12-86/18
Решение
28 марта 2018 года г.Оренбург
Судья Дзержинского районного суда г.Оренбурга Елисеев С.Л.
с участием:
представителя ООО «Совин Розница» <ФИО>3
при секретаре Старковой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Совин Розница» на постановление мирового судьи судебного участка № <...>, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № <...> от <Дата обезличена>,
Установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № <...>, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № <...> от <Дата обезличена> ООО «СОВИН РОЗНИЦА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью «СОВИН РОЗНИЦА» (далее ООО «СОВИН РОЗНИЦА») <ФИО>3., действующая на основании доверенности от <Дата обезличена>, обратилась в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № <...>, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № <...> от <Дата обезличена>. Считает постановление мирового судьи судебного участка № <...> от <Дата обезличена> незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, так как в действиях ООО «СОВИН РОЗНИЦА» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ. В обоснование доводов своей жалобы ссылается на то, что диспозиция ч.3 ст.14.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Особые правила и требования розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены положениями ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции». Полагает, что Дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области, утвержденных Постановлением Правительства Оренбургской области от 14.09.2012 № 786-п, не могут применяться при рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку они приняты и утверждены в нарушение норм действующего законодательства. Кроме того, ссылается на то, что вышеуказанные дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области, которыми руководствовался мировой судья при рассмотрении дела об административном правонарушении по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, были приняты Правительством Оренбургской области, который является высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области, хотя соответствующие акты могут приниматься только законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку ими вводятся ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота. Считает довод мирового судьи о делегировании органом законодательной власти Оренбургской области Правительству области полномочий по принятию нормативно-правовых актов, в том числе в области регулирования производства и оборота алкогольной продукции, противоречащим Конституции РФ и п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47. В связи с тем, что запрет на розничную продажу алкогольной продукции в розлив в помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах, принят в нарушение норм федерального законодательства, в действиях ООО «СОВИН РОЗНИЦА» отсутствует событие правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ. Просила постановление мирового судьи судебного участка № <...> от <Дата обезличена> отменить, производство в отношении ООО «СОВИН РОЗНИЦА» прекратить.
В судебном заседании представитель ООО «СОВИН РОЗНИЦА» <ФИО>3., действующая на основании доверенности от <Дата обезличена>, просила жалобу по указанным в ней основаниям удовлетворить, постановление мирового судьи судебного участка № <...> от <Дата обезличена> отменить.
Рассмотрев жалобу ООО «СОВИН РОЗНИЦА», исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя, суд приходит к следующему.
Мировым судьей верно квалифицированы действия ООО «СОВИН РОЗНИЦА» по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «СОВИН РОЗНИЦА» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, а именно: реализации алкогольной продукции в розлив в виде одной бутылки пива, принадлежащей ООО «СОВИН РОЗНИЦА», в торговой точке, расположенной в нежилом встроенном помещении жилого многоквартирного дома, полностью подтверждается всей совокупностью доказательств, представленных в материалы дела, и отраженных в постановлении мирового судьи.
Мировой судья верно ссылается на нормативно-правовую базу при установлении вины ООО «СОВИН РОЗНИЦА» в совершении административного правонарушения по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, в том числе на Постановление Правительства Оренбургской области от 14.09.2012 года № 786-п «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области».
Суд не может согласиться с доводами представителя ООО «СОВИН РОЗНИЦА» о том, что установленные вышеуказанным Постановлением Правительства Оренбургской области дополнительные ограничения являются незаконными и противоречат действующему законодательству по следующим основаниям.
Постановление Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2012 г. № 786-П «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области» принято Правительством области в соответствии со ст.16 Федерального Закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, а также с целью введения на территории Оренбургской области дополнительных ограничений времени и места розничной продажи алкогольной продукции. Данное Постановление принято и на основании Устава Оренбургской области от 20 ноября 2000 года № 724/213-03.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
П.1 ст.1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».В силу ст.3 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из названного Федерального закона и иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.20 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2009 года № 3223/740-IV-ОЗ «О Правительстве Оренбургской области», Правительство Оренбургской области: осуществляет реализацию государственной политики в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; определяет и разрабатывает приоритетные направления развития потребительского рынка области; обеспечивает проведение государственной политики в области качества продукции и защиты прав потребителей, лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»»; организует осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
Федеральное законодательство определило, что вопросы, связанные с торговлей алкогольной продукции находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовое регулирование осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На территории Оренбургской области правовое регулирование отношений по розничной продаже алкогольной продукции осуществляет Правительство Оренбургской области – высший исполнительный орган государственной власти Оренбургской области.
Согласно абзацу 2 п.9 ст.16 Федерального закона № 171-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные (помимо установленных федеральным законодательством) ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Ограничение, установленное постановлением Правительства Оренбургской области: продажа алкогольной продукции в розлив в торговых объектах (за исключением предприятий общественного питания, соответствующих типу «ресторан», «кафе»), расположенных в нежилых встроенных, встроенно-пристроенных, пристроенных помещениях жилых домов и жилых многоквартирных домов», относится к дополнительным ограничениям (не предусмотренным федеральным законодательством) условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории области.
По правилам п.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, самостоятельно определяют, в частности, вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля); специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля); тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект); ассортимент продаваемых товаров.
По смыслу данной правовой нормы из общего правила, предполагающего свободу предпринимательской деятельности в сфере торговли, федеральным законодательством могут быть установлены определенные изъятия. Поскольку в данном случае такое изъятие в отношении розничной продажи алкогольной продукции установлено абзацем 2 пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, Правительство Оренбургской области реализовало предоставленное право путем установления дополнительных ограничений по местам продажи и условий продажи алкогольной продукции.
Оценивая вышеизложенное в совокупности, суд приходит к убеждению, что установленные постановлением Правительства Оренбургской области дополнительные ограничения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроте того, суд не может признать состоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что постановление правительства Оренбургской области издано с превышением предоставленных ему полномочий, так как правительство Оренбургской области является исполнительным, а не законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как было упомянуто выше, постановление правительства Оренбургской области № 786-п от 14.09.2012г. принято на основании Устава Оренбургской области от 20 ноября 2000 года № 724/213-ОЗ.
Согласно ст.12 Устава (Основного закона) Оренбургской области № 724/213-ОЗ от 20 ноября 2000 года, принятым решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 25 октября 2000г. № 724, на территории Оренбургской области действует Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, настоящий Устав и иные нормативные правовые акты области.
В соответствии со ст.15 Устава Законодательство Оренбургской области составляют: Устав (Основной Закон) Оренбургской области; законы Оренбургской области; указы Губернатора Оренбургской области; постановления Правительства Оренбургской области; иные нормативные правовые акты, предусмотренные Уставом (Основным Законом) и законом Оренбургской области. Законодательное Собрание области, Губернатор области, Правительство области принимают нормативные правовые акты (акты, обязательные для государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, граждан, иных лиц на всей территории области) в пределах своей компетенции в соответствии с Уставом (Основным Законом) Оренбургской области.
В соответствии с ч.1 ст.27 Закона Оренбургской области от 16.11.2009 года № 3223/740-IV-ОЗ «О Правительстве Оренбургской области» правительство Оренбургской области в пределах своих полномочий принимает постановления, обеспечивает их исполнение.
С учетом приведенных выше законоположений и установленных обстоятельств правительство Оренбургской области обладало необходимыми полномочиями на издание постановления от 14.09.2012г. № 786-п и постановления от 28.04.2017г. № 317-п «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области» от 14.09.2012г. № 786-п, которым было введено дополнительной ограничение, касающееся запрета розничной продажи алкогольной продукции в розлив в торговых объектах, расположенных в нежилых встроенных, встроено-пристроенных, пристроенных помещениях жилых домов и жилых многоквартирных домов.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы представителя ООО «СОВИН РОЗНИЦА» <ФИО>3 не нашли своего подтверждения в судебном заседании, а потому жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Мировым судьей все обстоятельства были установлены правильно, им дана верная юридическая оценка, действия ООО «СОВИН РОЗНИЦА» верно квалифицированы по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ, поэтому постановление мирового судьи судебного участка № <...> от <Дата обезличена> является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ч.1 ст.30.7 КоАП РФ
Решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...> ░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» <░░░>3.- ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░