Решение по делу № 2-313/2017 (2-6209/2016;) от 16.11.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«10» января 2017г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Куренковой Т.В.

с участием истца Огнерубова 1ИО., представителя администрации городского округа город Воронеж по доверенности Сафоновой А.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Огнерубова 1ИО к администрации городского округа город Воронеж о предоставлении в собственность жилого помещения взамен принадлежащего на праве собственности и признанного непригодным для проживания жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указал, что он является собственником комнаты в <адрес>, постоянно проживает в комнате и оплачивает коммунальные услуги, несмотря на то, что проживать в нем невозможно, так как стены имеют трещины, через которые в холодное время года проникает холод.

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено заключение городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу по причине того, что дом имеет деформацию фундамента, стен и несущих конструкций, которые несут опасность обрушения, а значит, несут угрозу жизни и здоровью гражданина, но до настоящего времени истцу благоустроенное жилое помещение не предоставлено.

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена муниципальная программа городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж. Согласно адресному перечню домов, планируемых к сносу и реконструкции, планируемый срок реализации программы по <адрес> - 2019 г., а исходя из аварийности дома, по мнению истца, к 2019 г. дом может обрушиться в любой момент.

Истец считает, что указанный дом находится в муниципальной собственности, планируемый снос дома на 2019 г. не может быть поставлен в зависимость от плана сноса по причине его аварийности и непригодности для проживания, имеющаяся в собственности комната является для истца единственным жилым помещением для проживания, возможности для проживания на съемных квартирах у истца нет, на его иждивении находятся 2 малолетних детей: сын Александр, 2008 года рождения и сын Никита, 2009 года рождения, материальное положение не позволяет истцу приобрести жилье, а бездействие ответчика нарушают права истца на нормальное, безопасное жилье для жизни и здоровья, свою обязанность по переселению граждан из аварийных домов, представляющих угрозу жизни жильцов, ответчиком до настоящего времени не исполняются, истец просит обязать администрацию городского округа г. Воронеж предоставить в собственность Огнерубову 1ИО. в границах городского округа г. Воронеж благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу г. Воронеж, жилое помещение равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению площадью 16.6 кв.м; возложить на Огнерубова 1ИО. обязанность передать, а на администрацию городского округа г. Воронеж принять в собственность в счет изъятия указанно жилое помещение после предоставления в собственность истца в границах городского округа город Воронеж благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу г. Воронеж, жилого помещения, равнозначного по общей площади занимаемому жилому помещению.

Истец Огнерубов 1ИО. иск поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Сафонова А.Ю. с иском не согласилась, представила письменные возражения (л.д.35-37).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пояснений сторон, свидетельства о государственной регистрации права, постановлений, сообщений, уведомления, заявления, выписки, имеющихся в деле, судом установлено, что истец является собственником комнаты в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13).

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено заключение городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу. Заключением городской межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что согласно результатам детального (инструментального обследования строительных конструкций и совокупности дефектов и повреждений, техническое состояние строительных конструкций в соответствии с положением СП 13-102- 2003 «Правил обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» в целом оценено как аварийное (л.д.41-42).

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена муниципальная программа городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж. Согласно адресному перечню домов, планируемых к сносу и реконструкции, планируемый срок реализации программы по <адрес> - 2019 г. (л.д.49).

Статьей 14 ЖК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Приказом Минрегиона России от 25.02.2005 г. № 18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, согласно п. п. 28, 29 которых при предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. На основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда». Согласно регламента малоимущими признаются граждане при одновременном наличии следующих оснований:

- размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (среднедушевой доход), размер дохода одиноко проживающего гражданина не превышает размера дохода, устанавливаемого органами местного самоуправления в целях признания граждан малоимущими и представления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

- стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, не превышает величины, устанавливаемой органами местного самоуправления в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Статьей 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Таким образом, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодателем предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. При этом законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Правила обеспечения жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, определены законодателем с 01.05.2005г. с установлением требования о признании их малоимущими.

На основании пояснений сторон и паспорта истца судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ. истец был зарегистрирован и фактически проживал со своей семьей (супруга ФИО2 и несовершеннолетние дети) по адресу: <адрес> - в жилом помещении, принадлежащим супруге на праве собственности (л.д.45,71,91,93). Данное обстоятельство, по мнению суда, свидетельствует о том, что в комнате в <адрес> истец фактически не проживал, реальной нуждаемости в данном помещении не имел, что фактически истцом не оспаривается.

Кроме того, согласно выписке из ЕГРПН помимо указанной квартиры супруге истца на праве собственности, возникшем в период брака с истцом, принадлежит дом с земельным участком (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.) и 1/3 доли в праве долевой собственности <адрес> (л.д.81-84).

Поскольку ни до ДД.ММ.ГГГГ, ни в настоящее время истец не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, то при рассмотрении настоящего спора суд с учетом вышеизложенных доказательств считает необходимым установить объективную нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997г. № 20-П, Определение от 15.02.2005г. № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Согласно вышеизложенного предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Суд учитывает также, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в ред. от 08.03.2015г.) обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).

Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального от 21.07.2007г. № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусматривает срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, порядок и объемы финансирования. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения. Истецне принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений в порядке, установленном статьями 51, 52 ЖК РФ, не признан относящимся к категории малоимущих граждан, не представил доказательств объективной нуждаемости в жилье, поэтому он не может претендовать на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Согласно ответу управления жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о признании малоимущим истец не обращался, на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоит (л.д.38-39).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Огнерубова 1ИО к администрации городского округа город Воронеж о предоставлении в собственность жилого помещения взамен принадлежащего на праве собственности и признанного непригодным для проживания жилого помещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме будет составлено к 16 час. 16.01.2017г.

2-313/2017 (2-6209/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Огнерубов С.А.
Ответчики
Никита
Администрация городского округа г. Воронеж
Александр
Суд
Центральный районный суд г. Воронеж
Дело на странице суда
centralny.vrn.sudrf.ru
16.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2016Передача материалов судье
18.11.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2016Предварительное судебное заседание
10.01.2017Судебное заседание
16.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее