Дело № 2 – 238/2021                     17 июня 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Феоктистовой М.Ю.

с участием прокурора Кулешовой С.Г.,

при секретаре Жекетовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, - в лице администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью «ВИРА сервис» о возложении обязанности по оснащению многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии,

У С Т А Н О В И Л:

Сланцевский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, - в лице администрации МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области обратился в суд с иском к ООО «ВИРА сервис» о возложении обязанности по оснащению многоквартирных домов коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, отвечающим требованиям законодательства.

В ходе судебного разбирательства прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и окончательно просил:

- обязать ООО «ВИРА сервис» принять меры по оснащению многоквартирных домов № 3, № 5, № 16 ул. Шахтерской Славы, № 30-а, № 30-б, № 34-б ул. Ленина, № 9/2 ул. Спортивная, № 6-а, № 7 ул. Баранова, № 7, № 12-а ул. Кирова г. Сланцы Ленинградской области коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, отвечающим требованиям законодательства;

- обязать ООО «ВИРА сервис» ввести (общедомовые) приборы учёта тепловой энергии в многоквартирных домах № 3, № 5, № 16 ул. Шахтерской Славы, № 30-а, № 30-б, № 34-б ул. Ленина, № 9/2 ул. Спортивная, № 6-а, № 7 ул. Баранова, № 7, № 12-а ул. Кирова г. Сланцы Ленинградской области в эксплуатацию;

- установить срок исполнения судебного акта в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В исковом заявлении указано, что во исполнение поручения Генерального прокурора Российской Федерации, поручения прокуратуры Ленинградской области Сланцевской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего правоотношения в сфере теплоснабжения, в частности, проведена проверка соблюдения требований законодательства об оснащении МКД общедомовыми приборами учета.

В ходе проверки было установлено, что в рамках муниципальной адресной программы «Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в Сланцевском городском поселении» многоквартирные дома № 3, № 5, № 16 ул. Шахтерской Славы, № 30-а, № 30-б, № 34-б ул. Ленина, № 9/2 ул. Спортивная, № 6-а, № 7 ул. Баранова, № 7, № 12-а ул. Кирова г. Сланцы Ленинградской области в 2009 году были оборудованы прибором учета тепловой энергии. Вместе с тем данный прибор учета не может быть введен в эксплуатацию в связи с тем, что он не отвечает требованиям правил о коммерческом учете тепловой энергии, ремонт и поверка прибора учета невозможна, требуется его реконструкция, что подтверждается соответствующими актами 12 июля 2018 года, составленными должностным лицом ресурсоснабжающей организации.

Управление данными многоквартирными домами города Сланцы в соответствии с решениями общего собрания собственников и на основании договоров управления многоквартирным домом осуществляет ООО «ВИРА сервис».

Теплоснабжающей организацией в отношении объектов теплоснабжения г. Сланцы Ленинградской области определено АО «Нева Энергия».

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ и пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491. Наличие у ресурсоснабжающей организации обязанности по непосредственной установке общедомовых приборов учета не прекращает обязательства управляющей организации по обеспечению надлежащего содержания общедомового имущества, в том числе, по оснащению многоквартирного дома приборами учета путем заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета, обеспечению доступа ресурсоснабжающей организации к месту установки приборов учета, принятию мер по вводу их в эксплуатацию. При этом оснащение многоквартирного дома общедомовыми приборами учета не зависит от наличия или отсутствия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об установке таких приборов учета.

Действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ.

Таким образом, оснащение многоквартирного дома приборами учета, в том числе путем заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета, обеспечение доступа ресурсоснабжающей организации к месту установки приборов учета, а также обеспечение ввода приборов учета в эксплуатацию, как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан жилищно-коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации.

Поскольку в вышеуказанных многоквартирных жилых домах имеются жилые помещения: квартиры 3, 36, 57, 63 в доме № 3, квартира 55 в доме № 5, 3 комнаты в квартире 4, 1 комната в квартире 28 в доме № 16 ул. Шахтерской Славы, квартиры 11, 13 в доме № 30-а, квартиры 12, 16, 17, 31, 35 в доме № 30-б, квартира 56 в доме № 34-б ул. Ленина, квартиры 4, 47, 61 (1 комната) в доме № 9/2 ул. Спортивная, квартира 52 в доме № 6-а, квартира 9, 45, 87 в доме № 7 ул. Баранова, квартиры 2, 7, 30, 81, 90, 98 в доме № 7, квартира 52 в доме № 12-а ул. Кирова г. Сланцы Ленинградской области, которые находятся в муниципальной собственности, отсутствие общедомовых приборов учёта тепловой энергии нарушает права МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, как собственника жилых помещений, в которые предоставляется коммунальная услуга теплоснабжения, расчёт за которую производится без учёта показаний общедомовых приборов учёта тепловой энергии.

В судебном заседании прокурор Кулешова С.Г., действующая по удостоверению, уточнённые исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, кроме МКД № 12-а по ул. Кирова в г. Сланцы Ленинградской области, пояснив, что указанный дом уже оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и 11 марта 2021 года прибор учета допущен в эксплуатацию.

Представитель истца администрации МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области юрисконсульт Воропаева Н.П., действующая на основании доверенности, заявленные прокурором требования поддержала и просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «ВИРА сервис» Ковальчук Ю.А., действующая по доверенности, в суд явилась, исковые требования прокурора не признала, представила письменные возражения на иск, где указала, что управляющая организация на основании договоров управления и лицензии № 068 от 13 апреля 2015 года управляет указанными в исковом заявлении многоквартирными домами в г. Сланцы Ленинградской области. В 2009 году была проведена Муниципальная адресная программа «Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в Сланцевском городском поселении». В ходе реализации поименованной Программы в 2010 году были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии (далее - УУТЭ) в многоквартирных домах - № 3, № 5, № 16 ул. Шахтерской Славы, № 30-а, № 30-б, № 34-б ул. Ленина, № 9/2 ул. Спортивная, № 6-а, № 7 ул. Баранова, № 7, № 12-а ул. Кирова г. Сланцы Ленинградской области, находящихся в управлении ответчика. В эксплуатацию данные УУТЭ не были введены ввиду отсутствия решения общих собраний собственников помещений в МКД по вопросу включения общедомовых приборов учета тепловой энергии в состав общего имущества и утверждении платы за их содержание и поверку.

На момент установки оборудования в 2010 году управляющие организации не обладали правом инициировать проведение внеочередных общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, в связи с чем информация о необходимости принятия решения о включении прибора учета тепловой энергии в состав общего имущества по спорным адресам, где были установлены УУТЭ, была доведена до собственников путем размещения ее в местах общего пользования на информационных стендах на лестничных клетках. Но лиц, желающих выступить инициаторами и провести внеочередное общее собрание по вопросам включения в состав общего имущества МКД установленных по программе УУТЭ и ведению расчетов по ним, не нашлось.

Поскольку монтаж оборудования в указанных домах был завершен в 2010 года, сроки поверки оборудования наступили в 2013 году, а впоследствии изменились требования к узлам учёта.

Установленные приборы не используются по назначению в связи с отсутствием полного комплекса элементов, составляющих узел учета.

В связи с давним сроком установки приборов и изменением требований к узлам учета требуется выполнение полного комплекса мероприятий в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034.

В июле 2019 года по адресу: г. Сланцы ул. Кирова, 12-а, представители филиала АО «Нева Энергия» смонтировали и оформили акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, но расчеты за потребленную тепловую энергию по нему не производят, поскольку не имеется решения общего собрания собственников о включении УУТЭ в состав общего имущества.

Включение в состав общего имущества УУТЭ для ввода его в эксплуатацию не является обязательным, поскольку указанный УУТЭ был установлен за счет средств АО «Нева Энергия» в рамках Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Тем не менее, по адресу: г. Сланцы ул. Кирова, 12-а, в период с 1 по 7 октября 2019 года было проведено общее собрание собственников по вопросам установки обще омового прибора учета тепловой энергии. По указанным вопросам собственниками помещений в МКД решения не приняты ввиду отсутствия 2/3 голосов.

В МКД по адресу: г. Сланцы ул. Кирова, 12-а, в период с 8 по 24 февраля 2021 года проводится общее собрание собственников помещений по вопросам установки и приобретения всеми собственниками помещений в МКД в общую долевую собственность УУТЭ и включению данного УУТЭ в состав общего имущества МКД.

В МКД по адресу: г. Сланцы ул. Кирова, 7, ул. Баранова, 7, в период с 5 февраля по 1 марта 2021 года проводятся общие собрания собственников по вопросам установки УУТЭ.

В МКД по адресу: г. Сланцы ул. Ленина, 2, в рамках реализации краткосрочного плана по капитальному ремонту МКД в период с 30 сентября по 15 октября 2020 года проводилось общее собрание собственников помещений по вопросам утверждения сметы на проектные (изыскательские) работы на капитальный ремонт сетей теплоснабжения, установки коллективных общедомовых (ПУ и УУ), по предложению НО «Фонд капитального ремонта Ленинградской области». Решение собственниками помещений было не принято ввиду отсутствия 2/3 голосов.

На основании п. 6 ст. 189 ЖК РФ и п. 4 ст. 10 Закона Ленинградской области от 29 ноября 2013 года № 82-оз «Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области» ООО «ВИРА сервис» направило на имя главы МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области письмо № 463/20 от 12 ноября 2020 года с просьбой принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в поименованном МКД.

     В соответствии с п. 5, 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. Если установка и ввод в эксплуатацию не были произведены до 1 июля 2012 года, то организация, чьи сети непосредственно присоединены к сетям многоквартирного дома и которые осуществляют передачу соответствующего коммунального ресурса, обязаны до 1 июля 2013 года совершить действия по оснащению приборами учета многоквартирный дом общедомовыми приборами учета за счет средств собственников помещений. Расходы на оснащение дома приборами учета относятся ресурсоснабжающей организацией на собственников. По умолчанию собственников предоставляется рассрочка на 5 лет. В случае если до 01 июля 2013 года собственниками не принято решение об установке коллективных приборов учета, ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета. На ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации как коллективных приборов учета в местах подключения объектов многоквартирных домов к централизованным системам энергоснабжения, так и индивидуальных приборов учета.

В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, если это потребовало от соответствующих ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере, установленном Законом об энергосбережении, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению соответствующих объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью их принудительного взыскания.

Считает, что ООО «ВИРА сервис» является ненадлежащим ответчиком, поскольку законодатель возлагает обязанность по оснащению МКД приборами учета на соответствующую ресурсоснабжающую организацию, и просит в иске отказать.

Представитель третьего лица АО «Нева Энергия» Коренчук М.В., действующая по доверенности, исковые требования признала, поддержала доводы письменного отзыва на иск, где указала, что в соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Указанное в законе требование к ресурсоснабжающим организациям распространяется на жилые дома, в которых отсутствовали общедомовые приборы учета тепловой энергии и теплоносителя на 1 июля 2012 года, то есть в переходный период, при первичном оснащении жилых домов узлами и приборами учета. Вышеуказанные МКД были оснащены общедомовыми узлами учета в рамках реализации муниципальной программы в 2009 году и допущены в эксплуатацию. Установленная законом обязанность по первичному оснащению дома общедомовыми прибором учета была исполнена. В связи с чем полагает, что у АО «Нева Энергия» нет обязанности принудительно устанавливать общедомовые приборы учета на основании ч. 12 ст. 13 вышеуказанного закона за свой счет с последующим возложением расходов на собственников помещений в МКД.

Также АО «Нева Энергия» невправе отказать в заключении договора установки УУТЭ в случае обращения к ней собственников (представителя собственников). Так, на основании обращения ООО «ВИРА сервис» и заключенного договора МКД № 12-а по ул. Кирова в г. Сланцы оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии. 11 марта 2021 года прибор учета допущен в эксплуатацию.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В связи с этим в части 5 статьи 13 указанного Закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Из анализа положений части 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ следует, что после 1 июля 2013 года обязанность по непосредственной установке приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена на ресурсоснабжающую организацию.

Частью 4 статьи 12 Закона № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно статье 162 ЖК РФ управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.

В силу п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подпункт "и"); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" (подпункт "к").

Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.

Таким образом, из буквального толкования приведенных норм материального права следует, что непосредственная установка коллективных (общедомовых) приборов учета после 1 июля 2013 года должна быть осуществлена силами ресурсоснабжающей организации. В свою очередь, управляющие компании обязаны обеспечить установку соответствующих приборов учета путем обеспечения доступа ресурсоснабжающей организации к месту их установки, возмещения расходов, понесенных на установку коллективных (общедомовых) приборов учета, принятия мер по вводу в эксплуатацию установленных приборов учета. При этом действия каждого должны быть согласованы и направлены на достижение единого результата, а именно оснащение соответствующих многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета горячего водоснабжения и тепловой энергии.

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ содержанию многоквартирного дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства, регулирующего правоотношения в сфере теплоснабжения, было установлено, что в рамках муниципальной адресной программы «Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в Сланцевском городском поселении» многоквартирные дома № 3, № 5, № 16 ул. Шахтерской Славы, № 30-а, № 30-б, № 34-б ул. Ленина, № 9/2 ул. Спортивная, № 6-а, № 7 ул. Баранова, № 7, № 12-а ул. Кирова г. Сланцы Ленинградской области в 2009 году были оборудованы прибором учета тепловой энергии. Вместе с тем данный прибор учета не может быть введен в эксплуатацию в связи с тем, что он не отвечает требованиям правил о коммерческом учете тепловой энергии, ремонт и поверка прибора учета невозможна, требуется его реконструкция, что подтверждается соответствующими актами 12 июля 2018 года, составленными должностным лицом ресурсоснабжающей организации, что нарушает императивные требования, установленные частями 1 и 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Поскольку в вышеуказанных многоквартирных жилых домах имеются жилые помещения: квартиры 3, 36, 57, 63 в доме № 3, квартира 55 в доме № 5, 3 комнаты в квартире 4, 1 комната в квартире 28 в доме № 16 ул. Шахтерской Славы, квартиры 11, 13 в доме № 30-а, квартиры 12, 16, 17, 31, 35 в доме № 30-б, квартира 56 в доме № 34-б ул. Ленина, квартиры 4, 47, 61 (1 комната) в доме № 9/2 ул. Спортивная, квартира 52 в доме № 6-а, квартира 9, 45, 87 в доме № 7 ул. Баранова, квартиры 2, 7, 30, 81, 90, 98 в доме № 7, квартира 52 в доме № 12-а ул. Кирова г. Сланцы Ленинградской области, которые находятся в муниципальной собственности, отсутствие общедомовых приборов учёта тепловой энергии нарушает права МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, как собственника жилых помещений, в которые предоставляется коммунальная услуга теплоснабжения, расчёт за которую производится без учёта показаний общедомовых приборов учёта тепловой энергии.

Установлено, что ООО «ВИРА сервис» является управляющей организацией на основании договоров управления и лицензии № 068 от 13 апреля 2015 года и оказывает услуги по содержанию общедомового имущества многоквартирных домов, указанных в исковом заявлении.

АО «Нева Энергия» выступает ресурсоснабжающей организацией и поставляет тепловую энергию и горячую воду для многоквартирных домов по указанным адресам в г. Сланцы Ленинградской области.

В 2009 год была проведена Муниципальная адресная программа «Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в Сланцевском городком поселении» (далее – Программы).

В 2010 году были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии (далее – УУТЭ) в многоквартирных домах № 3, № 5, № 16 ул. Шахтерской Славы, № 30-а, № 30-б, № 34-б ул. Ленина, № 9/2 ул. Спортивная, № 6-а, № 7 ул. Баранова, № 7, № 12-а ул. Кирова г. Сланцы Ленинградской области, находящихся в управлении ООО «ВИРА сервис». В эксплуатацию данные УУТЭ не были введены, ввиду отсутствия решения общих собраний собственников помещений в МКД по вопросу включения общедомовых приборов учета тепловой энергии в состав общего имущества и утверждения платы за их содержание и поверку.

В настоящее время общее собрание собственников по вопросам установки УУТЭ, включения общедомового прибора учета тепловой энергии в состав общего имущества, о порядке финансирования были признаны не правомочными ввиду отсутствия необходимого количества голосов.

В настоящее время на основании обращения ООО «ВИРА сервис» и заключенного договора МКД № 12-а по ул. Кирова в г. Сланцы Ленинградской области оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии. 11 марта 2021 года прибор учета допущен в эксплуатацию, в связи с чем прокурор не поддерживает исковые требования по этому дому.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В силу ч. 12 ст. 13 вышеназванного Закона организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

    Таким образом, оснащение многоквартирного дома приборами учета, в том числе путем заключения договора с ресурсоснабжающей организаций на установку приборов учета, обеспечение доступа ресурсоснабжающей организации к месту установки приборов учета, а также обеспечение ввода приборов учета в эксплуатацию, как часть отношений, возникших при обеспечении граждан жилищно-коммунальными услугами, входит в число обязанностей управлений организации.

Порядок возмещения расходов управляющей организации по оснащению многоквартирного дома приборами учета предусмотрен ч. 12 ст. 13 Закона № 261 и заключается в том, что собственники помещений многоквартирного дома оплачивают равными долями в течение 5 лет с даты установки приборов учета расходы на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерения оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

При этом, как следует из положений ст. 162 ЖК РФ, п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ № 416 от 15 мая 2013 года, п.п. 24, 26 Правил № 491, управляющая организация в силу своего статуса имеет всю информацию о доле каждого собственника в праве общей долевой собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей организацией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями с учетом выбранного собственниками порядка оплаты.

    Согласно письму ООО «ВИРА сервис» от 7 сентября 2020 года в некоторых МКД по указанным адресам ранее установленные УУТЭ визуально в удовлетворительном состоянии, но введены в эксплуатацию быть не могут в связи с тем, что не отвечают требованиям Правил о коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя № 1034, требуется выполнение полного комплекса мероприятий.

В Законе № 261-ФЗ предусмотрены виды мероприятий по повышению эффективности энергосбережения, которые должны быть проведены участниками рынка услуг, сроки их проведения и ответственные лица за их проведение.

Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона № 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В случае неисполнения ими данной обязанности согласно части 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие и управляющие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Суд установил, что указанные прокурором в исковом заявлении многоквартирные жилые дома общедомовыми приборами учета энергии оснащены, но не введены в эксплуатацию (не подлежат ремонту и поверке), и в настоящее время в силу принятых на себя договорных обязательств и оказываемых жильцам, проживающим в данных МКД, услуг именно ответчик относится к лицам, ответственным за оснащение обслуживаемых объектов приборами учета потребляемой энергии.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.ст. 57, 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что в силу вышеприведенных норм материального права обязанность по установке приборов учета, используемой воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод указанных приборов в эксплуатацию возложена на собственников жилых помещений.

Принимая во внимание приведенные нормы закона и установленные обстоятельства дела, а также учитывая, что в многоквартирных домах, по указанным адресам имеется техническая возможность по установке приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, суд счел требования прокурора законными и обоснованными, ввиду чего заявленные требования подлежат удовлетворению.

    Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просит установить срок исполнения решения суда в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом принципа разумных пределов исполнения решения, а также всех обстоятельств дела и объемом предстоящих работ суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ «░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 3, № 5, № 16 ░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░, № 30-░, № 30-░, № 34-░ ░░. ░░░░░░, № 9/2 ░░. ░░░░░░░░░░, № 6-░, № 7 ░░. ░░░░░░░░, № 7 ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ «░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 3, № 5, № 16 ░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░, № 30-░, № 30-░, № 34-░ ░░. ░░░░░░, № 9/2 ░░. ░░░░░░░░░░, № 6-░, № 7 ░░. ░░░░░░░░, № 7 ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2-░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░              ░░░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░ 2021 ░░░░.

2-238/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области
Сланцевская городская прокуратура
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Вира-Сервис"
Другие
акционерное общество "Нева Энергия"
Суд
Сланцевский городской суд Ленинградской области
Судья
Феоктистова Марина Юрьевна
Дело на сайте суда
slancevsky.lo.sudrf.ru
25.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2020Передача материалов судье
11.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.02.2021Предварительное судебное заседание
02.02.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.03.2021Предварительное судебное заседание
03.03.2021Судебное заседание
09.03.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.04.2021Предварительное судебное заседание
26.04.2021Предварительное судебное заседание
17.06.2021Предварительное судебное заседание
17.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее