Решение по делу № 3а-37/2020 от 12.12.2019

                                          Дело № 3а-37/2020

Решение    

Именем Российской Федерации

16 января 2020 года      г. Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Машкиной Н. Ф.,

при секретаре судебного заседания Прозоровой К. В.,

с участием представителя административного истца Стуса С. Н., действующего на основании доверенности от 10 сентября 2019 года (срок действия на десять лет),

представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю., действующей на основании доверенности от 20 марта 2019 года (срок действия до 20 марта 2021 года),

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Л.М.В.., действующей на основании доверенности от 09 января 2020 года (срок действия до 31 декабря 2020 года),

представителя заинтересованного лица Администрации города Ижевска Ш.М.А., действующего на основании доверенности от 27 декабря 2019 года (срок действия по 01 января 2021 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т.С.В. к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,

установил:

Т.С.В. обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит:

установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства: здания материального склада, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> размере его рыночной стоимости <данные изъяты>,00 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Административное исковое заявление мотивировано тем, является собственником указанного объекта недвижимости, установленная кадастровая стоимость в размере <данные изъяты> руб. значительно превышает его рыночную стоимость в размере <данные изъяты> руб., определенную Отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение размера налоговых платежей, исчисляемых на основании кадастровой стоимости.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в дело в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

В судебном заседании представитель административного истца С.С.Н. исковые требования поддержал, просил удовлетворить заявление о восстановление срока обращения в суд.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю., возражала против удовлетворения административных исковых требований, полагала, что административным истцом пропущен срок обращения в суд. С ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта недвижимости установлена новая кадастровая стоимость. Установленный отчетом размер рыночной стоимости объекта недвижимости не оспаривала.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Л.М.В. не возражала против заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Ижевска Ш.М.А. поддержал позицию представителя Правительства Удмуртской Республики.

В судебное заседание административный истец Т.С.В., представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не явились, извещены о времени и месте судебного заседания. В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие указанных лиц, признав их явку не обязательной.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что Т.С.В. на праве собственности принадлежит объект капитального строительства – здание материального склада, кадастровый , расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного и на основании главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц. При этом в соответствии со статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении указанного спорного нежилого здания определяется исходя из его кадастровой стоимости.

Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 135-ФЗ) предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как собственника объекта недвижимости, последний обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

На территории Удмуртской Республики кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участок), была определена по состоянию на 29 ноября 2011 года, а результаты оценки были утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 сентября 2012 года № 419 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Удмуртской Республики» (далее по тексту - Постановление № 419).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, датой на которую определена кадастровая стоимость в размере <данные изъяты> руб. является ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленного административным истцом в обоснование заявленных требований отчета Общества с ограниченной ответственностью «Бюро профессиональной оценки» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб.

В силу части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений об его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы не заявлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о принятии для определения кадастровой стоимости рассматриваемого объекта недвижимости его рыночной стоимости в размере, установленном отчетом Общества с ограниченной ответственностью «Бюро профессиональной оценки» № 1010/19 от 11 октября 2019 года.

Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера налоговых платежей, поэтому размер кадастровой стоимости объекта недвижимости непосредственно затрагивает интересы административного истца как собственника объекта, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

С заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в порядке статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ административный истец не обращался, в Верховный Суд Удмуртской Республики административное исковое заявление поступило 12 декабря 2019 года, следовательно, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2019 года.

Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой подачи заявления для физических лиц является дата обращения в суд или в Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Материалами административного дела подтверждено, что оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, были внесены в Единый государственный реестр объектов недвижимости 16 февраля 2013 года, с настоящим административным исковым заявлением в суд Т.С.В. обратилась 12 декабря 2019 года, то есть за пределами установленного законом пятилетнего срока.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом срока периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

В соответствии с абзацем первым статьи 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ в редакции, действовавшей до 30 ноября 2016 года государственная кадастровая оценка проводилась по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 1 статьи 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» были исключены.

20 ноября 2019 года постановлением Правительства Удмуртской Республики утверждены результат определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков, помещений, объектов незавершенного строительства) и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2019 года, согласно которому в отношении спорного объекта недвижимости установлена кадастровая стоимость в размере <данные изъяты> руб. (пункт <данные изъяты> Таблица 28 – Город Ижевск).

По мнению суда, принятие данного нормативного правового акта не может свидетельствовать о безусловном основании для отказа в восстановлении срока обращения в суд, в виду того, что начиная с 2012 года и до ноября 2019 года уполномоченным органом своевременно очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Удмуртской Республики не была проведена, сведений о дате внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости со стороны административного ответчика не предоставлено, а также с учетом гарантированного права на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов административного истца, который правообладателем спорного объекта недвижимости стал лишь в 2018 году, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежит восстановлению.

При этом суд обращает внимание на следующе.

В соответствии с пунктами 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в Единый государственный реестр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).

При этом, согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

Следовательно, к данным правоотношениям подлежит применению оспариваемая архивная кадастровая стоимость и у административного истца по настоящее время сохраняется право применить результаты пересмотра кадастровой стоимости.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации по 31 декабря 2018 года.

Настоящий судебный акт является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20Федерального закона № 135-ФЗ.

С учетом изложенного и установленного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Т.С.В. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства – здание материального склада с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> размере его рыночной стоимости <данные изъяты>,00 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 3 года.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья     Н. Ф. Машкина

3а-37/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тихонова Светлана Владимировна
Ответчики
Правительство УР
Управление Росреестра по УР
Другие
Администрация МО "город Ижевск"
Стус Сергей Николаевич
ФГБ "ФКП Росреестра по УР"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Машкина Наталья Федоровна
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
12.12.2019Регистрация административного искового заявления
13.12.2019Передача материалов судье
13.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2020Дело оформлено
16.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее