ филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в г. Березовском, г. Топки, Кемеровском и Топкинском районах, было установлено, что вода питьевая из разводящей сети (кран кухни) по адресу: <адрес>,- не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по содержанию марганца – (0,51+ 0,08) мг/дм3 при норме 0,1 мг/дм3; вода питьевая из водонапорной башни (скважины) по адресу: <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по содержанию марганца – (0,73+ 0,11) мг/дм3 при норме 0,1 мг\дм3.
Превышение содержания марганца в воде свидетельствует, по мнению истца, об отсутствии водоподготовки в д. Малый Корчуган Топкинского района, что оказывает вредное воздействие на организм потребителей.
Истец указывает на то, что в связи с подачей населению питьевой воды не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 МКП «Тепло» постановлением суда было привлечено к административной ответственности с назначением административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года №641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» истец с учетом дополнения (л.д.105) просит суд обязать МКП «Тепло» разработать План мероприятий по доведению качества питьевой воды до нормируемых санитарным законодательством показателей, с обязательным включением в него мероприятий по очистке скважины и подготовке воды перед подачей в распределительную сеть д. Малый Корчуган Топкинского района; обеспечить подачу жителям д. Малый Корчуган Топкинского района питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» в срок до 01 июня 2019 года.
В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности №-С/2019 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель администрации Топкинского муниципального района ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.103), в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных исковых требований, указывая на то, что МКП «Тепло» не нарушило требования ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года, поскольку уведомление о несоответствии качества питьевой воды в д. Малый Корчуган Топкинского района установленным нормативам было получено администрацией Топкинского муниципального района 22 января 2019 года. Таким образом, план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями должен быть составлен и согласован с соответствующими органами в срок до 01 июля 2019 года. Также представитель ответчика полагает, что устранение выявленных нарушений качества питьевой воды в д. Малый Корчуган Топкинского района Кемеровской области должно быть произведено МКП «Тепло».
Представитель МКП «Тепло» ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30), в судебном заседании поддержала доводы представителя администрации Топкинского муниципального района, не оспаривала наличие нарушений качества питьевой воды в д. Малый Корчуган Топкинского района. Просила предоставить срок для устранения указанных недостатков до 01 сентября 2019 года.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, представителей соответчиков, исследовав письменные материалы дела, находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека…
Согласно ст. 11 данного Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочих: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно статье 19 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В силу ст. 39 вышеуказанного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 24 утверждены санитарные правила «СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», в соответствии с которыми установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Санитарные правила разработаны на основании Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации.
Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой воды, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно п. п. 3.4, 3.4.1 вышеуказанных СанПиН безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В соответствии с частями 2 - 11 статьи 23 Закона о водоснабжении органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации.
На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.
В соответствии с Уставом предметом деятельности МКП «Тепло» является теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение населения Топкинского муниципального района, водоподготовка, транспортировка, подача или приготовление питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и очистка сточных вод с использованием централизованного водоотведения (л.д.35).
Постановлением администрации Топкинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п МКП «Тепло» определено гарантирующей организацией, осуществляющей деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе, на территории Юрьевского сельского поселения (л.д.48).
В соответствии с договором № о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53-55), ответчику передано на праве оперативного управления, в том числе, водопроводная скважина №, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.64); водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.69).
Также в силу договора от ДД.ММ.ГГГГ в оперативное управление ответчика была передана водопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.91).
Таким образом, МКП «Тепло» является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории д. Малый Корчуган Топкинского района.
Как следует из пояснений представителя истца, и подтверждается протоколом лабораторных испытаний № от 31 октября 2018 года (л.д.5), протоколом лабораторных испытаний № от 31 октября 2018 года (л.д.6), экспертным заключением по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований, измерений, испытаний №-ОКГ/03 от 02 ноября 2018 года (л.д.7-8), вода питьевая из распределительной сети централизованного водоснабжения (отобранная из внутреннего крана в жилом помещении по адресу: <адрес> не соответствует требованиям п. 3.4.1 (таблица 2) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (по санитарно – химическим показателям: фактическое содержание марганца 0,51+0,08 мг/дм3, при допустимом уровне – не более 0,1 мг/дм3. Вода питьевая подземного источника водоснабжения (отобранная из водонапорной башни (скважины) по адресу: <адрес> не соответствует требованиям п. 3.4.1 (таблица 2) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (по санитарно – химическим показателям: фактическое содержание марганца 0,73+0,11 мг/дм3, при допустимом уровне – не более 0,1 мг/дм3.
Постановлением судьи ... суда ... от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, в связи с вышеуказанными нарушениями МКП «Тепло» было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в связи с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к питьевому водоснабжению (л.д.32-33).
22 января 2019 года главе Топкинского муниципального района и руководителю МКП «Тепло» были направлены уведомления в соответствии с ч.5 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении», из которых следует, что в связи с выявленными в 2018 году нарушениями санитарно-эпидемиологических требований к питьевому водоснабжению, в том числе, в Юрьевском сельском поселении, к которому относится д. Малый Корчуган, необходимо внесение изменений в техническое задание на разработку и корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями (л.д.49-52).
Учитывая вышеизложенное, МКП «Тепло», как организация, осуществляющая холодное водоснабжение на территории д. Малый Корчуган Топкинского района, в связи с выявленными нарушениями обязано в соответствии с положениями ч.7 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль.
Доводы ответчика о направлении в адрес истца плана мероприятий по устранению нарушений 11 февраля 2019 года, не могут быть приняты судом, поскольку представленный план (л.д.110) не содержит обоснования предложенного способа устранения нарушений, а именно установки оборудования для очистки и обеззараживания АКВАХЛОР, перечня видов оборудования.
Таким образом, принимая во внимание наличие нарушений санитарно-эпидемиологических требований к питьевому водоснабжению в д. Малый Корчуган Топкинского района, требования ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении», суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца о возложении на МКП «Тепло» обязанности разработать План мероприятий по доведению качества питьевой воды до нормируемых санитарным законодательством показателей с обязательным включением в него мероприятий по очистке скважины и подготовке воды перед подачей в распределительную сеть д. Малый Корчуган Топкинского района подлежат удовлетворению.
Также, поскольку несоблюдение ответчиком – МКП «Тепло» вышеуказанных требований закона и санитарных правил, обязательных для исполнения при организации питьевого водоснабжения, создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц, нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевому водоснабжению в д. Малый Корчуган Топкинрского района установлены судом и не оспариваются ответчиками, суд полагает необходимым возложить на МКП «Тепло» обязанность обеспечить подачу жителям д. Малый Корчуган Топкинского района через централизованную систему холодного водоснабжения питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
С учетом положений ч.ч. 5-7 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении», а также мнения сторон по делу, суд полагает необходимым установить МКП «Тепло» срок для исполнения решения суда - до 01 сентября 2019 года.
С учетом характера заявленных исковых требований, суд не находит оснований для возложения обязанностей на администрацию Топкинского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области к муниципальному казенному предприятию «Тепло», администрации Топкинского муниципального района удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное казенное предприятие «Тепло» разработать План мероприятий по доведению качества питьевой воды до нормируемых санитарным законодательством показателей с обязательным включением в него мероприятий по очистке скважины и подготовке воды перед подачей в распределительную сеть д. Малый Корчуган Топкинского района; обеспечить подачу жителям д. Малый Корчуган Топкинского района питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок до 01 сентября 2019 года.
Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Е.Н.Раужин
Мотивированное решение суда составлено 07 марта 2019 года
На момент публикации решение в законную силу не вступило
Согласовано. Судья